Формирование активной речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Боброва Галина Ивановна

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatral._igry_v_razvitii_aktivnoy_rechi.docx45.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование активной речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.

Актуальность

Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Следовательно, приоритетным направлением в работе с детьми раннего возраста должно быть развитие речи, так как он наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его.

Роль театрализованной деятельности в развитии активной речи у детей раннего возраста

В активизации речевой деятельности детей раннего возраста играют огромную роль театрализованные игры - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

А.Г Арушанова считает,что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. [2] Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре- драматизации.

По мнению Л.Н Ефименкова, педагоги и родители единодушно признают, что театр и все происходящее на сцене очень сильно увлекает

детей, концентрирует их внимание. Именно поэтому педагоги-практики активно используют возможности театрализованных игр в образовательном пространстве детского сада. Благодаря игровому процессу, в театрализованной постановке можно добиться огромных результатов: решить разнообразные проблемы с художественным восприятием детей, с воспитанием нравственных качеств, сформировать эстетический вкус и, конечно, развить коммуникативные качества личности [9].

В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений активно вовлечены в процессы обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.

Поддерживаем точку зрения ученых и педагогов-практиков: театрализованные игры относятся к числу эффективных способов воздействия на детей, в которых наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения «учить, играя». Именно благодаря форме игрового общения, дети младшего возраста более качественно воспринимают информацию. Этот способ представляется им наиболее комфортным и привычным, он позволяет увлечь ребенка, заставляя воспринимать все богатство русского языка и его интонацию, оказывает огромное влияние на речевое развитие дошкольника, стимулирует активную речь, увеличивает словарный запас и совершенствует артикуляционный аппарат.

По мнению Л.Е Журовой в процессе театрализованной игры ребенок становиться активным участником происходящего, он может задавать вопросы, быть инициатором какого-либо действия, увлечь за собой в путешествие.

Воспитателю театрализованная игра позволяет совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать коммуникативные навыки, воображение, творчество.

Приведем лишь некоторые примеры театрализованных игр, которые используются в работе по речевому развитию детей:

  1. Потешка «Огуречик, огуречик…» (задачи: обучающая – формировать знания ласкательного обращения; развивающая – развивать внимание, словарный запас; воспитательная – воспитывать культуру поведения).
  2. Сказка «Колобок» (задачи: обучающая – формировать знание сюжета сказки; развивающая – развивать интерес к театрализованной деятельности; воспитательная – воспитывать навыки взаимодействия в игре).
  3. Игра-ситуация «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить» (задачи: обучающая – формировать знания об окружающем мире; развивающая – развивать внимательность; воспитательная – воспитывать навыки взаимодействия в малых группах).

Для наиболее эффективного использования театрализованной деятельности в развитии речи детей необходимо создание соответствующих условий:

  1. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. В своей работе отдаем предпочтение произведениям с понятным для ребенка сюжетом, динамичными событиями, персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.
  2. Приобщать детей с раннего возраста к художественному слову, развивать умение вслушиваться, эмоционально откликаться на него. Чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и к таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? Был. Шил сапожки? Шил»).
  3. Знакомить детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). При этом речь взрослого должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. («Миша идет по дорожке: топ-топ-топ. Волк: топ-топ-топ. Лисичка: топ-топ-топ»).
  4. Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности, создавая специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сюжетные ситуации.
  5. Использовать разные виды театра (настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа), элементы костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибуты (репка, лопата, конура Жучки), что вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку («Репка»).
  6. Приобщать детей к подвижным играм с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени знакомых персонажей, перевоплощаться в них. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а ребенок слушает и смотрит. Затем дети точно выполняют движения соответственно тексту. Например: «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…».
  7. Привлекать родителей (законных представителей) воспитанников. Особенность театрализованных игр – это возможность участия в них не только детей и воспитателей, но и родителей, что создает очень много положительных моментов и всегда приветствуется.

Ведь благодаря заинтересованности родителей, дети чувствуют себя гораздо комфортнее. Увеличивается доверие, улучшается восприятие и повышается положительный результат от игры. При этом родители могут не только непосредственно участвовать в театрализации, но и оказывать дополнительную поддержку, создавая атрибуты, костюмы, украшая зал.

