Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ярыгина Анна Николаевна

Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида, не испытывающего трудности в освоении основной общеобразовательной программы (не имеющего умственных, сенсорных и психических отклонений)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ind_psih-ped_soprovozhdeniya.docx47.96 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад №»

СОГЛАСОВАНО                                                УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПМПк                                        Заведующий

БДОУ г. Омска «Детский сад №»                                БДОУ г. Омска "Детский сад №"

_________________                                                _____________

02 сентября 2019 года                                        02 сентября 2019 года

СОГЛАСОВАНО

Законный представитель ребенка

________________

02 сентября 2019 года

 

Программа

индивидуального психолого-педагогического сопровождения

ребенка с инвалидностью (5-6 лет)

Срок реализации: 2019 – 2020 учебный год

Ответственные за реализацию программы:

педагог-психолог:

воспитатель-куратор:

ОМСК – 2019

Адресат программы:  года рождения.

Ребенок имеет статус «ребенок-инвалид».

Выписка из ИПРА: 

Рекомендации ИПРА ребенка-инвалида:

Выписка из заключения ПМПК

Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению: 

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

У ребенка сформированы навыки самообслуживания (умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду в шкафчик; умеет убирать за собой рабочее место, канцелярские принадлежности и игрушки); самостоятельно пользуется туалетом, моет руки, умывается; самостоятельно и аккуратно принимает пищу).

Отношение ребенка к родителям – уважительное, доброжелательное; к знакомым взрослым – заинтересованное, спокойное; незнакомым взрослым – нейтральное; к сверстникам – эмоциональное, активное; к самому себе – адекватное, внимательное; к своим вещам – бережное; к детскому саду – положительное; к физическому труду – адекватное, добросовестное; к игре – инициативное, активное; к познавательной деятельности – адекватное, заинтересованное; к изобразительной и продуктивной деятельности – инициативное, творческое.

Положительные черты характера ребенка: добрый, уравновешенный, активный, аккуратный. Отрицательные черты характера ребенка: не выявлено.

Поведение ребенка дома, на улице и в детском саду можно охарактеризовать как удовлетворительное. Режим дня в полном объеме соблюдается; режим сна и питания – соблюдается.

Общий эмоциональный фон стабильно положительный, ребенок проявляет свои эмоции и реагирует на эмоциональное состояние окружающих; узнает и называет основные эмоции с помощью взрослого, самостоятельно иногда допускает ошибки; ребенок пытается рассказать о своем эмоциональном состоянии. Волевая сфера: в игровой ситуации принимает и удерживает одно-два правила, что соответствует возрастной норме; ребенок лучше удерживает зрительную инструкцию, чем слуховую: он ее принимает, но удерживает не до конца выполнения задания (средний уровень).

Коммуникативные способности хорошо развиты: ребенок умеет устанавливать контакт с детьми; на контакт с педагогом идет с интересом, достаточно быстро; понимает окружающих людей; умеет самовыражаться, т.е. стремится быть понятым, доверяет взрослым; обладает способностью влиять на партнеров по общению (умеет работать в паре со сверстником по заданию взрослого, договариваться; умеет выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым, в случае распределения ролей - исполняет); в процессе беседы со взрослым ребенок активен.

Особенности речи: речевая активность в норме; развитие диалогической речи в норме, словарный запас в норме, грамматический строй речи в норме, звукопроизношение в норме. Развитие речи ребенка соответствует возрастной норме.

Развитие мелкой моторики: среднее, требуется постоянное дальнейшее развитие.

Особенности психического развития: 

Психические функции познавательной сферы развиты в соответствии с возрастом:

Восприятие: ребенок называет основные и дополнительные цвета, цветовые оттенки, узнает фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, пятиугольник), ориентируется в величинах, воспринимает свойства предметов; знает части суток, времена года.

Память: зрительная: называет 6 из 10ти картинок (средний показатель); слуховая: называет четыре из 7ми слов (средний показатель).

Внимание: концентрация: ребенок может сконцентрировать внимание и назвать 3 из 4х спрятанных на картинке предмета (средний показатель); устойчивость, как показатель работоспособности: 20 минут (уверенное и точное выполнение задания); распределение: ребенок выбирает фигуры для домика в соответствии с образцом, опираясь только на один признак – форму, не учитывая цвет (средний уровень); объем: 5 объектов (норма).

