Межведомственное взаимодействие в воспитании у детей безопасного поведения на дороге
материал по обж на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Межведомственное взаимодействие в воспитании у детей навыков безопасного поведения на дороге
Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Межведомственное взаимодействие предполагает:
- формирование единого информационного образовательного пространства;
- налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными партнерами.
Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с общественными организациями дает дополнительный импульс для развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Одновременно этот процесс:
- способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми;
- поднимает статус учреждения;
- указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.
Обеспечение безопасности движения стало актуальной государственной проблемой. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. Эту задачу успешно решают педагоги нашего детского сада.
Актуальность обсуждаемого вопроса состоит не только в осмыслении имеющегося опыта межведомственного взаимодействия, но и поиска ресурсных возможностей для организации совместной деятельности всех заинтересованных субъектов в создании развивающей образовательной среды для воспитанников детских садов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что согласно целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, ребенок должен быть способен следовать социальным нормам поведения, он уже может соблюдать правила безопасного поведения, умеет самостоятельно искать пути решения из проблемных ситуаций на улицах города, управлять своим поведением и планировать свои действия на основе представлений о ПДД, уверенно чувствовать себя на улицах города.
У него должно быть сформировано понятие о ценностях здорового образа жизни, самостоятельности и ответственности. Задача взрослых передать ребенку социальный опыт, социально- бытовую ориентировку, чтобы создать для него оптимальные условия вхождения в большой мир.
Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на улице находит свое отражение в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) где выделена образовательная область «Социально – коммуникативное развитие», которая включает в себя задачу по формированию основ безопасности. Детский сад проводит работу в области обучения детей дошкольного возраста поведению на дорогах и правилам дорожного движения согласно программе.
Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы. Если у детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина как во время ознакомления с окружающим, изобразительной и музыкальной деятельности, во время проведения всех режимных моментов, и особенно, во время прогулок. С этой целью была создана учебно-игровая площадка – автогородок «Светофорик», которая позволяет, не выходя за пределы д/с, систематически и целенаправленно упражняться во время прогулок в правилах дорожного движения с использованием перекрёстков, «островков безопасности», пешеходных дорожек, кругового движения, разделительной полосы, указательных стрелок, действующего светофора, примерить на себе роль водителя, пешехода, работника автозаправки и сотрудника дорожно-постовой службы.
Предметно-развивающая среда ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения соответствует нормативным требованиям. За последнее время приобретены обучающие дидактические игры, методические пособия, набор плакатов с изображением дорожных знаков, машин, жезлы и т.д. для организации игр по ПДД. В работе с детьми используются современные информационные технологии.
Одно крыло коридора в дошкольном учреждении оформлено материалами по дорожному движению, ГО и ЧС. Стены в этой части коридора расписаны для обучения детей Правилам дорожного движения, расположен действующий светофор, план –схема путей движения транспорта и детей, стенд с методическими рекомендациями для родителей по обучению детей Правилам дорожного движения, стенды по ГО и ЧС.
Создан и оборудован переносной автогородок, где в наличии имеется:
– крупный макет прилегающих к детскому саду улиц города;
– действующий светофор для водителей;
– дорожные знаки (запрещающие, предписывающие, указательные, предупреждающие, знаки сервиса);
- транспорт: велосипеды, машины;
– пост ГАИБДД;
– автозаправочные станции.
Непременным условием освоения ребёнком навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является обогащённая предметно-пространственная среда. В каждой возрастной группе оборудованы уголки безопасности дорожного движения, в которых подобран материал в соответствии с возрастом детей. Уголки постоянно пополняются и обновляются.
Рядом с такими уголками педагоги располагают строительный материал, транспорт, что дает возможность ребенку самостоятельно включаться в игру. Для проведения практических занятий имеются необходимые атрибуты: костюм регулировщика, педальный транспорт, нагрудные знаки с изображением различных видов транспорта, дорожных знаков, объёмные игрушки – автомобили, жезл, автомастерская. На площадках проводятся практические игры-занятия по применению у детей знаний безопасного поведения на дороге.
