ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
проект по коррекционной педагогике
Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют.С детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.
Особенности такого ребёнка определяют специфику работы специалистов по речевому и сенсорному развитию, декларируют эффективность во взаимодействии этих направлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Актуальность проекта.
Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют, они обнаруживают тенденцию к замене названий цветов.
С детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.
Особенности такого ребёнка определяют специфику работы специалистов по речевому и сенсорному развитию, декларируют эффективность во взаимодействии этих направлений.
Процесс формирования представлений о цвете даёт возможность включения в работу всех анализаторов и предметной деятельности.
Цель проекта. Формирование сенсорных эталонов цвета, обогащенное речевой технологией Тимофеевой Е.Ю.
Задачи проекта.
1.Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.
2.Задействовать различные сенсорные стимуляторы для развития зрительного восприятия как части всей сенсорной системы.
3.Обогатить жизненный опыт детей знанием и умением видеть «разноцветность» окружающего мира и сформировать связь реальных цветов с реальными объектами.
4.Совершенствование импрессивной и экспрессивной речи: уточнение, обогащение, активизация тематической лексики (в особенности прилагательных сенсорных эталонов.)
5.Работать над пониманием речевых инструкций к предметным действиям, в дидактических играх и упражнениях.
6.Развитие навыков подражательности артикуляторным движениям, общим движениям и мелким пальчиковым, звуковым проявлениям и словам, простым «ритмическим» рисункам.
7.Улучшение произносительной стороны речи, интонациионной выразительности, темпо-ритмической организации речи.
8.Подбирать и передавать в рисунке цвета реально существующих предметов действительности.
9.Формирование интереса к работе с цветом.
10. Показать возможность отобразить через рисунок свой внутренний мир.
11. Развитие родительской компетенции в обогащении сенсорной среды ребёнка.
Ресурсы и условия реализации проекта:
Тип: информационный (познавательно - развивающий)
По продолжительности: среднесрочный(4 месяца).
По числу участников проекта: групповой.
По профилю знаний: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Основное содержание проекта:
Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.
Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.
Овладение речью как средством общения и культуры, развитие взаимодействий ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам деятельности и творчества -наиболее актуальные направления работы в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи. А повышение компетентности родителей в вопросах развития таких детей -одна из главных задач при осуществлении взаимосвязи педагогов группы компенсирующей направленности с семьями воспитанников. Реализовать данные направления мы решили через проектную деятельность, которая опирается на изучение 4 основных цветов (красного, желтого, синего, зеленого).
Основные этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
Диагностико - аналитическая деятельность
Составление календарно-тематического планирования по проекту, разработка конспектов НОД, ДОД, консультаций, практикумов, мастер-класса.
Изучение методической литературы, подбор наглядно - иллюстрационного, видео-материалов, оснащения для продуктивной деятельности, выбор художественной литературы по теме, отбор и изготовление дидактических, настольно-печатных игр.
Подбор и оформление информационного материала для родительского уголка.
Практический этап:
Ноябрь – декабрь
Исследовательская деятельность детей. Дидактические игры «Разноцветные капельки», «Льдинки», «Цветной песочек».
Интегрированное занятие. Тема: «Краски осени»
Консультация «Темпы и ритмы» (темпо-ритмическая организация предметной и речевой деятельности)
Открытое занятие для родителей с показом приёмов ритмизации деятельности с использованием изученных цветов (Тема: «Осенняя прогулка»)
Оформление уголка для родителей. Тема: «Игры с разноцветными пуговицами», «День цвета», «О чем может рассказать любимый цвет ребенка»
Мастер-класс «Цветные игры своими руками»
Консультация «Мелодии в стихах» (знакомство родителей с различными ритмическими «рисунками» стихов).
Обобщающее интегрированное занятие «Радуга цветов и стихов».
Проведение диагностического обследования в соответствии с задачами проекта.
Заключительный этап:
1.Обобщающее интегрированное занятие «Радуга цветов и стихов».
2. Повторное обследование детей по критериям диагностики на начало обучения и выявление у родителей уровня знаний по выбранной тематике.
3. Подготовка отчета о проделанной по проекту работе.
4.Создание презентации по проекту «Разноцветная копилка» и знакомство с ней родителей.
5. Организация рефлексии (самоанализ, сравнение результата с целями).
6.Представление опыта работы педагогов по проектной деятельности на сайте дошкольного учреждения.
Достигнутые образовательные результаты и эффекты:
В ходе проекта были разработаны и применены :
а)Цикл дидактических игр, стихотворных упражнений с ритмическими «рисунками» .
б) Конспекты индивидуальных, подгрупповых занятий по сенсорному, рече
вому, художественно-эстетическому развитию.
в)Перспективное планирование работы участвовавших специалистов, с учё том поставленных задач .
г)Обучающие формы работы с родителями(практикумы, мастер-классы, кон
сультации) .
д)Пакет рекомендаций для родителей (буклеты, папки-передвижки, памятки)
Внедрена инновационная технология по сенсомоторному развитию Елаги ной Ф.Р. Писковенко О.Н. Левинской.Е.В., речевая технология Тимофеевой Е.Ю. Перспективы дальнейшего развития проекта отразятся в продолжении работы и расширении поставленных задач:
а) По формированию представлений о следующих цветах (белый, чёрный,
оттеночные) по апробированным технологиям сенсомоторного развития Елагиной Ф.Р., Писковенко О.Н, Левинской Е.В., речевой технологии Тимофеевой Е.Ю.
б) По пополнению цикла дидактических игр, ритмических упражнений и обогащению предметно-развивающей среды.
в) По разработке и внедрению новых методов и приёмов, для достижения поставленных задач с дошкольниками, имеющих интеллектуальную недостаточность.
г)По продолжению работы, направленной на повышение заинтересованности и компетентности родителей в освещенной проектной теме.
Библиографический список
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М., Просвещение, 1988.
- ИвановаО.Е.,ВасильеваИ.Д. Выразительные возможности цвета. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.
- Киселева Л.С. Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения – М.: Аркти, 2003.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Нищева Н.В. Разноцветные сказки . - СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Глушанок Т.Г. , Волкова Л.Н. Тайны здоровья детей.- СПб., 1994.
- Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М., Просвещение, 1981.
- Швайко Г.С.Игры и игровые упражнения на развитие речи.-М., Просвещение, 1983.
- Шевчук И. Изучаем цвета.-М., Эксмо, 2007.
- Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста /Сост.Н.В.Нищева.
СПб.:Детство-Пресс,2011.
12. ТимофееваЕ.Ю. Пальчиковые шаги.-СПб.: Корона Век, 2011.
13. Пилюгина.Э.Г.Занятия по сенсорному воспитанию с детьми дошкольного возраста.-М.,1983.
14. Казакова.Т.Г.Изобразительная деятельность младших дошкольников.
-М.,1980.
15. Янушко.Е.А.Это может ваш малыш.Учимся рисовать.-М.,2006.
16. Янушко.Е.А.Это может ваш малыш.Рисуем красками.-М.,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников"
laquo;Роль проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной ре...
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ с применением метода проектной деятельности"
Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ с применением метода проектной деятельности"-это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических усло...
Опыт применения технологии проектной деятельности в практике дополнительного образования дошкольников
Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками на сегодняшний день – это инновационный и перспективный метод, который занимает достойное место в дополнительном образовании дошк...
Доклад «Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»
laquo;Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»...
Доклад «Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»
laquo;Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»...
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плох...
Тема: «Применение метода проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников с ЗПР»
Тема: «Применение метода проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников с ЗПР»...