Методическая разработка по теме « Развития речи детей второго года жизни в предметной деятельности».
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
В данной методической разроботке описаны особенности становления предметной деятельности у детей второго года жизни, взаимосвязь с развитием речи. Представлены варианты игр и упражнений используемых для развития предметной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_razr.e.st_.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы развития речи детей второго года жизни в предметной деятельности.
Раннее детство - особый период становления органов и систем детского организма, и прежде всего - функций головного мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма ребенка.
Особенности периода раннего детства определяют задачи и средства воспитания и обучения детей. Одними из важнейших задач обучения и развития являются: развитие действий с предметами; сенсорное развитие; развитие речи. Указанные задачи реализуются через следующие педагогические средства: эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком во время самостоятельной его деятельности; специальное обучение ребенка взрослым на занятиях; самостоятельная практика самого ребенка в быту, играх, общении. Выбор темы обусловлен пониманием важности работы по развитию речи детей и знанием, что именно в процессе предметной деятельности малыш второго года жизни совершенствуется в понимании речи, усваивает названия предметов, расширяет свой активный словарь, формирует грамматический строй.
На втором году жизни у ребенка формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер, формируется его поведение. Освоение ходьбы дает возможность для непосредственного общения с окружающим миром, что прежде всего способствует быстрому сенсорному развитию, формированию наглядно-действенного мышления малыша. В этом возрасте формируется вторая сигнальная система, и начинают развиваться основные ее функции (обобщения и отвлеченного мышления). На втором году жизни наиболее интенсивно формируется понимание речи взрослого и активная речь самого ребенка; происходит дальнейшее сенсорное развитие, формирование игровой деятельности, действий с предметами и движений; навыков самостоятельности.
В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие. На первый взгляд примитивные действия, которыми занят ребенок, имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Большое стимулирующее влияние функций руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития. И.А. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он предавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее речь, а значит и мышление.
Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является собственно её частью. Передние центральные извилины мозга – это так называемая проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мягкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевых функций. Как мы видим, функция руки и речь развиваются параллельно.
Уже давно установлено, что второй год жизни ребенка — это самый ответственный год в развитии речи, т.к. с него начинается собственно речевой период, когда появляется первое слово, растет активный словарь, начинает складываться правильное звукопроизношение. Предметная деятельность на втором году жизни является ведущей, потому что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребенка. Именно в ней возникают основные новообразования раннего возраста, одним из которых является речь. Для осуществления предметной деятельности и делового общения уже недостаточно экспрессивно- мимических локомотивных средств общения. Речь становится не только средством общения, но и средством мышления и овладения своим поведением. Годовалый ребенок уже хорошо понимает речь взрослых. Он правильно отыскивает взглядом, указывает, берет рукой называемый взрослым предмет, выполняет с ним требуемое знакомое действие. Он уже может артикулировать простые слова за взрослым, когда тот попросит. Следовательно, ребенок уже имеет достаточно развитой фонематический слух, устанавливает связь предметов и действий с их вербальным обозначением, умеет артикулировать слова. Казалось бы, он обладает всем необходимым, чтобы заговорить. Тем не менее, он не использует речь в общении с взрослым. В тоже время, очевидно, что первые слова возникают только в общении с взрослым. Но «речепорождающая» ситуация взаимодействия взрослого с ребенком не может сводиться к прямому копированию речевых звуков, а должна представлять их предметное сотрудничество. За каждым словом должно стоять то, что оно обозначает, т.е. его значение. Если такого предмета нет, если мать и ребенок до 1.6 лет ограничиваются лишь проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать не разговаривала с ребенком и, как бы хорошо он ни воспринимал ее слова.
В том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагают два главных условия: потребность в общении с взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка с взрослым создает необходимость назвать предмет и, значит, произнести свое слово.
В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребенком речевую задачу, которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятным он должен произнести совершенно определенное слово. А это значит, что он должен отвернуться от желанного предмета, обратиться к взрослому, выделить произносимое им слово и употребить этот искусственный знак социально-исторической природы (каким является слово) для воздействия на окружающих.
Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, когда он ставит слово в центр внимания ребенка.
В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета. Важно выделение в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия. Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что также важно для осуществления предметных действий Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия. Как показано в ряде исследований, точность восприятия велика, но само восприятие своеобразно.
Оно, во-первых, фиксирует какое-то одно качество объекта, и в последующем ребенок ориентируется на это качество при узнавании объекта. Во-вторых, восприятие ребенка раннего возраста аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием. Так, например, если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками.
По словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Это относится и к развитию мышления.
Можно с уверенностью сказать, что когда ребенок рождается, у него еще нет мышления. Когда мышление начинает формироваться, то оно формируется как наглядно - действенное. Ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними. Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка. На первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга - мышление существует в форме манипуляций с предметами, а речь - в форме лепетного говорения, эмоциональных возгласов, обращенных жестов. Но в раннем возрасте (около 2 лет) линии развития мышления и речи пересекаются, совпадают и дают начало совершенно новой форме психической жизни, столь характерной для человека. Овладение речью позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия. Столь магическим действием речь обладает в силу того, что она освобождает ребенка от ситуативности и от давления предметной среды.
Дети встречаются с разнообразием предметов в природе и быту. Они действенным путем познают различные свойства предметов и явления: песок сыпучий, цветы яркие, сухие листья под ногами шуршат, снег скрипит, у ели колючие ветки, шерсть котенка гладкая, мягкая. Играя с различными дидактическими игрушками, дети учатся сравнивать, различать качества предметов (форма, величина, цвет).
Выделение формы предмета как его основного опознавательного признака имеет большое значение для развития восприятия малыша. Уже в этом возрасте надо учить его видеть форму шара, куба, сравнивать предметы контрастной и близкой форм, подбирать по образцу предмет такой же формы.
В 1 год 3 месяца дети, играя с дидактическими игрушками (вкладыши, матрешки, кубы), различают две контрастные величины, в 1 год 9 месяцев – 3–4 контрастные величины, а позднее, к концу второго полугодия, – и более близкие величины. В 1 год 9 месяцев – 2 года дети подбирают по образцу и слову взрослого предметы, сходные по цвету. Очень важно, чтобы задание взрослого было понятно ребенку, поэтому оно должно быть четко сформулировано и целесообразно, например, подобрать одного цвета парные предметы (варежки, носочки, ботинки), отличая их от других, которые имеют другой цвет (к красным носочкам ребенок подбирает красные ботинки, отличая их от синих, желтых и др.).
Основные направления развития предметной деятельности:
Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий.
Во-вторых, — развитие наглядно-действенного мышления.
В-третьих, важнейшей линией развития предметной деятельности является становление познавательной активности, которая проявляется в любознательности и самостоятельности ребёнка.
В-четвертых, одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка.
Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели является важнейшей характеристикой не только деятельности ребёнка, но и его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого. Маленькому ребёнку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желанного результата. Для этого можно использовать конструктивные игры и игрушки, предполагающие получение определённого продукта.
В этот период одновременно развивают:
- понимание речи взрослого;
- развитие активной речи;
- развитие звукоподражания;
- умения пользоваться речью как средством общения.
До полутора лет ежедневно проводятся занятия:
- показ и называние картинок, предметов и игрушек;
- показ, называние и действия с предметами;
- организованное наблюдение за живыми объектами;
- показ и называние предметных и сюжетных картинок.
С полутора лет:
С данными видами занятий проводим:
- звукоподражательные игры;
- небольшие инсценировки.
Звукоподражательные игры и инсценировки предполагают использование сюжетной игрушки и декорации на столе.
Игры и занятия, развивающие практические и орудийные действия:
Игры с мячами
Основная цель этих игр — научить ребенка обхватывать и удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький мяч, который он может удержать в одной руке, или большой надувной, который можно удержать только двумя руками), осуществлять броски разной дальности и точности, пользоваться орудием (палочкой, клюшкой, молотком) для толкания, закатывания.
