«Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
статья (старшая группа)

Театрализованная деятельность -это одна из форм освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка, его социализации. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия, позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с развитием коммуникативных качеств личности, с созданием положительного эмоционального настроя, решением коррекционных задач обучения и воспитании.

   У детей с нарушениями интеллекта наблюдается системное недоразвитие речи, слабое моделирование отношений познавательных процессов, они не проявляют активности при совместной деятельности, эмоционально не устойчивы, пассивны, не владеют умением общаться и договариваться. И конечно конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyrahova_b.m.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Дырахова Бахыткуль Масагутовна,

воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С № 86

«Колокольчик» ГО город Якутск

«Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Кто хотя раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знает, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, нет.

Л.С. Выготского, писал, что творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума, или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке»

Детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую лишены возможности по-настоящему раскрыть свою индивидуальность; не умеют владеть своим голосом, управлять своим телом. Именно театр помогает ребёнку раскрыться, найти своё место среди сверстников и взрослых.

Театрализованная деятельность -это одна из форм освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка, его социализации. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия, позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с развитием коммуникативных качеств личности, с созданием положительного эмоционального настроя, решением коррекционных задач обучения и воспитании.

У детей с нарушениями интеллекта наблюдается системное недоразвитие речи, слабое моделирование отношений познавательных процессов, они не проявляют активности при совместной деятельности, эмоционально не устойчивы, пассивны, не владеют умением общаться и договариваться. И конечно конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга.

Воспитанники отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Детям сложно понимать обращенную к ним речь, следовательно, и выполнять задания. Такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители.

Театральная деятельность вовлекает детей в мир художественного произведения, когда ребята радуются и огорчаются, думают, восхищаются, негодуют, сомневаются, решают проблемы вместе с героями произведений. Театр позволяет одновременно сделать далекое - близким, непонятное - понятным, безразличное - значимым. Театральное искусство (как и любое другое искусство) обладает важной особенностью: оно не совместимо с насилием, нажимом, запретом. Правильно организованная театральная деятельность очень эффективна в коррекционно-развивающей работе и в создании благоприятного эмоционального фона, направлена на обогащение нравственно-эстетического опыта ребенка, формирование у него ценностных ориентаций.

Театр является для людей средством познания жизни, эстетического и нравственного воспитания детей. Он сочетает в себе целый спектр видов искусств: литературу, танец, актерскую игру и музыку. С помощью всего этого театр воздействует на эмоциональный мир ребёнка и обогащает этот мир, учит ребенка преобразовывать окружающую среду, задействовать свою фантазию и воображение, помогает общаться с людьми, развивает творческие способности. Всё это в дальнейшем поможет социализироваться нашим воспитанникам в современном обществе.

Использование театрализованной деятельности позволяет не только знакомить их с миром прекрасного или расширять представления об окружающем, но и пробуждает способность к состраданию, сопереживанию, активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе.

По словам К.С. Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собой и каждого с самим собою», «на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов».

«Особенность сценического общения заключается в том, что оно происходит одновременно с партнером и со зрителем. Замечательно то, что и с тем и с другим общение является взаимным. В процессе общения надо уметь приспособляться к обстоятельствам, к времени, к каждому из людей в отдельности. Лучше всего наблюдать эти приспособления у детей».

Для детей с ОВЗ игровая роль — это та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением, в которой развиваются их личностные качества.

Очень часто материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки, несущие в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка

Сказка, являясь одним из элементов культуры, создает возможности для развития творческого воображения ребенка, подключения его образного мышления к волшебному, к реальному плану.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Так при распределении ролей учитываются индивидуальные особенности детей, а также речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью.

Ребенок, после общения с театром, становится по своему психологическому состоянию качественно другим, спокойным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной, познавательной сферах.

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому и подход к каждой семье варьируется в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д. Поэтому мы используем различные пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству (совместные театрализованные постановки, изготовление костюмов, декораций и т.д.), доброжелательный стиль общения, индивидуальный подход, сотрудничество, динамичность во взаимодействии родителей и специалистов ДОУ. Все это направлено на создание положительной атмосферы, заинтересованности в совместной работе.

