Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка-инвалида
материал по логопедии
Маршрут индивидуального логопедического сопровождения ребенка-инвалида как часть адаптированной образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marshrut_invalid.docx | 50.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №49 «РОДНИЧОК»
Маршрут индивидуального логопедического
сопровождения ребенка-инвалида
как часть адаптированной образовательной программы
(2022-2023 учебный год)
_____________________________________________
Учитель-логопед: Сайфуллина Р.С.
Цель:
Оказание коррекционно-логопедической помощи и поддержки ребенка с инвалидностью и его родителей (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в речевом развитии.
Задачи:
-определить особенности организации образовательного процесса в соответствии синдивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-учитывать особые образовательные потребности ребенка с инвалидностью при освоении ими образовательной программы;
-осуществлять индивидуально-ориентированную и коррекционно-логопедическую помощь ребенку с инвалидностью с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут;
-оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) детей ребенка по вопросам развития и коррекции речевых нарушений.
Характеристика
Заключение ТПМПК –.
Заключение МСЭ – ребенок – инвалид
У ребенка наблюдается гармоничная незрелость психики церебрально-органического генеза: выраженные нарушения, как в эмоционально-волевой, так и в познавательной сферах; замедленная смена возрастных фаз – запаздывание в формировании статических функций, ходьбы, речи, этапов игровой деятельности; трудности коммуникации и понимания чувств других людей, социальная наивность, нелепое поведение, наличием большого количества стереотипий и другими поведенческими нарушениями. Игра предметно-манипулятивная, в игру со сверстниками не вступает.
Недостаточно сформирована психологическая база речи: внимание быстро истощаемое, переключаемость затруднена; восприятие цвета, формы, величины, пространственно-временных отношений ниже возрастной нормы. Операциями счета, классификации, обобщения не владеет. Преобладает зрительная память. Работоспособность низкопродуктивная.
У ребенка системные нарушения речи, но наблюдается положительная динамика: начал понимать простые инструкции, обращенную к нему речь; появились первые слова-существительные, эхолалия. Речь не направлена к собеседнику, в речевом общении отсутствует экспрессия, мелодическая и интонационная сторона не сформирована. Вследствие этого не усваивает программу возрастной группы
Таким образом, ребенок нуждается в адаптированном к его возможностям индивидуальном маршруте образования.
Теоретические аспекты: специальные образовательные условия для получения образования ребенка с инвалидностью (ФГОС ДО).
В соответствии с возможностями ребенка с инвалидностью определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные, включающие большее количество анализаторов.
Для ребенка целесообразно вводить пропедевтические разделы, дающие возможность в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире; предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик; использование невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, календарная система (картинки-символы).
Индивидуальный план работы с ребенком-инвалидом, включающий индивидуальные маршруты учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО) утверждается на психолого-педагогическом консилиуме ДОО (ППк).
Основные принципы коррекционно-развивающей работы:
- принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;
- принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;
- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
- принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
- принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с инвалидностью, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
- принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
- принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
- Диагностическая работа включает:
- выявление особых образовательных потребностей ребенка с инвалидностью при освоении основной образовательной программы;
- проведение комплексной логопедической диагностики нарушений в речевом развитии;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития речи ребенка, выявление его резервных возможностей;
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с инвалидностью (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательной области «Речевое развитие»).
- Коррекционно-развивающая работа включает:
- реализацию комплексного индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического сопровождения в условиях образовательного процесса с учётом особенностей психофизического развития;
- выбор оптимальных для развития ребенка с инвалидностью коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и коррекции в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; - развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.
- Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с инвалидностью, единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии и приёмов коррекционного обучения ребёнка с инвалидностью.
- Информационно-просветительская работа предусматривает:
- информационную поддержку образовательной деятельности родителей;
- проведение индивидуальных консультаций по разъяснению индивидуальных особенностей ребенка с инвалидностью, маршрута коррекционно-логопедического сопровождения; динамики развития и коррекции речевых функции по плану и по запросу родителей.
