Консультация для воспитателей. Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
консультация по коррекционной педагогике

Хасанова Гульнур Хасановна
Сюжетно-ролевая игра является одной из форм детской игровой деятельности. Дети с ОВЗ в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем нормально развивающие сверстники. У них наблюдаются изменения в психической сфере — повышенная раздражительность, возбудимость или замкнутость, негативизм, заторможенность, психическая истощаемость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Консультация для воспитателей  

   Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи в        

                 коррекционной работе с детьми с ограниченными

                    возможностями здоровья»                                         

      Дошкольный возраст - это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра, в частности, сюжетно-ролевая для развития дошкольников имеет решающее значение. Доказано, что игры богаты своими диагностическими возможностями. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.
     Существуют проблемы в игровой деятельности детей развивающихся в норме. Но еще больше проблем у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
    Так, как игра является основной деятельностью дошкольника, то для детей с ОВЗ игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития и коррекции речи, психических процессов и личности в целом. В игре особенно активно формируется психика ребенка, игра дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для ребенка действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.
    Сюжетно-ролевая игра является одной из форм детской игровой деятельности. Дети с ОВЗ в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем нормально развивающие сверстники. У них наблюдаются изменения в психической сфере — повышенная раздражительность, возбудимость или замкнутость, негативизм, заторможенность, психическая истощаемость.
    Особенности поведения таких детей отличаются в играх. Нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками, не умеют выразить свои мысли, хотя правила и содержание игры им доступны.
    Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле» (Л.С. Выготский). По словам Л.С. Выготского, играя, ребенок учится «осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение». В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития детей.
    Развивая игровую деятельность детей с ОВЗ, педагоги, прежде всего, должны планировать задачи руководства игрой, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, а также предусмотреть возможности реализации постепенно возрастающих речевых умений в контексте игр. 

    Для этого возможно совместное разрабатывание воспитателями и специалистом (логопедом, дефектологом) перспективного плана сюжетно-ролевых игр с учетом лексических тем на учебный год. 
    Дефектолог (логопед) может оказать помощь в проведении словарной работы для предстоящей игры, в тренировке навыка диалогической речи, отработке слов сложной конструкции, вопросительные и повелительные интонации, навыков словообразования и т.д.
    В процессе формирования игровых умений у детей, воспитатели занимаются с ними как индивидуально, так и с подгруппами, обучая их игровым действиям, формируя ролевые умения, развивая возможности их речевого общения между собой и с взрослым. На первых порах педагогам часто приходится выполнять ведущие роли в игре, выступать в качестве организаторов совместных игр.
    В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка появляется потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т.д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. 
    Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель или дефектолог (логопед) дает качественную оценку действию на порядок выполнения. Когда ребенок наблюдает разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.
    Взрослому следует давать ребенку образец диалога с игрушкой, если игра проводится впервые, то необходимо «проиграть» весь речевой сюжет на глазах у детей. 
    Когда речевой сюжет или фрагмент «проигран» полностью, его можно повторить уже с участием детей, побуждая их к игровым действиям, играя, нельзя отвлекаться от сюжета. Таким образом, дефектоло (логопед) одновременно демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.
    Специфика обучения игре дошкольников старшего возраста с ОВЗ состоит, прежде всего, в последовательном прохождении основных стадий игры, которыми при нормальном развитии ребенок овладевает в более раннем возрасте.
    Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшительном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). Ребенок с ОВЗ с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
    В условиях чуткого и бережного обучения и руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны воспитателя и дефектолога (логопеда) постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке ее задач, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также в реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и со взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения.
    Игра оказывает специфическое воздействие на становление речи, детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и т.д. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика как эффективное средство коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Вырастить здоровых, социально адаптированных, психически и физически развитых детей, пожалуй, самая важная задача современного общества. Здоровье - важный фактор р...

Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....

Проект на тему «Сказка в мире музыки», как эффективное средство, форма и инновационный метод работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Новизна этого проекта состоит в том, что активное внедрение музыкально-театрализованной деятельности в жизнедеятельность воспитанников будет способствовать развитию таланта у детей, их музыкальных спо...

Статья на тему: «Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В современном мире следствием различных неблагоприятных экологических, экономических, социальных факторов, многочисленных медицинских проблем является рост числа детей с ограниченными возможностями зд...