Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Сырокваш Оксана Александровна

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ____________________________________________ 

Согласовано:                                                                    Утверждено:

Родитель ___________  /___________                              Заведующий  МБДОУ  №27

Дата _________г                                                                  ____________

Принято:                                                                                Приказ №   _____ от_______

на заседании ППк

Протокол  №           от

Председатель ППк______________./ ________

Дата  _______  

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

ребенка с ОВЗ

Ф.И.О.ребенка

                                                    год рождения

Разработан:        

_______________.,  учитель-логопед

________________педагог-психолог                                            

________________воспитатель

________музыкальный руководитель

_________инструктор по ФК

Ведущий специалист: _____________

                                    учитель-логопед

        .

г. _________

2022г.

I. Общие сведения о ребенке ОВЗ

По результатам психолого – медико - педагогического обследования Ф.И.ребенка  имеет особенности в психическом развитии, нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и  является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Протокол обследования ребенка № ________от _________г. Рекомендовано обучение по Адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Ребенок  посещает детский сад с ____________г. По заключению врача физическое развитие соответствует возрасту.

Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Проявляют заинтересованность в воспитании ребенка, рекомендации педагогов выполняют. Принимают участие в мероприятиях ДОУ и группы. Детский сад ребенок посещает регулярно, пропускает ДОУ крайне редко, только по болезни.

 Любит  играть в сюжетно – ролевые игры и подвижные игры,  правила игры   принимает.

Знает правила поведения, применяет их в соответствии с возрастными возможностями. На занятиях слушает задания внимательно и старается  выполнить самостоятельно.

На данном этапе мальчик с программным материалом справляется, при необходимости  обращается за помощью к взрослому.

У ребенка навыки самообслуживания сформированы соответственно возрасту. Со взрослыми идёт на контакт, охотно общается с детьми, указания и просьбы взрослого  выполняет с желанием.

У ребенка  при обследовании выявлено нарушение грамматического строя речи.  Речь значительно улучшилась, словарный запас увеличился. В ручной моторике отмечается недостаток мелкой моторики.

С ребенком  в индивидуальной и подгрупповой форме занимаются специалисты детского сада: педагог-психолог, учитель – логопед.

Цель:

создание условий для развития свободного общения ребёнка со взрослым и детьми, овладения  конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

* формировать основы личностного отношения к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия, одобрения или порицания поступков;

* учить коллективным играм;

*развивать произвольное поведение, логическое мышление, познавательную активность; *формировать представления о малой Родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, гражданскую принадлежность. 

Познавательное развитие:

*развивать познавательно-исследовательский интерес, внимание, память, мышление, любознательность и познавательную мотивацию;

*формировать познавательные действия;

*развивать умения ориентироваться в пространстве (относительно собственного тела и на листе бумаги) и во времени;

*формировать представления о себе, других людях, объектах окружающего мира;

*совершенствовать умения устанавливать причинно – следственные связи

Речевое развитие:

*учить  согласовывать существительные и прилагательные в падежах в единственном и множественном числах;

*формировать умение пересказывать небольшие рассказы близко к содержанию;

*пополнять и активизировать словарь;

*развивать артикуляционный аппарат;

*развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

*расширять словарь глаголов, прилагательных и наречий по лексическим темам;

*развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;

*формировать умение правильно использовать предлоги в речи;

*развивать речевое творчество.

Художественно-эстетическое развитие:

*учить соотносить художественный образ и средства выразительности, подбирать материал и пособия для самостоятельной деятельности;

*формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами;

*развивать композиционные умения

*побуждать создавать предметные и сюжетные композиции.

Музыкальное развитие:

*учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии;

*учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян);

*обогащать музыкальные впечатления, развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

*совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения, точно интонировать мелодию, передавать ритмический рисунок;

*развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой и темпом;

*отрабатывать навыки игры в ансамбле.

Физическое развитие:

*приобретать опыт двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;

*формировать начальные представления о некоторых видах спорта;

*формировать потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

*овладевать подвижными играми с правилами;

*становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения. 

Принципы:

*Принцип систематичности;

*Принцип активности и самостоятельности;

*Принцип  непрерывности, последовательности, постепенности и доступности;

*Принцип опоры на обучаемость ребёнка;

*Принцип соблюдения интересов ребёнка;

*Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды»  специалистов в ходе изучения и коррекции выявленных нарушений у ребёнка;

Методы:

  • Словесный
  • Практический
  • Игровой
  • Наглядный

Формы работы:

  • НОД;
  • Утренняя гимнастика;
  • Индивидуальная и подгрупповая работа;
  • Праздники, развлечения.
  • Самостоятельная деятельность ребенка.

Особенности развития

Ребенок  с желанием занимается, старается довести работу до конца, при необходимости обращается за помощью к взрослому. У ребенка  сформированы  познавательные интересы. Умеет ориентироваться в пространстве, использует прошлый опыт.

        У мальчика  звукипоставлены,  требуется  работа над автоматизацией   и дифференциацией  звуков в словах и предложениях.

        Так же имеются особенности в психическом развитии: нарушения в развитииэмоционально - волевой сферы  и внимания.