Воображение: развивается творческое воображение, «опредмечивает» три предмета из 10ти с помощью взрослого (нижняя граница нормы). 

Мыслительные операции интеллектуальной сферы развиты в соответствии с возрастом (средний уровень нормы):

Анализ: ребенок справляется с заданием при оказании напрвляющей помощи взрослого, совершая пару ошибок привыполнении задания (средний показатель)

Синтез (зрительный): ребенок составляет картинку из 6ти частей самостоятельно, на основе зрительного синтеза, используя одно прикладывание (средний уровень).

Обобщение: ребенок принимает задание, но допускает пару ошибок в обобщении групп предметов и назывании их общим словом, требуются напрвляющие вопросы взрослого (средний уровень).

Исключение (на основе мыслительных операций: анализ, сравнение и обобщение): ребенок исключает лишний предмет (допуская две ошибки), может объяснить свой выбор, требуется дозированная помощь взрослого (исключает три предмета из 5ти групп) (средний уровень).

Сериация (установление последовательности на основе мыслительных операций: анализ и сравнение) и рассуждение (установление причинно-следственных связей): ребенок справляется с заданием при оказании помощи взрослого, не может установить логические связи, рассказ несвязный, на вопросы взрослого отвечает верно (пять карточек с сюжетными изображениями «Медведь и пчелы»)

Особенности высшей нервной деятельности (ВНД): сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый тип ВНД.

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка:

Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с инвалидностью направлена на комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе, а именно: систематическом проведении индивидуальных и групповых развивающих занятий: развитие психических процессов познавательной сферы и мыслительных операций интеллектуальной сферы ребенка; коррекция и развитие элементов эмоционально-волевой сферы; совершенствование коммуникативных навыков (коммуникативная сфера) и развитие речи (речевая сфера).

Форма получения дошкольного образования: очная.

Цель программы: создание системы комплексной психолого-педагогической помощи ребенку-инвалиду, не испытывающему трудности в освоении ООП ДО, в развитии и социальной адаптации, для совершенствования индивидуальных способностей, позитивной социализации, творческой самореализации с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. создать модель развивающей деятельности педагогов и родителей ДОУ как условие индивидуального развития ребенка;
  2. совершенствовать коммуникативные навыки;
  3. развивать мыслительные операции интеллектуальной сферы ребенка, создавая условия для проявления познавательной активности ребенка;
  4. формировать у ребенка умение подчинять свои действия правилам;
  5. адаптировать ребенка, имеющего нарушение, к условиям ДОУ.

Направления работы в рамках реализации Программы:

  • диагностическая деятельность обеспечивает своевременное выявление детей с инвалидностью, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях ДОУ;
  • коррекционно-развивающая деятельность обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении ООП ДО;
  • консультационная деятельность обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения родителей и педагогов по вопросам реализации программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения; особенностей психического развития и образования ребенка с инвалидностью, характера его социальной адаптации в образовательной среде;
  • просветительская деятельность направлена на разъяснение родителям и педагогам ДОУ вопросов, связанных с особенностями воспитательного и образовательного процессов детей с инвалидностью.

Программа реализуется посредством следующих форм, методов и технологий:

индивидуальные и групповые формы работы с ребенком: наблюдение и игровые методы психодиагностики;  игротерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, психогимнастика, игротренинг и релаксационное упражнение, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика; игра, игровое упражнение, игровое задание, игровая ситуация, ситуативный разговор, беседа, творческий проект (рисование, лепка, аппликация), исследовательский проект, экспериментирование, решение проблемной ситуации;

индивидуальные и групповые формы работы с родителями и педагогами: консультация, опрос беседа, изучение документов, сбор информации, анкетирование, фотоальбом, дневник, семейный досуг, тренинг, родительское собрание, лекция, семинар-практикум, семинар, конференция, круглый стол, информационный стенд, брошюра, информационный бюллетень, выставка, родительский уголок, информационная корзина, закрытый ящик, информационный кармашек.

Особенности реализации Программы: Ребенок испытывает незначительные трудности в

Организационно-педагогические условия реализации Программы:

  • использование личностно-ориентированного взаимодействия педагога с ребенком;
  • использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики;
  • использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арт-терапии, сказкотерапия, песочная терапия;
  • использование ИКТ-технологий, мультимедийных средств;
  • наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2019 г.), итоговая диагностика (май 2020 г.); заседания ПМПк (установочное, промежуточное, итоговое).

