Формирование активной речи детей группы риска 2 года жизни в предметной деятельности
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Черепанова Екатерина Валерьевна

В данной статье можно ознакомиться с понятием "дети группы риска", а также узнать какие методические приёмы, игры и упражнения применяются в раннем возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_gruppy_riska_2_goda_zhizni.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования №23»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

2 ГОДА ЖИЗНИ В ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель-логопед:

Черепанова Е.В.

Богородский г.о., 2023г

Актуальность проблемы изучения формирования активной речи у детей в раннем детстве определяется, прежде всего, тем, что переход на уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях, в первую очередь, при полноценном общении ребенка с взрослыми. Оно охватывает все стороны жизни и включается в любую совместную деятельность, будь то игра или режимные моменты.

Сегодня около 70% новорожденных имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы, что является одним из основополагающих факторов возникновения сложнейших нарушений речи. Поэтому ранняя коррекция недостатков развития речи ребенка в условиях образовательного учреждения становится все более актуальной проблемой.

Период с года до трех лет в психологии развития называется ранним детством. Этот промежуток оказывает влияние на последующее психическое развитие человека. Преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера, ребенок учится действовать с предметами, осваивается в мире объектов. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитию речи благоприятствует разнообразие форм общения ребенка со взрослым. Большое значение в развитии речи имеет общая активность ребенка, действия с окружающими его предметами, игрушками и повышенный интерес ко всему окружающему и в первую очередь к окружающим взрослым.

Помимо детей, развивающихся в пределах нормы, есть дети, вошедшие в группу риска. Группа риска — здоровые дети, имеющие в анамнезе факторы, формирующие риск развития хронических заболеваний: имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья; дети, имеющие некоторые функциональные изменения, дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Факторами риска называются особенности организма или внешние воздействия, приводящие к увеличению вероятности возникновения заболевания. По времени воздействия на плод и ребенка факторы риска подразделяют на следующие: – пренатальные (возникают до и во время беременности); – интранатальные (возникают во время родов); – постнатальные (действуют после рождения ребенка).

В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Семейное неблагополучие – главная причин попадания детей в группу риска. Оно порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.

Ведущей деятельностью в 1 – 2 года является предметная: действуя с предметами, ребенок второго года жизни открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку).

Развитие речи и мышления – один из важнейших разделов педагогики раннего детства, направленный на умственное развитие ребёнка. Общение взрослого и ребенка еще в младенческом возрасте приобретает характер диалога. Когда взрослый обращается к ребенку при помощи слов, но принимает ответы от ребенка в виде взгляда, движения или действия. Известно, что, если ребенок из-за особых обстоятельств оказывается вне человеческого окружения и не слышит в раннем возрасте речи взрослых, развития собственной речи у него не происходит.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы:

  • словесные,
  • наглядные
  • игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

  1. Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки
  2. Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.
  3. Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия.
  4. Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата.
  5. Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности.
  6. Вопрос – словесное обращение, требующее ответа.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, Лисина М.И., Запорожец А.В., Л.Г. Соловьева. Е.Д. Дмитриева.А. Катаева, Е.А. Стребелева, В.И. Лубовский, Л.П. Носкова, Е.А. Миронова, А.М. Бородич, Э.Г. Пилюгина, Г.В. Грибанова, А.М. Прихожан и другие, среди зарубежных исследователей можно отметить Ш. Бюлара, Г. Гетцера, У. Голдфарба, Боулби, Шпица, Д.О. Хебба, Б.М. Фосса, Э.Л. Фрухта.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления.

В этом возрасте можно поиграть в следующие игры:

Игра «Найди игрушку»

Задача: закреплять умения находить и выбирать нужную игрушку.

На подготовительном этапе развития речи следует не только давать детям игрушки, но и располагать их в разных местах комнаты (на полочках, тумбочках) крупные красочные игрушки, сосредотачивая на них внимание ребенка. Не следует ставить в одном месте несколько игрушек, так как это мешает ребенку установить связь названия с определенными предметами.

