Формирование здорового образа жизни у воспитанников и обручающихся образовательных учреждений в условиях межведомственного взаимодействия
статья по теме
Тема: Формирование здорового образа жизни у воспитанников и обручающихся образовательных учреждений в условиях межведомственного взаимодействия
О.Г. Иванова,
г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
В современных условиях наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Возрастает интерес к профилактике заболеваний и укреплении здоровья у населения, в продлении активного творческого долголетия людей, в организации досуговой деятельности у молодежи. Физическая культура и спорт стали важнейшим компонентом духовно-нравственного развития детей и подростков в России.
Наиболее эффективным и экономичным путем достижения цели укрепления здоровья является качественное изменение организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях.
Инновационная модель всероссийского движения «Дети России образованны и здоровы» была взята нами за основу нового направления в работе по укреплению здоровья воспитанников и обучающихся образовательных учреждений, увеличению числа занимающихся физической культурой и спортом.
В 2006 году городская межведомственная программа «ДРОЗД» была утверждена на Совете народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Цель программы: построение межведомственной системы непрерывного образования по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья, повышение уровня физического и духовного развития, образованности подрастающего поколения.
Задачи:
1. Формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивировать на сохранение своего здоровья субъектов образовательного процесса;
2. Организовывать спортивно-массовые мероприятия;
3. Оказывать помощь и поддержку одаренным в спорте детям, поднимать их на качественно новый уровень развития.
4. Осуществлять медико-физиологический контроль над состоянием здоровья воспитанников и обучающихся;
Основные направления работы:
· формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни воспитанников и обучающихся образовательных учреждений;
· оптимизация режима двигательной активности воспитанников и обучающихся в условиях образовательного учреждения;
· организация физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;
· проведение муниципальных спортивно-массовых мероприятий и соревнований по видам спорта;
· проведение дополнительной витаминизации в образовательных учреждениях;
· организация медико-физиологического контроля и проведение диагностики физического развития воспитанников и обучающихся.
· проведение просветительской работы среди педагогов и родителей.
Особое внимание при организации работы по реализации программы уделялось вопросам координации совместной деятельности органов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, направленной на совершенствование процесса физического воспитания детей и подростков (схема 1).
В межведомственном взаимодействии были определены роли каждого ведомства:
Управление по физической культуре, спорту и туризму:
1. Обеспечивает тренерско-педагогическими кадрами;
2. Предоставляет спортивные сооружения для проведения учебно-тренировочных занятий;
3. Организует и проводит спортивно-массовые мероприятия;
4. Финансирует все спортивно-массовые мероприятия;
5. Финансирует участие в выездных Всероссийских фестивалях и конференциях;
6. Приобретает спортивный инвентарь для проведения учебно-тренировочного процесса и спортивно-массовых мероприятий.
Управление образования:
1. Предоставляет спортивные залы для проведения учебно-тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий;
2. Организует и проводит спортивно-массовые мероприятия;
3. Способствует увеличению числа занимающихся физической культурой и спортом;
4. Обеспечивает научно-методическое сопровождение.
Управление здравоохранения:
1. Осуществляет медицинское обследование и сопровождение участников программы.
Основными задачами координационного совета являются:
1. Разработка и утверждение календарного плана работы спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий;
2. Осуществление контроля за деятельностью межведомственного взаимодействия;
3. Осуществление мониторинга реализации программы;
4. Распространение опыта работы;
5. Пропаганда физической культуры и спорта среди населения города.
Первоначально система межведомственного взаимодействия бала отработана на общеобразовательной школе и детском саде, где были созданы условия по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся в образовательном учреждении (таб.1).
Вторым этапом стало межведомственное взаимодействие этих образовательных учреждений с Лыжно-спортивным комплексом, бассейном «Водный мир», спортивными школами и фрачебно-физкультурным диспансером (схема 2).
Опыт работы экспериментальной площадки был распространен на весь город и на сегодняшний день в межведомственном взаимодействии принимают участие 13 дошкольных образовательных учреждений и 11 общеобразовательных школ. Общее количество детей охваченных оздоровительной работой составляет: дошкольников – 382чел., школьников – 2429 чел.