Материально-технические и программно-методические обеспечение Программы: 

кабинет, мебель для занятий (стол, стулья), ковер, ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, настольно-печатные игры, дидактические материалы, методическая литература.

Кадровое обеспечение Программы: педагог-психолог, воспитатели группы. Участники Программы: ребенок, родители, заведующий ДОУ, старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра.

Механизмы реализации Программы: 

Основной механизм реализации Программы: оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение ребенка с инвалидностью специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Режим занятий

Индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом (иногда совместно с воспитателем) проводятся в течение учебного года (сентябрь 2019 года – май 2020 года). Периодичность занятий – 1 раз в неделю, длительностью 25 минут в первой половине дня.

Критерии оценки эффективности программы:

  • создание модели развивающей деятельности педагогов ДОУ как условие индивидуального развития ребенка;
  • совершенствование коммуникативных навыков;
  • развитие мыслительных операций интеллектуальной сферы ребенка;
  • повышение физической, творческой и познавательной активности ребенка;
  • появление проявлений эмоционального безразличия в определенных ситуациях;
  • формирование у ребенка умения подчинять свои действия правилам;
  • успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ.

Прогнозируемый результат:

  • создание системы комплексной психолого-педагогической помощи ребенку-инвалиду;
  • развитие коммуникативных навыков; совершенствование индивидуальных способностей; развитие двигательной, творческой и познавательной активности; позитивная адаптация и социализация с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей ребенка.

Циклограмма работы специалистов

п/п

Направление работы

Длительность

Итого часов

В неделю

В месяц

В год

1

Развивающие занятия с ребенком

25 минут

1

4

30

2

Консультирование родителей и педагогов

20 – 60 минут

0,25

1

7

3

Просвещение родителей и педагогов

60 – 90 минут

0,25

1

6

Всего:

1,5

6

43

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Этап

Содержание

Сроки

Ответствен-ные

1этап

Диагностика

- установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

- диагностическое сопровождение ребенка в детском саду (и его семьи) воспитателями группы;

- психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, выявление отклонений психического развития;

- анкетирование родителей о личностных и поведенческих особенностях ребенка;

- определение модели воспитания, используемой родителями и сбор информации о семье и особенностях воспитания;

- изучение особенностей соматического (физического) и нервно-психического здоровья;

- установочное заседание ПМПк.

сентябрь 2019

педагог-психолог,

воспитатель -куратор

2 этап

Разработка и реализация программы

- разработка и реализация программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка;

- развивающие занятия с ребенком, направленные на развитие речи и формирование коммуникативных навыков;

- оказание необходимой консультационной помощи родителям ребенка с инвалидностью;

- просвещение родителей по вопросам воспитания развития ребенка с инвалидностью;

- просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

- разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;

- промежуточное заседание ПМПк.

сентябрь 2019 – апрель 2020

педагог-психолог,

воспитатель -куратор

3 этап

Анализ и коррекция

- проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

- анализ эффективности программы и результатов психолого-педагогического сопровождения ребенка;

- мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (родители, педагоги);

- итоговое заседание ПМПк.

май

2020

педагог-психолог,

воспитатель -куратор

Содержательное планирование курса

коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом

по программе индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка

дата

Тематика деятельности

(с опорой на концепцию программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик»

Н.Ю. Куражевой)

Содержание деятельности (примеры, используемых методик и упражнений)

1

09.09.2019

Знакомство

Цели: познакомить детей друг с другом, сплотить группу; развивать невербальное и вербальное общение; снять телесное и эмоциональное напряжение

Игровой тренинг «Клубочек имен»

Игротерапия «Искра»

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Психогимнастика «Я – сказочный герой»

Арт-терапия: задания «Цветок дружбы»

Игротерапия «Паровозик имен, или В страну Дружбы»

Игротерапия «Мостик дружбы»

Релаксационное упражнение «Цветок дружбы»

2

16.09.2019

Наша группа.

Что мы умеем?