В период 1-2 лет речь необходимо развивать как средство общения, т.е. создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику. Следует также обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.

Следует, как можно чаще использовать задания типа:

  • «Найди зеленый карандаш»,
  • «Принеси кукле Кате варежки»,
  • «Покажи, как поливают цветы из лейки»,
  • «Поставь сапожки в шкафчик» и т.п.

Эти задания помогают определить, понимает ли ребенок о чём идет речь и появилось ли новое слово в его пассивном словаре.

Необходимо использовать игры и упражнения, способствующие формированию словаря:

  • «Поможем кукле Кате запомнить посуду (одежду, мебель, игрушки)», «Куда что надо положить?» (чашку поставить на поднос или в буфет; платье повесить в шкаф; яблоко положить в вазу или на блюдо),
  • «Что изменилось?» (кукла Катя надела шапочку; теперь на столе лежат две варежки; чашку поставили на блюдце и т.п.),
  • «Чей малыш? Чья мама?» (группировать животных по принципу: взрослое животное - детеныши);
  • «Назови правильно» (это большой гриб, а рядом грибочек, книга - книжечка, банка - баночка, совок - совочек, платок - платочек);
  • «Подскажи словечко». Эти игры и упражнения используются при повторении знакомых детям сказок, потешек, песенок, стихотворений.

Игра «Прятки с игрушками»

Цель: найти для куклы Кати игрушки.

Задачи: учить ориентироваться в пространстве, приносить и называть игрушки общеупотребительными словами, развивать внимание и память, стимулировать активность.

Игра «Помоги кукле Кате»

Цель: найти игрушку и назвать её цвет, форму, отдельные части.

Задачи: развивать внимание и память, определять цвета, фигуры, части тела.

Игра «Кто как кричит»

Цель: играя с каждой игрушкой вспоминать, как она говорит.

Задачи: закреплять умения находить и называть знакомую игрушку. Повторять, подражая взрослому, звукосочетания и слова.

Игра «Кукла Ляля и я»

Задачи: формировать у детей знания о себе и ближайшем окружении(знакомство с именами), стимулировать активность, развивать понимание речи взрослого, развивать внимание и память, упражнять детей в произношении звукосочетаний и облегченных слов.

Цель: поздороваться с куклой, назвать своё имя, поиграть с ней в прятки (ку-ку)

Игра «Что привёз грузовичок?»

Задачи: взаимодействие с кубиками, пирамидкой; развивать память и внимание, называть форму и цвет.

Цель: строим домик из кубиков и кирпичиков, собираем пирамидку, называя форму и цвет.

Список используемой литературы:

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.С.Белкин. – М.: Академия, 2000.
  2. Григорьева Л.Г. Дети с проблемами в развитии / Л.Г. Григорьева. – М.: Академкнига, 2002.
  3. Зайцева И.А., Кукушин В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика/ Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  4. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И.Лубовский. – М.: Владос, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности у детей 2-го года жизни

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. В раннем возрасте интенсивно развивается исследовательское поведение ребенка. Все предметы,...

Конспект родительского собрания в средней группе «Развитие речи детей 5-го года жизни»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: знакомство родителей с содержанием раб...

Задачи по развитию речи детей 4-го года жизни (вторая младшая группа)

Задачи по развитию речи детей 4-го года жизни (вторая младшая группа)1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время ...

Методическая разработка по теме « Развития речи детей второго года жизни в предметной деятельности».

В данной методической разроботке описаны особенности становления предметной деятельности у детей второго года жизни, взаимосвязь с развитием речи. Представлены варианты игр и упражнений используемых д...

Малые формы фольклора, как средство развития активного словаря детей 3-го года жизни.

Малые формы фольклора - это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано задолго до овладения речью.Детский фольклор: это потешки, песен...

Формирование активной речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для ег...

"Рекомендации для родителей по развитию познавательной активности у детей 2- го года жизни"

В данном обучающем материале представлены рекомендации для родителей по развитию познавательной активности у детей 2 - года жизни в условиях дистанционного обучения....