Формирование активной речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование активной речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.
Актуальность
Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
Следовательно, приоритетным направлением в работе с детьми раннего возраста должно быть развитие речи, так как он наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его.
Роль театрализованной деятельности в развитии активной речи у детей раннего возраста
В активизации речевой деятельности детей раннего возраста играют огромную роль театрализованные игры - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
А.Г Арушанова считает,что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. [2] Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре- драматизации.
По мнению Л.Н Ефименкова, педагоги и родители единодушно признают, что театр и все происходящее на сцене очень сильно увлекает
детей, концентрирует их внимание. Именно поэтому педагоги-практики активно используют возможности театрализованных игр в образовательном пространстве детского сада. Благодаря игровому процессу, в театрализованной постановке можно добиться огромных результатов: решить разнообразные проблемы с художественным восприятием детей, с воспитанием нравственных качеств, сформировать эстетический вкус и, конечно, развить коммуникативные качества личности [9].
В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений активно вовлечены в процессы обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.
Поддерживаем точку зрения ученых и педагогов-практиков: театрализованные игры относятся к числу эффективных способов воздействия на детей, в которых наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения «учить, играя». Именно благодаря форме игрового общения, дети младшего возраста более качественно воспринимают информацию. Этот способ представляется им наиболее комфортным и привычным, он позволяет увлечь ребенка, заставляя воспринимать все богатство русского языка и его интонацию, оказывает огромное влияние на речевое развитие дошкольника, стимулирует активную речь, увеличивает словарный запас и совершенствует артикуляционный аппарат.
По мнению Л.Е Журовой в процессе театрализованной игры ребенок становиться активным участником происходящего, он может задавать вопросы, быть инициатором какого-либо действия, увлечь за собой в путешествие.
Воспитателю театрализованная игра позволяет совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать коммуникативные навыки, воображение, творчество.
Приведем лишь некоторые примеры театрализованных игр, которые используются в работе по речевому развитию детей:
- Потешка «Огуречик, огуречик…» (задачи: обучающая – формировать знания ласкательного обращения; развивающая – развивать внимание, словарный запас; воспитательная – воспитывать культуру поведения).
- Сказка «Колобок» (задачи: обучающая – формировать знание сюжета сказки; развивающая – развивать интерес к театрализованной деятельности; воспитательная – воспитывать навыки взаимодействия в игре).
- Игра-ситуация «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить» (задачи: обучающая – формировать знания об окружающем мире; развивающая – развивать внимательность; воспитательная – воспитывать навыки взаимодействия в малых группах).
Для наиболее эффективного использования театрализованной деятельности в развитии речи детей необходимо создание соответствующих условий:
- Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. В своей работе отдаем предпочтение произведениям с понятным для ребенка сюжетом, динамичными событиями, персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.
- Приобщать детей с раннего возраста к художественному слову, развивать умение вслушиваться, эмоционально откликаться на него. Чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и к таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? Был. Шил сапожки? Шил»).
- Знакомить детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). При этом речь взрослого должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. («Миша идет по дорожке: топ-топ-топ. Волк: топ-топ-топ. Лисичка: топ-топ-топ»).
- Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности, создавая специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сюжетные ситуации.
- Использовать разные виды театра (настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа), элементы костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибуты (репка, лопата, конура Жучки), что вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку («Репка»).
- Приобщать детей к подвижным играм с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени знакомых персонажей, перевоплощаться в них. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а ребенок слушает и смотрит. Затем дети точно выполняют движения соответственно тексту. Например: «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…».
- Привлекать родителей (законных представителей) воспитанников. Особенность театрализованных игр – это возможность участия в них не только детей и воспитателей, но и родителей, что создает очень много положительных моментов и всегда приветствуется.
Ведь благодаря заинтересованности родителей, дети чувствуют себя гораздо комфортнее. Увеличивается доверие, улучшается восприятие и повышается положительный результат от игры. При этом родители могут не только непосредственно участвовать в театрализации, но и оказывать дополнительную поддержку, создавая атрибуты, костюмы, украшая зал.
Значимым является и то, что в процессе театрализованной игры воспитатель имеет возможность расширять социальный опыт детей и применять его в повседневной жизни через сопоставление реальных жизненных ситуаций на улице, в магазине, на детской площадке с действиями известных персонажей детских произведений, тем самым подготавливая ребенка к жизни в современном мире.