Значимым является и то, что в процессе театрализованной игры воспитатель имеет возможность расширять социальный опыт детей и применять его в повседневной жизни через сопоставление реальных жизненных ситуаций на улице, в магазине, на детской площадке с действиями известных персонажей детских произведений, тем самым подготавливая ребенка к жизни в современном мире.

Методика работы с разными видами настольного театра в раннем возрасте

Говоря о настольном театре, заметим, что содержание данной театральной деятельности содержится в самом его названии, так его особенностью является то, что персонажи и декорации имеют небольшой размер, что сделано в целях возможности размещения всех необходимых атрибутов игры на поверхности стола. Настольный театр в детском саду, преимущественно имеет следующие разновидности:

  • Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.
  • Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки.
  • Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

Э.Г. Чурилова с позиции обязанностей педагога выделяет в своей работе следующие примерные требования к содержанию и методам организации театрализованной деятельности, которые являются общими для всех видов такой деятельности и должны всецело отражаться при планировании педагогом использования в развитии детей раннего возраста настольного театра:

  • создавать условия, необходимые для развития творческой активности детей в деятельности данного вида (свободно и раскрепощено держаться в момент театральной игры перед зрителями, как взрослыми, так и сверстниками-детьми, при этом важно предоставлять главные роли застенчивым детям, включать в создание настольного театра и последующую игру детей с речевыми трудностями, таким образом, необходимо обеспечивать активное участие каждого ребенка в театральной деятельности);
  • побуждать к импровизации средствами интонаций (при передаче характерной специфики персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов);
  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами театров и жанрами театра);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другой деятельностью на различных занятиях и кружках (например, применение игры-драматизации на занятиях по развитию речи, занятиях музыке, по художественному труду, в момент чтения, организации сюжетно- ролевой игры и т.д.);
  • организовывать условия для совместной театрализованной деятельности взрослых и детей (представления и спектакли с участием детей, родителей, сотрудников дошкольного образовательного учреждения; организация выступлений детей старших групп перед младшими и т.д.)

Правильная организация театрализованной деятельности способствует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми, рациональному использованию кадрового потенциала.

Во время занятий необходимо: внимательно выслушивать ответы и предложения детей; если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем; при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или

поговорить с ними; спросить, у кого получилось, похоже, и почему, а не у кого лучше; в заключении различными способами вызывать у детей радость.

Основные требования к организации театрализованных игр в детском

саду:


  • Содержание и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все

формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

  • Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности:

  1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.
  2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
  3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.
  4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
  5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.
  6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Реализация названных рекомендаций по содержанию работы с детьми раннего возраста требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка, например, рисованием, лепкой, склейкой и т.д.

Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.

Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и

образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и т.д.). Материалы предметно- развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой.

Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно- игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д.

Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.

Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций

«зритель», «артист», «сценарист-режиссер», «оформитель-костюмер». Данная цель может реализовываться как на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши; изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В старшей группе целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества и

ознакомление детей с деятельностью людей, занятых в постановке спектакля. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально- игровой деятельности.

Таким образом, в активизации речевой деятельности детей раннего возраста играют огромную роль театрализованные игры. В процессе театрализованной игры ребенок становиться активным участником происходящего, он может задавать вопросы, быть инициатором какого-либо действия, увлечь за собой в путешествие, все это оказывает огромное влияние на речевое развитие ребенка: стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Однако при осуществлении театрализованной деятельности, направленной на развитие речевой функции детей, необходимо соблюдать определенные методы и требования к организации данного процесса. Так, учитывая различия в видах театральной деятельности, все же при организации настольного театра необходимо в первую очередь учитывать: содержание и разнообразие тематики театра; постоянное, ежедневное включение театрализованной деятельности во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно- ролевые игры; добиваться максимальной активности детей на этапах подготовки и проведения игр; необходимость сотрудничества детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров »

Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Грамотная, эмоционально насыщенная...

Развитие активной речи детей раннего возраста средствами дидактических игрушек.

Несмотря на то, что сегодня организация обучения детей в игровой деятельности значима и актуальна, игры, призваны помочь ребёнку раннего возраста развить и обогатить словарный запас в ненавязчивой фор...

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...

Формирование самосознания у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности

Презентация на тему: Формирование самосознания у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности...

Формирование активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров литературы

В последнее время особенно острой является проблема формирования активной речи детей раннего возраста. Малые фольклорные жанры литературы, включённые в каждый режимный момент жизни малыша, могут весьм...