Цели: продолжать знакомить детей друг с другом, обогащать знания детей друг о друге; способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой; развивать вербальное и невербальное общение; формировать отношения доверия, умение сотрудничать; снять телесное и эмоциональное напряжение

Игротерапия «Делай как я»

Психогимнастика «Помоги другу, или самая дружная пара»

Арт-терапия «Совместное рисование»

Игровой тренинг «Я хочу подружиться»

Релаксационное упражнение «Каким я буду, когда вырасту»

3

23.09.2019

Правила поведения на занятиях

Цели: познакомить детей с правилами поведения в группе; продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения; развивать внимание, память, наглядно-образное и словесное мышление; развивать мелкую и общую моторику

Психогимнастика «Приветствие с улыбкой»

Игротренинг «Обращение друг к другу по имени»

Игротерапия «Подарок»

Игротерапия «Говорите спокойно, вежливо, глядя в глаза»

Арт-терапия «Ключики»

Музыкотерапия «Не бегать во время занятия, не драться, не мешать другим»

Пальчиковая гимнастика «Замок»

Артикуляционная гимнастика «Внимательно слушать; говорит тот, у кого мяч»

Психогимнастика «Кто кем будет»

4

30.09.2019

Страна «Психология»

Цели: познакомить детей друг с другом, сплотить группу; развивать невербальное и вербальное общение; снять телесное и эмоциональное напряжение

Психогимнастика «Горячо – холодно»

Игротерапия «Изучение карты»

Игротренинг «Город помощников»

Арт-терапия «Коврик»

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Дыхательная гимнастика «Топ - хлоп»

Музыкотерапия «Театр настроения»

5

07.10.2019

Радость. Грусть

Цели: познакомить детей с чувством радости, грусти; формировать умение различать эмоциональное состояние по его внешнему проявлению и выражению через мимику, интонацию; формировать навыки адекватного реагирования на совершенное действие или поступок; формировать умение у детей выражать чувство радости в рисунке

Психогимнастика «Веселый - грустный»

Игротерапия «Путешествие в лес»

Арт-терапия «Моя радость»

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дыхательная гимнастика «Мои эмоции»

Артикуляционная гимнастика «Проявление эмоций»

6

14.10.2019

Гнев

Цели: познакомить детей с чувством гнева; обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, интонацию; формировать навыки адекватного реагирования на совершенное действие или поступок; формировать умение у детей выражать чувство гнева в рисунке

Психогимнастика «Избавление от гнева»

Арт-терапия «Мой гнев»

Пальчиковая гимнастика «Помиримся»

Дыхательная гимнастика «Мои эмоции»

Артикуляционная гимнастика «Проявление эмоций»

7

21.10.2019

Удивление

Цели: познакомить детей с чувством удивления; обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, интонацию; формировать навыки адекватного реагирования на совершенное действие или поступок; формировать умение у детей выражать чувство удивления в рисунке

Психогимнастика «Удивительные запахи»

Игротерапия «Настроение сказочного героя»

Арт-терапия «Мое удивление»

Пальчиковая гимнастика «Удивительно»

Дыхательная гимнастика «Мои эмоции»

Артикуляционная гимнастика «Проявление эмоций»

Игротренинг «Страна настроений»

8

28.10.2019

Испуг

Цели: познакомить детей с эмоцией испуг; учить детей узнавать эмоцию испуг по ее проявлениям; развивать умение справляться с чувством страха; формировать умение у детей выражать чувство страха в рисунке

Игротренинг «Страшные звуки»

Арт-терапия «Мой страх»

Дыхательная гимнастика «Мои эмоции»

Игротерапия «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»

Артикуляционная гимнастика «Проявление эмоций»

Музыкотерапия «У страха глаза велики»

Игротренинг «Страшно веселая история»

9

11.11.2019

Спокойствие

Цели: познакомить детей с чувством спокойствия; обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, интонацию; формировать навыки адекватного реагирования на совершенное действие или поступок; снять эмоциональное напряжение

Игротерапия «Спокойные игрушки»

Игротерапия «Спокойные вещи»

Арт-терапия «Мое спокойствие»

Игротренинг «Спокойная картина»

Психогимнастика «Спокойствие»

Пальчиковая гимнастика «Спокойные цветки»

10

18.11.2019

Словарик эмоций

Цели: закрепить и обобщить знания о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия; развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека; активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки

Игротерапия «Азбука настроений»

Арт-терапия «Нарисуй эмоции»

Игротерапия «Кубик настроения»

Песочная терапия «Остров настроений»

