Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида, не испытывающего трудности в освоении основной общеобразовательной программы (не имеющего умственных, сенсорных и психических отклонений)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ind_psih-ped_soprovozhdeniya.docx | 47.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад №»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель ПМПк Заведующий
БДОУ г. Омска «Детский сад №» БДОУ г. Омска "Детский сад №"
_________________ _____________
02 сентября 2019 года 02 сентября 2019 года
СОГЛАСОВАНО
Законный представитель ребенка
________________
02 сентября 2019 года
Программа
индивидуального психолого-педагогического сопровождения
ребенка с инвалидностью (5-6 лет)
Срок реализации: 2019 – 2020 учебный год
Ответственные за реализацию программы:
педагог-психолог:
воспитатель-куратор:
ОМСК – 2019
Адресат программы: года рождения.
Ребенок имеет статус «ребенок-инвалид».
Выписка из ИПРА:
Рекомендации ИПРА ребенка-инвалида:
Выписка из заключения ПМПК:
Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению:
Психолого-педагогическая характеристика ребенка:
У ребенка сформированы навыки самообслуживания (умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду в шкафчик; умеет убирать за собой рабочее место, канцелярские принадлежности и игрушки); самостоятельно пользуется туалетом, моет руки, умывается; самостоятельно и аккуратно принимает пищу).
Отношение ребенка к родителям – уважительное, доброжелательное; к знакомым взрослым – заинтересованное, спокойное; незнакомым взрослым – нейтральное; к сверстникам – эмоциональное, активное; к самому себе – адекватное, внимательное; к своим вещам – бережное; к детскому саду – положительное; к физическому труду – адекватное, добросовестное; к игре – инициативное, активное; к познавательной деятельности – адекватное, заинтересованное; к изобразительной и продуктивной деятельности – инициативное, творческое.
Положительные черты характера ребенка: добрый, уравновешенный, активный, аккуратный. Отрицательные черты характера ребенка: не выявлено.
Поведение ребенка дома, на улице и в детском саду можно охарактеризовать как удовлетворительное. Режим дня в полном объеме соблюдается; режим сна и питания – соблюдается.
Общий эмоциональный фон стабильно положительный, ребенок проявляет свои эмоции и реагирует на эмоциональное состояние окружающих; узнает и называет основные эмоции с помощью взрослого, самостоятельно иногда допускает ошибки; ребенок пытается рассказать о своем эмоциональном состоянии. Волевая сфера: в игровой ситуации принимает и удерживает одно-два правила, что соответствует возрастной норме; ребенок лучше удерживает зрительную инструкцию, чем слуховую: он ее принимает, но удерживает не до конца выполнения задания (средний уровень).
Коммуникативные способности хорошо развиты: ребенок умеет устанавливать контакт с детьми; на контакт с педагогом идет с интересом, достаточно быстро; понимает окружающих людей; умеет самовыражаться, т.е. стремится быть понятым, доверяет взрослым; обладает способностью влиять на партнеров по общению (умеет работать в паре со сверстником по заданию взрослого, договариваться; умеет выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым, в случае распределения ролей - исполняет); в процессе беседы со взрослым ребенок активен.
Особенности речи: речевая активность в норме; развитие диалогической речи в норме, словарный запас в норме, грамматический строй речи в норме, звукопроизношение в норме. Развитие речи ребенка соответствует возрастной норме.
Развитие мелкой моторики: среднее, требуется постоянное дальнейшее развитие.
Особенности психического развития:
Психические функции познавательной сферы развиты в соответствии с возрастом:
Восприятие: ребенок называет основные и дополнительные цвета, цветовые оттенки, узнает фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, пятиугольник), ориентируется в величинах, воспринимает свойства предметов; знает части суток, времена года.
Память: зрительная: называет 6 из 10ти картинок (средний показатель); слуховая: называет четыре из 7ми слов (средний показатель).
Внимание: концентрация: ребенок может сконцентрировать внимание и назвать 3 из 4х спрятанных на картинке предмета (средний показатель); устойчивость, как показатель работоспособности: 20 минут (уверенное и точное выполнение задания); распределение: ребенок выбирает фигуры для домика в соответствии с образцом, опираясь только на один признак – форму, не учитывая цвет (средний уровень); объем: 5 объектов (норма).
Воображение: развивается творческое воображение, «опредмечивает» три предмета из 10ти с помощью взрослого (нижняя граница нормы).
