Инновационные технологии в работе музыкального руководителя. Логоритмика.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Нейропсихологи считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, а значит и активен весь человек. Занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга. обеспечивая развитие сенсорных. познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память.    

        Нашими музыкальными руководителями используется опыт музыкально-коррекционной работы, построенной на синтезе элементов логопедической ритмики и ведущих принципов музыкально – педагогической концепции « Логоритмика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal.docx22.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в работе музыкального руководителя. Логоритмика.

Практика убеждает в том, что у большинства детей с нарушением опорно-двигательного аппарата возникают проблемы с формированием одной из наиболее сложной организованной психической функции – речи. Речевые нарушения вызываются, и повреждениями двигательных механизмов речи, и расстройствами смежных психических функций. Помимо нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Исходя из этого, на проводимой ежегодно в детском саду МПК выявляется достаточно большое количество детей, нуждающихся в логопедической помощи. Так как приоритетным направлением в работе детского сада является коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, работа логопеда строится по типу логопункта. Учитывая, что в часть родителей по какой-либо причине не может, или не желает переводить своего ребенка в специализированную речевую группу другого ДОУ, для занятий с логопедом зачисляются воспитанники ДОУ с тяжелыми нарушениями речи: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, ОНР, заикание, алалией.

В отличии от специализированного ДОУ, задача коррекции речи на логопункте является дополнительной, поэтому в нашем случае, как нигде, очень важна и значима взаимосвязь и приемственность всех специалистов дошкольного учреждения. Реализация подхода взаимодействия способствует более высоким темпам развития речи. Результатом такой работы являются чистая, правильная речь детей , хорошая подготовка их к школе и как результат, успешное обучение в дальнейшем.

В данном выступлении будет отражена работа музыкального руководителя в контексте коррекции речевого развития.

Нейропсихологи считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, а значит и активен весь человек. Занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга. обеспечивая развитие сенсорных. познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память.

Нашими музыкальными руководителями используется опыт музыкально-коррекционной работы, построенной на синтезе элементов логопедической ритмики и ведущих принципов музыкально – педагогической концепции « Логоритмика». Сама по себе эта технология не является коррекционной, а призвана всесторонне развивать личность ребёнка, используя его природную потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание участвовать во всех этих видах деятельности одновременно. Именно в этой полихудожественной деятельности активизируются, раскрываются все сферы жизнедеятельности ребёнка – его эмоциональность, активность, индивидуальность, творческий потенциал, межличностные отношения, что в конечном итоге даёт основу для полноценного развития личности и успешности человека в будущем. Дети с ослабленным здоровьем и часто отстающие от сверстников в общем развитии, как никто другой, нуждаются в подобном творческом и эмоциональном “толчке” для более успешного преодоления нарушенных функций организма.

Ведущими принципами логоритмики являются:

  1. Креативность, под которым подразумевается сотворчество, созидание, доверительное отношение взрослого и ребёнка.
  2. Синтез музыки – движения – речи, где ритм является первоосновой, открывает каждому ребёнку дверку для самореализации и выбора деятельности по своим способностям, желанию, независимо от музыкальных данных.
  3. Решение проблем личностной адаптации, коммуникативных отношений.
  4. Оздоровление. Реализация лечебно – оздоровительного педагогического действия средствами музыки на организм здоровых и ослабленных детей.

Содержание упражнений и методические приёмы, используемые для решения коррекционных задач, обусловлены целями и задачами логопедической ритмики Идеи логоритмики получили своё современное продолжение в разработках Татьяны Эдуардовны Тютюнниковай. Её методика, названная "методикой элементарного музицирования. затрагивает разные стороны развития ребёнка, в том числе и развитие речи. Используя методы и приёмы данной программы нашими музыкантами наряду с упражнениями для развития музыкальности детей, используется ряд дополнительных упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития мышечного чувства. Особое внимание уделяется речевым играм, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, постановке голосового аппарата; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определённому музыкальному звуку, а так же распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Упражнения и игры по данной тематике обязательно включаются в каждое музыкальное занятие. как его неотъемлемая часть. Все формы работы предполагают личностную активность ребёнка.

Основными видами деятельности на занятиях по творческому музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация. На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический поход.

Первым инструментом человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас. Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека, что очень важно для наших "речевых" детей.

Речевые игры (или речевое музицирование) Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Веё основе лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма.

Речевое музицирование начинается с игр с фонемами, фонемными слогами. Из опыта многих педагогов известно, что дети с воодушевлением воспринимают звуковую бессмыслицу. Об этом, в частности, писал К. Чуковский в книге "От двух до пяти", посвящённой формированию и развитию детской речи. Примером такой игры будет в дальнейшем продемонстрированная игра"......"

Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса, текст которой не поётся, ритмично декламируется. В музыкально-речевых пьесах могут удачно сочетаться речь, звучащие жесты и движение. Предложенный стихотворный текст дети пробуют ритмизировать по-своему, выразительно продекламировать, обыгрывая его мимически. Речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключённый в словах, фразах, ощущается детьми естественно и "извлекается" без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты и т.п.

Особая лёгкость в работе с речевыми играми кроется в поддержке ритма артикуляционным движением. В качестве подкрепления действуют импульсы, идущие от речевой мускулатуры. Поддерживающую функцию в речевых упражнениях выполняет и сам текст, помогающий запомнить и удержать правильный ритм.

Помимо развития чувства ритма речевые игры и упражнения служат также лучшим средством развития интонационного слуха, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов.

Необходимо сказать несколько слов о взаимосвязи речи и движения. Язык жестов, телесно-пластическая деятельность человека предшествовали речевому языку исторически. Речь основана на движении, и жест, как особая форма движения, может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению связи между вербальным и невербальным общением.

А сейчас мы предложим вашему вниманию ряд музыкально-речевых игр. Представлять данные игры будут ребята подготовительной ортопедической группы, большинство из которых являются или являлись моими учениками.

В заключении хотелось бы сказать. что для организации такого вида игр совсем не обязательно иметь специальное музыкальное образование и владение сложными музыкальными инструментами. И поэтому они могут быть использованы в качестве разминки или физминутки в ходе групповых занятий, коррекционного часа или в совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика в работе музыкального руководителя

Презентация на тему "Логоритмика в работе музыкального руководителя"...

Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»

Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...

Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя высшей категории Кротовой Л.Ф."Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ"

Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ. Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, ...

«Логоритмика, как здоровьесберегающая технология в работе музыкального руководителя»

  «Логоритмика, как здоровьесберегающая технология в работе музыкального руководителя»             В настоящее время...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Проект "Логоритмика в работе музыкального руководителя"

Совместный проект музыкального руководителя и логопеда по логоритмике в разновозрастной коррекционной группе...