Использование картинно-графических схем при составлении рассказа по сюжетной картинке, как одна из эффективных методик речевого развития старших дошкольников
статья по коррекционной педагогике

 Обучение дошкольников рассказыванию по сюжетной картинке является одним из направлений работы по развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _na_sayt_2_syuzh_kartinka_bez_tablitsy.docx503.12 КБ

Предварительный просмотр:

Использование картинно-графических схем 

при составлении рассказа по сюжетной картинке,

как одна из эффективных методик речевого развития

старших дошкольников.

 Обучение дошкольников рассказыванию по сюжетной картинке является одним из направлений  работы по развитию связной речи и более сложным видом, в отличие от  пересказа, поскольку все происходящие события на картине представлены одновременно и определить их последовательность ребенку нужно самому, к тому же сделать это он должен мысленно, начало действия и его заключительный этап чаще всего оказываются за пределами картины, поэтому эти части сюжета ребенок должен домыслить самостоятельно.

Вместе с тем у многих детей этого возраста отмечается специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность проявляется как в диалогах, так и в монологах дошкольников. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. В речи детей 5-6 лет наиболее часто встречаются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте.

В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, Л.И. Ефименковой, Т.А. Ткаченко Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой) предлагаются методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки), стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.    

         Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям.

          В своей образовательной деятельности мы используем одну из таких методик, где наглядной опорой для составления рассказа по сюжетной картинке служат картинно-графические схемы, которые отражают правила построения, как высказывания, так и целого рассказа.

К каждой сюжетной картинке прилагаются тексты, вопросы и картинно-графические схемы каждого предложения рассказа, которые играют роль мнемотаблиц.

В картинно-графических схемах используются следующие обозначения:

Глагол - стрелка,  имя прилагательное – треугольник, слово «очень» - !!!, графически обозначаются и предлоги. По мере изучения гласных букв в схемы предложений вводятся предлог У и союз И. При использовании предлога С в значении совместного действия вместо символа употребляется его буквенное значение.

Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические схемы целесообразно проводить в несколько этапов.

  1. Педагог предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку.      

                                  Картинка «В детском саду»

C:\Users\777\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image3.jpeg

  1. Далее задаёт вопросы в соответствии с текстом рассказа и формирует ответы с использованием схемы каждого предложения.

          1. Куда пришли дети?     Дети пришли в детский сад.

          2. Что есть в детском саду?  В детском саду есть разные игрушки.

3. Что собирают Таня и Вова?  Таня и Вова собирают железную дорогу

4. Что катает Петя?  Петя катает паровозик.

5. Что строят Коля и Катя?  Коля и Катя строят деревянный домик/

6. Что нравится делать детям?  Детям нравится играть с игрушками.

  1. Затем просит детей послушать получившийся рассказ, который необходимо пересказывать четко по схеме, привлекая к этому внимание детей.

Текст рассказа по предложениям:

          1. Дети пришли в детский сад.

  1. В детском саду есть разные игрушки.
  2. Таня и Вова собирают железную дорогу.
  3. Петя катает паровозик.
  4. Коля и Катя строят деревянный домик.
  5. Детям нравится играть с игрушками.

3

Необходимо помнить, что каждому слову соответствует определенный символ.

  1. Детям даётся задание придумать название рассказу.
  2.   Педагог предлагает двум-трем детям пересказать рассказ.

C:\Users\ак-47\Desktop\МО 7 11 23\МО в 16 саду 7 11 23г\Фото на сайт.jpg

         Составляя свой рассказ, дошкольники комбинируют в рассказе не только свои знания, но и  изображенные на картине действия. Ребёнок, который до этого сам с трудом мог «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания, с лёгкостью составляет рассказ, опираясь на схемы предложений, соответствующие содержанию рассказа.

         При обучении старших дошкольников составлению рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические схемы, у детей формируется умение придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст, а преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) способствует совершенствованию психических процессов, облегчает и ускоряет процесс связного высказывания.

         Таким образом, применение данной методики  способствует развитию у детей  не только умения составления рассказов по сюжетным картинкам, но и  развитию связной речи в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование картинно-графических схем и планов рассказов в развитии связной речи детей с ОНР"

Использование картинно-графических схем и планов рассказов в развитии связной речи детей с ОНР....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам "Снеговик и заяц."

Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения....

Технологическая карта организованной образовательной деятельности (занятия) по развитию речи "Составление рассказа по сюжетным картинкам".

Группа: подготовительнаяТема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам».Цель: продолжать формировать умения детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, изображающих основные кл...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам:"Снеговик и заяц" (Альбом № 4)

Цель:   развитие  связной речи детей;Задачи:учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным...

«Речевое развитие детей дошкольного возраста: составление рассказов по сюжетным картинкам»

Система занятий с сюжетными картинками развивает у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, реально существующие в жизни....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Составление рассказа по сюжетной картинке, «Львы Санкт-Петербурга»

Цель: Развитие интереса детей к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию, узнать, почему в нашем городе «поселились львы»Задачи: . ...