Картотека "Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья".
картотека по коррекционной педагогике

В картотеке предлагается подборка упражнений на развитие мелкой и крупной моторики для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_na_razvitie_melkoy_i_krupnoy_motoriki.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие мелкой и крупной  моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Шаталова Валентина Анатольевна

      В работе по развитию мелкой моторики рекомендуется придерживаться некоторых правил:

- подбирать задание с учетом их постепенно возрастающей сложности;

- учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;

- проводить работу регулярно, систематически;

- соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

- повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;

- заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к упражнениям;

- стараться, чтобы процесс обучения и развития формировал у детей положительную мотивацию.

Упражнение «Резиночка»

 Цель: развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

 Материал: резинка для волос диаметром 4-5см.

 Ход: Для упражнения используется резинка для волос диаметром 4-5см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360  сначала в одну, а затем в другую сторону.  Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

Упражнение «Лодочка»

Цель: регуляция мышечного тонуса, тренировать ребёнка в умении сильно напрягать мышцы с последующим расслаблением.

Ход: Ребёнок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лёжа на животе.

Упражнение на моторику

Цель: развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

Материал: карандаш

Ход: Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочерёдно каждой рукой.

Упражнение «Брёвнышко»

Цель: развитие крупной моторики, формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

 Ход: Из положения, лёжа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по несколько раз  в одну, затем в другую сторону.

Упражнение «Письмо в воздухе»

Цель: развитие мелкой и общей моторики, закрепление пространственных представлений.

 Ход: И.п. – лёжа на спине, руки вытянуты вперёд перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе «прописывают» буквы. При этом вначале педагог может вместе с ребёнком может выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.

Упражнение «Зеркало»

Цель: развитие крупной моторики, формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

Ход: Упражнение выполняется в паре с воспитателем. На первом этапе  упражнение выполняется в положении сидя на коленях и пятках. Сначала воспитатель совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем, двумя. Ребёнок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положении стоя и подключать движения всего тела.

Упражнение «Догадайся, что за предмет»

Цель: развитие осязания (тактильного восприятия).

Материал: различные объёмные игрушки или небольшие предметы (погремушка,  мячик, кубик, расчёска, зубная щётка и т.д.).

Ход: На столе лежат различные объёмные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расчёска, зубная щётка и т.д.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной  тканью. Ребёнку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Упражнение «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»

Цель: развитие осязания (тактильного восприятия).

Материал: предметы, изготовленные из разных материалов.

Ход: Ребёнку предлагают на ощупь определить, из  какого материала изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, кожаные перчатки, резиновый мяч и др.

Изолированные движения головы, рук, ног, туловища

Цель: развитие общей моторики, повышение двигательной активности.

Ход: И.п.: лёжа, сидя, стоя.

- Движения головой в разных направлениях.

- Одновременные движения руками вперёд, назад, в стороны, вверх, вниз.

- Сгибание и разгибание предплечий и кистей рук.

- Поочерёдное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа движения.

- Противопоставление первого пальца остальным с контролем зрения, а также без него.

- Выделение пальцев рук.

- В исходных положениях лёжа на спине, на животе,  на боку поочерёдное  поднимание и отведение прямых или согнутых ног, сгибание. Разгибание, а также круговые движения ими.

- Приседание на всей ступне, стоя у опоры.

- Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны.

- Простейшие сочетания изученных движений.

Упражнение «Угадай, что внутри»

Цель: развитие осязания (тактильного восприятия).

Материал: непрозрачные мешочки, наполненные мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, орехами и др.

Ход: У ребёнка непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, орехами и др. Педагог называет предмет, ребёнок должен быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек.

Упражнение «Гимнаст»

Цель: формирование свода стоп, их подвижности и опороспособности, развитие общей моторики.

Ход:  И.п.: сидя (стоя у опоры)

- сгибание и разгибание пальцев ног;

- тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочерёдным касанием пола пяткой, носком;

- смыкание и размыкание стоп;

- прокатывание стопами каната;

- захватывание стопами мяча;

- захватывание ногами мешочка с песком;

- ходьба по ребристой доске, массажному коврику, рейкам гимнастической стенки.

Упражнение с малыми мячами

Цель: развитие общей моторики, формирование двигательной активности.

Материал: мяч.

Ход: Метание мяча сбоку  одной рукой, Бросок двумя руками снизу через шнур или стеночку (высота 2м). Метание теннисного мяча  на дальность. Попадание мяча в корзину.

Упражнение «Сделай так»

Цель: формирование равновесия,  развитие общей моторики

Ход: Движения головой, сидя, стоя на коленях, стоя у опоры.

 Наклоны вперёд-назад, вправо-влево.

 Кружение на месте с переступанием.

 Ходьба по начерченному коридору, по доске, лежащей на полу, по доске с приподнятым краем (вверх и вниз), по гимнастической скамейке (25-30 см. высотой). Перешагивание через канат, лежащий на полу, через бруски, гимнастические палки, лежащие на полу на расстоянии 1 м. Шагать  с предмета на предмет.

Упражнение «Что внутри?»

Цель:  развитие осязания (тактильной чувствительности), развитие мелкой моторики

Материал: воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, рис, гречку и др.

Ход: Ребёнку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребёнок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

  Дополнительно можно небольшое количество наполнителя положить на тарелочках. В этом случае надо будет соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

    Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Статья «МУЛЬТИМEДИАТЕКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» в сборнике материалов МО РБ ИРО РБ к 100-летию дошкольного образования в Республике Башкортостан

Статья в сборнике материалов МО РБ ИРО РБ к 100-летию дошкольного образования в РБ «МУЛЬТИМEДИАТЕКА ПОРАЗВИТИЮ РЕЧИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

Развитие детской успешности как приоритетное направление в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Успех - что это такое? Почему мы стремимся к нему? Можно ли его измерить?Почему многим родителям хочется уметь именно успешного, в понимании общества, ребёнка.Состояние успеха – всегда счастье д...

Консультация для воспитателей. Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Сюжетно-ролевая игра является одной из форм детской игровой деятельности. Дети с ОВЗ в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем нормально разви...

"Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья."

quot;Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...

«Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Театрализованная деятельность -это одна из форм освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка, его социализации. Театральное искусство имеет незаменимые возможност...