«Логоритмика, как здоровьесберегающая технология в работе музыкального руководителя»
методическая разработка
«Логоритмика, как здоровьесберегающая технология в работе музыкального руководителя»
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Диагностика воспитанников, проведенная музыкальным руководителем показала, что у 55% детей нарушено чувство ритма и темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях особо у детей с задержкой речевого развития, имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям. Поэтому очень важно вовремя заняться исправлением звукопроизношения.
Особенности организации и проведения логоритмической деятельности
Цель– преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.
Задачи:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой;
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.
Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Логоритмическая деятельность оказывает свое действие на:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- формирующие чувство музыкального размера;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы :
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным
особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальной деятельности. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать в других видах деятельности. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и др. В подготовке и проведении логоритмической деятельности необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, методиста. Организатором может выступать музыкальный руководитель или логопед.
Материал, изучаемый на логоритмических занятиях закрепляется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время). Самостоятельная музыкальная деятельность помогает ребенку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение. Для этого в каждой группе организована соответствующая развивающая среда. Данная работа проводится или совместно с воспитателем, или детьми самостоятельно.
В целом, работа по данному направлению:
- способствовала устранению речедвигательных нарушений дошкольников;
- способствовала изменению структуры и содержания музыкально-логоритмической деятельности;
- позволила систематизировать комплексы логоритмических упражнений.
В дальнейшем необходимо осуществить поиск новых методик и технологий по развитию тактильного и ассоциативного мышления, а также творческой активности воспитанников.
Приложение.
Упражнения по логоритмике. Стихи с движениями для детей.
Пожалуй, для большинства деток самым первым стихом с движениями, становится либо потешка про ладушки, либо про мишку косолапого. Не смотря на то, что они достаточно короткие и легко запоминающиеся, трудно переоценить пользу, которую они приносят деткам. Во-первых, вам не нужно музыкальное сопровождение. Петь их не нужно, так что выучить и разыграть их вместе с малышом может любая мама или воспитатель. Во-вторых, детки как бы иллюстрируют стишок движениями, а значит расширяют и уточняют свой словарный запас, особенно это касается глаголов. А в-третьих, у ребенка здорово развивается координация движений, образное мышление и воображение, тренируются внимание и память. Ну и в конце концов, это очень весело. Для ребенка это еще одна форма игры.
МИШКА КОСОЛАПЫЙ
Мишка косолапый
По лесу идет,
(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)
Шишки собирает,
Песенки поет.
(Приседаем - собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - топ! (Топаем ногой)
ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ
Зайчик серенький сидит
(Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
(Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(Прыгаем, как зайчик)
ЗАЙКИ
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
(Бежим на месте)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(Поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)
Сели зайчики в кружок,
(Приседаем)
Роют лапкой корешок.
(Показываем ручкой, как роют зайки)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(Снова поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)
Следующий стишок учим, сидя за столом. Каждое движение разучивается отдельно. Предложите малышу положить обе ручки на стол ладонями вниз, затем ладошками вверх, поставить ладошки на ребро и зажать одновременно обе ладошки в кулачки. Когда эти движения будут даваться малышу легко, можно выполнять упражнение по логоритмике «Ладошки».
ЛАДОШКИ
Ладошки вверх!
(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)
Ладошки вниз!
(Переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок!
(Ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок!
(Зажимаем ладони в кулаки).
ЛАДЫ-ЛАДЫ
Ой, лады, лады, лады!
(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)
Не боимся мы воды!
(Мотаем головой)
Часто умываемся,
(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)
Маме (папе, бабе) улыбаемся!
(Улыбаемся, разводим руки в стороны)
Прежде, чем учить следующий стишок, хорошо бы вместе с ребенком нашинковать капустку, посолить, помять, тогда все движения и строки будут более осмысленные и понятны малышу.
КАПУСТА
Мы капусту рубим, рубим!
(Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз – если левая рука вверху, правая внизу)
Мы капусту солим, солим!
(Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)
Мы капусту трём, трём!
(Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга)
Мы капусту жмём, жмём!
(Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак)
– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!
ЦВЕТЫ
Наши красные цветки
(Согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком)
Распускают лепестки.
(Пальцы расставляем в стороны)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Шевелим пальчиками)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки.
(Снова соединяем пальчики в «бутон»)
Головками качают,
(Качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук)
И тихо засыпают.
(оединенные кисти рук подкладываем под голову)
МАШИНА
Би-би-би -
Гудит машина.
(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук-тук-тук -
Мотор стучит.
(Хлопаем в ладоши)
- Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит.
(Ритмично топаем ногами)
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу -
Они шуршат.
(Потираем ладони)
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та -
Вперед спешат.
(Показываем ручками, как крутятся колесики)
ДОЖДИК
Майский вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап.
(Ритмично щелкаем пальцами рук)
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так.
(Ритмично притопываем)
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш.
(Ритмично потираем ладонь о ладонь)
Спрятал кудри под травой.
Тш-тш-тш-тш.
(Ритмично потираем ладонями о колени)
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук.