В детском саду занятия по формированию основ безопасности проводят воспитатели. Уже стало системой на начало года методическую работу с педагогами начинать с изучения инструктивно – методических материалов, обзора имеющейся литературы. В помощь педагогам разработана рабочая программа по обеспечению безопасности дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении «Светофорчик», где представлена методика работы, рекомендации для педагогов и родителей, темы бесед, игры и развлечения по каждой возрастной группе. Данная программа дает возможность воспитателям самим разобраться в предлагаемом объёме материала, выстроить стройную систему по формированию у дошкольников необходимых умений и навыков, учитывать специфические возрастные особенности и способность воспринимать предлагаемый материал.
Мы понимаем, что для эффективной и успешной работы необходимо организовать совместную деятельность с сотрудниками Госавтоинспекции. Эта деятельность является взаимовыгодной: ГИБДД приобретает грамотного участника дорожного движения; детский сад получает возможность привлекать для решения своих задач материальные, организационные и другие ресурсы организации- партнера.
Организация развивающей пространственной среды
со стороны ГИБДД- это оценка условий в ДОУ, корректировка среды, разметка автогородка. Со стороны ДОУ- организация уголков по БДД, дидактическое комплектование игр, методическое обеспечение, художественные материалы.
Мероприятия с детьми в ДОУ.
Со стороны ГИБДД- активное участие по заявкам ДОУ. Сотрудники ГИБДД совместно с воспитателями принимают участие в занятиях по ПДД по приглашению администрации дошкольного учреждения. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах изучаются в процессе специальных развивающих и обучающих занятий, в основе которых должна быть игра: образно- ролевая, сюжетно- ролевая или игра с правилами.
Со стороны ДОУ- организация КВН, викторин, конкурсов, развлечений, организация образовательной деятельности.
Знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой.
Очень интересно проходят мероприятия с участием родителей, где папы и мамы вместе с детьми выполняли различные задания по правилам дорожного движения: «Собери знак», «Рассади пассажиров в автомобиле» и тд. Такие мероприятия очень важны, ведь родители и дети выступают единой командой, а в каких- то случаях дети выступают учителями родителей.
Взаимодействие с родителями.
Со стороны ГИБДД- выступление на родительских собраниях, консультации, распространение видеоматериалов. В ДОУ нашего города частыми являются дискуссионные встречи родителей с участием инспектора ГИБДД. В рамках этих встреч проводится обсуждение проблем детского дорожно- транспортные происшествия с участием детей. С этой же целью в родительских уголках каждой возрастной группы имеется иллюстративный материал и рекомендации для родителей про профилактике дорожно- транспортного травматизма.
Со стороны ДОУ- организация и проведение собраний, акций, консультаций.
Родителей необходимо обучать правилам дорожного движения, учитывая, что далеко не все они знают их или не соблюдают. Поэтому целесообразно периодически читать лекции, раскрывающие основные дорожные понятия и правила поведения с детьми на улицах и дорогах.
Для повышения интереса родителей и детей к дорожной азбуке, в ДОУ организуются различные виды досуговой деятельности: викторины, конкурсы, праздники.
Сотрудничество с педагогами ДОУ.
Со стороны ГИБДД- проведение консультаций, выступления на курсах повышения квалификации, распространение методических материалов, выступления на совещаниях руководителей. Со стороны ИОЦ- обучение по дополнительным образовательным программам, консультации.
Конкурсное движение.
Со стороны ГИБДД- разработка положений, ресурсное обеспечение, анализ материалов участников. Со стороны ИОЦ- консультирование участников конкурсов, разработка положений, анализ материалов участников. Ежегодно проводится конкурс «Зеленый огонек» на лучшую организацию работы по профилактике ДДТ. Также стало хорошей традицией в конце учебного года проводить конкурс «На лучший рисунок по безопасности дорожного движения», обязательным требованием которого является участие взрослого и ребенка.
Все выше перечисленные формы работы являются традиционными и часто используются при изучении ПДД. Подробнее остановимся на тех, которые, на наш взгляд, приносят практическую пользу.
Форма мероприятия: совместная акция.
Цель акции- привлечь внимание к проблеме обеспечения безопасности на дорогах. Планируемый результат- формирование культуры поведения каждого участника дорожного движения, осознание объективной целенаправленности и необходимости выполнения правил и требований дорожного движения.
Эффект акции: включить детей в социально- значимую деятельность, поддержка ГАИ, общественный резонанс (пешеходы, водители видят маленьких детей, которые выходят на дорогу с плакатами, буклетами и призывают общественность быть более внимательными, осторожными).