Мыслительные операции интеллектуальной сферы развиты в соответствии с возрастом (средний уровень нормы):
Анализ: ребенок справляется с заданием при оказании напрвляющей помощи взрослого, совершая пару ошибок привыполнении задания (средний показатель)
Синтез (зрительный): ребенок составляет картинку из 6ти частей самостоятельно, на основе зрительного синтеза, используя одно прикладывание (средний уровень).
Обобщение: ребенок принимает задание, но допускает пару ошибок в обобщении групп предметов и назывании их общим словом, требуются напрвляющие вопросы взрослого (средний уровень).
Исключение (на основе мыслительных операций: анализ, сравнение и обобщение): ребенок исключает лишний предмет (допуская две ошибки), может объяснить свой выбор, требуется дозированная помощь взрослого (исключает три предмета из 5ти групп) (средний уровень).
Сериация (установление последовательности на основе мыслительных операций: анализ и сравнение) и рассуждение (установление причинно-следственных связей): ребенок справляется с заданием при оказании помощи взрослого, не может установить логические связи, рассказ несвязный, на вопросы взрослого отвечает верно (пять карточек с сюжетными изображениями «Медведь и пчелы»)
Особенности высшей нервной деятельности (ВНД): сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый тип ВНД.
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка:
Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с инвалидностью направлена на комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе, а именно: систематическом проведении индивидуальных и групповых развивающих занятий: развитие психических процессов познавательной сферы и мыслительных операций интеллектуальной сферы ребенка; коррекция и развитие элементов эмоционально-волевой сферы; совершенствование коммуникативных навыков (коммуникативная сфера) и развитие речи (речевая сфера).
Форма получения дошкольного образования: очная.
Цель программы: создание системы комплексной психолого-педагогической помощи ребенку-инвалиду, не испытывающему трудности в освоении ООП ДО, в развитии и социальной адаптации, для совершенствования индивидуальных способностей, позитивной социализации, творческой самореализации с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- создать модель развивающей деятельности педагогов и родителей ДОУ как условие индивидуального развития ребенка;
- совершенствовать коммуникативные навыки;
- развивать мыслительные операции интеллектуальной сферы ребенка, создавая условия для проявления познавательной активности ребенка;
- формировать у ребенка умение подчинять свои действия правилам;
- адаптировать ребенка, имеющего нарушение, к условиям ДОУ.
Направления работы в рамках реализации Программы:
- диагностическая деятельность обеспечивает своевременное выявление детей с инвалидностью, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях ДОУ;
- коррекционно-развивающая деятельность обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении ООП ДО;
- консультационная деятельность обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения родителей и педагогов по вопросам реализации программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения; особенностей психического развития и образования ребенка с инвалидностью, характера его социальной адаптации в образовательной среде;
- просветительская деятельность направлена на разъяснение родителям и педагогам ДОУ вопросов, связанных с особенностями воспитательного и образовательного процессов детей с инвалидностью.
Программа реализуется посредством следующих форм, методов и технологий:
индивидуальные и групповые формы работы с ребенком: наблюдение и игровые методы психодиагностики; игротерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, психогимнастика, игротренинг и релаксационное упражнение, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика; игра, игровое упражнение, игровое задание, игровая ситуация, ситуативный разговор, беседа, творческий проект (рисование, лепка, аппликация), исследовательский проект, экспериментирование, решение проблемной ситуации;
индивидуальные и групповые формы работы с родителями и педагогами: консультация, опрос беседа, изучение документов, сбор информации, анкетирование, фотоальбом, дневник, семейный досуг, тренинг, родительское собрание, лекция, семинар-практикум, семинар, конференция, круглый стол, информационный стенд, брошюра, информационный бюллетень, выставка, родительский уголок, информационная корзина, закрытый ящик, информационный кармашек.
Особенности реализации Программы: Ребенок испытывает незначительные трудности в
Организационно-педагогические условия реализации Программы:
- использование личностно-ориентированного взаимодействия педагога с ребенком;
- использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики;
- использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арт-терапии, сказкотерапия, песочная терапия;
- использование ИКТ-технологий, мультимедийных средств;
- наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2019 г.), итоговая диагностика (май 2020 г.); заседания ПМПк (установочное, промежуточное, итоговое).