Музыкотерапия «Угадай мызыкальное настроение»

Игротренинг «Скажи наоборот»

Психогимнастика «Азбука эмоций»

11

25.11.2019

Страна Вообразилия

Цели:развивать фантазию и воображение присравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений; развивать невербальное и вербальное общение; формировать интерес к творческим инрам

Психогимнастика «Загадочное послание»

Игротерапия «Чудо-дерево»

Игротренинг «Волшебные камешки»

Арт-терапия «Оживи фигурку»

Игротренинг «Несуществующее животное»

12

02.12.2019

В гостях у сказки

Цели: развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность; развивать творческое мышление; закрепить знания содержания сказок

Музыкотерапия «Сказочное приветствие»

Игротерапия «Путаница»

Пальчиковая гимнастика с использованием аппликаторов Ляпко «Мои помощники»

Арт-терапия «Лабиринт»

Релаксационное упражнение «Волшебные слова»

13

09.12.2019

Этикет

Цели: познакомить детей с правилами личной гигиены; формировать желание выполнять правила личной гигиены; продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения

Психогимнастика «Зеркало»

Пальчиковая гимнастика «Шнуровка»

Арт-терапия «Зеркало»

Игротерапия «Помоги найти ботинок»

Музыкотерапия «Правильно - неправильно»

14

16.12.2019

Внешний вид

Цели: познакомить детей с правилами личной гигиены; сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного человека; формировать желание выполнять правила личной гигиены; воспитывать у детей нравственные качества и чувства; развивать логические операции посредствам речевого общения: умение делать обобщения, умозаключения

Психогимнастика «Зеркало»

Пальчиковая гимнастика «Шнуровка»

Арт-терапия «Зеркало»

Игротерапия «Помоги найти ботинок»

Музыкотерапия «Правильно - неправильно»

Игротренинг «Я в будущем»

15

23.12.2019

Общественный этикет

Цели: познакомить детей с общественным этикетом; продолжать формировать навыки вербального и невербального общения; воспитывать у детей нравственные качества и чувства; формировать навыки культурного, этически грамотного поведения; развивать самосознание и навыки саморегуляции

Музыкотерапия «Займи правильное место»

Игротерапия «Общественный транспорт»

Арт-терапия: рисование ладошками «Мой мир»

Психогимнастика «В больнице»

Песочная терапия «Пешеходный переход»

Пальчиковая гимнастика «Магазин»

Арт-терапия «В магазине»

Релаксационное упражнение «В театре»

16

30.12.2019

Столовый этикет

Цели: познакомить детей со столовым этикетом; продолжать формировать навыки вербального и невербального общения; воспитывать у детей нравственные качества и чувства; формировать навыки культурного, этически грамотного поведения; развивать самосознание и навыки саморегуляции

Музыкотерапия «Культура поведения за столом»

Игротерапия «Съедобное – несъедобное»

Арт-терапия «Принимаем гостей»

Пальчиковая гимнастика с использованием аппликаторов Ляпко «Мои помощники»

Арт-терапия «Склеем разбитую тарелку»

Релаксационное упражнение «Праздничное блюдо»

Игротренинг «За столом»

17

13.01.2020

Подарочный этикет

Цели: познакомить детей с подарочным этикетом; продолжать формировать навыки вербального и невербального общения; воспитывать у детей нравственные качества и чувства; формировать навыки культурного, этически грамотного поведения; развивать самосознание и навыки саморегуляции

Психогимнастика «Как дарить и принимать подарки?»

Арт-терапия «Подарок»

Игротерапия «Разложи подарки»

Пальчиковая гимнастика «Подарок»

Сказкотерапия «Мои подарки»

Игротерапия «Что за подарок?»

Релаксационное упражнение «Подарок»

18

20.01.2020

Гостевой этикет

Цели: познакомить детей с гостевым этикетом; продолжать формировать навыки вербального и невербального общения; воспитывать у детей нравственные качества и чувства; формировать навыки культурного, этически грамотного поведения; развивать самосознание и навыки саморегуляции

Психогимнастика «Гости»

Арт-терапия «Мишка ждет гостей»

Игротерапия «Как ходить в гости?»

Игротерапия «День и ночь»

Игротренинг «Как принимать гостей?»