Для детей от 1 года до 2 лет интереснее просто скатывать мяч с наклонной плоскости или бросать его в произвольном направлении. Для детей постарше задание можно усложнить, побуждая закатывать мяч вопределенной ширины воротца, ямку или забрасывать его в корзину, или передавать мяч точным броском руками или клюшкой кому-то из группы ребят.
Каталки и тележки
В действиях толкания перед собой подвижных тележек на колесиках и подтягивания к себе предметов за веревочку ребенок учится координировать свои движения и движение предмета, которое он синхронизирует по скорости и направлению со своими действиями. Кроме того, ребенок учится различать предметы, которые катятся и не катятся (их приходится волочить за собой), катятся быстро или медленно, издают звуки при движении сами, или эти звуки можно изображать самому. В начале раннего возраста особую задачу для ребенка представляет захват ручки движущейся тележки и умение управлять движением предмета с ее помощью, а также и захват веревочки, за которую можно возить предмет, пальцами или всей рукой.
В играх данной группы ребенку предлагается набор достаточно крупных по размеру и снабженных подвижной длинной ручкой игрушек на колесиках, тележек, которые можно везти за собой или скатывать с наклонной плоскости. Для действий подтягивания можно использовать самые разнообразные предметы.
Сачки, удочки, черпачки
Основная цель игр с этими предметами — владение действием зачерпывания, которое очень часто требуется в повседневной жизни, как детей, так и взрослых. Перенос действия с одного предмета на другой с учетом свойства сюжетной игрушки и декорации на столе. зачерпываемого материала и особенностей того орудия, с помощью которого этот материал извлекается ребенком из емкостей, развивает не только моторику, но и мышление ребёнка.
Молоточки, колышки, палочки
Действия молоточком, инструментами, проделывающими отверстия и помогающими, протолкнуть предмет являются типичным вариантом орудийных действий. Они очень занимательны и увлекают малышей. Для этих занятий понадобятся деревянные и пластмассовые молоточки разной величины или предметы, которые могут их заменить, а также те предметы, которые дети смогут забивать молоточком в разный по консистенции материал.
Лопатки, совочки, ложки
Цель игр данного типа — научить ребенка наполнять емкости разными инструментами — совочком, лопаточкой, ложкой, плоской дощечкой и т. д.
Конструкторы
Игры с конструктором развивают творческие и умственные способности, ребёнка, его самостоятельность, усидчивость, внимание, произвольность, совершенствуют мелкую и крупную моторику. Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки: получает представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнает название цветов и пр.
Застежки, молнии, крючки и замочки
Занятия с этими предметами способствуют развитию координации движений глаз и руки, точности движений и результативности действий. Для развития орудийных действий малыша хорошо подходит манипулирование разнообразными кнопками и выключателями, креплениями, застежками, шнурками и пр. Можно изготовить специальные приспособления, «тренажеры», «пульты управления».
Ленты, нитки, веревочки
Занятия с этими простыми вещами очень увлекательны и полезны для малышей. Они способствуют овладению такими действиями, как наматывание — разматывание, плетение, нанизывание и др. Такие действия очень важны для развития согласованности и точности движений рук. Для данной цели подходят катушки с разноцветными нитками, большие и маленькие клубки, мотки из веревок, резинки, гибкой проволоки (зачехленной, с защищенными концами), разной ширины ленты, бинты (марлевые, эластичные, резиновые), шнурки, тесьма и пр.
Бытовые навыки
Кроме описанных выше игр и занятий с предметами, важно ознакомить ребенка с многообразием действий по самообслуживанию. Характер и диапазон этих действий трудно поддается конкретному описанию. Они целиком зависят от конкретных условий жизни ребенка и его объективных возможностей.
Игры, развивающие познавательные процессы и мышление малышей
Вкладыши
Вкладывание и перекладывание мелких предметов. Самым первым соотносящим действием малыша является вкладывание одних предметов в другие.
