Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ____________________________________________
Согласовано: Утверждено:
Родитель ___________ /___________ Заведующий МБДОУ №27
Дата _________г ____________
Принято: Приказ № _____ от_______
на заседании ППк
Протокол № от
Председатель ППк______________./ ________
Дата _______
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ребенка с ОВЗ
Ф.И.О.ребенка
год рождения
Разработан:
_______________., учитель-логопед ________________педагог-психолог ________________воспитатель ________музыкальный руководитель _________инструктор по ФК Ведущий специалист: _____________ учитель-логопед |
.
г. _________
2022г.
I. Общие сведения о ребенке ОВЗ
По результатам психолого – медико - педагогического обследования Ф.И.ребенка имеет особенности в психическом развитии, нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Протокол обследования ребенка № ________от _________г. Рекомендовано обучение по Адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Ребенок посещает детский сад с ____________г. По заключению врача физическое развитие соответствует возрасту.
Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Проявляют заинтересованность в воспитании ребенка, рекомендации педагогов выполняют. Принимают участие в мероприятиях ДОУ и группы. Детский сад ребенок посещает регулярно, пропускает ДОУ крайне редко, только по болезни.
Любит играть в сюжетно – ролевые игры и подвижные игры, правила игры принимает.
Знает правила поведения, применяет их в соответствии с возрастными возможностями. На занятиях слушает задания внимательно и старается выполнить самостоятельно.
На данном этапе мальчик с программным материалом справляется, при необходимости обращается за помощью к взрослому.
У ребенка навыки самообслуживания сформированы соответственно возрасту. Со взрослыми идёт на контакт, охотно общается с детьми, указания и просьбы взрослого выполняет с желанием.
У ребенка при обследовании выявлено нарушение грамматического строя речи. Речь значительно улучшилась, словарный запас увеличился. В ручной моторике отмечается недостаток мелкой моторики.
С ребенком в индивидуальной и подгрупповой форме занимаются специалисты детского сада: педагог-психолог, учитель – логопед.
Цель:
создание условий для развития свободного общения ребёнка со взрослым и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
* формировать основы личностного отношения к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия, одобрения или порицания поступков;
* учить коллективным играм;
*развивать произвольное поведение, логическое мышление, познавательную активность; *формировать представления о малой Родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, гражданскую принадлежность.
Познавательное развитие:
*развивать познавательно-исследовательский интерес, внимание, память, мышление, любознательность и познавательную мотивацию;
*формировать познавательные действия;
*развивать умения ориентироваться в пространстве (относительно собственного тела и на листе бумаги) и во времени;
*формировать представления о себе, других людях, объектах окружающего мира;
*совершенствовать умения устанавливать причинно – следственные связи
Речевое развитие:
*учить согласовывать существительные и прилагательные в падежах в единственном и множественном числах;
*формировать умение пересказывать небольшие рассказы близко к содержанию;
*пополнять и активизировать словарь;
*развивать артикуляционный аппарат;
*развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
*расширять словарь глаголов, прилагательных и наречий по лексическим темам;
*развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
*формировать умение правильно использовать предлоги в речи;
*развивать речевое творчество.
Художественно-эстетическое развитие:
*учить соотносить художественный образ и средства выразительности, подбирать материал и пособия для самостоятельной деятельности;
*формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами;
*развивать композиционные умения
*побуждать создавать предметные и сюжетные композиции.
Музыкальное развитие:
*учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии;
*учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян);
*обогащать музыкальные впечатления, развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;
*совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения, точно интонировать мелодию, передавать ритмический рисунок;
*развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой и темпом;
*отрабатывать навыки игры в ансамбле.
Физическое развитие:
*приобретать опыт двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
*формировать начальные представления о некоторых видах спорта;
*формировать потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
*овладевать подвижными играми с правилами;
*становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.
Принципы:
*Принцип систематичности;
*Принцип активности и самостоятельности;
*Принцип непрерывности, последовательности, постепенности и доступности;
*Принцип опоры на обучаемость ребёнка;
*Принцип соблюдения интересов ребёнка;
*Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов в ходе изучения и коррекции выявленных нарушений у ребёнка;
Методы:
- Словесный
- Практический
- Игровой
- Наглядный
Формы работы:
- НОД;
- Утренняя гимнастика;
- Индивидуальная и подгрупповая работа;
- Праздники, развлечения.
- Самостоятельная деятельность ребенка.
Особенности развития
Ребенок с желанием занимается, старается довести работу до конца, при необходимости обращается за помощью к взрослому. У ребенка сформированы познавательные интересы. Умеет ориентироваться в пространстве, использует прошлый опыт.
У мальчика звукипоставлены, требуется работа над автоматизацией и дифференциацией звуков в словах и предложениях.
Так же имеются особенности в психическом развитии: нарушения в развитииэмоционально - волевой сферы и внимания.