Игротренинг «Правильно или неправильно»

19

27.01.2020

Волшебные средства понимания

Цели: сплотить группу; развивать вербальное и невербальное общение; формировать отношения доверия, умение сотрудничать

Игротренинг «Словоежка»

Игротерапия «Угадай жест»

Арт-терапия «Нарисуй эмоцию»

Сказкотерапия «Расскажи об эмоции, не называя ее»

Музыкотерапия «Объясни без слов»

Игротренинг «Запретное движение»

20

03.02.2020

Я и моя семья

Цели: воспитывать любовь и уважение к семье; расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи; развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику; развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам

Игротренинг «Семья»

Игротерапия «Фото моей семьи»

Арт-терапия «Домик»

Психогимнастика «Семейные ассоциации»

Сказкотерапия «Русская народная» (по выбору)

Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»

21

10.02.2020

Я и моя семья

Цели: воспитывать любовь и уважение к семье; расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи; развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику; развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам

Игротренинг «Семья»

Игротерапия «Фото моей семьи»

Арт-терапия «Домик»

Психогимнастика «Семейные ассоциации»

Сказкотерапия «Русская народная» (по выбору)

Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»

22

17.02.2020

Я и мои друзья

Целиь: расширить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям; раскрыть значимость моральной поддержки друзей; воспитывать доброе отношение детей друг к другу

Игротренинг «Найди друга»

Игротерапия «Вместе с другом»

Арт-терапия «В гости»

Сказкотерапия «Если нравится тебе»

Музыкотерапия «Комплименты»

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Игротренинг «Угадай настроение друга»

23

02.03.2020

Я и мои друзья

Цели: расширить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям; раскрыть значимость моральной поддержки друзей; воспитывать доброе отношение детей друг к другу

Игротренинг «Найди друга»

Игротерапия «Вместе с другом»

Арт-терапия «В гости»

Сказкотерапия «Если нравится тебе»

Музыкотерапия «Комплименты»

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Игротренинг «Угадай настроение друга»

24

25

16.03.2020

Я и мое имя

Цели: идентифицировать ребенка с его именем; формировать позитивное отношение ребенка к своему Я; стимулировать творческое самовыражение

Игротренинг «Ласковые имена»

Игротерапия «Кто позвал?»

Арт-терапия «Разноцветные имена»

Сказкотерапия «Какое мое имя»

Музыкотерапия «Зашифрованное имя»

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Игротренинг «Угадай настроение друга»

Игротерапия «Не прослушай свое имя»

Творческая мастерская «Наши имена»

26

23.03.2020

Я и мое имя

Цели: идентифицировать ребенка с его именем; формировать позитивное отношение ребенка к своему Я; стимулировать творческое самовыражение

Игротренинг «Ласковые имена»

Игротерапия «Кто позвал?»

Арт-терапия «Разноцветные имена»

Сказкотерапия «Какое мое имя»

Музыкотерапия «Зашифрованное имя»

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Игротренинг «Угадай настроение друга»

Игротерапия «Не прослушай свое имя»

Творческая мастерская «Наши имена»

27

30.03.2020

Кто такой «Я»?

Черты характера

Цели: формировать умение различать индивидуальные особенности своей внешности; развивать представления о себе, о качествах своего характера

Игротренинг «Зеркало»

Игротерапия «Угадай кто это?»

Арт-терапия «Мой портрет»

Сказкотерапия «Сказочные герои во мне»

Музыкотерапия «Какой я?»

Игротренинг «Путаница»

28

06.04.2020

Кто такой «Я»?

Черты характера

Цели: формировать умение различать индивидуальные особенности своей внешности; развивать представления о себе, о качествах своего характера

Игротренинг «Зеркало»

Игротерапия «Угадай кто это?»

Арт-терапия «Мой портрет»

Сказкотерапия «Сказочные герои во мне»

Музыкотерапия «Какой я?»

