Программа межведомственного взаимодействия для ребенка (РАС) «Содействие»
рабочая программа по коррекционной педагогике
Программа сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья (РАС)
«Содействие»
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
Особенности программы
- универсальность (возможность использования программы как основной при сопровождении детей с ОВЗ, а в случае необходимости - коррекционной ).
- синтез различных методов психолого-педагогического воздействия.
- предоставляется опыт межведомственного взаимодействия в решении проблемы включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sodeystvie.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья (РАС)
«Содействие»
2013- 2015г.
Программа составлена:
Педагогом — психологом ПМПС центра диагностики и консультирования Ларионовой Т.П.
Педагогом по сопровождению детей с ОВЗ Алексеевой В.В.
Педагогом — психологом МБДОУ №4 «Солнышко» Романовской А.С.
Содержание:
1. Пояснительная записка:
1.1. Актуальность, противоречия, проблема...................................................3
1.2 Цели и задачи программы..........................................................................4
1.3 Принципы построения программы............................................................5
1.4. Особенности программы...........................................................................6
2. Содержание программы:
2.1. Модель взаимодействия специалистов сопровождения.........................9
2.2. Этапы реализации программы …...........................................................10
3. Список литературы......................................................................................13
4. Приложения:
Приложение 1 выписки из протокола заседания психолого – медико – педагогического консилиума (ПМПк) №1,№2
Приложение 2 Дневник – Таблица сформированности основных навыков
Приложение 3. рабочая программа «Развитие познавательной, коммуникативной сфер»
Приложение 4. рабочая программа «Развития зрительно- моторной координации и мелкой моторики»
Приложение 5 рабочая программа по преодолению страхов у дошкольников с использованием игр на песке
Приложение 6 расписание занятий
Пояснительная записка
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий, так, например, система специального обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в различных учреждениях I-VIII видов. Однако, в нашем городе на сегодняшний день нет ни одного специального дошкольного учреждения, реализующего программы обучения детей с особыми образовательными потребностями. В результате чего мы можем констатировать внедрение в образовательные учреждения нашего города стихийного инклюзивного образования, что актуализирует проблему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных детских садах вместе с обычными детьми.
Таким образом, в современной образовательной практике воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных дошкольных учреждениях выявились противоречия:
- между увеличением в общеобразовательных детских садах количества детей с ограниченными возможностями здоровья (например, в нашем учреждении 15 чел.) и отсутствием образовательной среды, обеспечивающей их совместное обучение с обычными детьми;
- между необходимостью перехода на ФГОС ДО и отсутствием, как общеобразовательных программ, так и программ инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями, соответствующих ФГОС ДО.
-между запросом родительской общественности на внедрение инклюзивного подхода в образование и недостаточной разработанностью условий его реализации;
- между необходимостью специальной подготовки педагогов для работы детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения и недостаточным количеством программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов в данном направлении (педагоги детского сада зачастую не знают, как подойти к ребенку с ОВЗ, не говоря о том, чтобы подготовить окружающих (остальных детей и родителей) к принятию особого человечка).
Данные противоречия актуализируют проблему, которая заключается в недостаточной разработанности теоретико-практических основ реализации инклюзивного подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГО ДО и специальных условий их обучения в общеобразовательном саду.
Для разрешения данных противоречий, нами, совместно со специалистами ППМС центра (диагностики и консультирования) была составлена рабочая программа сопровождения ребёнка с ОВЗ, далее - программа, регламентирующая образовательную деятельность педагога-психолога с участниками воспитательно-образовательного процесса. Данная программа разработана для ребенка с РАС (расстройство аутистического спектра), однако ее можно использовать и для других категорий детей, исходя из образовательных потребностей.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и нормативно – правовыми и локальными документами ДОУ и на основе интеграции психологических программ, методик, пособий.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с нарушениями аутистического спектра и оказание помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.
Цель: создание условий для осуществления интегративного и инклюзивного воспитания и обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Задачи программы:
1. Обеспечивать разностороннее развитие ребёнка (коррекция познавательной, речевой, эмоционально — личностной сфер), социальную адаптацию;
2. Сохранять и укреплять психическое здоровье и индивидуальные особенности на основе интегрированного подхода к реализации вариативных программ;
3. Обеспечивать равные стартовые возможности ребёнка с особыми образовательными потребностями для дальнейшего обучения в образовательных учреждениях;
4. Развивать родительскую компетентность и воспитательный потенциал семьи посредством психологической коммуникации.
В основе программы лежат следующие принципы:
1. Принцип единства диагностики и коррекции. Предварительное обследование позволяет выявить характер и интенсивность трудностей развития, переживаемых ребёнком, сделать заключение об их возможных причинах, сформулировать цели и задачи коррекционной работы (Д.Б.Эльконин, 1989). А постоянный контроль изменений личности, поведения и деятельности ребенка, динамики его эмоциональных состояний, чувств и переживаний помогает вовремя скорректировать и оптимизировать программу работы с воспитанником
2. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Все аспекты развития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены (А.Н. Леонтьев, 1977)
3. Деятельностный принцип коррекции. Указанный принцип базируется на теории психического развития ребёнка, разработанной, в трудах А.Н.Леонтьева и Д.Б.Эльконина.. Указанный принцип означает, что главным способом коррекционного - развивающего воздействия является организация активной деятельности ребёнка (М.И.Лисина,1986).