Пирамидки
Пирамидка — очень полезная игрушка для малышей. Однако, недостаточно просто дать её в руки ребёнку, нужно научить его как с ней можно играть.
Кубики
Уже в начале второго года жизни можно дать детям для игры различные деревянные или пластиковые кубики. Вначале они будут бросать их или складывать в коробку, по-своему манипулировать ими. Кубики требуют специальных движений для захвата и перекладывания из одной руки в другую. Такие манипуляции способствуют становлению этих движений.
Матрешки
С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму. Всё это конечно же способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.
Картинки
На втором году жизни малыши уже начинают узнавать изображения знакомых предметов на картинках. Поэтому картинки (сюжетные или предметные) можно использовать для развивающих игр с ребёнком.
Прятки с игрушками
Игра в прятки — одна из самых любимых игр малышей, начиная с самого раннего возраста. Малыши до 3-х лет ещё не умеют прятаться сами, как это делают более старшие дети. А вот прятать и искать игрушки — очень увлекательное занятие, приносящее массу волнующих переживаний. Такие игры не только забавляют детей, но и развивающих внимание, память, представления.
Игры-эксперименты
«Коробочки с секретом»
Хорошим материалом для экспериментирования детей второго года жизни являются коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные ребёнку способы открывания. Это могут быть:
• коробочки, с выдвигающимся коробом, открывающиеся по принципу спичечного коробка;
• коробочки с подвижной крышкой (типа пенала);
• шкатулки с разными застёжками;
• различные коробочки из-под духов, в особенности интересны упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно видеть что-то внутри;
• коробочки с застёжками «молния» или с крышкой на кнопочках;
• обычный бочок для фотоплёнки.
«Игрушки с сюрпризом»
В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность ребёнка. Эти игрушки отличаются тем, что при определённых действиях ребёнка (нажимании кнопок, клавиш, повороте рычагов) появляется что-то новое.
«Волшебный мешочек»
Эта распространённая и популярная игра для дошкольников может в своём упрощённом варианте использоваться и для детей раннего возраста.
Игры с водой
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные органы чувств и предоставляет практически неограниченные возможности для детского экспериментирования.
Игры с песком
Песочница — излюбленное место игр малышей во время прогулок. Самое важное, чтобы песок, в котором играют дети, был чистым.
Игры с бумагой
Игры с обычной бумагой также могут открыть малышам много новых возможностей.
Мозаика
Для детей раннего возраста мозаика должна быть с крупными элементами, легко вкладывающимися или вставляющимися в отверстия поля.
Библиографический список
- Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: «Академия», 1988.
- Галигузова, Л.Н. Формирование потребности в общении у детей раннего возраста// Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г. Рузской. М.: педагогика, 1993.
- К.Л. Печора с соавторами «Дети раннего возраста» 1998г.
- Павлова Н.Л. «Развитие речи и мышления» 1996г.
- Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию» Москва. Просвещение. 1993 г.
- Л. Н. Павлова «Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками» Москва. Просвещение. 1984г.
- Д. Орлова «Большая книга Монтессори», СПБ, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я люблю поговорить".Развитие речи детей второго года жизни
Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значи...
Игры-занятия по развитию речи детей второго года жизни.
В этом материале представлена теория развития речи детей второго года жизни и несколько разработанных логопедических занятий....
Развитие речи детей второго года жизни
Развитие речи детей второго года жизни...
Особенности проведения зания по развитию речи детей второго года жизни.
Развитие речи детей второго года жизни важный этап в становлении ребенка....
"Задачи развития речи детей второго года жизни"
Речь ребенка раннего возраста возникает как необходимость взаимодействия со взрослыми. Важно создавать условия для развития пассивной и активной речи....
Методическая разработка на тему: Развитие речи детей второй младшей группы с использованием методов технологии ТРИЗ
Методическая разработка на тему:Развитие речи детей второй младшей группыс использованием методов технологии ТРИЗ...
Консультация для родителей Игры и упражнения по развитию речи детей второго года жизни
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ...