Развитие познавательной активности у детей 2-го года жизни
статья (младшая группа) на тему

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. В раннем возрасте интенсивно развивается исследовательское поведение ребенка. Все предметы, которые вызывают у малыша интерес, становятся «проблемой для ума». Познавательная активность является важнейшим показателем успешного психического развития ребенка в раннем детстве.

  Работая в этом направлении несколько лет, пришла к выводу, что актуальность исследуемой темы определяется её особой значимостью в педагогике раннего возраста, недостаточной изученностью, а также возникающими противоречиями:

    С одной стороны, по мере привыкания малышей 2-го года жизни к условиям детского сада становится необходимым вовлекать их в совместную организованную деятельность.

   С другой стороны, внимание малышей в этом возрасте непроизвольно, неустойчиво. Кроха занимается тем, что попадает в его поле зрения и тем, что ему интересно.

 Проблемой развития познавательной активности у детей 2- го года жизни посредством предметной деятельности занимались такие учёные как М.И. Лисина, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.М. Щелованов, Н.М. Аскарина, М.Ю. Кистяковская.

  Из анализа психолого-педагогических исследований видно, что активность познания, самостоятельный поиск надо поддерживать и с их учётом строить обучение.

  Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, что первоочередной задачей является создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами.

  Многие предметные действия ребенок осваивает, знакомясь с бытовыми предметами в процессе приема пищи, совершения туалета, переодевания и т.д. Чтобы привлечь внимание малышей к мытью рук, я в поле их зрения расположила «Чудо-зонтик». Он привлекает малышей своей яркостью, а взрослый сопровождает действия умывания проговариванием стишков и  потешек. Дети радуются, когда в туалетную комнату к ним приходят куклы би-ба-бо и создают у них радостное настроение. Им тоже хочется порадовать «гостя» правильным выполнением действий по самообслуживанию ( по возрасту).

  Привлекает малышей своей яркостью дидактический стол. Это удобный способ расположить дидактический материал в положении, побуждающем детей к предметным действиям: вынимание, вставление предметов в отверстия, вкладывание и вынимание предметов в ячейки определенных форм, прокатывание шариков и других.

  Оборудование бытового уголка также ориентирует детей на воспроизведение действий-манипуляций с игрушками: кукла в постели, куклы сидят за накрытым столом, бельё в тазике (надо постирать), рядом веревочки (можно повесить), на гладильной доске расстелена простынка и стоит утюг, на плите стоит посуда и рядом прихватки разной формы и цвета.

 Кроме того, игрушки, создающие игровую ситуацию, расположены по всей группе: собачка около тарелочки, машина с грузом, каталки, мячик на горке.

  Для развития действий с дидактическим материалом было приобретено большое количество пирамидок, стучалок, вкладышей, строительный материал.

  Стараюсь предусмотреть наличие дидактического оборудования из разных материалов: дерева, пластмассы, ткани, клеёнки.  Изготовила книжку с образцами разнообразных материалов: гречка, вата, ткань разной фактуры, палочки. Красочный «Волшебный домик» позволяет детям действовать с различными защелками, задвижками, выключателями и так далее.

  Привлекаю внимание детей к каталкам и тележкам засчёт шумовых эффектов. Малыш действует с игрушкой, получая удовольствие от звуков, в то же время учится захватывать ручку тележки, управлять движением предмета, меняя его скорость и направление, координировать свои движения и движения предмета.

  Во время адаптации излюбленным занятием малышей стали игры с водой и песком. Понимая способность воды и песка, как части природы, снимать напряженное эмоциональное состояние, расслаблять, я поощряла желание детей орудовать с ними. Так, на прогулках жарким летом дети не стесняясь, как могли, брызгали на куклу воду, погружали в ёмкости разные плавающие предметы, наблюдали за тем, как они тонут, пускали кораблики. Я не препятствовала самостоятельным манипуляциям-экспериментам и не предлагала им играть вместе. Наоборот, использовала возможность на фоне заинтересованности установить положительный эмоциональный контакт, сблизиться с ребенком, который только ещё привыкает к новым условиям. Теперь, когда передо мной стоит задача: удерживать внимание малышей на определенный промежуток времени, я использую условия знакомые и вызывающие положительный отклик.

