Формирование здорового образа жизни у воспитанников и обручающихся образовательных учреждений в условиях межведомственного взаимодействия
статья по теме

Иванова Ольга Георгиевна

Тема: Формирование здорового образа жизни у воспитанников и обручающихся образовательных учреждений в условиях межведомственного взаимодействия

 

О.Г. Иванова,

 г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область

 

В современных условиях наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Возрастает интерес к профилактике заболеваний и укреплении здоровья у населения, в продлении активного творческого долголетия людей, в организации досуговой деятельности у молодежи. Физическая культура и спорт стали важнейшим компонентом духовно-нравственного развития детей и подростков в России.  

Наиболее эффективным и экономичным путем достижения цели укрепления здоровья является качественное изменение организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях.

Инновационная модель всероссийского движения «Дети России образованны и здоровы» была взята нами за основу нового направления в работе по укреплению здоровья воспитанников и обучающихся образовательных учреждений, увеличению числа занимающихся физической культурой и спортом.

В 2006 году городская межведомственная программа «ДРОЗД» была утверждена на Совете народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа.

Цель программы: построение межведомственной системы непрерывного образования по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья, повышение уровня физического и духовного развития, образованности подрастающего поколения.

Задачи:

1.            Формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивировать на сохранение своего здоровья субъектов образовательного процесса;

2.            Организовывать спортивно-массовые мероприятия;

3.            Оказывать помощь и поддержку одаренным в спорте детям, поднимать их на качественно новый уровень развития.

4.            Осуществлять медико-физиологический контроль над состоянием здоровья воспитанников и обучающихся;

Основные направления работы:

·             формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни воспитанников и обучающихся  образовательных учреждений;

·             оптимизация режима двигательной активности воспитанников и обучающихся  в условиях  образовательного учреждения;

·             организация физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;

·             проведение муниципальных спортивно-массовых мероприятий и соревнований по видам спорта;

·             проведение дополнительной витаминизации в образовательных учреждениях;

·             организация медико-физиологического контроля и проведение диагностики физического развития воспитанников и обучающихся.

·             проведение просветительской работы среди педагогов и родителей.

Особое внимание при организации работы по реализации программы уделялось вопросам координации совместной деятельности органов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, направленной на совершенствование процесса физического воспитания детей и подростков (схема 1).

В межведомственном взаимодействии были определены роли каждого ведомства:

Управление по физической культуре, спорту и туризму:

1.     Обеспечивает тренерско-педагогическими кадрами;

2.     Предоставляет спортивные сооружения для проведения учебно-тренировочных занятий;

3.     Организует и проводит спортивно-массовые мероприятия;

4.     Финансирует все спортивно-массовые мероприятия;

5.     Финансирует участие в выездных Всероссийских фестивалях и конференциях;

6.     Приобретает спортивный инвентарь для проведения учебно-тренировочного процесса и спортивно-массовых мероприятий.

Управление образования:

1. Предоставляет спортивные залы для проведения учебно-тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий;

2. Организует и проводит спортивно-массовые мероприятия;

3. Способствует увеличению числа занимающихся физической культурой и спортом;

4. Обеспечивает научно-методическое сопровождение.

Управление здравоохранения:

1. Осуществляет медицинское обследование и сопровождение участников программы.

Основными задачами координационного совета являются:

1.                 Разработка и утверждение календарного плана работы спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий;

2.                 Осуществление контроля за деятельностью межведомственного  взаимодействия;

3. Осуществление мониторинга реализации программы;

4. Распространение опыта работы;

5. Пропаганда физической культуры и спорта среди населения города.   

Первоначально система межведомственного взаимодействия бала отработана на  общеобразовательной школе и детском саде, где были созданы условия по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся в образовательном учреждении (таб.1).

Вторым этапом стало межведомственное взаимодействие этих образовательных учреждений с Лыжно-спортивным комплексом, бассейном «Водный мир», спортивными школами и фрачебно-физкультурным диспансером  (схема 2).image

Опыт работы экспериментальной площадки был распространен на весь город и на сегодняшний день в межведомственном взаимодействии принимают участие 13 дошкольных образовательных учреждений и 11 общеобразовательных школ. Общее количество детей охваченных оздоровительной работой составляет: дошкольников – 382чел., школьников – 2429 чел.

