Формы взаимодейстрия учителя-логопеда и семей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
статья по коррекционной педагогике

Сотрудничество с родителями как условие психолого-педагогической поддержки будет содействовать, с одной стороны, коррекции речевых нарушений у детей, и с другой – повысит уровень психолого-педагогических (в том числе в области дефектологии) знаний у родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_vzaimodeystviya_logopeda_i_roditeley.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

В век современных технологий взрослые уделяют мало внимания своим детям в плане общения. Тем  самым снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи. Угроза  языковой катастрофы неминуема.

 Причинами снижения уровня речевого развития детей являются:

-  ухудшение здоровья детей;
-  неблагополучное социальное окружение ребёнка;
-   большое количество времени пассивного пребывания ребёнка у экранов телевизора и гаджетов;
-   пассивность и неосведомлённость родителей в области речевого развития. (Родители не придают серьезного значения речевым нарушениям, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой, не владеют необходимыми педагогическими компетенциями, не уделяют, в силу своей занятости, достаточно времени для занятий с ребенком дома)

Для нас, учителей-логопедов, поиск новых форм работы с родителями воспитанников, имеющих  тяжелые нарушения речи, остается  актуальным. 

 Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

-сотрудничество - учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;

-индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;

-непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;

- комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

·  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

·  Объединить усилия для развития и воспитания детей;

·  Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

·  Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

·  Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

·  Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

1.3. Направления работы педагога с родителями

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Основными направлениями  логопедической работы с родителями являются:

·  Консультативно–просветительская работа

·  Коррекционно-обучающая работа

·  Мониторинговая работа

В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:

·  Ознакомление с результатами логопедического обследования.

·  Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.

·  Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.

·  Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях.

·  Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.

·  Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.

·  Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.

·  Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

 

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

·  Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.

·  Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.

·  Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.

·  Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.

К мониторинговой работе относится:

·  Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.

·  Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.

·  Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.

·  Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.

·  Анализ качества двухстороннего сотрудничества.

Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:

Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями

·  Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!

·  Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!

·  Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

·  Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

·  Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!

·  То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

·  Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.

Все семьи разные, и подход в каждом отдельном случае приходится выстраивать индивидуально. В случаях, если родители пытаются взвалить всю работу на специалистов, необходимо провести серьезную просветительскую работу и правильно мотивировать на кропотливую совместную работу с логопедом и ребенком. Если родители чрезмерно активны, следует дать понять, что для коррекции речевого развития куда важнее и эффективнее спокойная и последовательная работа, чем завышенные ожидания и головокружения от возможных сиюминутных успехов. В тех случаях, когда родители не столь серьезно обеспокоены речевыми проблемами ребенка в надежде, что «само исправится», специалисту необходимо не только объяснить важность коррекционной работы, но и постоянно напоминать, побуждать и интересоваться успехами ребенка в домашней работе. Если же семья неблагополучная, и родители достаточно равнодушны, педагогу придется брать основную работу на себя, и/или изыскивать альтернативные методы воздействия на ситуацию. Универсальных рецептов для каждого конкретного случая нет, и каждый раз учителю-логопеду приходится не только учить, но и учиться самому. Однако есть универсальные педагогические приемы и методы, сильно облегчающие задачи логопеда. Такие приемы и методы вполне можно разделить на четыре вида:

коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные и объединяющие. Коллективные методы: Родительские собрания; Семинары и практикумы (тренинги); Круглые столы.

Индивидуальные методы: Анкетирование; Собеседования; Консультации; Тетради домашних заданий; Еженедельные итоговые выписки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...

Моделирование конструктивной программы активного включения семьи в процесс коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями

Значимость работы  с родителями трудно переоценить. Необходимость ее использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают учреждение....

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»

Данный проект направлен  на создание условий успешного взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения эффективности коррекции  речевых нарушений....

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).         Успешная коррекционна...

Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"...

Закаливание как вспомогательная терапия в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Статья об опыте внидрения здоовьезберегающей технологии "закаливание" в группе комбинированной направленности для детей с ТНР....