(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.
( Хлопаем в ладоши)
ЛУЖИ
Шлеп-шлеп-шлеп —
Иду по лужам.
(Ритмично постукиваем ладонями по ногам)
Хлюп-хлюп-хлюп —
Вода в ботинках.
(Притопываем ногами)
Кап-кап-кап —
Мне зонтик нужен.
(Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз)
Оп-оп-оп —
Вода по спинке.
(Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям)
Буль-буль-буль —
Упала шапка.
(Приседаем)
Ой-ой-ой, кругом вода.
(Кружимся)
Да-да-да, себя так жалко.
(Киваем головой)
Одевайтесь в дождь всегда!
Если у Вашего ребенка есть веснушки, то следующий стишок должен очень понравится маленькому любимцу солнышка.
ЗАБОТЛИВОЕ СОЛНЫШКО
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
(Ритмично скрещиваем руки над головой)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
(Плавно покачиваем руками вверху)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
(Потираем щеки)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
(Постукиваем пальцем по носу)
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
НЕПОСЛУШНАЯ НЕВАЛЯШКА
Кукла неваляшка встала, не лежит.
Сильно раскачалась, весело звенит.
(Ритмично покачиваемся из стороны в сторону)
Дили-дили-дили-дон —
Раздается всюду звон.
Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.
Слышен Лены громкий плач.
(Качаем «куклу» на руках)
Неваляшка все не спит,
Не ложится, не сидит.
(Делаем наклоны туловища вперед)
Бом-бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Закрутилась вдруг волчком.
(Кружимся)
Лена плакать перестала
И сама качаться стала.
(Хлопаем в ладоши)
Используемая литература.
1. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2007
2. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006
3. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006
4. Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.
5. Емельянов В. «Фонопедический метод развития голоса»
6. Журнал «Дошкольное воспитание» (№5, 6, 8, 9 1996г.)
7. Аудиозаписи из серии «Счастливый ребенок» (Колыбельные, Классика для малышей, Волшебство природы и т.д.)
8..Радынова О.П «Музыкальное воспитание детей»
9. Тютюнникова Т.Э. «Детское ансамблевое музицирование», «Программы и технологии» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004
10. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.doc | 71.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Логоритмика, как здоровьесберегающая технология в работе музыкального руководителя»
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Диагностика воспитанников, проведенная музыкальным руководителем показала, что у 55% детей нарушено чувство ритма и темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях особо у детей с задержкой речевого развития, имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям. Поэтому очень важно вовремя заняться исправлением звукопроизношения.
Особенности организации и проведения логоритмической деятельности
Цель– преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.
Задачи:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой;
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.
Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Логоритмическая деятельность оказывает свое действие на:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- формирующие чувство музыкального размера;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы :
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным
особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальной деятельности. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать в других видах деятельности. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и др. В подготовке и проведении логоритмической деятельности необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, методиста. Организатором может выступать музыкальный руководитель или логопед.
Материал, изучаемый на логоритмических занятиях закрепляется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время). Самостоятельная музыкальная деятельность помогает ребенку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение. Для этого в каждой группе организована соответствующая развивающая среда. Данная работа проводится или совместно с воспитателем, или детьми самостоятельно.
В целом, работа по данному направлению:
- способствовала устранению речедвигательных нарушений дошкольников;
- способствовала изменению структуры и содержания музыкально-логоритмической деятельности;
- позволила систематизировать комплексы логоритмических упражнений.
В дальнейшем необходимо осуществить поиск новых методик и технологий по развитию тактильного и ассоциативного мышления, а также творческой активности воспитанников.
Приложение.
Упражнения по логоритмике. Стихи с движениями для детей.
Пожалуй, для большинства деток самым первым стихом с движениями, становится либо потешка про ладушки, либо про мишку косолапого. Не смотря на то, что они достаточно короткие и легко запоминающиеся, трудно переоценить пользу, которую они приносят деткам. Во-первых, вам не нужно музыкальное сопровождение. Петь их не нужно, так что выучить и разыграть их вместе с малышом может любая мама или воспитатель. Во-вторых, детки как бы иллюстрируют стишок движениями, а значит расширяют и уточняют свой словарный запас, особенно это касается глаголов. А в-третьих, у ребенка здорово развивается координация движений, образное мышление и воображение, тренируются внимание и память. Ну и в конце концов, это очень весело. Для ребенка это еще одна форма игры.
МИШКА КОСОЛАПЫЙ
Мишка косолапый
По лесу идет,
(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)
Шишки собирает,
Песенки поет.
(Приседаем - собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - топ! (Топаем ногой)
ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ
Зайчик серенький сидит
(Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
(Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(Прыгаем, как зайчик)
ЗАЙКИ
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
(Бежим на месте)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(Поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)
Сели зайчики в кружок,
(Приседаем)
Роют лапкой корешок.
(Показываем ручкой, как роют зайки)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(Снова поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)
Следующий стишок учим, сидя за столом. Каждое движение разучивается отдельно. Предложите малышу положить обе ручки на стол ладонями вниз, затем ладошками вверх, поставить ладошки на ребро и зажать одновременно обе ладошки в кулачки. Когда эти движения будут даваться малышу легко, можно выполнять упражнение по логоритмике «Ладошки».
ЛАДОШКИ
Ладошки вверх!
(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)
Ладошки вниз!
(Переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок!
(Ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок!
(Зажимаем ладони в кулаки).
ЛАДЫ-ЛАДЫ
Ой, лады, лады, лады!
(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)
Не боимся мы воды!
(Мотаем головой)
Часто умываемся,
(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)
Маме (папе, бабе) улыбаемся!
(Улыбаемся, разводим руки в стороны)
Прежде, чем учить следующий стишок, хорошо бы вместе с ребенком нашинковать капустку, посолить, помять, тогда все движения и строки будут более осмысленные и понятны малышу.
КАПУСТА
Мы капусту рубим, рубим!
(Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз – если левая рука вверху, правая внизу)
Мы капусту солим, солим!
(Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)
Мы капусту трём, трём!
(Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга)
Мы капусту жмём, жмём!
(Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак)
– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!
ЦВЕТЫ
Наши красные цветки
(Согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком)
Распускают лепестки.
(Пальцы расставляем в стороны)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Шевелим пальчиками)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки.
(Снова соединяем пальчики в «бутон»)
Головками качают,
(Качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук)
И тихо засыпают.
(оединенные кисти рук подкладываем под голову)
МАШИНА
Би-би-би -
Гудит машина.
(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук-тук-тук -
Мотор стучит.
(Хлопаем в ладоши)
- Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит.
(Ритмично топаем ногами)
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу -
Они шуршат.
(Потираем ладони)
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та -
Вперед спешат.
(Показываем ручками, как крутятся колесики)
ДОЖДИК
Майский вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап.
(Ритмично щелкаем пальцами рук)
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так.
(Ритмично притопываем)
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш.
(Ритмично потираем ладонь о ладонь)
Спрятал кудри под травой.
Тш-тш-тш-тш.
(Ритмично потираем ладонями о колени)
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук.
(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.
( Хлопаем в ладоши)
ЛУЖИ
Шлеп-шлеп-шлеп —
Иду по лужам.
(Ритмично постукиваем ладонями по ногам)
Хлюп-хлюп-хлюп —
Вода в ботинках.
(Притопываем ногами)
Кап-кап-кап —
Мне зонтик нужен.
(Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз)
Оп-оп-оп —
Вода по спинке.
(Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям)
Буль-буль-буль —
Упала шапка.
(Приседаем)
Ой-ой-ой, кругом вода.
(Кружимся)
Да-да-да, себя так жалко.
(Киваем головой)
Одевайтесь в дождь всегда!
Если у Вашего ребенка есть веснушки, то следующий стишок должен очень понравится маленькому любимцу солнышка.
ЗАБОТЛИВОЕ СОЛНЫШКО
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
(Ритмично скрещиваем руки над головой)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
(Плавно покачиваем руками вверху)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
(Потираем щеки)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
(Постукиваем пальцем по носу)
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
НЕПОСЛУШНАЯ НЕВАЛЯШКА
Кукла неваляшка встала, не лежит.
Сильно раскачалась, весело звенит.
(Ритмично покачиваемся из стороны в сторону)
Дили-дили-дили-дон —
Раздается всюду звон.
Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.
Слышен Лены громкий плач.
(Качаем «куклу» на руках)
Неваляшка все не спит,
Не ложится, не сидит.
(Делаем наклоны туловища вперед)
Бом-бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Закрутилась вдруг волчком.
(Кружимся)
Лена плакать перестала
И сама качаться стала.
(Хлопаем в ладоши)
Используемая литература.
1. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2007
2. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006
3. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006
4. Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.
5. Емельянов В. «Фонопедический метод развития голоса»
6. Журнал «Дошкольное воспитание» (№5, 6, 8, 9 1996г.)
7. Аудиозаписи из серии «Счастливый ребенок» (Колыбельные, Классика для малышей, Волшебство природы и т.д.)
8..Радынова О.П «Музыкальное воспитание детей»
9. Тютюнникова Т.Э. «Детское ансамблевое музицирование», «Программы и технологии» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004
10. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"
Данная презентация освещает некоторые здоровьесберегающие технологии, которые можно с успехом использовать в непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя
в соответствии с новыми нормативными документами особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесб...
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя (из опыта работы).
Планирование работы по здоровьесбережению:самостоятельная деятельность детейсовместная деятельность педагога и детейработа с детьми ОВЗвзаимодействие с родителями...
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя
Использование здоровьесберегающих технологии в ДОУ....
Выступление на общем родительском собрании МДОУ Детский сад №39 "Сказка" "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя".
В данной презентации представлены здоровьесберегающие технологии, используемые мною в работе: актуальность темы, примерная схема музыкального занятия с применением здоров...
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов,...
Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»
Здоровье человека- актуальная тема для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...
- Мне нравится (1)