Цель театрализованной деятельности – сделать жизнь детей интересной, содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Нужно стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применять в повседневной жизни.

Театрализованная деятельность ставит перед собой ряд дидактических задач:

- приобретение знаний (художественная литература, терминология, этюды, игры, упражнения);

- применение знаний (репетиции спектаклей);

- закрепление знаний (генеральные репетиции);

- творческая деятельность (показ спектаклей, конкурсы, фестивали);

А также предполагает следующие формы работы:

Коллективная – наиболее эффективная, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.

Парная – рассчитана на работу вдвоем.

Индивидуальная– необходимо проводить индивидуальную работу, дополнительно объяснять задание с учетом индивидуальных возможностей.

Современная театральная педагогика системно и комплексно подходит к воспитанию личности, поэтому в процессе деятельности создаются условия для развития:

1. Познавательных способностей. Разнообразная тематика, богатство жанров художественных произведений, образность и яркость изображения окружающей действительности служит эффективным средством расширения знаний и ознакомления с миром и явлениями природы.

2. Интеллекта. Грамотные вопросы, поставленные к прочитанному художественному тексту, побуждают к размышлению. Дети учатся наблюдать, сравнивать, анализировать поведение героев, рассуждать, оценивать поступки действующих лиц, делать выводы и обобщения. Все это способствует совершенствованию умственных способностей.

3. Речи. В процессе театрализованной деятельности происходит обогащение и активизация словаря, формируется грамматика, совершенствуется монологическая и диалогическая речь, отрабатываются «звуковая сторона речи». Дети, работая над текстом художественного произведения, учатся ясно, четко, понятно изъяснять свою мысль, правильно произносит текст, знакомятся со средствами художественной выразительности.

4. Творческого воображения. В театрализованную деятельность дети нередко вводят новые сюжеты, порой не связанные друг с другом, иногда в реальные события включают моменты из прочитанных сказок, рассказов, вплетают новые сюжетные линии, меняют зачин, концовку.

5. Памяти. Заучивание монологов и диалогов персонажей, описаний явлений природы, прекрасно тренирует произвольную память. Постепенно увеличивается и ее объем.

6. Нравственных качеств. В художественных произведениях раскрываются и обсуждаются такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, надежность, смелость критикуется ложь, предательство, трусость. В прочитанных сказках, рассказах положительные черты одобряются, поощряются, отрицательные – высмеиваются, осуждаются. Поэтому дети стремятся копировать поведение понравившихся им героев, поступать в соответствии с нравственными нормами и контролируют свои действия. Ребенок часто отождествляет себя с полюбившимся героем, копирует его поведение, живет его жизнью, что позволяет взрослым влиять на детей.

7. Эстетического вкуса. Красочное оформление спектакля, подготовка декораций, костюмов способствует развитию чувства прекрасного.

8. Эмоций. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоционально-чувственное развитие ребенка. Яркость образов, эмоциональность передачи чувств и переживаний героев не могут оставить равнодушной детскую душу. Участвуя в постановке, дети учатся передавать различные эмоции и чувства.

Следует отметить также, что драматизация помогает преодолеть пассивность, которая характерна для детей с проблемами в развитии: во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело.

В процессе театрализации развивается такая черта характера, как чувство юмора. Это очень важно для наших воспитанников, так как они обидчивы, не понимают шуток, что приводит к агрессии и конфликтам.

Эмоциональный фон у воспитанников, значительно улучшился, начали преобладать положительные эмоции, улучшились коммуникативные умения, появилась раскрепощённость, умение держаться перед зрителями.

Подтверждается гипотеза о том, что театрализованная деятельность является одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта.

Считаю это направление в педагогической деятельности очень важным, требующим полной отдачи, терпения. Творческая деятельность для ребенка с ОВЗ способствует социализации и реализации личности. Социализация ребенка с особыми потребностями средствами театральной деятельности понимается нами как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Речевое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность....

Консультация для воспитателей. Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Сюжетно-ролевая игра является одной из форм детской игровой деятельности. Дети с ОВЗ в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем нормально разви...

Семинар-практикум « Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми ОВЗ»

Цель: Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми ОВЗ по данному направлению.Задачи:1.Привлечь вним...

"Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья."

quot;Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...