Этапы и сроки реализации маршрута
1.Этап подготовительный (сентябрь-октябрь)
Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи ППк ДОУ. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление маршрута индивидуального сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с ребенком, имеющим инвалидность. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы.
Промежуточные результаты:
- Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации обучающегося, социального паспорта семьи, медицинской карты).
- Разработка индивидуального маршрута сопровождения.
- Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.
- Повышение качества комплексных мероприятий;
- Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми-инвалидами.
2. Этап основной (октябрь - апрель)
Индивидуальные занятия с ребенком 2 раза в неделю, направленные на формирование, развитие и коррекцию:
- психологической базы речи (игры и упражнения на развитие внимание, памяти, мышления, восприятия, пространственно-временных отношений, работоспособности);
- речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи);
- повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в обучении и коррекции речи ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.
Промежуточные результаты:
- Повышение уровня речевого развития ребенка, социально-коммуникативное включение ребенка в детский коллектив, взаимодействие со сверстниками и взрослыми; усвоение образовательной программы возрастной группы;
- Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.
- Активное включение ребенка в проведение традиционных праздников, мероприятий.
3. Этап аналитико-обобщающий (апрель-май)
Период осмысления результатов деятельности сопровождения по решению речевых нарушений. Мониторинг динамики развития речевых функций на основе реализации индивидуального маршрута сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего логопедического сопровождения ребенка.
Промежуточные результаты:
- Анализ результатов деятельности учителя-логопеда по работе с ребенком, имеющими инвалидность.
- Перспективное планирование.
- Корректировка маршрута.
№ | Направления деятельности | Сроки |
Диагностическое | ||
1. | Диагностика и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у воспитанников (детей-инвалидов). | По плану |
Коррекционное | ||
1. | Разработка индивидуального маршрута сопровождения. Планирование коррекционной работы по развитию речи. | По плану |
2. | Создание условий (использование речевой картотеки и игротеки), благоприятных для коррекции речи. | |
3. | Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица), формирование и развитие психологической базы речи (игры и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления). | В течение года |
Развивающее | ||
1. | Совершенствование движений сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кистей пальцев рук; развитие артикуляционной моторики. | В течение года |
2. | Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических представлений. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие формирования звукового анализа. | |
3. | Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления. | |
4. | Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи. | |
Консультационное | ||
1. | Систематические консультации для родителей по вопросам коррекционно-логопедической помощи ребенку. | По лану, по запросу |
2. | Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению ребенка-инвалида). | |
Просветительское | ||
1. | Обеспечение логопедического кабинета инновационно-коррекционной методической литературой. | В течение года |
2. | Оформление стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов. |
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
● наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Вариативность среды предполагает:
● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Взаимодействие специалистов ДОУ
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей-инвалидов специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка.
Результаты
маршрута коррекционно-логопедического сопровождения ребенка - инвалида
Результатом реализации указанных целей и задач маршрута является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей коррекцию, формирование и развитие речевых функций ребенка – инвалида; повышение компетентности родителей в вопросах коррекции и развития речи ребенка.