Этапы

Деятельность специалистов

Деят-ть ребенка

Деят-ть родителей

Сроки

   1.Организационный

-Изучение и анализ

мед.карты ребенка;

-Анализ рекомендаций специалистов и педагогов;

-Проведение мониторинга;

- Разработка ИОМ;

-Консультации для родителей.

Участие в мониторинге

Определение приоритетов родителей по оздоровлению реб. (беседы, анкетирование)

Участие в консультациях

декабрь

2.Практический

ОД; (Включение в образовательную деятельность коррегирующих упражнений.)

Инд. и подгрупповая работа по обучению рассказыванию.

Использование пальчиковых игр, дыхательных  упражнений, игр и на разв. фонем-го слуха

Предложить комплекс заданий для закрепления лексических тем   дома.

Мастер класс для родителей по выполнению различных корригирующих упражнений по устранению нарушений звукопроизношения.

Праздники и развлечения совместно с родителями

Использование попевок.  хорового и индивидуального пения, музыкально-ритмических движений. Разработка новых вариантов исполнения произведения: в сопровождении шумовых инструментов, под фонограмму, под хлопки и притопывания и т.д.

Использование упр.для снижения эмоц. напряжения.

Совместная деятельность с детьми группы во время ОД и занятиях с учителем-логопедом; педагогом – психологом.

Совместная деят-ть в инд. и подгрупповой

работе;

Разучивание

чистоговорок,  стихов, песен и т.д.

Пересказ рассказов, сказок. Игры с использованием комплекса "Мерсибо"

Участие в праздниках и развлечениях, а также в различных видах музыкальных игр – подвижных и дидактических.

Участие в инд.беседах  по вопросам коррекционной работы

дома

Выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

Участие в досугах и спортивных мероприятиях совместно с ребенком.

Участие в досугах и праздничных мероприятиях совместно с ребенком.

декабрь

- апрель

3.Заключительный

Проведение мониторинга;

Анализ речевого развития ребёнка,

коммуникативных качеств

на конец учебного года;

Обобщение опыта работы

по составлению и организации ИОМ

Участие ребенка в мониторинге

Ознакомление с результатами мониторинга

Май

Создание   развивающей  среды.

Построение комфортной среды

Ресурсы для решения

Социально-бытовые условия

Социально- бытовые условия с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие  оборудованного пространства  дошкольного учреждения, рабочего места ребенка и т. д.) оборудованный мягкими модулями и ковром центр психологической разгрузки; кабинет учителя – логопеда и педагога– психолога

Освещенность

- Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света).

- не допускается на окнах использование темных штор

Создание сенсорно-обогащенной среды.

Зрительные

Звуковые

Обон-ные

Тактильные

Натуральные предметы, игрушки-модели для формирования представлений об окружающем мире

-Контурные и силуэтные изображения для развития зрительного восприятия

-Звуковые игрушки, сигналы для развития слухового восприятия, зрительно-слуховой памяти.

-Аудиозаписи со звуками окружающего мира для расширения и обогащения запаса знаний об окр. мире.

Бытовые запахи, запахи улицы для развития обоняния и обогащение чувственного опыта.

Различные виды поверхностей, тканей, материалов на узнавание свойств и признаков предметов окр. мира, природный материал для развития осязательного восприятия, обогащения чувственного опыта.

Специально структурированная информация

- Планы, схемы для составления рассказов

- Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию

- Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра.

- Таблицы по лексическим темам

- Детская художественная литература

Игровые пособия по развитию  зрительно-моторной координации

Учебно-дидактическое обеспечение

- Натуральные объекты, игрушки.

Набор геометрических фигур и тел.

Конструктор «Лего» с мелкими деталями.

Кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры

- Раскраски по лексическим темам;

-Материалы для развития тонкой моторики рук (шнуровки)

- Предметы для массажа мелкой мускулатуры (Например: Су-жок)

Индивидуальный учебный план (на неделю)

Направление работы (специалист)

Продолж занятий (мин)

Количество занятий в неделю

Форма проведения занятий

(инд., групповая)

Используемые программы  

Ф.И.О специалиста

Педагогическая помощь (воспитатель)

25

2

индивидуальная, групповая

АОП МБДОУ №____ для детей с ТНР, "Комплексная образовательная программа ДО с ТНР"

Н.В. Нищева

Логопедическая помощь (учитель-логопед)

25

2

индивидуальная

АОП МБДОУ №____ для детей с ТНР, Комплексная образовательная программа ДО с ТНР"

Н.В. Нищева

Психологическая помощь (педагог-психолог)

25

1

Индивидуальная, подгрупповая

АОП МБДОУ №____ для детей с ТНР, «Коррекционно – развивающие занятия» В.Л.Шарохина и Л.И.Катаева

Музыкальная деятельность

(музыкальный руководитель)

25

2

индивидуальная, групповая

АОП для детей с ТНР

 

Физическое развитие

(инструктор по физ.восп-ю)

25

3

Индивидуальная, групповая

АОП для детей с ТНР

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Психолого- педагогическое обследование...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.

Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....

План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию

Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"

Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...