"Рекомендации для родителей по развитию познавательной активности у детей 2- го года жизни"
консультация (младшая группа)

Ильина Марина Анатольевна

 В данном обучающем материале представлены рекомендации для родителей по развитию познавательной активности у детей 2 - года жизни в условиях дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по развитию познавательной деятельности детей второго года жизни.

Как развивать познавательную деятельность ребенка.

В поисках нового и новых ощущений ребенка  второго года жизни интересуют разнообразные предметы - это хорошо знакомые личные вещи, предметы быта и другие объекты ближайшего окружения. Особое значение для стимуляции познавательной активности имеют специальные предметы - дидактические игрушки.

  Дидактические игрушки незаменимы в развитии чувственных представлений, т.к. они дают обобщающую информацию не только относительно формы, величины и формы предметов и т.п., но и четкие элементарные представления о связях и отношениях вещей, их взаимодействии с окружающим. Кроме того, дидактические игрушки имеют замечательную особенность поддерживать устойчивый ориентировочный интерес ребенка и дают полную возможность самостоятельных действий с ними, что в результате позволяет ребенку делать для себя маленькие открытия.

Для занятий с детьми 2 года жизни можно рекомендовать 5 видов игрушек.

1. Игрушки для нанизывания на стержень: кольца, втулки, шары, кубы, полусферы, имеющие сквозные отверстия.

Упражнения с данным видом игрушек способствуют развитию моторики пальцев, координацию рук, особенно при осуществлении противоположных действий - нанизывание и снятие предметов. Выполнение заданий осуществляется в 2-х плоскостях: горизонтальной (нанизывание и снятие с мягкого шнура) и вертикальные (нанизывание и снятие со стержня),  

2. Объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы и др.

Данные предметы предназначены для целенаправленного манипулирования, группировки и соотнесения по цвету, величине или форме. Выполнение заданий - вкладывание и выкладывание предметов предполагает разные варианты. Так, например, вкладывание и выкладывание предметов в коробки разной формы и величины, проталкивание в отверстия определенной формы и размера, соединение и разъединение, накладывание и прикладывание, вкатывание и т.п.  

3. Геометрические игрушки-вкладыши, (вкладываются меньшие в большие разноцветные кубы, вкладыши, конусы, полусферы)  

Действия с этим видом игрушек дает возможность развить у ребенка пространственную ориентировку, познакомить его с физическими свойствами полых предметов. В ходе действий с полыми игрушками дети также тренируют кончики пальцев, дифференцируют роль большого, указательного и среднего пальцев.

4. Народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, бочонки, пирамидки.). Все игрушки для детей второго года жизни – одноцветные, нерасписные.

Выполнение действий с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению собирать предмет из 2-х одинаковых или однотипных частей.  

Общим правилом предъявления ребенку задач такого типа является следующее: детям до 1 года 8 мес. даются одноместные игрушки, а старше 1 года 8 мес. - двуместные. Однако при легком выполнении заданий детьми предполагается последовательное усложнение.

5. Небольшие сюжетные игрушки – куколки, машинки, елочки,  грибочки, овощи, фрукты, а также предметы, подобранные по определенным признакам: коробки, катушки, шишки, желуди и т.п.

Указав перечень рекомендуемых игрушек, перейдем непосредственно к игровым действиям с ними и рассмотрим некоторые из них.

1 год - 1 год 3 мес.

В данный период детей необходимо  учить выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия с предметами:

раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку;

раскладывать и собирать цветные колпачки;

нанизывать на стержень до 5 одинаковых колец;

вкладывать полые предметы друг в друга;

собирать игрушки из 2-х частей.

Необходимо привлекать внимание детей к предметам, сделанным из различных материалов (дерево, металл, бумага, ткань), издающим различное звучание: тихое и громкое (сопровождать звуки речевыми звукоподражаниями: бам-бам, тук-тук, дзинь-дзинь).

Научите вынимать из коробки предметы по одному.

Держите коробку так, чтобы ребенок доставал предметы по одному, а не вытряхнул их все сразу.

