Моделирование конструктивной программы активного включения семьи в процесс коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями
статья по логопедии на тему

Мякишева Виктория Игоревна

Значимость работы  с родителями трудно переоценить. Необходимость ее использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают учреждение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование конструктивной программы активного включения семьи в процесс коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями

Мякишева В.И.

учитель-логопед I категории

 Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и  как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии.  Речь ребёнка с нарушениями формируется под влиянием 3-х факторов:

  • общения в семье (культура речи, диалект, традиции),
  • занятий с логопедом (индивидуальная и фронтальная работа, беседы, контроль за речью),  
  • собственного речевого опыта (общение с взрослыми, общение со сверстниками, другие речевые образцы (СМИ)).

Значимость работы  с родителями трудно переоценить. Необходимость ее использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают учреждение.

 Причины, по которым родители не включаются в коррекционный процесс:

-малая осведомлённость в вопросах патологии и коррекции речи;

-недооценка ими раннего выявление речевых дефектов и своевременного воздействия на них;

-слабые педагогические знания;

-ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей;

-отстранённость;

-нежелание разобраться в проблеме.

Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю, это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми.

Поэтому, цель проводимой работы:

-формирование педагогической  компетентности родителей дошкольников по профилактике и коррекции речевых  нарушений.

Конечно, мы должны стремиться к понятию «идеальный родитель». Какой он?

-он - партнёр;

-он понимает своего ребёнка, его особенности и потребности;

-он хочет помочь своему ребёнку, для этого он готов учиться;

-он - творец, умеет придумывать;

-он обогащает жизненный и литературный опыт детей, используя разнообразные игровые приёмы, творческие задания;

-он умеет выразительно говорить и читать художественные произведения, использует при этом все интонационно-выразительные средства;

-он – носитель традиций.

Уверена, что каждый педагог рано или поздно задаёт себе вопрос: что труднее – работа с детьми или их родителями? Найти общий язык и направить общее дело на пользу ребёнку – это половина успеха.

Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних родителей необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов. Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте - всему свое время.

Задачи:

1) разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа;

2) помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;

3) подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях;

4) оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;

5) создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;

6) помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для развития ребенка;

7) выявить, раскрыть и поддержать положительные личностные качества родителей необходимые для сотрудничества со своим ребенком;

8) сформировать уверенный и спокойный стиль воспитания.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Понятие “взаимодействие с семьёй” не нужно путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и обязательно контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Прежде чем планировать работу с семьями, необходимо изучить уровень осведомленности родителей по проблемам речевого развития детей  и определить круг вопросов, которые дают возможность спланировать работу с учётом интересов и желания родителей. В этом поможет анкетирование родителей.  

Мною были разработаны следующие анкеты:

-    № 1 - для изучения особенностей ребёнка («Давайте познакомимся»);

  • № 2 - для оценки уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
  • № 3 - для оценки эффективности работы с родителями по повышению уровня педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей.

         При разработке анкет я опиралась на опыт работы клуба «Нежность» для родителей, воспитывающих детей раннего возраста  (до 3-х лет), в частности учителя-логопеда  ПМПК Калининского района  Тороповой Н.Ю.

Для целенаправленной и систематической работы по взаимодействию с родителями было составлено планирование с  указанием темы, цели и формы работы. План составлен на весь учебный год по месяцам (с сентября по май).  При составлении планирования мною также учитывался опыт работы клуба «Нежность» для родителей, воспитывающих детей раннего возраста (до 3-х лет).

Работа строится в три этапа.

I этап – формирование ориентировочной психолого-педагогической основы совместной деятельности логопеда и семьи.

Задачи: создание положительной мотивации у семьи по преодолению дефектов речи их ребёнка, стимуляция общения родителей с ребёнком через консультирование.

Возможные формы сотрудничества:

  1. Составление плана наблюдений.
  2. Самоотчёты родителей.
  3. Совместное с логопедом обсуждение полученных сведений.

На этом этапе мною был разработан индивидуальный лист развития. Родители и логопед смогут фиксировать в этом листе результаты своих наблюдений за речевой деятельностью ребёнка.

II этап – последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы по преодолению дефектов речи.

Задачи: обучение родителей некоторым коррекционным приёмам работы с ребёнком в семье.

Возможные формы сотрудничества:

  1. Индивидуальные беседы.
  2. Практические семинары.
  3. Тематические консультации.
  4. Участие родителей в коррекционных занятиях.
  5. «Час семьи» и т.д.

III этап – развитие умений родителей осознанно проводить коррекционно-воспитательную работу с ребёнком под руководством логопеда.

Задачи: определение эффективных приёмов с семьёй; закрепление умений родителей использовать полученные знания в условиях семейного воспитания; стимуляция творческой деятельности родителей в коррекционном обучении (применение различных форм контроля над выполнением родителями заданий логопеда в домашних условиях).

    Возможные формы сотрудничества:

  1. Совместное проведение подгрупповых занятий.
  2. Использование карточек домашнего задания для родителей.
  3.  Разработка сценариев праздников и т.д.

Итак, цель   данного планирования - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми с речевыми нарушениями. Руководствуясь возможностями родителей, их интересами, были выбраны наиболее оптимальные для нашей группы формы работы.

      С их помощью я не только устанавливаю партнерские отношения с родителями, но и создаю атмосферу общности интересов, повышаю их педагогическую компетентность, обучая конкретным приемам логопедической работы. 

Непрерывная связь с родителями осуществляется в нашей группе с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Формы работы с родителями.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах. 

- родительское собрание;

-открытые фронтальные занятия;

-консультации, семинары;

-практикумы;

-речевые праздники.

Групповые родительские собрания в нашей логопедической группе проводятся 3- 4 раза: в начале года, по окончании первого, второго периодов обучения и конце учебного года. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняются цели и задачи коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями, даётся представление о формах и методах работы с детьми.

 Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе и которые мы сами рекомендовали родителям:

-Артикуляционная гимнастика.

-Выполнение домашнего задания.
     -Развитие внимания и мышления.
    -Речевые игры дома.
     -Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях.
    -Как научить ребёнка читать.
    -Как учить звуко-буквенному анализу.

-Возрастные закономерности речевого развития ребенка.

-Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения.

-Играем пальчиками – развиваем речь.

-Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников.

-Значение своевременного устранения недостатков звукопроизношения.

-Речевое общение с ребенком в семье. Семейное чтение.

-Развитие связной речи детей в семье.

-Особенности психического и речевого развития дошкольников с ОНР и риск возникновения педагогической запущенности.

-Комплексный подход в системе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

-Влияние теле-, видео- и компьютерной информации на здоровье и речевое развитие ребенка.

-Семейный досуг: игры, домашние праздники и развлечения.

Полезно включить ту или иную консультацию в повестку дня родительского собрания.

 Как показал опыт, полезно объединять открытое занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания).

 Для того, чтобы родители могли качественно помогать ребёнку,  им необходимы практические занятия. В этом помогают практикумы, как с участием детей, так и без них.

 Очень полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники. Они  могут проходить как итоговое занятие по лексической теме. В сценарий праздника обязательно включается речевой материал, подготовленный родителями и детьми дома, элементы логоритмики, игры, небольшие сценки.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. 

Что можно отнести к индивидуальным формам работы:

-индивидуальные беседы;

-индивидуальные практикумы;

-просмотр индивидуальных занятий;

-тетрадь для рекомендаций;

-записки-рекомендации;

-домашняя копилка пособий.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность.

Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет изготовление и коллекционирование домашних пособий для занятий с детьми. Одной

 из основных форм взаимодействия с родителями и логопеда является тетрадь для рекомендаций. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый мог написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка. 

Итак, наглядные формы работы: 

-анкеты;

-буклеты;

-памятки;

-папка-передвижка;

-папка-накопитель;

-экран звукопроизношения;

-выставка пособий;

-видеотека с записями занятий и консультаций;

-речевой уголок – информационный стенд;

                                рекомендации по пройденному материалу;

                                рекомендации по использованию игр при закреплении темы.

Буклеты  ориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, направленных на развитие речевых навыков. Текст составляется логопедом группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. В стадии разработки находятся буклеты с информацией от педагога-психолога и воспитателей группы.

 Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями.

Папка-накопитель содержит все консультации, которые либо озвучивались перед родителями, либо просто предлагались им для ознакомления.

Видеотека представляет собой коллекцию записей открытых занятий, консультаций, практических занятий. Это очень удобно для тех родителей, которые в силу занятости не смогли присутствовать на этих мероприятиях.

Анкетирование родителей играет важную роль в совместной, комплексной работе. Оно предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях.

Интернет-ресурсы. В наше время умение пользоваться  компьютерными технологиями – необходимость, которая, вместе с тем, открывает массу возможностей для обучения и просвещения родителей. На сайте нашего детского сада есть рубрика «Шпаргалка для родителей». Она содержит советы специалистов, и с этой информацией может ознакомиться каждый родитель.  

На 2011-2012 учебный год в нашем детском саду  запланирована реализация проекта «Говорушечки». В рамках этого проекта логопедами нашего детсада ведётся планомерная работа с родителями по профилактике, коррекции речевых нарушений. Что примечательно, работа эта ведётся не только с родителями воспитанников групп с ТНР, но и с родителями детей из массовых групп. Нами разработаны тетради консультаций, составлен план  работы на год. Планируется проводить занятия в «Школе хорошего родителя» с использованием компьютерных технологий.

 Памятки   облегчают родителям процесс выполнения домашних заданий с ребёнком.  Они предстают, в основном, в виде алгоритмов и могут включать в себя, например:

-последовательность упражнений артикуляционной гимнастики;

-правила выполнения звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза,  анализа предложений;

-способ проведения самомассажа лица;

-описание артикуляции звука и т.д.

Речевой уголок. Информационные листы содержат информацию о целях и задачах коррекционного обучения. В речевом уголке отражается тема занятий. Рубрика “рекомендации по темам” даёт родителям практические рекомендации как позаниматься дома по лексической теме или закрепить полученные знания о том или ином звуке. Рубрика “Домашняя игротека” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на формирование и закрепление различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка.

Информационные листы меняются 3 раза в год – в начале года, в начале второго и третьего периодов.  Материал в рубрике «Домашнее задание» обновляется еженедельно, так как лексическая тема меняется каждую неделю.

К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий.

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В нашей библиотеке есть все пособия, используемые на фронтальных логопедических занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми. Будет неплохо, если такая библиотека пополняется благодаря оригинальным идеям, предложениям самих родителей, подбором практического материала на практическую тему, изготовлению пособий самими родителями.

 Экран звукопроизношения  показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть, какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Следует отметить,  что наиболее продуктивными и результативными  являются те формы работы, которые носят прикладной характер – практические занятия с родителями, тематическое консультирование, «час семьи» – присутствие на занятиях и индивидуальные беседы . Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе логопеда. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребёнку.

Ведь, какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

 Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений.

Таким образом, задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе речевого развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...

План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи

Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»

Данный проект направлен  на создание условий успешного взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения эффективности коррекции  речевых нарушений....

Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Необходимость изменить в ДОУ организацию образовательного процесса диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов к структуре основной общеоб...

Формы взаимодейстрия учителя-логопеда и семей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Сотрудничество с родителями как условие психолого-педагогической поддержки будет содействовать, с одной стороны, коррекции речевых нарушений у детей, и с другой – повысит уровень психолого-педаг...