Игротренинг «Путаница»

29

13.04.2020

Я особенный

Цели: способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; способствовать самовыражению ребенка; совершенствовать умение выступать перед группой; развивать вербальное и невербальное общение

Игротренинг «Ласковое имя»

Игротерапия «Волшебный стул»

Арт-терапия «Я счастливый»

Пальчиковая гимнастика с использованием аппликаторов Ляпко «Я здоровый»

Сказкотерапия «Я в сказке»

Арт-терапия «Волшебное дерево»

30

20.04.2020

Я особенный

Цели: формировать умение у детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества; развивать самосознание; развивать отношения доверия, умение сотрудничать; снять телесное и эмоциональное напряжение

Игротренинг «Ласковое имя»

Игротерапия «Волшебный стул»

Арт-терапия «Я счастливый»

Пальчиковая гимнастика с использованием аппликаторов Ляпко «Я здоровый»

Сказкотерапия «Я в сказке»

Арт-терапия «Волшебное дерево»

Планирование просветительских мероприятий и консультаций

родителей и педагогов, являющихся участниками программы

индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида

дата

Содержание деятельности

Ответственные

1

10.09.2019

Индивидуальная консультация для родителей и педагогов (по запросу)

педагог-психолог

2

24.09.2019

Родительское собрание «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей с инвалидностью»

педагог-психолог

3

15.10.2019

Индивидуальная консультация для родителей и педагогов (по запросу)

педагог-психолог

4

12.11.2019

Индивидуальная беседа «Родитель – это звучит гордо»

педагог-психолог

5

26.11.2019

Индивидуальная консультация для родителей и педагогов (по запросу)

педагог-психолог

6

10.12.2019

Мозговой штурм «Секреты психологического здоровья ребенка» для родителей и педагогов

педагог-психолог

7

24.12.2019

Анализ конкретной ситуации с родителем / педагогом (при необходимости)

педагог-психолог, воспитатель-куратор

8

14.01.2020

Индивидуальная консультация для родителей и педагогов (по запросу)

педагог-психолог

9

11.02.2020

Семейный досуг «Мы хотим, чтобы все улыбались»

воспитатель-куратор

10

17.03.2020

Индивидуальная консультация для родителей и педагогов (по запросу)

педагог-психолог

11

07.04.2020

Анализ конкретной ситуации с родителем / педагогом (при необходимости)

педагог-психолог, воспитатель-куратор

12

21.04.2020

Конференция для родителей и педагогов «Итоги психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида»

педагог-психолог, воспитатель-куратор

13

19.05.2020

Индивидуальная консультация для родителей и педагогов (по запросу)

педагог-психолог

Оценка эффективности

программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка

Уважаемые родители!

Пожалуйста, оцените изменения, которые произошли в Вашей семье

в период психолого-педагогического сопровождения Вашего ребенка в ДОУ

1 – изменения в этой области отсутствуют;

2 – позитивные изменения в этой области незначительные;

3 – позитивные изменения в этой области значительные.

Области изменений

Оценка изменений

1

2

3

1

Общение и взаимодействие взрослых членов семьи (родителей) с ребенком

2

Эмоциональное развитие ребенка, особенности его поведения

3

Познавательное развитие ребенка, умение действовать с предметами и игрушками

4

Речевое развитие ребенка и развитие коммуникативных умений

5

Компетентность родителей в развитии и воспитании ребенка

6

Участие ребенка в различных социальных ситуациях, расширение социального опыта семьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка инвалида (соматические заболевания)

В материале представлены описаны условия воспитания и обучения, раскрыты основные разделы работы по развитию психических процессов и развитию графомоторных навыков ребенка с инвалидностью старшего дош...

представление опыта психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида в ДОУ

В рамках программы районного семинара был представлен опыт работы психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида в ДОУ...

Примерная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида младшего возраста

Содержание программы расчитано на 2 года воспитания и обучения. Представлены ожидаемые результаты реализации программы, план работы с родителями....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...

Рабочая программа инклюзивного образования по индивидуальному сопровождению ребенка – инвалида старшего дошкольного возраста по формированию стопы и профилактике плоскостопия «Ножкотерапия для детей»

Предпосылкой создания программы стала потребность ребенка – инвалида (ДЦП) в необходимой реализации двигательной активности и желание педагогов способствовать снижению   рисков опаснос...

Рабочая программа индивидуального психолого - педагогического сопровождения подготовки ребенка дошкольного возраста в замещающую семью "На пороге новой жизни"

Программа разработана на основе алгоритма работы по подготовке ребенка в замещающую семью ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" с целью адаптации к изменившимся жизненным обстоятельствам воспитанника дошколь...

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка-инвалида

Маршрут индивидуального логопедического сопровождения ребенка-инвалида как часть адаптированной образовательной программы...