Индивидуальный график коррекционно-логопедической деятельности
Специалист ДОУ | ДНИ НЕДЕЛИ | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Учитель логопед | V | V |
Раздел | Задачи коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционно-развивающей работы | Дата проведения |
Обследование | Исследование всех речевых функций | Психологическая база речи Артикуляционная, мелкая моторика. Звукопроизношение, слоговая структура слова. Фонематические процессы. ЛГ категории | Сентябрь Январь Апрель |
Артикуляцион ная моторика | Уметь правильно, в полном объеме по речевой инструкции выполнять все статические и динамические упражнения, быстро переключаться с одного движения на другое. | Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики | 2 раза в неделю в течение учебного года |
Звукопроизношение | Правильно, отчетливо произносить все звуки. | Постановка и автоматизация звука звуков позднего онтогенеза. | 2 раза в неделю в течение учебного года |
Дифференцировать смешиваемые в произношении звуки | Дифференциация звуков С/Ш. З/Ж, Ц/С, Ч/Ть, Щ/Сь | ||
Просодическая сторона речи | .Ребенок должен иметь длительный плавный ротовой выдох | Выполнение дыхательной гимнастики | 2 раза в неделю в течение учебного года |
Внятно и отчетливо произносить слова и фразы с естественной интонацией. | Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью сложного слова (произнесение слов из 2-4 слогов с 1 стечением согласных) | ||
3.Выразительно читать стихи. | Заучивание стихов Работа над выразительностью. | ||
Слоговая структура | 1.Четко произносить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости как изолированно, так и в словосочетании и во фразе. | Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью сложного слова (произнесение слов из 2-4 слогов с 1 стечением согласных) во время выполнения лексико-грамматических игр и упражнений. | 2 раза в неделю в течение учебного года |
Фонематический слух | 1.Уметь произносить слоговые цепочки из 3-4 элементов. | Произнесение слоговых цепочек с оппозиционными звуками (твердыми-мягкими, парными звонкими-глухими согласными). Игры «Повтори за мной», «Послушай, запомни и повтори» | 2 раза в неделю в течение учебного года |
2.Четко различать на слух звуки: • Гласные и согласные; • Твердые – мягкие; • Звонкие - глухие • Свистящие – шипящие. | Игры на развитие фонематического слуха «Покажи нужную фишку (букву)» | ||
Звуковой анализ и синтез | Знать печатные гласные буквы русского алфавита | Заучивание, конструирование. печатание букв У,А,И,О,Ы,И | 2 раза в неделю в течение учебного года |
Словарь | 1.Называть 3-4 предмета к обобщающему понятию. 2.Называть части предмета (1-2). 3.Уметь подбирать 1-2 слов – признаков и действий к предмету, предметы к признаку или действию. 4. Употреблять обобщающие слова (3-4).. | Игры на развитие словаря 1. «Я знаю 3-4 овощей (фруктов, предметов мебели и т.д.)» 2. «Назови предметы одним словом». 3. «Назови части предмета» 4. «Скажи, какой предмет? Что он делает?» | 2 раза в неделю в течение учебного года |
Грамматический строй | Словообразование Уметь образовывать: 1.Существительные и прилагательные с помощью уменьшительных суффиксов; Словоизменение 1.Уметь употреблять существительные в И.п. и косвенных падежах в ед. и мн. числе. Согласование 1.Уметь правильно согласовывать слова во фразе. 2.Уметь согласовать местоимения с существительными в роде, числе. | Игры «Назови ласково» «Один - много» «Мой, моя, моё» | 2 раза в неделю в течение учебного года |
Фразовая речь | 1.Уметь строить фразу из 2-4 слов | «Продолжи предложение» «Расскажи про картинку» | 2 раза в неделю в течение учебного года |
Связная речь | Уметь заучивать стихи, потешки, попевки, чистоговорки | 2 раза в неделю в течение учебного года | |
Психологическая база речи |
- 2. Зрительное внимание и память
4. Ориентировка на листе, в пространстве | П «Послушай, запомни, назови по порядку» «Запомни и назови перевернутые картинки» «Что изменилось?» «Чего не стало?» «4-й лишний» «Где находится предмет?» | 2 раза в неделю в течение учебного года |
Развитие мелкой и общей моторики | 1.Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков; 2.Согласованность движений обеих рук. | Применение пальчиковых игр с использованием стихотворных текстов. конструирование, печатание | 2 раза в неделю в течение учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Подготовительная к школе группа....
Варианты индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения детей с ОВЗ (ТНР)
Индивидуальные маршруты логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ ,ТНР(ЗПР)...
индивидуальный маршрут логопедического сопровождения в ДОУ
Индивидуальная программа логопедического сопровождения...
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка (логопедическое заключение ОНР I уровень)...
Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида
Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида, не испытывающего трудности в освоении основной общеобразовательной программы (не имеющего умственных, сенсорных и пс...
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения ребенка. Логопедическое заключение: ОНР 3 уровень...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ОНР
НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ, ИМЕЮЩИМ ОНР...