Благодаря межведомственному взаимодействию в общеобразовательных школах и дошкольных образовательных учреждениях проходят занятия по 13 видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, плавание, греко-римская борьба, туризм, ритмическая гимнастика, каратэ, вольная борьба, лыжные гонки, дзю-до, группы ОФП), под руководством тренеров- преподавателей спортивных школ с общим охватом 2811 детей. Занятия проходят три раза в неделю, где ребята осваивают основные физические упражнения,  разучивают спортивнее игры,  занимаются по видам спорта, готовятся к соревнованиям.

В рамках городской межведомственной программы «ДРОЗД» разработан единый календарный план спортивно-массовых мероприятий, в который включены мероприятия для общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений.

В течение года проходит более 30 спортивных мероприятий с общим охватом более 3000 детей. Активное участие в программе принимают  родители, более 130 человек. Они совместно со своими детьми активно учувствуют в соревнованиях «Малые олимпийские игры», «Моя спортивная семья»,  Лыжня России, лыжный марафон. Они болеют за своих детей и поддерживают их во время соревнований.

Воспитать здорового ребенка может только тот педагог, который будет примером для своего воспитанника, поэтому программа  содержит мероприятия, в которых активно принимают участие педагоги образовательных учреждений: «Лыжня России», лыжный марафон, «Час здоровья для воспитателей», «Тропа здоровья». В  результате около 150 педагогов активно принимают участие в спортивных соревнованиях, это педагоги – энтузиасты, люди любящие свою профессию, отдающие знания, опыт и показывающие личный пример в укреплении своего здоровья. Они верят, что физическая культура и спорт возродят нашу нацию, и не только физически, но и духовно.

Особенностью проведения совместных спортивных мероприятий является наличие  атрибутики с эмблемой «ДРОЗД» (флаг, форма,  грамоты.). Для повышения мотивации участников, каждая команда имеет название, девиз, единую форму, команда-победитель получает переходящий флаг с логотипом «ДРОЗДА».

В результате межведомственного взаимодействия удалось получить позитивные результаты по комплексу показателей:

1.     Снижение количество дней пропущенных детьми по болезни.

2.     Физическое развитие преобладает на высоком уровне

Динамика состояния здоровья и развития двигательных качеств обучающихся и воспитанников,  показывает эффективность реализации программы «ДРОЗД». Результатом   планомерной работы по оздоровлению обучающихся стал  Всероссийский мониторинг состояния здоровья  участников,  который проводился в 2011 году на фестивале в городе Анапе, по  результатам которого команда детей нашего города,   заняла 1 место. 

По прошествии времени   мы  видим как повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом: они с радостью бегут в зал, с желанием учувствуют в соревнованиях, мы видим их счастливые глаза, их первые победы, дети становятся более организованными, повышаются их физические показатели.

Дальнейшая работа по реализации программы позволит максимально увеличить, количество детей и подростков, охваченных занятиями физической культурой и спортом, повысить мотивацию к здоровому образу жизни, начиная с дошкольного возраста, расширить географию своей деятельности, а так же совершенствовать методы и формы работы с подрастающим поколением.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ МБДОУ Д/С №2 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ»

Меня давно интересовал вопрос здоровья дошкольников.Решила изучать эту тему и применять полученный опыт на практике,чтобы мои дошколята были сильными и здоровыми....

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников ДЮ

Павлодар облысы әкімдігі,Павлодар облысы білім беру басқармасының«Жас ұрпақ» коммуналды мемлекеттік қазыналық кәсіпорны Коммунальное государственное казенное предприятие «Жас ұрпақ»Управления обр...

Программа "Взаимодействие детского образовательного учреждения с семьей по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников"

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Только во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхожд...

Программа формирования культуры здорового образа жизни у воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад No 52 «Аленький цветочек»города Смоленска на 2021-2022 учебный год

ПРИНЯТОПедагогическим советомМБДОУ «Детский сад No 52 «Аленький цветочек»Протокол от «19» августа 2021 г. No 6УТВЕРЖДЕНО приказом МБДОУ «Детский сад No 52«Але...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии-важный элемент формирования здорового образа жизни у воспитанников"

В этой статье делюсь опытом работы по формированию интереса к здоровому образу жизни, укреплению здоровья воспитанников....