Результат- у ребенка сформированы предпосылки безопасного поведения на улицах города.
Дошкольное учреждение сотрудничает с СОШ им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева, в которой организован отряд юных инспекторов – ЮИД. Составлен договор о совместной деятельности, согласно которого осуществляется «Школа безопасности» на базе детского сада. ЮИД-овцы посредством различных спектаклей, игровых занятий помогают малышам освоить дорожную грамоту. Данная работа позволяет дошкольнику в непринужденной обстановке осознать ценности своей жизни и необходимости соблюдения правил безопасного поведения. В результате данной работы активизировалось сотрудничество дети–педагоги–ЮИД в вопросах безопасного поведения. Совместная деятельность учителей школы и воспитателей детского сада способствует обмену опытом воспитательной работы.
Детский сад сотрудничает также с центральной районной библиотекой. Дети старшего дошкольного возраста посетили выставку о правилах дорожного движения. Педагоги и воспитанники детского сада пользуются имеющейся в библиотеке литературой. Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Кто, как не сотрудники библиотеки могут сделать это правильно и грамотно. Очень важно, чтобы посещение библиотеки не стало для ребят скучной «обязаловкой». Поэтому экскурсия в библиотеку проходит в форме интересной дискуссии и игры по произведениям детских писателей. Мы уверены, что наши воспитанники и в дальнейшем не потеряют интерес к книге, так как впереди много интересных мероприятий.
Сотрудничество библиотеки и детского сада включает разнообразные формы работы.
∙Познавательные занятия
∙Ознакомительные экскурсии
∙Выставки детского творчества, фотовыставки
∙Проведение книжных праздников
∙Участие в тематической «Неделе детской книги»
Дошкольное учреждение на протяжении нескольких лет ведет систематическую работу в этом направлении. ДОУ был победителем и лауреатом республиканских смотров- конкурсов «Зеленый огонек» на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди образовательных организаций Республики Мордовия. Трижды детский сад был признан победителем муниципального конкурса «Зеленый огонек».
Опыт работы ДОУ был обобщен на уровне республики во время проведения республиканского совместного совещания и представлен для публикации в журнале. Информация по проведению совместной работы д/с и ГИБДД представлялась на сайте УГИБДД МВД по Республике Мордовия.
На районном семинаре по теме «Безопасность дорожного движения на территории ММО МВД РФ «Ковылкинский» был заслушан отчет руководителя о проводимой работе в учреждении.
В марте 2017 года детский сад принял участие в региональном (республиканском) конкурсе «Безопасное колесо-2017» и представил фотоматериал по использованию родителями детских кресел.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждение с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного привития дошкольникам навыков дорожной безопасности
Перспективы – изыскать активные формы воспитания родителей, которые будут способствовать:
- повышению культуры участников дорожного движения;
- воспитанию ответственности за жизнь детей;
- снижению детского дорожно- транспортного травматизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методические рекомендации в помощь воспитателям для формирования навыков безопасного поведения у детей безопасного поведения вблизи дороги".
Данная стать познакомит с причинами дорожно-транспортных проишествий и как сформировать у детей дошкольного возраста навык безопасного поведения....
Образовательный проект «Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах с элементами исследования»
Чтобы выработать положительную привычку по соблюдению правил дорожного движения важно включать детей в исследовательскую, практическую работу....
Деятельность ДОУ по воспитанию детей безопасному поведению на дорогах.
Выступление на заседании базовой площадки по ПДД...
План мероприятий тематической недели по воспитанию навыков у детей безопасного поведения на дорогах во второй младшей группе
Методическая разработка...
"Безопасная дорога домой". Парциальная программа по формированию у детей безопасного поведения на дорогах.
Программа разработана для системного, углублённого изучения основ безопасного поведения ребёнка на дорогах и улицах села, умение ориентироваться на них, принимать правильное решение в нестандартной си...
Социальная акция - как форма взаимодействия с родителями по формированию у детей безопасного поведения на дороге.
Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации показал, что ежегодно детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью и тяжёлыми последствиями.Ос...
Консультация для родителей "Воспитание у детей безопасного поведения на улицах и дорогах"
Одной из важнейших задач ДОУ является знакомство дошкольников с ПДД и воспитание у них безопасного поведения на улицах города. Но только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи полученные детьми...