  В уголке экспериментирования дети знакомятся и орудуют не только с водой и песком. С целью развития любознательности и стимуляции исследовательского поведения добавила другие интересные для исследования и наблюдения предметы. Очень нравится малышам рвать бумагу, сминать крахмал в воздушном шарике, искать игрушки от «Киндер-сюрприза» в лотке с манкой.

  В свободном доступе детей находятся различные «загадочные» предметы. Самые настоящие мыслительные задачи решает ребенок, когда открывает и закрывает коробочку со сложным запором, шкатулочку с сюрпризом, смотрит в калейдоскоп, заводит игрушки с пусковыми механизмами, рассматривает группу в детский бинокль.

  Я специально не обучаю детей действиям с этими предметами, а даю возможность в ходе самостоятельных действий увидеть результат.

  Считаю, что именно благодаря интересно организованной деятельности в уголке для детского экспериментирования мне удалось безболезненно вовлечь малышей в педагогический процесс. А систематические упражнения в предметной деятельности в разных формах дали свои результаты. Теперь малыши более уверенно действуют с предметами, проявляют интерес к новым объектам, внимательно смотрят на воспитателя и слышат его обращения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_u_detey_2.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности у детей 2-го года жизни.

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. В раннем возрасте интенсивно развивается исследовательское поведение ребенка. Все предметы, которые вызывают у малыша интерес, становятся «проблемой для ума». Познавательная активность является важнейшим показателем успешного психического развития ребенка в раннем детстве.

  Работая в этом направлении несколько лет, пришла к выводу, что актуальность исследуемой темы определяется её особой значимостью в педагогике раннего возраста, недостаточной изученностью, а также возникающими противоречием:

    С одной стороны, по мере привыкания малышей 2-го года жизни к условиям детского сада становится необходимым вовлекать их в совместную организованную деятельность.

   С другой стороны, внимание малышей в этом возрасте непроизвольно, неустойчиво. Кроха занимается тем, что попадает в его поле зрения и тем, что ему интересно.

 Проблемой развития познавательной активности у детей 2- го года жизни посредством предметной деятельности занимались такие учёные как М.И. Лисина, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.М. Щелованов, Н.М. Аскарина, М.Ю. Кистяковская.

  Из анализа психолого-педагогических исследований видно, что активность познания, самостоятельный поиск надо поддерживать и с их учётом строить обучение.

  Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, что первоочередной задачей является создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами.

  Многие предметные действия ребенок осваивает, знакомясь с бытовыми предметами в процессе приема пищи, совершения туалета, переодевания и т.д. чтобы привлечь внимание малышей к мытью рук, я в поле их зрения расположила «Чудо-зонтик». Он привлекает малышей своей яркостью, а взрослый сопровождает действия умывания проговариванием стишков и  потешек. Дети радуются, когда в туалетную комнату к ним приходят куклы би-ба-бо и создают у них радостное настроение. Им тоже хочется порадовать «гостя» правильным выполнением действий по самообслуживанию ( по возрасту).

  Привлекает малышей своей яркостью дидактический стол. Это удобный способ расположить дидактический материал в положении, побуждающем детей к предметным действиям: вынимание, вставление предметов в отверстия, вкладывание и вынимание предметов в ячейки определенных форм, прокатывание шариков и других.

  Оборудование бытового уголка также ориентирует детей на воспроизведение действий-манипуляций с игрушками: кукла в постели, куклы сидят за накрытым столом, бельё в тазике (надо постирать), рядом веревочки (можно повесить), на гладильной доске расстелена простынка и стоит утюг, на плите стоит посуда и рядом прихватки разной формы и цвета.