4. Принцип нормативности развития, или онтогенетический принцип предполагает, что ход психического и личностного развития, обязательно должен соответствовать нормативным показателям, но при этом конкретный путь развития каждой личности неповторим и уникален. Теоретические основы данного принципа заложены в трудах отечественных психологов (Л.С.Выготского, Д. Б.Эльконина и др.).
5. Принцип коррекции “снизу вверх” предполагает упражнение и тренировку уже имеющихся способностей, находящихся в зоне “актуального развития” ребенка.
6. Принцип коррекции “сверху вниз” и принцип развивающего обучения, выдвинутый Л.С. Выготским (1958), раскрывает направленность коррекционной работы, основным содержанием которой является создание “зоны ближайшего развития”, а также своевременное формирование психологических новообразований
7. Принцип комплексности методов психолого-коррекционного воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов работы педагога в дошкольном образовательном учреждении.
8. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребёнком определяется ролью, которую играет семья, детский сад в коррекции и развитии ребёнка Ребёнок развивается в целостной системе социальных отношений неразрывно от них и в единстве с ними (А.Л.Венгер и др.).
Особенности программы
- универсальность (возможность использования программы как основной при сопровождении детей с ОВЗ, а в случае необходимости - коррекционной ).
- синтез различных методов психолого-педагогического воздействия.
- предоставляется опыт межведомственного взаимодействия в решении проблемы включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.
Составляющие механизма внедрения инклюзии в нашем учреждении:
Во-первых, обеспечение детей услугами специалистов (силами учреждения: руководитель ДОУ, методист, педагог – психолог, логопед, воспитатели), специалисты городского центра психолого-медико-социального сопровождения), поиск оптимальных форм междисциплинарной работы над индивидуальными маршрутами при участии воспитателей групп;
Во-вторых, организация ПМПк, семинаров и практикумов для воспитателей и специалистов, посвященных основам возрастной психологии, видам дизонтогенеза, формам работы с детьми, имеющими особенности в развитии, основам игровой терапии;
В-третьих, внедрение форм взаимодействия специалистов с семьей и интеграции семей (родительские собрания, родительский клуб, консультации специалистов, проведение праздников, особая система домашних заданий для родителей).
Модель взаимодействие специалистов сопровождения
Особое значение в работе мы уделяем организации взаимодействия узких специалистов и воспитателей ДОУ и специалистов ПМПС центра диагностики и консультирования.
Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала по сопровождению ребёнка с ОВЗ, в снятии противоречий во взаимодействии специалистов, повышении профессиональной компетентности педагогов, в изменении родительских установок и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.
Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода, поэтому процесс сопровождения представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, музыкотерапии, логоритмики, пескотерапии и т.д.).
Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.
Модель взаимодействия специалистов представлена графически:
РЕБЁНОК
Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения и ППМС центра в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе (для детей с ограниченными возможностями здоровья), у нас в детском саду была выработана следующая система сопровождения:
1. Диагностика детей ( специалисты, воспитатель), подведение итогов, проведение ПМПк.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности, заполняют дневник сформированности основных навыков (Приложение 1).
Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
2. Коррекционно-развивающая работа специалистами ДОУ
3. Реализация коррекционной работы в социально – значимых для ребенка мероприятиях. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия. Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.
4. Подключение специалистов ППМС центра при необходимости.
5. Тесное взаимодействие с родителями.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям необходимость ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дают специалисты и воспитатели, важность соблюдения единства требований педагогов и родителей, что является залогом достижения положительных результатов.