Материально-технические и программно-методические обеспечение Программы:
кабинет, мебель для занятий (стол, стулья), ковер, ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, настольно-печатные игры, дидактические материалы, методическая литература.
Кадровое обеспечение Программы: педагог-психолог, воспитатели группы. Участники Программы: ребенок, родители, заведующий ДОУ, старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра.
Механизмы реализации Программы:
Основной механизм реализации Программы: оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение ребенка с инвалидностью специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Режим занятий:
Индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом (иногда совместно с воспитателем) проводятся в течение учебного года (сентябрь 2019 года – май 2020 года). Периодичность занятий – 1 раз в неделю, длительностью 25 минут в первой половине дня.
Критерии оценки эффективности программы:
- создание модели развивающей деятельности педагогов ДОУ как условие индивидуального развития ребенка;
- совершенствование коммуникативных навыков;
- развитие мыслительных операций интеллектуальной сферы ребенка;
- повышение физической, творческой и познавательной активности ребенка;
- появление проявлений эмоционального безразличия в определенных ситуациях;
- формирование у ребенка умения подчинять свои действия правилам;
- успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ.
Прогнозируемый результат:
- создание системы комплексной психолого-педагогической помощи ребенку-инвалиду;
- развитие коммуникативных навыков; совершенствование индивидуальных способностей; развитие двигательной, творческой и познавательной активности; позитивная адаптация и социализация с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей ребенка.
Циклограмма работы специалистов
№ п/п | Направление работы | Длительность | Итого часов | ||
В неделю | В месяц | В год | |||
1 | Развивающие занятия с ребенком | 25 минут | 1 | 4 | 30 |
2 | Консультирование родителей и педагогов | 20 – 60 минут | 0,25 | 1 | 7 |
3 | Просвещение родителей и педагогов | 60 – 90 минут | 0,25 | 1 | 6 |
Всего: | 1,5 | 6 | 43 |
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Этап | Содержание | Сроки | Ответствен-ные |
1этап Диагностика | - установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка; - диагностическое сопровождение ребенка в детском саду (и его семьи) воспитателями группы; - психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, выявление отклонений психического развития; - анкетирование родителей о личностных и поведенческих особенностях ребенка; - определение модели воспитания, используемой родителями и сбор информации о семье и особенностях воспитания; - изучение особенностей соматического (физического) и нервно-психического здоровья; - установочное заседание ПМПк. | сентябрь 2019 | педагог-психолог, воспитатель -куратор |
2 этап Разработка и реализация программы | - разработка и реализация программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка; - развивающие занятия с ребенком, направленные на развитие речи и формирование коммуникативных навыков; - оказание необходимой консультационной помощи родителям ребенка с инвалидностью; - просвещение родителей по вопросам воспитания развития ребенка с инвалидностью; - просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком; - проведение совместных мероприятий с родителями и детьми; - разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей; - промежуточное заседание ПМПк. | сентябрь 2019 – апрель 2020 | педагог-психолог, воспитатель -куратор |
3 этап Анализ и коррекция | - проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы; - анализ эффективности программы и результатов психолого-педагогического сопровождения ребенка; - мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (родители, педагоги); - итоговое заседание ПМПк. | май 2020 | педагог-психолог, воспитатель -куратор |
Содержательное планирование курса
коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом
по программе индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка
№ | дата | Тематика деятельности (с опорой на концепцию программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой) | Содержание деятельности (примеры, используемых методик и упражнений) |