Этапы | Деятельность специалистов | Деят-ть ребенка | Деят-ть родителей | Сроки |
1.Организационный | -Изучение и анализ мед.карты ребенка; -Анализ рекомендаций специалистов и педагогов; -Проведение мониторинга; - Разработка ИОМ; -Консультации для родителей. | Участие в мониторинге | Определение приоритетов родителей по оздоровлению реб. (беседы, анкетирование) Участие в консультациях | декабрь |
2.Практический | ОД; (Включение в образовательную деятельность коррегирующих упражнений.) Инд. и подгрупповая работа по обучению рассказыванию. Использование пальчиковых игр, дыхательных упражнений, игр и на разв. фонем-го слуха Предложить комплекс заданий для закрепления лексических тем дома. Мастер класс для родителей по выполнению различных корригирующих упражнений по устранению нарушений звукопроизношения. Праздники и развлечения совместно с родителями Использование попевок. хорового и индивидуального пения, музыкально-ритмических движений. Разработка новых вариантов исполнения произведения: в сопровождении шумовых инструментов, под фонограмму, под хлопки и притопывания и т.д. Использование упр.для снижения эмоц. напряжения. | Совместная деятельность с детьми группы во время ОД и занятиях с учителем-логопедом; педагогом – психологом. Совместная деят-ть в инд. и подгрупповой работе; Разучивание чистоговорок, стихов, песен и т.д. Пересказ рассказов, сказок. Игры с использованием комплекса "Мерсибо" Участие в праздниках и развлечениях, а также в различных видах музыкальных игр – подвижных и дидактических. | Участие в инд.беседах по вопросам коррекционной работы дома Выполнение рекомендаций учителя-логопеда. Участие в досугах и спортивных мероприятиях совместно с ребенком. Участие в досугах и праздничных мероприятиях совместно с ребенком. | декабрь - апрель |
3.Заключительный | Проведение мониторинга; Анализ речевого развития ребёнка, коммуникативных качеств на конец учебного года; Обобщение опыта работы по составлению и организации ИОМ | Участие ребенка в мониторинге | Ознакомление с результатами мониторинга | Май |
Создание развивающей среды.
Построение комфортной среды | Ресурсы для решения | |||
Социально-бытовые условия | Социально- бытовые условия с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие оборудованного пространства дошкольного учреждения, рабочего места ребенка и т. д.) оборудованный мягкими модулями и ковром центр психологической разгрузки; кабинет учителя – логопеда и педагога– психолога | |||
Освещенность | - Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света). - не допускается на окнах использование темных штор | |||
Создание сенсорно-обогащенной среды. | Зрительные | Звуковые | Обон-ные | Тактильные |
Натуральные предметы, игрушки-модели для формирования представлений об окружающем мире -Контурные и силуэтные изображения для развития зрительного восприятия | -Звуковые игрушки, сигналы для развития слухового восприятия, зрительно-слуховой памяти. -Аудиозаписи со звуками окружающего мира для расширения и обогащения запаса знаний об окр. мире. | Бытовые запахи, запахи улицы для развития обоняния и обогащение чувственного опыта. | Различные виды поверхностей, тканей, материалов на узнавание свойств и признаков предметов окр. мира, природный материал для развития осязательного восприятия, обогащения чувственного опыта. | |
Специально структурированная информация | - Планы, схемы для составления рассказов - Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию - Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра. - Таблицы по лексическим темам - Детская художественная литература | |||
Игровые пособия по развитию зрительно-моторной координации Учебно-дидактическое обеспечение | - Натуральные объекты, игрушки. Набор геометрических фигур и тел. Конструктор «Лего» с мелкими деталями. Кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры - Раскраски по лексическим темам; -Материалы для развития тонкой моторики рук (шнуровки) - Предметы для массажа мелкой мускулатуры (Например: Су-жок) |
Индивидуальный учебный план (на неделю)
Направление работы (специалист) | Продолж занятий (мин) | Количество занятий в неделю | Форма проведения занятий (инд., групповая) | Используемые программы | Ф.И.О специалиста |
Педагогическая помощь (воспитатель) | 25 | 2 | индивидуальная, групповая | АОП МБДОУ №____ для детей с ТНР, "Комплексная образовательная программа ДО с ТНР" Н.В. Нищева | |
Логопедическая помощь (учитель-логопед) | 25 | 2 | индивидуальная | АОП МБДОУ №____ для детей с ТНР, Комплексная образовательная программа ДО с ТНР" Н.В. Нищева | |
Психологическая помощь (педагог-психолог) | 25 | 1 | Индивидуальная, подгрупповая | АОП МБДОУ №____ для детей с ТНР, «Коррекционно – развивающие занятия» В.Л.Шарохина и Л.И.Катаева | |
Музыкальная деятельность (музыкальный руководитель) | 25 | 2 | индивидуальная, групповая | АОП для детей с ТНР |
|
Физическое развитие (инструктор по физ.восп-ю) | 25 | 3 | Индивидуальная, групповая | АОП для детей с ТНР |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
Психолого- педагогическое обследование...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.
Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....
План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию
Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....
Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"
Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"
Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...