«Речевое развитие детей дошкольного возраста: составление рассказов по сюжетным картинкам»
консультация по развитию речи

ЯцуненкоГалина Ивановна

Система занятий с сюжетными картинками развивает у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, реально существующие в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Доклад  «Речевое развитие детей дошкольного возраста:

составление рассказов по сюжетным картинкам»

Система занятий с сюжетными картинками развивает у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, реально существующие в жизни.

Обучение дошкольников работе с серией картинок можно начинать с трехлетнего возраста. Сначала детям предлагаются предметные картинки (например, можно использовать развивающую игру «Размышляй-ка»). На первом этапе 2-3 картинки, а затем 4 картинки, на которых изображен один и тот же предмет. А к четырем годам даётся для раскладывания 6 предметных картинок, объясняя последовательность раскладывания.

 В возрасте с 4-х до 5-ти лет детям предлагаются 3-4 сюжетных картинки, которые должны отражать реальный опыт детей – хорошо знакомые действия взрослых по отношению к ним самим (умывание, кормление, укладывание спать и т.п.). Затем даются картинки, которые отражают жизненные события, переживаемые детьми в этом возрасте (покупка в магазине, поход в цирк и т.п.). События и действия, которые дети наблюдают как бы со стороны и в их опыте пока не присутствующие вводятся постепенно, начиная с двух картинок, а потом, со временем, дополняются до четырех.

В этом же возрасте можно использовать серию картинок, связанных со сказочными ситуациями.

В возрасте 5-7 лет можно использовать серии картинок из 6-8  изображений, связанных разнообразным содержанием: личным опытом детей, наблюдаемыми со стороны действиями других, сказочными сюжетами.

При подборе серий картинок педагог должен сначала четко ответить себе на все вопросы и сам выполнить все задания. Не следует использовать серии картинок, в которых нарушается логическая цепочка. Например, в серии «Сажаем фруктовый сад» на всех 6-ти картинках изображены девочка и мальчик одного и того же возраста и в одинаковой одежде: на первой картинке они выкапывают ямку, на второй сажают саженец, на третьей поливают, затем рассматривают цветущее дерево, потом собирают со взрослого дерева яблоки. Ошибка здесь заключается в том, что реально с момента посадки саженца до сбора урожая проходит несколько лет, и дети при этом должны внешне измениться, т.е. повзрослеть.

Картинки, связанные с текстами знакомых детям литературных произведений рекомендуется использовать только на первом, подготовительном этапе.

Организация работы с серией картинок должна осуществляться с учетом уровня развития детей и носить на первых порах индивидуальный характер.

Желательно проводить работу с серией картинок в спокойной обстановке, без отвлекающих моментов. Время, затраченное на обучение детей 4-х лет, не должно превышать 5-6 минут, до 5-ти лет – 10 минут. Дети старшего дошкольного возраста могут быть заняты этой деятельностью около 15 минут, в зависимости от интереса.

Очень важно формировать у детей мотив к такой речевой деятельности. Для детей до 4-х лет – порадоваться картинкам, положенным в нужной последовательности; для детей 4-5-ти лет мотивом может служить помощь какому-либо герою; детям 5-7 лет важен мотив соревнования: работа на скорость без ошибок, мотив подготовки к школе.

Обучение работе с серией сюжетных картинок должно строиться последовательно, поэтапно.

Первый этап – это предварительная работа.

1. Работа с реальными ситуациями (беседы).

- Что вы сейчас делаете?

- Что вы делали до этого?

- Что будете делать после занятия?

- Чем займетесь дома?

Представьте, что вы только что проснулись.

- Что вы будете делать? и т.д.

2. Работа с литературными произведениями. После чтения какого-либо литературного произведения педагог или родитель на глазах у детей производит «раскадровку» текста. Например, по русской народной сказке «Колобок»:

- Колобок лежит на окошке.

- Колобок на дорожке.

- Колобок и заяц.

- Колобок и волк и т.д.

Обсуждение последовательности действий идет с помощью вопросов:

- Кто изображен на этой картинке?

- Что он делает?

- Что произошло дальше и т.д.

Основная задача педагога - упражнять детей в выстраивании причинно-следственных связей текста.

Второй этап – это обучение детей работе с серией картинок.

Прежде чем приступить к занятию, необходимо создать у детей мотив деятельности. Лучше предложить поиграть с картинками.

Последовательность обучения:

1. Научить ребенка раскладыванию серии картинок слева направо в одну линию.

2. Научить ребенка находить основных героев и общие объекты на картинках.

3. Научить находить, перечислять  и обобщать места, в которых происходит действие на картинках.

4.Учить детей определять время событий, происходящих на картинках, перечислять их и обобщать (определение времени года или частей суток).

5.Учить ребенка определять сквозных героев на конкретной картинке, определять их действия (дети последовательно отвечают на вопросы по каждой картинке: кто изображен, что он делает и зачем это делается).

6. Учить детей выстраивать последовательность действий, начиная с любой картинки, выбранной ребенком. Ребенку предлагается выбрать любую понравившуюся ему картинку и положить ее на место. Затем вспомнить название действия объекта и его цель и поиграть в игру «Что было раньше – что будет позже?», поочередно добавляя картинки слева и справа  - выстроить логический ряд. Если ребенок вначале нарушает логическую последовательность, педагог не останавливает его, а предлагает посмотреть на оставшиеся картинки и вставить их между теми или другими «кадрами» (до и после).

Возможные ошибки детей и помощь педагога:

Если нарушена логика временных связей, педагог помогает ребенку вспомнить последовательность частей суток или времен года.

Если нарушена логика, связанная с местом развертывания событий, нужно обратить внимание ребенка на место происходящего: «В каком месте происходит последующее событие?»

Если ошибка связана с изменением признаков объекта, то педагог предлагает предположить, в результате чего это произошло, и установить верную причинно-следственную связь.

В случае, если ребенок быстро и последовательно выкладывает серию картинок, педагог может поспорить с ним, предложив заведомо неправильную последовательность, то есть поменять картинки местами. Задача педагога – формировать умение доказывать свою правоту, исходя из объективных фактов.

7. Учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.

Предложить ребенку составить рассказ по картинкам, используя следующую схему: Однажды (указание времени года, части суток) в таком-то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия, происходящее на первой картинке) делал то-то с такой-то целью. Потом этот же герой (переход ко второй картинке) делал (действие и цель действия) и далее по количеству картинок. В результате получилось то-то (обобщение). Придумать название получившемуся рассказу.

При составлении рассказа не рекомендуется позволять ребенку додумывать действия, которых нет на картинках, т.е. не стимулировать рассказывание воображаемой истории.

Степень успешности работы зависит от количества и качества проведенных занятий с серией картинок.

Список литературы:

1. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста: теор. и  метод. матер./С.В.Маланов.– М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2012. – 320 с.

2. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 176 с.

3. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по предметным картинкам»

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию е...

Обучение детей дошкольного возраста составлению описательных рассказов по серии картинок

ldquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им”Г. Гегель            Учить детей дошкольно...

Совместная деятельность по речевому развитию с детьми старшего возраста «Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «На стройке». Учебно методический материал

Цель: развитие умения составлять рассказ по сюжетной картине.Задачи:Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и каче...

Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи с детьми старшего возраста «Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Цель: развитие умения составлять повествовательный рассказ по содержанию картины. Образовательные задачи:Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное...

Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...

Деловая игра «Речевой коллоквиум по обучению детей дошкольного возраста составлению описательных рассказов по картине с использованием ИКТ»

Данный материал будет интересен для педагогов ДОУ, который позволит повысить их компетентность в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста (в обучении составлению описатель...