1 | 09.09.2019 | Знакомство Цели: познакомить детей друг с другом, сплотить группу; развивать невербальное и вербальное общение; снять телесное и эмоциональное напряжение | Игровой тренинг «Клубочек имен» Игротерапия «Искра» Пальчиковая гимнастика «Дружба» Психогимнастика «Я – сказочный герой» Арт-терапия: задания «Цветок дружбы» Игротерапия «Паровозик имен, или В страну Дружбы» Игротерапия «Мостик дружбы» Релаксационное упражнение «Цветок дружбы» |
2 | 16.09.2019 | Наша группа. Что мы умеем? Цели: продолжать знакомить детей друг с другом, обогащать знания детей друг о друге; способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой; развивать вербальное и невербальное общение; формировать отношения доверия, умение сотрудничать; снять телесное и эмоциональное напряжение | Игротерапия «Делай как я» Психогимнастика «Помоги другу, или самая дружная пара» Арт-терапия «Совместное рисование» Игровой тренинг «Я хочу подружиться» Релаксационное упражнение «Каким я буду, когда вырасту» |
3 | 23.09.2019 | Правила поведения на занятиях Цели: познакомить детей с правилами поведения в группе; продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения; развивать внимание, память, наглядно-образное и словесное мышление; развивать мелкую и общую моторику | Психогимнастика «Приветствие с улыбкой» Игротренинг «Обращение друг к другу по имени» Игротерапия «Подарок» Игротерапия «Говорите спокойно, вежливо, глядя в глаза» Арт-терапия «Ключики» Музыкотерапия «Не бегать во время занятия, не драться, не мешать другим» Пальчиковая гимнастика «Замок» Артикуляционная гимнастика «Внимательно слушать; говорит тот, у кого мяч» Психогимнастика «Кто кем будет» |
4 | 30.09.2019 | Страна «Психология» Цели: познакомить детей друг с другом, сплотить группу; развивать невербальное и вербальное общение; снять телесное и эмоциональное напряжение | Психогимнастика «Горячо – холодно» Игротерапия «Изучение карты» Игротренинг «Город помощников» Арт-терапия «Коврик» Пальчиковая гимнастика «Помощники» Дыхательная гимнастика «Топ - хлоп» Музыкотерапия «Театр настроения» |
5 | 07.10.2019 | Радость. Грусть Цели: познакомить детей с чувством радости, грусти; формировать умение различать эмоциональное состояние по его внешнему проявлению и выражению через мимику, интонацию; формировать навыки адекватного реагирования на совершенное действие или поступок; формировать умение у детей выражать чувство радости в рисунке | Психогимнастика «Веселый - грустный» Игротерапия «Путешествие в лес» Арт-терапия «Моя радость» Пальчиковая гимнастика «Дружба» Дыхательная гимнастика «Мои эмоции» Артикуляционная гимнастика «Проявление эмоций» |
6 | 14.10.2019 | Гнев Цели: познакомить детей с чувством гнева; обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, интонацию; формировать навыки адекватного реагирования на совершенное действие или поступок; формировать умение у детей выражать чувство гнева в рисунке | Психогимнастика «Избавление от гнева» Арт-терапия «Мой гнев» Пальчиковая гимнастика «Помиримся» Дыхательная гимнастика «Мои эмоции» Артикуляционная гимнастика «Проявление эмоций» |
7 | 21.10.2019 | Удивление Цели: познакомить детей с чувством удивления; обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, интонацию; формировать навыки адекватного реагирования на совершенное действие или поступок; формировать умение у детей выражать чувство удивления в рисунке | Психогимнастика «Удивительные запахи» Игротерапия «Настроение сказочного героя» Арт-терапия «Мое удивление» Пальчиковая гимнастика «Удивительно» Дыхательная гимнастика «Мои эмоции» Артикуляционная гимнастика «Проявление эмоций» Игротренинг «Страна настроений» |
8 | 28.10.2019 | Испуг Цели: познакомить детей с эмоцией испуг; учить детей узнавать эмоцию испуг по ее проявлениям; развивать умение справляться с чувством страха; формировать умение у детей выражать чувство страха в рисунке | Игротренинг «Страшные звуки» Арт-терапия «Мой страх» Дыхательная гимнастика «Мои эмоции» Игротерапия «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь» Артикуляционная гимнастика «Проявление эмоций» Музыкотерапия «У страха глаза велики» Игротренинг «Страшно веселая история» |
9 | 11.11.2019 | Спокойствие Цели: познакомить детей с чувством спокойствия; обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, интонацию; формировать навыки адекватного реагирования на совершенное действие или поступок; снять эмоциональное напряжение | Игротерапия «Спокойные игрушки» Игротерапия «Спокойные вещи» Арт-терапия «Мое спокойствие» Игротренинг «Спокойная картина» Психогимнастика «Спокойствие» Пальчиковая гимнастика «Спокойные цветки» |
10 | 18.11.2019 | Словарик эмоций Цели: закрепить и обобщить знания о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия; развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека; активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки | Игротерапия «Азбука настроений» Арт-терапия «Нарисуй эмоции» Игротерапия «Кубик настроения» Песочная терапия «Остров настроений» Музыкотерапия «Угадай мызыкальное настроение» Игротренинг «Скажи наоборот» Психогимнастика «Азбука эмоций» |
11 | 25.11.2019 | Страна Вообразилия Цели:развивать фантазию и воображение присравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений; развивать невербальное и вербальное общение; формировать интерес к творческим инрам | Психогимнастика «Загадочное послание» Игротерапия «Чудо-дерево» Игротренинг «Волшебные камешки» Арт-терапия «Оживи фигурку» Игротренинг «Несуществующее животное» |
12 | 02.12.2019 | В гостях у сказки Цели: развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность; развивать творческое мышление; закрепить знания содержания сказок | Музыкотерапия «Сказочное приветствие» Игротерапия «Путаница» Пальчиковая гимнастика с использованием аппликаторов Ляпко «Мои помощники» Арт-терапия «Лабиринт» Релаксационное упражнение «Волшебные слова» |
13 | 09.12.2019 | Этикет Цели: познакомить детей с правилами личной гигиены; формировать желание выполнять правила личной гигиены; продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения | Психогимнастика «Зеркало» Пальчиковая гимнастика «Шнуровка» Арт-терапия «Зеркало» Игротерапия «Помоги найти ботинок» Музыкотерапия «Правильно - неправильно» |
14 | 16.12.2019 | Внешний вид Цели: познакомить детей с правилами личной гигиены; сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного человека; формировать желание выполнять правила личной гигиены; воспитывать у детей нравственные качества и чувства; развивать логические операции посредствам речевого общения: умение делать обобщения, умозаключения | Психогимнастика «Зеркало» Пальчиковая гимнастика «Шнуровка» Арт-терапия «Зеркало» Игротерапия «Помоги найти ботинок» Музыкотерапия «Правильно - неправильно» Игротренинг «Я в будущем» |
15 | 23.12.2019 | Общественный этикет Цели: познакомить детей с общественным этикетом; продолжать формировать навыки вербального и невербального общения; воспитывать у детей нравственные качества и чувства; формировать навыки культурного, этически грамотного поведения; развивать самосознание и навыки саморегуляции | Музыкотерапия «Займи правильное место» Игротерапия «Общественный транспорт» Арт-терапия: рисование ладошками «Мой мир» Психогимнастика «В больнице» Песочная терапия «Пешеходный переход» Пальчиковая гимнастика «Магазин» Арт-терапия «В магазине» Релаксационное упражнение «В театре» |
16 | 30.12.2019 | Столовый этикет Цели: познакомить детей со столовым этикетом; продолжать формировать навыки вербального и невербального общения; воспитывать у детей нравственные качества и чувства; формировать навыки культурного, этически грамотного поведения; развивать самосознание и навыки саморегуляции | Музыкотерапия «Культура поведения за столом» Игротерапия «Съедобное – несъедобное» Арт-терапия «Принимаем гостей» Пальчиковая гимнастика с использованием аппликаторов Ляпко «Мои помощники» Арт-терапия «Склеем разбитую тарелку» Релаксационное упражнение «Праздничное блюдо» Игротренинг «За столом» |
17 | 13.01.2020 | Подарочный этикет Цели: познакомить детей с подарочным этикетом; продолжать формировать навыки вербального и невербального общения; воспитывать у детей нравственные качества и чувства; формировать навыки культурного, этически грамотного поведения; развивать самосознание и навыки саморегуляции | Психогимнастика «Как дарить и принимать подарки?» Арт-терапия «Подарок» Игротерапия «Разложи подарки» Пальчиковая гимнастика «Подарок» Сказкотерапия «Мои подарки» Игротерапия «Что за подарок?» Релаксационное упражнение «Подарок» |
18 | 20.01.2020 | Гостевой этикет Цели: познакомить детей с гостевым этикетом; продолжать формировать навыки вербального и невербального общения; воспитывать у детей нравственные качества и чувства; формировать навыки культурного, этически грамотного поведения; развивать самосознание и навыки саморегуляции | Психогимнастика «Гости» Арт-терапия «Мишка ждет гостей» Игротерапия «Как ходить в гости?» Игротерапия «День и ночь» Игротренинг «Как принимать гостей?» Игротренинг «Правильно или неправильно» |