Методика работы с разными видами настольного театра в раннем возрасте
Говоря о настольном театре, заметим, что содержание данной театральной деятельности содержится в самом его названии, так его особенностью является то, что персонажи и декорации имеют небольшой размер, что сделано в целях возможности размещения всех необходимых атрибутов игры на поверхности стола. Настольный театр в детском саду, преимущественно имеет следующие разновидности:
- Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.
- Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки.
- Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.
Э.Г. Чурилова с позиции обязанностей педагога выделяет в своей работе следующие примерные требования к содержанию и методам организации театрализованной деятельности, которые являются общими для всех видов такой деятельности и должны всецело отражаться при планировании педагогом использования в развитии детей раннего возраста настольного театра:
- создавать условия, необходимые для развития творческой активности детей в деятельности данного вида (свободно и раскрепощено держаться в момент театральной игры перед зрителями, как взрослыми, так и сверстниками-детьми, при этом важно предоставлять главные роли застенчивым детям, включать в создание настольного театра и последующую игру детей с речевыми трудностями, таким образом, необходимо обеспечивать активное участие каждого ребенка в театральной деятельности);
- побуждать к импровизации средствами интонаций (при передаче характерной специфики персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами театров и жанрами театра);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другой деятельностью на различных занятиях и кружках (например, применение игры-драматизации на занятиях по развитию речи, занятиях музыке, по художественному труду, в момент чтения, организации сюжетно- ролевой игры и т.д.);
- организовывать условия для совместной театрализованной деятельности взрослых и детей (представления и спектакли с участием детей, родителей, сотрудников дошкольного образовательного учреждения; организация выступлений детей старших групп перед младшими и т.д.)
Правильная организация театрализованной деятельности способствует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми, рациональному использованию кадрового потенциала.
Во время занятий необходимо: внимательно выслушивать ответы и предложения детей; если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем; при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или
поговорить с ними; спросить, у кого получилось, похоже, и почему, а не у кого лучше; в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Основные требования к организации театрализованных игр в детском
саду:
- Содержание и разнообразие тематики.
- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все
формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
- Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности:
- В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.
- Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
- При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.
- Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
- Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.
- Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.
Реализация названных рекомендаций по содержанию работы с детьми раннего возраста требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка, например, рисованием, лепкой, склейкой и т.д.
Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.
Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и
образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и т.д.). Материалы предметно- развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой.
Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно- игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д.
Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.
Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций
«зритель», «артист», «сценарист-режиссер», «оформитель-костюмер». Данная цель может реализовываться как на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши; изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В старшей группе целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества и
ознакомление детей с деятельностью людей, занятых в постановке спектакля. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально- игровой деятельности.
Таким образом, в активизации речевой деятельности детей раннего возраста играют огромную роль театрализованные игры. В процессе театрализованной игры ребенок становиться активным участником происходящего, он может задавать вопросы, быть инициатором какого-либо действия, увлечь за собой в путешествие, все это оказывает огромное влияние на речевое развитие ребенка: стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Однако при осуществлении театрализованной деятельности, направленной на развитие речевой функции детей, необходимо соблюдать определенные методы и требования к организации данного процесса. Так, учитывая различия в видах театральной деятельности, все же при организации настольного театра необходимо в первую очередь учитывать: содержание и разнообразие тематики театра; постоянное, ежедневное включение театрализованной деятельности во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно- ролевые игры; добиваться максимальной активности детей на этапах подготовки и проведения игр; необходимость сотрудничества детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/17/picture-255943-1368782015.jpg)
Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/22/picture-644986-1434979435.jpg)
«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров »
Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/08/picture-765571-1457436501.jpg)
Развитие активной речи детей раннего возраста средствами дидактических игрушек.
Несмотря на то, что сегодня организация обучения детей в игровой деятельности значима и актуальна, игры, призваны помочь ребёнку раннего возраста развить и обогатить словарный запас в ненавязчивой фор...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-330148-1392496446.jpg)
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-330148-1392496446.jpg)
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...
Формирование самосознания у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности
Презентация на тему: Формирование самосознания у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности...
Формирование активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров литературы
В последнее время особенно острой является проблема формирования активной речи детей раннего возраста. Малые фольклорные жанры литературы, включённые в каждый режимный момент жизни малыша, могут весьм...