Возьмите большую чашку, наполненную разноцветными кубиками. Покажите ребенку, как вынимать кубики. Отдайте ему чашку и скажите «Дай мне кубики». Если это необходимо, помогите ребенку, направляя его руку. В дальнейшем руководите действиями только словесно. Хвалите ребенка за его попытки и успехи,

Положите на дно чашки (коробки) какое-нибудь лакомство. Когда ребенок вынет предметы, он сможет достать угощение.

Пусть ребенок помогает вам доставать из сумки белье, ложки из ящика, стола, принесенные продукты. Положите на дно сумки какое-нибудь угощение для ребенка.

Научите ребенка «строить башню» из кубиков. Начинайте с более крупных кубиков (5-8 кв.см.). Медленно покажите ребенку как поставить кубик один на другой. При этом говорите: «Сначала этот, потом – этот, потом – этот». Затем дайте кубики ребенку и попросите его «построить башню, похожую на вашу». Хвалите ребенка за успехи. Если требуется ваша помощь, направляйте руку ребенка и постепенно уменьшайте свою помощь по мере приобретения навыка.

Научите нанизывать колечки на стержень.

Одной рукой держите пустой стержень и опустите на него кольцо. Удерживая рукой стержень, предложите ребенку колечко, скажите «Соберем пирамидку из колечек». При необходимости помогите ребенку правильно взять кольцо и опустить его на стержень. Нанизывание колечек можно производить поочередно, постепенно стремясь предоставлять ребенку самостоятельность. Хвалите его за удачные действия. Собрав пирамидку, дайте ребенку разобрать ее.

Научите накрывать меньший предмет большим и наоборот.

Предложите ребенку набор кубов-вкладышей полой стороной вниз. Снимайте верхний куб и, удивляясь, обнаруживайте нижний меньший. Помогите ребенку снимать кубы, выполняя широкий захват. Предложите ребенку только 2 куба (большего и меньшего размера). Покажите ему, как накрывать меньший куб, скажите «Давай спрячем куб». Обязательно хвалите ребенка за успех и попытки.

1 г. З мес. - 1 г. 6 мес.

Необходимо продолжать учить ребенка  действовать с одноименными дидактическими игрушками (матрешками, бочатами и пр.), выполнять прямые и обратные действия. Собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку на конической основе, состоящую из 2-3 колец разного размера, затем собирать пирамидку на прямой основе из 2 колец, резко различных по размеру.

Научите ребенка нанизывать плоские предметы круглой формы.

Используйте кольца и круги, берите фигуры и обследуйте их вместе с ребенком: их можно покатать, находите отверстие у кольца и проводите по гладкой и ровной поверхности круга рукой.

Научите отделять шары от кубиков.

Используйте коробку, в которой смешаны одноцветные шары и кубики. Берите поочередно кубики и шары и исследуйте их форму: находите углы и грани на кубиках и прокатывайте шарики в руках. Называйте предметы «Это шарик. А это кубик».

Воспользуйтесь лотком для скатывания шаров. Еще раз рассмотрите шарик и скатите его по лотку: «Шарик катится». Повторно исследуйте кубик и поставьте его на скат лотка: «Не катится». Предложите ребенку отобрать только шарики.

Предложите в дальнейшем шары разного размера, цвета и изготовленные из различного материала.

Сокращайте свою помощь по мере усвоения ребенком свойств геометрических предметов. Пусть ребенок прокатит по лотку круглую конфету и съест ее. Это его награда!

1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес

В данный возрастной период следует формировать умение собирать двухместные дидактические игрушки. Учить выбирать предметы по размеру и соответственно называть их: большой, маленький, понимать слово «поменьше». С небольшой помощью взрослого уметь собирать пирамидку из 2-3 колец на конической основе, затем - на прямой.

Научите действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из 2-х одинаковых частей, выбирать однородные предметы по величине.

Предложите ребенку 2 бочонка (большой и маленький), один из которых разборный. Разберите его и снова соберите, если все еще требуется помощь, то помогите выполнить открывание бочонка: выполните поворот и подтягивание его верхней части.

Рассмотрите два бочонка, приложите их друг к другу, поставьте один на другой. Сравнивая их, называйте «Это большой бочонок», «Это маленький бочонок». Затем спросите «Какой бочонок маленький?» и попросите показать его.

