статья на тему: "Межведомственное взаимодействие: модели включения ребенка с РАС в дошкольное образование.
статья
Статья на тему "Межведомственное взаимодействие: модели включения ребенка с РАС в дошкольное образование. В данной статья прописан алгоритм взаимодействия социальных институтов по работе с детьми с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Межведомственное взаимодействие: модели включения ребенка с расстройствами аутистического спектра в дошкольное образование.
Протвень Елена Анатольевна - старший воспитатель
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области - детский сад «Солнышко» г. Нефтегорска
На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия. Решение проблемы воспитания и развития ребенка в современном мире одна из актуальных на сегодняшний день. Основная задача дошкольного образования – создать условия для развития гармонично развитой личности. И одним из ведущих условий достижения поставленной задачи мы считаем развитие взаимодействия ДОО с другими социальными институтами. В последние годы резервы инновационной деятельности детских дошкольных учреждений в основном связываются с разработкой новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей и развивающих их интеллектуальный, эмоциональный, действенно-практический потенциал. Безусловно, это даёт определенные положительные результаты. Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОО и социальными институтами. Детский сад «Солнышко» г.Нефтегорска является открытой и мобильной социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. В нашем детском саду есть ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС), благодаря отлаженной системной работы с социальными институтами, создание благоприятных условий сопровождение ребенка в детском саду, не вызывает особых проблем. Тесное сотрудничество строится с Центральной районной больницей города, центром «Семья Южного округа», «Центром диагностики и консультирования». Первой ступенью взаимодействие является круглый стол, на котором разрабатывается коордиционные планы взаимодействия по сопровождению семей с детьми разных категорий (дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей, оказавшихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации). Каждое учреждение несет ответственность за реализацию плана.
В детском саду разработан алгоритм действий с детьми с расстройствами аутистического спектра: первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса; заключение договора между ДОО и родителем (законным представителем); разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК, консилиумом ДОО; составление сетки занятий и перспективного плана для детей, обучающихся по программе, рекомендованной комиссией ПМПК. Создание условий в развивающей среде для детей –инвалидов вовремя их пребывания в ДОО. Реализация индивидуальной программы или маршрута, проведение промежуточной диагностики и анализа, консультирование родителей. При разработке индивидуального образовательного маршрута учитываются рекомендации ПМПК и ИПРА. Для детей с РАС характерно: отсутствие социального взаимодействия, нарушение речевого развития, «зацикленность» действий и психических состояний. Нужно учитывать при составлении индивидуального образовательного маршрута, для детей с РАС потребность в специальной отработке форм адекватного у поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с окружающими; потребность в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре развивающей среды; потребность в организации и реализации занятий коррекционно-развивающей направленности (с дефектологом, логопедом, психологом, социальным педагогом и др.). Все особенности учитываются специалистами при разработке программы для ребенка, основной целью, которой является помочь адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему максимально возможному его развитию. В детском саду, к сожалению, нет ставки социального педагога. Данную адресную помощь ребенок с РАС и его родители получают в центре социальной помощи, а также центром и больницей предоставляется санаторно-курортное лечение, посещение массажа, прочих процедур поддерживающих здоровья ребенка.
Только при соблюдении и использовании в работе этих этапов, а также включение всех социальных партнеров в процесс сопровождения семьи, у ребенка с РАС будут формироваться исключительные, единственные и неповторимые отношения с окружающей действительностью. Модель такого сопровождения детей с РАС совершенствуется, уточняется и насыщается собственными методическими разработками и формами коррекционной работы в детском саду «Солнышко» г. Нефтегорска. Практика специалистов и опыт родителей подтверждают, что комплексный подход приводит к реально ощутимым результатам: быстрее формируются навыки самообслуживания, навыки учебной деятельности, приобретаются навыки социального поведения. Все специалисты отмечают положительную динамику развития детей.
Список литературы:
1.Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе./ Под. ред. С.А.Морозова (материалы к спецкурсу). – М.: Изд-во «СигналЪ»,
2.Браткова М. В., Методические рекомендации к организации и проведению адаптационного периода включения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольную образовательную организацию М. М.: Парадигма, 2016г.
3.Браткова М. В., Караневская О. Специфика включения ребёнка с неярко выраженными отклонениями в развитии в ДОО (на примере детей с расстройствами аутического спектра) // журнал «Дошкольное воспитание» № 2, 2015г.
4.Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во МГУ, 2016г.
5.Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Переход на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми – основа модернизации дошкольного образования»
ФГОС ДО имеет не столько стратегический (т.е. указывает, к чему надо стремиться в работе с дошкольниками), сколько тактический характер (т.е. раскрывает путь к желаемому результату). Суть результата с...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Взаимодействие с социумом как фактор повышения дошкольного образования»
Один из аспектов правового воспитания детей - это право ребенка на успешное вхождение в окружающую жизнь. Социальное партнерство педагогический коллектив МБДОУ детского сада №1 рассмат...
Сообщение для педагогов «Взаимодействие с семьей в условиях модернизации дошкольного образования»
Семья и детский сад - это две активных составляющие системы сотрудничества, но проблема их взаимодействия в последнее время становится одной из актуальных....
Выстраивание модели внутренней системы оценки качества дошкольного образования
Обеспечение качества дошкольного образования и функционирования системы его внутреннего мониторинга - обязательный объект контроля региональных надзорных орг...
Образовательный проект «Организация развития познавательной деятельности дошкольников посредством взаимодействия с родителями в рамках ФГОС дошкольного образования»
Актуальность предоставленного образовательного проекта обусловлена процессом модернизации образования в нашей стране.Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного о...
План взаимодействия педагога-психолога и воспитателей для дошкольного образования
План взаимодействия психолога и воспитателя...
"Взаимодействие с социумом как фактор повышения дошкольного образования"
В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения....