Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка-инвалида
материал по логопедии

Сайфуллина Рушания Сягитовна

Маршрут индивидуального логопедического сопровождения ребенка-инвалида как часть адаптированной образовательной программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut_invalid.docx50.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА  НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №49 «РОДНИЧОК»

Маршрут индивидуального логопедического

сопровождения ребенка-инвалида

как часть адаптированной образовательной программы

(2022-2023 учебный год)

_____________________________________________

        

Учитель-логопед: Сайфуллина Р.С.

Цель:  

Оказание коррекционно-логопедической помощи и поддержки ребенка с инвалидностью и его родителей (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в речевом развитии.

Задачи:

 -определить особенности организации образовательного процесса в соответствии синдивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-учитывать особые образовательные потребности ребенка с инвалидностью при освоении ими образовательной программы;

 -осуществлять индивидуально-ориентированную и коррекционно-логопедическую помощь ребенку с инвалидностью с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут;

-оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) детей ребенка по вопросам развития и коррекции речевых нарушений.

Характеристика

Заключение  ТПМПК –.

Заключение МСЭ – ребенок – инвалид

У ребенка наблюдается гармоничная незрелость психики церебрально-органического генеза: выраженные нарушения, как в эмоционально-волевой, так и в познавательной сферах; замедленная смена возрастных фаз – запаздывание в формировании статических функций, ходьбы, речи, этапов игровой деятельности; трудности коммуникации и понимания чувств других людей, социальная наивность, нелепое  поведение, наличием большого количества стереотипий  и другими поведенческими нарушениями. Игра предметно-манипулятивная, в игру со сверстниками не вступает.

Недостаточно сформирована психологическая база речи: внимание быстро истощаемое, переключаемость затруднена; восприятие цвета, формы, величины, пространственно-временных отношений  ниже возрастной нормы. Операциями счета, классификации, обобщения не владеет. Преобладает зрительная память. Работоспособность низкопродуктивная.

У ребенка системные нарушения речи, но наблюдается положительная динамика: начал понимать простые инструкции, обращенную к нему речь;  появились первые слова-существительные, эхолалия. Речь не направлена к собеседнику, в речевом общении отсутствует экспрессия, мелодическая и интонационная сторона не сформирована. Вследствие этого не усваивает программу возрастной группы

Таким образом, ребенок нуждается в адаптированном к его возможностям индивидуальном маршруте образования.

Теоретические аспекты: специальные образовательные условия для получения образования ребенка с инвалидностью (ФГОС ДО).

В соответствии с возможностями ребенка с инвалидностью  определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные, включающие большее количество анализаторов.

Для ребенка целесообразно вводить пропедевтические разделы, дающие возможность в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире; предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик; использование невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, календарная система (картинки-символы).

Индивидуальный план работы с ребенком-инвалидом, включающий индивидуальные маршруты учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО) утверждается на психолого-педагогическом консилиуме ДОО (ППк).

Основные принципы коррекционно-развивающей работы:

  • принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;
  • принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;
  • принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
  • принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
  • принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с инвалидностью, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
  • принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
  • принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.  

Основные направления коррекционно-развивающей работы

  1. Диагностическая работа включает:
  • выявление особых образовательных потребностей ребенка с инвалидностью при освоении основной образовательной программы;
  • проведение комплексной логопедической диагностики нарушений в речевом развитии;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития речи ребенка, выявление его резервных возможностей;
  • системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с инвалидностью (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательной области «Речевое развитие»).
  1. Коррекционно-развивающая работа включает:
  • реализацию комплексного индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического сопровождения в условиях образовательного процесса с учётом особенностей психофизического развития;
  • выбор оптимальных для развития ребенка с инвалидностью коррекционных программ,  методик, методов и приемов обучения и коррекции в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение индивидуальных коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом развитии;
  • коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
  • формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; - развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.
  1. Консультативная работа включает:
  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с инвалидностью, единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии и приёмов коррекционного обучения ребёнка с инвалидностью.
  1. Информационно-просветительская работа предусматривает:
  • информационную поддержку образовательной деятельности родителей;
  • проведение индивидуальных консультаций по разъяснению индивидуальных особенностей ребенка с инвалидностью, маршрута коррекционно-логопедического сопровождения;  динамики развития и коррекции речевых функции по плану и по запросу родителей.