 Кроме того, игрушки, создающие игровую ситуацию, расположены по всей группе: собачка около тарелочки, машина с грузом, каталки, мячик на горке.

  Для развития действий с дидактическим материалом было приобретено большое количество пирамидок, стучалок, вкладышей, строительный материал.

  Стараюсь предусмотреть наличие дидактического оборудования из разных материалов: дерева, пластмассы, ткани, клеёнки.  Изготовила книжку с образцами разнообразных материалов: гречка, вата, ткань разной фактуры, палочки. Красочный «Волшебный домик» позволяет детям действовать с различными защелками, задвижками, выключателями и так далее.

  Привлекаю внимание детей к каталкам и тележкам засчёт шумовых эффектов. Малыш действует с игрушкой, получая удовольствие от звуков, в то же время учится захватывать ручку тележки, управлять движением предмета, меняя его скорость и направление, координировать свои движения и движения предмета.

  Во время адаптации излюбленным занятием малышей стали игры с водой и песком. Понимая способность воды и песка, как части природы, снимать напряженное эмоциональное состояние, расслаблять, я поощряла желание детей орудовать с ними. Так, на прогулках жарким летом дети не стесняясь, как могли, брызгали на куклу воду, погружали в ёмкости разные плавающие предметы, наблюдали за тем, как они тонут, пускали кораблики. Я не препятствовала самостоятельным манипуляциям-экспериментам и не предлагала им играть вместе. Наоборот, использовала возможность на фоне заинтересованности установить положительный эмоциональный контакт, сблизиться с ребенком, который только ещё привыкает к новым условиям. Теперь, когда передо мной стоит задача: удерживать внимание малышей на определенный промежуток времени, я использую условия знакомые и вызывающие положительный отклик.

  В уголке экспериментирования дети знакомятся и орудуют не только с водой и песком. С целью развития любознательности и стимуляции исследовательского поведения добавила другие интересные для исследования и наблюдения предметы. Очень нравится малышам рвать бумагу, сминать крахмал в воздушном шарике, искать игрушки от «Киндер-сюрприза» в лотке с манкой.

  В свободном доступе детей находятся различные «загадочные» предметы. Самые настоящие мыслительные задачи решает ребенок, когда открывает и закрывает коробочку со сложным запором, шкатулочку с сюрпризом, смотрит в калейдоскоп, заводит игрушки с пусковыми механизмами, рассматривает группу в детский бинокль.

  Я специально не обучаю детей действиям с этими предметами, а даю возможность в ходе самостоятельных действий увидеть результат.

  Считаю, что именно благодаря интересно организованной деятельности в уголке для детского экспериментирования мне удалось безболезненно вовлечь малышей педагогический процесс. А систематические упражнения в предметной деятельности в разных формах дали свои результаты. Теперь малыши более уверенно действуют с предметами, проявляют интерес к новым объектам, внимательно смотрят на воспитателя и слышат его обращения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация познавательно - исследовательской деятельности детей 6-7 года жизни

Данная призентация содержит файлы:- программных задач ;- этапов усложнения ;- сравнительного анализа ....

Конспект занятия познавательного характера для детей 5 го года жизни. "23 Февраля"

Цель познакомить детей с военными профессиями (Летчик, танкист, ракетчик, пограничник.)...

Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"

Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...

Презентация по познавательному развитию "Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи. Логические блоки являются отличными помощниками на...

Малые формы фольклора, как средство развития активного словаря детей 3-го года жизни.

Малые формы фольклора - это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано задолго до овладения речью.Детский фольклор: это потешки, песен...

"Рекомендации для родителей по развитию познавательной активности у детей 2- го года жизни"

В данном обучающем материале представлены рекомендации для родителей по развитию познавательной активности у детей 2 - года жизни в условиях дистанционного обучения....