19 | 27.01.2020 | Волшебные средства понимания Цели: сплотить группу; развивать вербальное и невербальное общение; формировать отношения доверия, умение сотрудничать | Игротренинг «Словоежка» Игротерапия «Угадай жест» Арт-терапия «Нарисуй эмоцию» Сказкотерапия «Расскажи об эмоции, не называя ее» Музыкотерапия «Объясни без слов» Игротренинг «Запретное движение» |
20 | 03.02.2020 | Я и моя семья Цели: воспитывать любовь и уважение к семье; расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи; развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику; развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам | Игротренинг «Семья» Игротерапия «Фото моей семьи» Арт-терапия «Домик» Психогимнастика «Семейные ассоциации» Сказкотерапия «Русская народная» (по выбору) Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка» |
21 | 10.02.2020 | Я и моя семья Цели: воспитывать любовь и уважение к семье; расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи; развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику; развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам | Игротренинг «Семья» Игротерапия «Фото моей семьи» Арт-терапия «Домик» Психогимнастика «Семейные ассоциации» Сказкотерапия «Русская народная» (по выбору) Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка» |
22 | 17.02.2020 | Я и мои друзья Целиь: расширить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям; раскрыть значимость моральной поддержки друзей; воспитывать доброе отношение детей друг к другу | Игротренинг «Найди друга» Игротерапия «Вместе с другом» Арт-терапия «В гости» Сказкотерапия «Если нравится тебе» Музыкотерапия «Комплименты» Пальчиковая гимнастика «Дружба» Игротренинг «Угадай настроение друга» |
23 | 02.03.2020 | Я и мои друзья Цели: расширить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям; раскрыть значимость моральной поддержки друзей; воспитывать доброе отношение детей друг к другу | Игротренинг «Найди друга» Игротерапия «Вместе с другом» Арт-терапия «В гости» Сказкотерапия «Если нравится тебе» Музыкотерапия «Комплименты» Пальчиковая гимнастика «Дружба» Игротренинг «Угадай настроение друга» |
24 25 | 16.03.2020 | Я и мое имя Цели: идентифицировать ребенка с его именем; формировать позитивное отношение ребенка к своему Я; стимулировать творческое самовыражение | Игротренинг «Ласковые имена» Игротерапия «Кто позвал?» Арт-терапия «Разноцветные имена» Сказкотерапия «Какое мое имя» Музыкотерапия «Зашифрованное имя» Пальчиковая гимнастика «Дружба» Игротренинг «Угадай настроение друга» Игротерапия «Не прослушай свое имя» Творческая мастерская «Наши имена» |
26 | 23.03.2020 | Я и мое имя Цели: идентифицировать ребенка с его именем; формировать позитивное отношение ребенка к своему Я; стимулировать творческое самовыражение | Игротренинг «Ласковые имена» Игротерапия «Кто позвал?» Арт-терапия «Разноцветные имена» Сказкотерапия «Какое мое имя» Музыкотерапия «Зашифрованное имя» Пальчиковая гимнастика «Дружба» Игротренинг «Угадай настроение друга» Игротерапия «Не прослушай свое имя» Творческая мастерская «Наши имена» |
27 | 30.03.2020 | Кто такой «Я»? Черты характера Цели: формировать умение различать индивидуальные особенности своей внешности; развивать представления о себе, о качествах своего характера | Игротренинг «Зеркало» Игротерапия «Угадай кто это?» Арт-терапия «Мой портрет» Сказкотерапия «Сказочные герои во мне» Музыкотерапия «Какой я?» Игротренинг «Путаница» |
28 | 06.04.2020 | Кто такой «Я»? Черты характера Цели: формировать умение различать индивидуальные особенности своей внешности; развивать представления о себе, о качествах своего характера | Игротренинг «Зеркало» Игротерапия «Угадай кто это?» Арт-терапия «Мой портрет» Сказкотерапия «Сказочные герои во мне» Музыкотерапия «Какой я?» Игротренинг «Путаница» |
29 | 13.04.2020 | Я особенный Цели: способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; способствовать самовыражению ребенка; совершенствовать умение выступать перед группой; развивать вербальное и невербальное общение | Игротренинг «Ласковое имя» Игротерапия «Волшебный стул» Арт-терапия «Я счастливый» Пальчиковая гимнастика с использованием аппликаторов Ляпко «Я здоровый» Сказкотерапия «Я в сказке» Арт-терапия «Волшебное дерево» |
30 | 20.04.2020 | Я особенный Цели: формировать умение у детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества; развивать самосознание; развивать отношения доверия, умение сотрудничать; снять телесное и эмоциональное напряжение | Игротренинг «Ласковое имя» Игротерапия «Волшебный стул» Арт-терапия «Я счастливый» Пальчиковая гимнастика с использованием аппликаторов Ляпко «Я здоровый» Сказкотерапия «Я в сказке» Арт-терапия «Волшебное дерево» |