Этапы реализации программы:
1 этап. «Первый круг помощи: воспитатель – родитель»
2013 – 2014 учебный год
Период | Мероприятие | Цель | Ответственные | Примечания | |||||||
Сентябрь 2013 | ПМПк (выписка Приложение 2) | - определение направлений работы (линий развития) | Руководитель МБДОУ, педагог – психолог, воспитатель. | ||||||||
Октябрь 2013 | ПМПК | - Определение образовательного маршрута. | Председатель ПМПК | ||||||||
Октябрь 2013 | Составление программы сопровождения | - определение компенсаторных механизмов, координация действий специалистов. | |||||||||
2 этап. Специализированная помощь в ДОУ (педагог-психолог, медицинский работник, инструктор по физической культуре, логопед, музыкальные руководители) 2013-2014 учебный год | |||||||||||
Период Ноябрь- апрель | Формы реализации программы: | Направление: | Ответственные | Содержание | |||||||
Групповые занятия | Развитие эмоционално — личностной сферы. | Педагог — психолог МБДОУ | |||||||||
Индивидуальные занятия | Развитие познавательной сферы (Мышление,память, внимание,мелкая моторика) | Педагог — психолог МБДОУ | Рабочая программа согласно общеобразовательной программе МБДОУ, с целью закрепления знаний групповых занятий воспитателя | ||||||||
Индивидуальные/ групповые занятия | Коррекция нарушений грамматического строя речи, звукопроизношения, семантики, просодических компонентов речи. | Учитель — логопед МБДОУ | Изучение материала на инд. занятии, отработка навыка на групповом | ||||||||
Апрель 2014 | ПМПк | - обсуждение результатов работы | Руководитель МБДОУ, педагог – психолог,восп. | ||||||||
Октябрь2014 | ПМПк | - организация межведомственного взаимодействия со специалистами ППМС центра диагностики и консультирования | Руководитель МБДОУ, педагог – психолог, заведующая ППМС центра | ||||||||
Качественные изменения ребёнка в результате проведения мероприятий по сопровождению ребёнка. В результате освоения программы в 2013 – 2014г. (1 и 2 этапы), наблюдается положительная динамика развития Максима Ш.: стал устанавливать контакт глаз, повысился уровень развития внимания, мышления, общей осведомленности, появилась сюжетно — ролевая игра, улучшились показания мелкой моторики (стал держать карандаш, выполнять простые узоры), снизился уровень тревожности, в речевом развитии - снизились «эхолалии», стал отвечать на вопросы, повысился уровень коммуникативных навыков. 3 этап. Интегративная специализированная помощь в ДОУ, ПМПк ДОУ, центр – ППМС 2014-2015 учебном году. | |||||||||||
Групповые занятия 2 раза в неделю | Подготовка к школьному обучению, коррекция эмоциональных нарушений, повышение психологического статуса. | Педагог — психолог МБДОУ | Программа (Приложение 3) | ||||||||
Индивидуальные занятия 2 раза в неделю | Коррекция нарушений грамматического строя речи, звукопроизношения, семантики, просодических компонентов речи. | Учитель — логопед МБДОУ | |||||||||
Индивидуальные занятия 2 раза в месяц | Подготовка к школьному обучению, развитие мелкой моторики, зрительно — моторной координации, ориентации в пространстве. | Руководитель ППМС центра диагностики и консультирования | Программа «Развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики» (Приложение 4) | ||||||||
Индивидуальные занятия 2 раза в месяц | Устранение неэффективного психологического напряжения, формирование положительной самооценки и образа Я. | Педагог — психолог ППМС центра диагностики и консультирования | Программа По преодолению страхов у дошкольников с использованием игр на песке. (Приложение 5) | ||||||||
ПМПК | - отслеживание результатов, определение дальнейшего образовательного маршрута (младший школьный возраст). | Руководитель ППМС центра диагностики и консультирования | Май 2015г |
Примерный прогноз ребёнка, ожидаемые результаты
При организации системы коррекционных занятий со специалистами сопровождения ДОУ, ППМС центра, а также при поддержке образовательного процесса со стороны родителей и соблюдении рекомендаций специалистов прогноз для ребёнка благоприятный. Ребёнок сможет обучаться в общеобразовательной школе по адаптированной программе для детей с ЗПР.
Список литературы
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М., 2005.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников. – СПб.,2006.
- Веракса А.Н.., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2011.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. - М., 1997г.
- Дименштейн Р.П., Ларикова И.В. Интеграция "особого" ребенка в России: законодательство, практика и перспективы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи, 2000. - Вып. 3. http://www.pedlib.ru/Books/4/0003/index.shtml
- Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах. М.,1998 г.
- Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010
- Сартан М. «О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования».
- Соколова В.Р. «Другие» дети» // Новая среда. – 2006. - № 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Олимпийские резервы" в рамках реализации "Программы межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагоплучая""
В наше время очень много социальных сирот при живых родителях. Бывает, что и в благополучных семьях мало уделяется внимания детям, в результате они предоставлены сами себе. У ребят формируется б...
Формирование здорового образа жизни у воспитанников и обручающихся образовательных учреждений в условиях межведомственного взаимодействия
Тема: Формирование здорового образа жизни у воспитанников и обручающихся образовательных учреждений в условиях межведомственного взаимодействия О.Г. Иванова, г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровск...
План межведомственного взаимодействия
План реализации совместного со школой проекта «Целевые ориентиры – основание преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках внедрения ФГОС ДОО и НОО»...
Межведомственное взаимодействие в воспитании у детей безопасного поведения на дороге
Межведомственное взаимодействие в воспитании у детей навыков безопасного поведения на дороге Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом орг...
статья на тему: "Межведомственное взаимодействие: модели включения ребенка с РАС в дошкольное образование.
Статья на тему "Межведомственное взаимодействие: модели включения ребенка с РАС в дошкольное образование. В данной статья прописан алгоритм взаимодействия социальных институтов по раб...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...