Картотека "Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья".
картотека по коррекционной педагогике
В картотеке предлагается подборка упражнений на развитие мелкой и крупной моторики для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_na_razvitie_melkoy_i_krupnoy_motoriki.docx | 38.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Шаталова Валентина Анатольевна
В работе по развитию мелкой моторики рекомендуется придерживаться некоторых правил:
- подбирать задание с учетом их постепенно возрастающей сложности;
- учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
- проводить работу регулярно, систематически;
- соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
- повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;
- заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к упражнениям;
- стараться, чтобы процесс обучения и развития формировал у детей положительную мотивацию.
Упражнение «Резиночка»
Цель: развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
Материал: резинка для волос диаметром 4-5см.
Ход: Для упражнения используется резинка для волос диаметром 4-5см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
Упражнение «Лодочка»
Цель: регуляция мышечного тонуса, тренировать ребёнка в умении сильно напрягать мышцы с последующим расслаблением.
Ход: Ребёнок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лёжа на животе.
Упражнение на моторику
Цель: развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
Материал: карандаш
Ход: Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочерёдно каждой рукой.
Упражнение «Брёвнышко»
Цель: развитие крупной моторики, формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.
Ход: Из положения, лёжа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по несколько раз в одну, затем в другую сторону.
Упражнение «Письмо в воздухе»
Цель: развитие мелкой и общей моторики, закрепление пространственных представлений.
Ход: И.п. – лёжа на спине, руки вытянуты вперёд перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе «прописывают» буквы. При этом вначале педагог может вместе с ребёнком может выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.
Упражнение «Зеркало»
Цель: развитие крупной моторики, формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.
Ход: Упражнение выполняется в паре с воспитателем. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и пятках. Сначала воспитатель совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем, двумя. Ребёнок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положении стоя и подключать движения всего тела.
Упражнение «Догадайся, что за предмет»
Цель: развитие осязания (тактильного восприятия).
Материал: различные объёмные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расчёска, зубная щётка и т.д.).
Ход: На столе лежат различные объёмные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расчёска, зубная щётка и т.д.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной тканью. Ребёнку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
Упражнение «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»
Цель: развитие осязания (тактильного восприятия).
Материал: предметы, изготовленные из разных материалов.
Ход: Ребёнку предлагают на ощупь определить, из какого материала изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, кожаные перчатки, резиновый мяч и др.
Изолированные движения головы, рук, ног, туловища
Цель: развитие общей моторики, повышение двигательной активности.
Ход: И.п.: лёжа, сидя, стоя.
- Движения головой в разных направлениях.
- Одновременные движения руками вперёд, назад, в стороны, вверх, вниз.
- Сгибание и разгибание предплечий и кистей рук.
- Поочерёдное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа движения.
- Противопоставление первого пальца остальным с контролем зрения, а также без него.
- Выделение пальцев рук.
- В исходных положениях лёжа на спине, на животе, на боку поочерёдное поднимание и отведение прямых или согнутых ног, сгибание. Разгибание, а также круговые движения ими.
- Приседание на всей ступне, стоя у опоры.
- Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны.
- Простейшие сочетания изученных движений.
Упражнение «Угадай, что внутри»
Цель: развитие осязания (тактильного восприятия).
Материал: непрозрачные мешочки, наполненные мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, орехами и др.
Ход: У ребёнка непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, орехами и др. Педагог называет предмет, ребёнок должен быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек.
Упражнение «Гимнаст»
Цель: формирование свода стоп, их подвижности и опороспособности, развитие общей моторики.
Ход: И.п.: сидя (стоя у опоры)
- сгибание и разгибание пальцев ног;
- тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочерёдным касанием пола пяткой, носком;
- смыкание и размыкание стоп;
- прокатывание стопами каната;
- захватывание стопами мяча;
- захватывание ногами мешочка с песком;
- ходьба по ребристой доске, массажному коврику, рейкам гимнастической стенки.
Упражнение с малыми мячами
Цель: развитие общей моторики, формирование двигательной активности.
Материал: мяч.
Ход: Метание мяча сбоку одной рукой, Бросок двумя руками снизу через шнур или стеночку (высота 2м). Метание теннисного мяча на дальность. Попадание мяча в корзину.
Упражнение «Сделай так»
Цель: формирование равновесия, развитие общей моторики
Ход: Движения головой, сидя, стоя на коленях, стоя у опоры.
Наклоны вперёд-назад, вправо-влево.
Кружение на месте с переступанием.
Ходьба по начерченному коридору, по доске, лежащей на полу, по доске с приподнятым краем (вверх и вниз), по гимнастической скамейке (25-30 см. высотой). Перешагивание через канат, лежащий на полу, через бруски, гимнастические палки, лежащие на полу на расстоянии 1 м. Шагать с предмета на предмет.
Упражнение «Что внутри?»
Цель: развитие осязания (тактильной чувствительности), развитие мелкой моторики
Материал: воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, рис, гречку и др.
Ход: Ребёнку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребёнок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Дополнительно можно небольшое количество наполнителя положить на тарелочках. В этом случае надо будет соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .
Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Статья «МУЛЬТИМEДИАТЕКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» в сборнике материалов МО РБ ИРО РБ к 100-летию дошкольного образования в Республике Башкортостан
Статья в сборнике материалов МО РБ ИРО РБ к 100-летию дошкольного образования в РБ «МУЛЬТИМEДИАТЕКА ПОРАЗВИТИЮ РЕЧИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...
Развитие детской успешности как приоритетное направление в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Успех - что это такое? Почему мы стремимся к нему? Можно ли его измерить?Почему многим родителям хочется уметь именно успешного, в понимании общества, ребёнка.Состояние успеха – всегда счастье д...
Консультация для воспитателей. Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Сюжетно-ролевая игра является одной из форм детской игровой деятельности. Дети с ОВЗ в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем нормально разви...
"Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья."
quot;Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...
«Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Театрализованная деятельность -это одна из форм освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка, его социализации. Театральное искусство имеет незаменимые возможност...