Повторите действие открывания бочонка и упражняйтесь во вкладывании маленького бочонка в большой. «Где маленький бочонок?» - поинтересуйтесь у ребенка. Послушайте, как он стучит внутри большого бочонка, когда вы его встряхиваете «Тук-тук-тук! Там внутри стучит».

Позвольте ребенку «прятать» в разборные игрушки любые предметы по его желанию.

Убедившись, что понятия «большой», «маленький» усвоены, можете упражняться в выделении предмета «побольше» и «поменьше» на цепочках однородных предметов: маленький, побольше, самый большой, большой, поменьше, маленький.

Научите собирать матрешку, состоящую из двух матрешек.

Возьмите две одинаковые игрушки, и пусть ребенок копирует ваши движения по мере того,  как вы будете собирать матрешку.

В то время,  когда  ребенок собирает матрешку, давайте ему устные указания: «Возьми маленькую матрешечку. Молодец! Вставь эту маленькую в ту, что побольше». Постепенно добавляйте по одной матрешке.

1 г. 9 мес. - 2 года

В этом возрасте продолжаем учить детей собирать двуместные дидактические игрушки, находить соответствующие детали - вкладыши при выборе из 2-х деталей, подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квадратной, треугольной), понимать слова «поменьше», «побольше», соответствующие промежуточной величине предметов. Самостоятельно собирать пирамидку из 2-3 крупных колец контрастных размеров. Выполнять задания с ориентировкой на 2 свойства одновременно - цвет и величину, форму и цвет.

Научите подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство (цвет, форму, величину).

Поиграйте в игру с машинами, которые нужно расставить по своим гаражам. Игровая задача заключается в необходимости провезти машинки в соответствующие отверстия, предварительно соотнеся их по величине. Будьте искренни и эмоциональны. Проследите за тем, чтобы ребенок возил машинки левой и правой рукой.

Объясняйте, почему проезжает или не проезжает большая или маленькая машина в тот или иной гараж.

Аналогичные действия проведите с машинками одной величины и разного цвета. Вместо гаражей используйте полоски цветной бумаги, соответствующие цвету машин.

Научите подбирать подобные предметы, картинки.

Начните с 4-х предметов, хорошо знакомых ребенку (2 кубика, 2 мячика и т.п.). Возьмите один кубик и попросите ребенка: «Найди другой кубик». Повторите с мячами. Постепенно увеличивайте число и разнообразие предметов для подбора. Повторите то же самое с картинками вместо предметов. Для разнообразия используйте 2 целлофановых пакета с одинаковыми предметами. Вы вытаскиваете предмет из своего пакета и просите ребенка найти такой же предмет в его пакете.

Научите ребенка подбирать предмет к картинке, на которой изображен такой же предмет.

Предложите ребенку картинки, изображающие игрушки, похожие на те, которые есть у вашего ребенка. Дайте ему куклу и попросите найти картинку с куклой. Повторите аналогичное задание с другими знакомыми предметами. Поднимите картинку и скажите: «Это мишка. Найди мне другого мишку».

Научите различать предметы различной формы.

Сделайте «поверхность с отверстиями» круглой, треугольной и квадратной формы из коробки из-под обуви. Выпилите из фанеры или вырежьте из толстого картона несколько фигур соответственно отверстиям. Покажите ребенку, что от него требуется, сбросив в отверстие одну фигурку. Затем дайте ребенку другую фигурку и, если необходимо, покажите, куда вставлять фигурку. Помогите ребенку, направляя его руку к отверстию.  Сокращайте свою помощь по мере приобретения им этого навыка. Постоянно хвалите ребенка за успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности у детей 2-го года жизни

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. В раннем возрасте интенсивно развивается исследовательское поведение ребенка. Все предметы,...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста «Ступеньки к школе»

  Сегодня мы поговорим о старшем дошкольном возрасте. Ведущей деятельностью данного возраста является сюжетно-ролевая игра, в ней ребёнок отражает взрослую жизнь, в которой хотел бы принят...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

"Ступеньки" Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни".

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"....