Этапы и сроки реализации маршрута

1.Этап подготовительный (сентябрь-октябрь)

Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи ППк ДОУ. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление маршрута индивидуального сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с ребенком, имеющим инвалидность. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы.

Промежуточные результаты:

  1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации обучающегося, социального паспорта семьи, медицинской карты).
  2. Разработка индивидуального маршрута сопровождения.
  3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.
  4. Повышение качества комплексных мероприятий;
  5. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми-инвалидами.

2. Этап основной (октябрь - апрель)

Индивидуальные занятия с ребенком 2 раза в неделю, направленные на формирование, развитие и коррекцию:

- психологической базы речи (игры и упражнения на развитие внимание, памяти, мышления, восприятия, пространственно-временных отношений, работоспособности);

- речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи);

- повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в обучении и коррекции речи ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.

Промежуточные результаты:

  1. Повышение уровня речевого развития ребенка, социально-коммуникативное включение ребенка в детский коллектив, взаимодействие со сверстниками и взрослыми; усвоение образовательной программы возрастной группы;
  2. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.
  3. Активное включение ребенка в проведение традиционных праздников, мероприятий.

3. Этап аналитико-обобщающий (апрель-май)

Период осмысления результатов деятельности сопровождения по решению речевых нарушений. Мониторинг динамики развития речевых функций на основе реализации индивидуального маршрута сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего логопедического сопровождения ребенка.

Промежуточные результаты:

  1. Анализ результатов деятельности учителя-логопеда по работе с ребенком, имеющими инвалидность.
  2. Перспективное планирование.
  3. Корректировка маршрута.

Направления деятельности

Сроки

Диагностическое

1.

Диагностика и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у воспитанников (детей-инвалидов).

По плану

Коррекционное

1.

Разработка индивидуального маршрута сопровождения.

Планирование коррекционной работы по развитию речи.

По плану

2.

Создание условий (использование речевой картотеки и игротеки), благоприятных для коррекции речи.

3.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица), формирование и развитие психологической базы речи (игры и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления).

В течение года

Развивающее

1.

Совершенствование движений сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кистей пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

В течение года

2.

Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических представлений. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие формирования звукового анализа.

3.

Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления.

4.

Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи.

Консультационное

1.

Систематические консультации для родителей по вопросам коррекционно-логопедической помощи ребенку.

По лану, по запросу

2.

Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению ребенка-инвалида).

Просветительское

1.

Обеспечение логопедического кабинета инновационно-коррекционной методической литературой.

В течение года

2.

Оформление стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Вариативность среды предполагает:

● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Взаимодействие специалистов ДОУ

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей-инвалидов  специалистами различного профиля в образовательном процессе.  Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка.

        

Результаты

маршрута коррекционно-логопедического сопровождения ребенка - инвалида

Результатом реализации указанных целей и задач маршрута является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей коррекцию, формирование и развитие речевых функций ребенка – инвалида; повышение компетентности родителей в вопросах коррекции и развития речи ребенка.


Индивидуальный график коррекционно-логопедической деятельности

Специалист ДОУ

ДНИ НЕДЕЛИ

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Учитель логопед

V

V

Раздел

Задачи

коррекционно-развивающей

 работы

Содержание коррекционно-развивающей работы

Дата проведения

Обследование

Исследование всех речевых функций

Психологическая база речи

Артикуляционная, мелкая моторика.

Звукопроизношение, слоговая структура слова.

Фонематические процессы.

ЛГ категории

Сентябрь

Январь

Апрель

Артикуляцион

ная моторика

Уметь правильно, в полном объеме по речевой инструкции  выполнять все статические и динамические упражнения, быстро переключаться с одного движения на другое.

Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики

2 раза в неделю

в течение учебного года

Звукопроизношение

Правильно, отчетливо произносить все звуки.

Постановка и автоматизация звука звуков позднего онтогенеза.

2 раза в неделю

в течение учебного года

Дифференцировать  смешиваемые в произношении звуки

Дифференциация звуков С/Ш. З/Ж, Ц/С, Ч/Ть, Щ/Сь

Просодическая сторона речи

.Ребенок должен иметь длительный плавный ротовой выдох

Выполнение дыхательной гимнастики

2 раза в неделю

в течение учебного года

Внятно и отчетливо произносить слова и фразы с естественной интонацией.

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью  сложного слова (произнесение слов из 2-4 слогов с 1 стечением согласных)

3.Выразительно читать стихи.  

Заучивание стихов Работа над выразительностью.

Слоговая структура

1.Четко произносить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости  как изолированно, так и в словосочетании и во фразе.

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью  сложного слова (произнесение слов из 2-4 слогов с 1 стечением согласных) во время выполнения лексико-грамматических игр и упражнений.

2 раза в неделю

в течение учебного года

Фонематический слух  

1.Уметь произносить слоговые цепочки из 3-4 элементов.

Произнесение слоговых цепочек с оппозиционными звуками (твердыми-мягкими, парными звонкими-глухими согласными). Игры «Повтори за мной», «Послушай, запомни и повтори»

2 раза в неделю

в течение учебного года

2.Четко различать на слух звуки:

•        Гласные и согласные;

•        Твердые – мягкие;

•        Звонкие - глухие

•        Свистящие – шипящие.

Игры на развитие фонематического слуха «Покажи нужную фишку (букву)»

Звуковой

 анализ и синтез

Знать печатные гласные буквы русского алфавита

Заучивание, конструирование. печатание букв У,А,И,О,Ы,И      

2 раза в неделю

в течение учебного года

Словарь        

1.Называть 3-4 предмета к обобщающему  понятию.

2.Называть части предмета (1-2).

3.Уметь подбирать 1-2 слов – признаков и действий к предмету, предметы к признаку или действию.

4. Употреблять обобщающие слова (3-4)..

Игры на развитие словаря

1. «Я знаю 3-4 овощей (фруктов, предметов мебели и т.д.)»

2. «Назови  предметы одним словом».

3. «Назови части предмета»

4. «Скажи, какой предмет? Что он делает?»

2 раза в неделю

в течение учебного года

Грамматический строй

Словообразование

Уметь образовывать:

1.Существительные и прилагательные с помощью уменьшительных суффиксов;

Словоизменение

1.Уметь употреблять существительные в И.п. и косвенных падежах в ед. и мн. числе.

Согласование

1.Уметь правильно согласовывать слова во фразе.

2.Уметь согласовать местоимения с

 существительными в роде, числе.

Игры

«Назови ласково»

«Один - много»

«Мой, моя, моё»

2 раза в неделю

в течение учебного года

Фразовая речь

1.Уметь строить фразу из 2-4 слов

«Продолжи предложение»

«Расскажи про картинку»

2 раза в неделю

в течение учебного года

Связная речь

Уметь заучивать стихи, потешки, попевки, чистоговорки

2 раза в неделю

в течение учебного года

Психологическая база речи

  1. 1. Слуховое внимание и память

-  

2. Зрительное внимание и память

  1. 3. Мышление

     4. Ориентировка на листе, в пространстве

П   «Послушай, запомни, назови по порядку»

«Запомни и назови перевернутые картинки»

 «Что изменилось?»

 «Чего не стало?»

 «4-й лишний»

     «Где находится предмет?»

2 раза в неделю

в течение учебного года

Развитие мелкой и общей моторики        

1.Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков;

2.Согласованность движений обеих рук.        

Применение пальчиковых игр с использованием стихотворных текстов.

конструирование, печатание

2 раза в неделю

в течение учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения детей с ОВЗ (ТНР)

Индивидуальные маршруты логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ ,ТНР(ЗПР)...

индивидуальный маршрут логопедического сопровождения в ДОУ

Индивидуальная программа логопедического сопровождения...

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка (логопедическое заключение ОНР I уровень)...

Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида

Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида, не испытывающего трудности в освоении основной общеобразовательной программы (не имеющего умственных, сенсорных и пс...

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения ребенка. Логопедическое заключение: ОНР 3 уровень...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ОНР

НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ, ИМЕЮЩИМ ОНР...