Планирование просветительских мероприятий и консультаций
родителей и педагогов, являющихся участниками программы
индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида
№ | дата | Содержание деятельности | Ответственные |
1 | 10.09.2019 | Индивидуальная консультация для родителей и педагогов (по запросу) | педагог-психолог |
2 | 24.09.2019 | Родительское собрание «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей с инвалидностью» | педагог-психолог |
3 | 15.10.2019 | Индивидуальная консультация для родителей и педагогов (по запросу) | педагог-психолог |
4 | 12.11.2019 | Индивидуальная беседа «Родитель – это звучит гордо» | педагог-психолог |
5 | 26.11.2019 | Индивидуальная консультация для родителей и педагогов (по запросу) | педагог-психолог |
6 | 10.12.2019 | Мозговой штурм «Секреты психологического здоровья ребенка» для родителей и педагогов | педагог-психолог |
7 | 24.12.2019 | Анализ конкретной ситуации с родителем / педагогом (при необходимости) | педагог-психолог, воспитатель-куратор |
8 | 14.01.2020 | Индивидуальная консультация для родителей и педагогов (по запросу) | педагог-психолог |
9 | 11.02.2020 | Семейный досуг «Мы хотим, чтобы все улыбались» | воспитатель-куратор |
10 | 17.03.2020 | Индивидуальная консультация для родителей и педагогов (по запросу) | педагог-психолог |
11 | 07.04.2020 | Анализ конкретной ситуации с родителем / педагогом (при необходимости) | педагог-психолог, воспитатель-куратор |
12 | 21.04.2020 | Конференция для родителей и педагогов «Итоги психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида» | педагог-психолог, воспитатель-куратор |
13 | 19.05.2020 | Индивидуальная консультация для родителей и педагогов (по запросу) | педагог-психолог |
Оценка эффективности
программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка
Уважаемые родители! Пожалуйста, оцените изменения, которые произошли в Вашей семье в период психолого-педагогического сопровождения Вашего ребенка в ДОУ 1 – изменения в этой области отсутствуют; 2 – позитивные изменения в этой области незначительные; 3 – позитивные изменения в этой области значительные. | ||||
Области изменений | Оценка изменений | |||
1 | 2 | 3 | ||
1 | Общение и взаимодействие взрослых членов семьи (родителей) с ребенком | |||
2 | Эмоциональное развитие ребенка, особенности его поведения | |||
3 | Познавательное развитие ребенка, умение действовать с предметами и игрушками | |||
4 | Речевое развитие ребенка и развитие коммуникативных умений | |||
5 | Компетентность родителей в развитии и воспитании ребенка | |||
6 | Участие ребенка в различных социальных ситуациях, расширение социального опыта семьи | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка инвалида (соматические заболевания)
В материале представлены описаны условия воспитания и обучения, раскрыты основные разделы работы по развитию психических процессов и развитию графомоторных навыков ребенка с инвалидностью старшего дош...
представление опыта психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида в ДОУ
В рамках программы районного семинара был представлен опыт работы психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида в ДОУ...
Примерная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида младшего возраста
Содержание программы расчитано на 2 года воспитания и обучения. Представлены ожидаемые результаты реализации программы, план работы с родителями....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...
Рабочая программа инклюзивного образования по индивидуальному сопровождению ребенка – инвалида старшего дошкольного возраста по формированию стопы и профилактике плоскостопия «Ножкотерапия для детей»
Предпосылкой создания программы стала потребность ребенка – инвалида (ДЦП) в необходимой реализации двигательной активности и желание педагогов способствовать снижению рисков опаснос...
Рабочая программа индивидуального психолого - педагогического сопровождения подготовки ребенка дошкольного возраста в замещающую семью "На пороге новой жизни"
Программа разработана на основе алгоритма работы по подготовке ребенка в замещающую семью ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" с целью адаптации к изменившимся жизненным обстоятельствам воспитанника дошколь...
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка-инвалида
Маршрут индивидуального логопедического сопровождения ребенка-инвалида как часть адаптированной образовательной программы...