Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Иванова Екатерина Александровна

Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА Р.П. СВЕРДЛОВСКИЙ

Г.О.ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Тел: 8 (496) 563 – 08 – 77                                                                               E-mailmdou42solnychko@mail.ru.

Тел.:8 (496)250 -10 -29

141140, МОСКОВСКАЯ ОБЛ., ЩЁЛКОВСКИЙ РАЙОН, ПОС. СВЕРДЛОВСКИЙ, УЛ. ЗАВОДСКАЯ,  ВЛАДЕНИЕ 2

Тема: «Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Учитель-логопед:

Иванова Екатерина Александровна

р.п. Свердловский

Василий Александрович Сухомлинский говорил : «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.»

        Никому не секрет, что в последнее время количество детей с ТНР, ЗПР, РДА и множественными нарушениями в развитии увеличивается.

        Уровень двигательного, познавательного развития детей носит сугубо индивидуальный характер , но уровень речевого развития в основном у многих детей носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи. Речевые расстройства у детей с ТНР характеризуются стойкостью специфических отклонений в формировании компонентов речевой системы.

        Успешность физического, умственного, эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать этой информацией и насколько точно он эти знания может выразить в речи.

        Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении ребёнка, его психики и интеллекта.

        Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение, что приводит к более быстрому развитию речи ребёнка с особыми образовательными потребностями.

         С целью повышения эффективности проводимой коррекционно-логопедической работы я в своей деятельности активно использую для профилактики и коррекции нарушений психического развития возможности сенсорной комнаты, оборудованной в нашем детском саду.

         В зависимости от уровня речевого развития, а также от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний, занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих логопедических задач:

Развитие речи:        

  • стимуляция речевой активности;
  • обогащение словаря;
  • формирование грамматического строя речи;
  • закрепление правильного произношения.

Психоэмоциональное развитие:

  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
  • достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
  • развитие тактильной чувствительности, зрительного и слухового восприятия;
  • развитие творческого воображения.

Работа в сенсорной комнате основывается на нескольких принципах:

1 принцип – индивидуальный подход – занятия я разрабатываю с учётом степени нарушения и общего эмоционального состояния ребёнка.

При составлении плана занятий учитываю возраст ребёнка, корректируется время проведения занятий и форма. В течение всей коррекционно-развивающей работы оценивается динамика усвоения того или иного навыка и в зависимости от этого я меняю степень сенсорной нагрузки ( усложняются задания ).

2 принцип – этапность – постепенно знакомлю детей с интерактивным оборудованием и его возможностями. По мере овладения ребёнком различными навыками, я постепенно усложняю задания, варьируя степень и интенсивность воздействия, решая непосредственно коррекционно- логопедические задачи.

        Занятия в сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей.

         Важным преимуществом сенсорной комнаты в логопедическом процессе является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику и воображение через рассматривание и описания фантастических узоров, а также снижать эмоциональную напряженность через релаксацию.

        Сенсорная комната в нашем детском саду оборудована многообразна. Это: музыкальная колонка + подобраны мелодии, цветовая вращающая звезда, большой пуфик – кресло с гранулами ( над ним цветной дождь), сенсорное – световое оборудование с песком, световая композиция, которая создаётся по-сезонно,  тактильные игровые дощечки, магнитный алфавит, создали настенный и настольные бизиборды с помощью мольберта бизиборд с чудесными мешочками. Также есть стол с разным наполнением ( песок, шишки, жёлуди, каштаны, вода и многое другое), разнообразные настольные игры. Часто в своей работе применяю наборы Фребеля, блоки Дъёныша, развивающие игры Никитиных и материалы Воскобовича.

Создали ортопедический коврик в виде многоэтажного дома, где есть ступеньки, дверь, окошки на которых даже цветы стоят и крыша, также ортопедическая массажная дорожка с следочками и ладошками.

Но это ещё не всё, мы активно пополняем сенсорную комнату и в планах ещё много всего интересного и разнообразного, например в ближайшее время приобретём воздушно-пузырьковую колонну – это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых, планируется создание настенных бизибордов (световой) , чудо-дерево ( листья, фрукты, насекомые, птицы) и бизиборды в виде сказочных персонажей.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию "Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)".

Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГРОТРЕНИНГОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Аннотация. Работа посвящена коррекции тяжелых нарушений речи детей дошкольного возраста с помощью логопедических игротренингов. У детей с общим недоразвитием речи при сохранном слухе и интеллекте стра...

«Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.Особенности сегодняшних дошкольников с ТНР диктуют нам необходимость поиска новых игр, творче...

Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...

Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...

«Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Ежегодное увеличение количества детей с общим недоразвитие речи, в том числе очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей, заставляют искать новые, более эффективные психол...

Закаливание как вспомогательная терапия в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Статья об опыте внидрения здоовьезберегающей технологии "закаливание" в группе комбинированной направленности для детей с ТНР....