Благодаря межведомственному взаимодействию в общеобразовательных школах и дошкольных образовательных учреждениях проходят занятия по 13 видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, плавание, греко-римская борьба, туризм, ритмическая гимнастика, каратэ, вольная борьба, лыжные гонки, дзю-до, группы ОФП), под руководством тренеров- преподавателей спортивных школ с общим охватом 2811 детей. Занятия проходят три раза в неделю, где ребята осваивают основные физические упражнения, разучивают спортивнее игры, занимаются по видам спорта, готовятся к соревнованиям.
В рамках городской межведомственной программы «ДРОЗД» разработан единый календарный план спортивно-массовых мероприятий, в который включены мероприятия для общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений.
В течение года проходит более 30 спортивных мероприятий с общим охватом более 3000 детей. Активное участие в программе принимают родители, более 130 человек. Они совместно со своими детьми активно учувствуют в соревнованиях «Малые олимпийские игры», «Моя спортивная семья», Лыжня России, лыжный марафон. Они болеют за своих детей и поддерживают их во время соревнований.
Воспитать здорового ребенка может только тот педагог, который будет примером для своего воспитанника, поэтому программа содержит мероприятия, в которых активно принимают участие педагоги образовательных учреждений: «Лыжня России», лыжный марафон, «Час здоровья для воспитателей», «Тропа здоровья». В результате около 150 педагогов активно принимают участие в спортивных соревнованиях, это педагоги – энтузиасты, люди любящие свою профессию, отдающие знания, опыт и показывающие личный пример в укреплении своего здоровья. Они верят, что физическая культура и спорт возродят нашу нацию, и не только физически, но и духовно.
Особенностью проведения совместных спортивных мероприятий является наличие атрибутики с эмблемой «ДРОЗД» (флаг, форма, грамоты.). Для повышения мотивации участников, каждая команда имеет название, девиз, единую форму, команда-победитель получает переходящий флаг с логотипом «ДРОЗДА».
В результате межведомственного взаимодействия удалось получить позитивные результаты по комплексу показателей:
1. Снижение количество дней пропущенных детьми по болезни.
2. Физическое развитие преобладает на высоком уровне
Динамика состояния здоровья и развития двигательных качеств обучающихся и воспитанников, показывает эффективность реализации программы «ДРОЗД». Результатом планомерной работы по оздоровлению обучающихся стал Всероссийский мониторинг состояния здоровья участников, который проводился в 2011 году на фестивале в городе Анапе, по результатам которого команда детей нашего города, заняла 1 место.
По прошествии времени мы видим как повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом: они с радостью бегут в зал, с желанием учувствуют в соревнованиях, мы видим их счастливые глаза, их первые победы, дети становятся более организованными, повышаются их физические показатели.
Дальнейшая работа по реализации программы позволит максимально увеличить, количество детей и подростков, охваченных занятиями физической культурой и спортом, повысить мотивацию к здоровому образу жизни, начиная с дошкольного возраста, расширить географию своей деятельности, а так же совершенствовать методы и формы работы с подрастающим поколением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ МБДОУ Д/С №2 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ»
Меня давно интересовал вопрос здоровья дошкольников.Решила изучать эту тему и применять полученный опыт на практике,чтобы мои дошколята были сильными и здоровыми....
Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников ДЮ
Павлодар облысы әкімдігі,Павлодар облысы білім беру басқармасының«Жас ұрпақ» коммуналды мемлекеттік қазыналық кәсіпорны Коммунальное государственное казенное предприятие «Жас ұрпақ»Управления обр...
Взаимодействие ДОУ с семьей при формировании здорового образа жизни воспитанников группы общеразвивающей направленности №12 для детей 5-6 лет
Работа с семьей по формированию у дошкольников ЗОЖ...
Программа "Взаимодействие детского образовательного учреждения с семьей по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников"
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Только во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхожд...
Программа формирования культуры здорового образа жизни у воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад No 52 «Аленький цветочек»города Смоленска на 2021-2022 учебный год
ПРИНЯТОПедагогическим советомМБДОУ «Детский сад No 52 «Аленький цветочек»Протокол от «19» августа 2021 г. No 6УТВЕРЖДЕНО приказом МБДОУ «Детский сад No 52«Але...
Доклад "Здоровьесберегающие технологии-важный элемент формирования здорового образа жизни у воспитанников"
В этой статье делюсь опытом работы по формированию интереса к здоровому образу жизни, укреплению здоровья воспитанников....