статья на тему: "Межведомственное взаимодействие: модели включения ребенка с РАС в дошкольное образование.
статья

Статья на тему "Межведомственное взаимодействие: модели включения ребенка с РАС  в дошкольное образование. В  данной статья прописан алгоритм взаимодействия социальных институтов по работе с детьми  с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Межведомственное взаимодействие: модели включения ребенка с расстройствами аутистического спектра в дошкольное образование.

Протвень Елена Анатольевна - старший воспитатель

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области  -  детский сад «Солнышко» г. Нефтегорска

На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия.    Решение проблемы воспитания и развития ребенка в современном мире одна из актуальных на сегодняшний день. Основная задача дошкольного образования – создать условия для развития гармонично развитой личности.  И одним из ведущих условий достижения поставленной задачи мы считаем развитие взаимодействия ДОО с другими социальными институтами. В последние годы резервы инновационной деятельности детских дошкольных учреждений в основном связываются с разработкой новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей и развивающих их интеллектуальный, эмоциональный, действенно-практический потенциал. Безусловно, это даёт определенные положительные результаты. Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.  Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОО и социальными институтами. Детский сад «Солнышко» г.Нефтегорска является открытой  и мобильной социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.  В нашем детском саду есть ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС), благодаря отлаженной системной работы  с социальными институтами, создание благоприятных условий  сопровождение ребенка  в детском саду,  не вызывает особых проблем. Тесное сотрудничество строится с Центральной районной больницей города, центром «Семья Южного округа», «Центром диагностики и консультирования». Первой ступенью взаимодействие является круглый стол,  на котором разрабатывается  коордиционные планы взаимодействия по сопровождению семей с  детьми разных категорий  (дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей, оказавшихся в социально-опасном  положении и трудной жизненной ситуации).  Каждое учреждение несет ответственность за реализацию плана.

  В детском саду   разработан алгоритм действий с детьми с расстройствами аутистического спектра: первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка,  выявление образовательного запроса; заключение договора между ДОО и родителем (законным представителем); разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК, консилиумом ДОО; составление сетки занятий и перспективного  плана для детей, обучающихся по  программе, рекомендованной комиссией ПМПК. Создание условий в развивающей среде для  детей –инвалидов вовремя их пребывания в ДОО. Реализация индивидуальной программы или маршрута, проведение промежуточной диагностики и анализа, консультирование родителей.  При разработке индивидуального образовательного маршрута учитываются  рекомендации ПМПК и ИПРА. Для детей с РАС характерно:  отсутствие социального взаимодействия, нарушение речевого развития, «зацикленность» действий и психических состояний. Нужно учитывать при составлении индивидуального образовательного маршрута, для детей с РАС потребность в специальной отработке форм адекватного у поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с окружающими;  потребность в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре развивающей среды; потребность в организации и реализации занятий коррекционно-развивающей направленности (с дефектологом, логопедом, психологом, социальным педагогом и др.). Все особенности учитываются специалистами  при разработке программы для ребенка, основной целью, которой является  помочь адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему максимально возможному его развитию. В детском саду, к сожалению, нет ставки социального педагога. Данную адресную помощь ребенок с РАС и его родители получают в центре социальной помощи, а также центром и больницей предоставляется санаторно-курортное лечение, посещение  массажа, прочих процедур поддерживающих здоровья ребенка.  

Только при соблюдении и использовании в работе этих этапов, а также включение всех социальных партнеров в процесс сопровождения семьи,  у ребенка с  РАС будут формироваться исключительные, единственные и неповторимые отношения с окружающей действительностью. Модель такого сопровождения детей с РАС совершенствуется, уточняется и насыщается собственными методическими разработками и формами коррекционной работы в детском саду «Солнышко» г. Нефтегорска. Практика специалистов и опыт родителей подтверждают, что комплексный подход приводит к реально ощутимым результатам: быстрее формируются навыки самообслуживания, навыки учебной деятельности, приобретаются навыки социального поведения. Все специалисты отмечают положительную динамику развития детей.

Список литературы:

1.Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе./ Под. ред. С.А.Морозова (материалы к спецкурсу). – М.: Изд-во «СигналЪ»,

2.Браткова М. В., Методические рекомендации к организации и проведению адаптационного периода включения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольную образовательную организацию  М. М.: Парадигма, 2016г.

3.Браткова М. В., Караневская О. Специфика включения ребёнка с неярко выраженными отклонениями в развитии в ДОО (на примере детей с расстройствами аутического спектра) // журнал «Дошкольное воспитание» № 2, 2015г.

4.Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во МГУ, 2016г.

5.Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому        воздействию. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Переход на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми – основа модернизации дошкольного образования»

ФГОС ДО имеет не столько стратегический (т.е. указывает, к чему надо стремиться в работе с дошкольниками), сколько тактический характер (т.е. раскрывает путь к желаемому результату). Суть результата с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Взаимодействие с социумом как фактор повышения дошкольного образования»

Один из аспектов правового воспитания детей - это право ребенка на успешное вхождение в окружающую жизнь. Социальное партнерство педагогический коллектив МБДОУ  детского сада №1 рассмат...

Сообщение для педагогов «Взаимодействие с семьей в условиях модернизации дошкольного образования»

Семья и детский сад - это две активных составляющие системы сотрудничества, но проблема их взаимодействия в последнее время становится одной из актуальных....

Выстраивание модели внутренней системы оценки качества дошкольного образования

Обеспечение качества дошкольного образования и функционирования системы его внутреннего мониторинга - обязательный объект контроля региональных надзорных орг...

Образовательный проект «Организация развития познавательной деятельности дошкольников посредством взаимодействия с родителями в рамках ФГОС дошкольного образования»

Актуальность предоставленного образовательного проекта обусловлена процессом модернизации образования в нашей стране.Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного о...

"Взаимодействие с социумом как фактор повышения дошкольного образования"

В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения....