Опыт применения технологии проектной деятельности в практике дополнительного образования дошкольников
опыты и эксперименты
Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками на сегодняшний день – это инновационный и перспективный метод, который занимает достойное место в дополнительном образовании дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_primeniya_tehnologii_proektnoy_deyatelnosti.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт применения технологии проектной деятельности в практике дополнительного образования дошкольников
Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками на сегодняшний день – это инновационный и перспективный метод, который занимает достойное место в дополнительном образовании дошкольников. Эта технология, как способ интегрированного обучения, позволяет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, учит детей разными способами находить нужную информацию и использовать ее для создания новых объектов действительности. Проектная деятельность дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Инновационная модель дополнительного образования для дошкольников 5-7 лет с пятью зонами детской активности: «Географическое общество», «Космические открытия», мини – лаборатория «Любознайка», «Жар – птица», «Конструирование и робототехника».
Возможности позволяют активно применять современные образовательные технологии, в том числе и технологию проектной деятельности.
Как показывает практика, сочетание разных видов детской деятельности во взаимодействии со взрослыми в одном проекте, закрепляет навыки воспитанников, позволяет им открывать и познавать окружающую действительность быстрее и глубже. Поэтому планируя проектную деятельность, строят учебный процесс на основе личностно – ориентированного обучения.
Проекты, реализуемые детьми старшей и подготовительной групп, учитывают интенсивное развитие их интеллектуальной, нравственно – волевой и эмоциональной сфер жизни и направлены на их развитие.
Исследовательский проект «Электричество».
Участники: воспитанники 6-7 лет, руководитель зоны детской активности «Мини – лаборатория «Любознайка», родители воспитанников.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Тип проекта: исследовательский.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: откуда берется электричество, в чем его польза и опасность?
Актуальность проекта.
Проект позволит в интересной и увлекательной форме сформировать у дошкольников простейшие представления об электрическом токе, о том, какую пользу и какую опасность он представляет, о мерах предосторожности при обращении с электроприборами.
Цель проекта: сформировать у дошкольников простейшие представления об электрическом токе путем исследовательской деятельности, закрепить знания о безопасном использовании электроприборов.
Задачи проекта:
- познакомить с понятиями «электрический ток», «напряжение», «электроды», «Динамо – машина», «датчик», «полюса на батарейках»;
- развивать мыслительную активность, любознательность, стремление к познанию и открытиям;
- способствовать развитию интереса к исследованиям и экспериментам;
- воспитывать правила безопасного обращения с электричеством.
На первом этапе выбирается тема, ставится цель, исходя из потребностей и интересов детей. Обсуждается план с родителями воспитанников, составляется схема, происходит сбор информации, материала.
На втором этапе педагог проводит с детьми беседы: «Польза электричества», «Чем опасно электричество?», «Волшебное электричество»; дидактические игры: «Противоположности», «Можно или нельзя», «Найди не выключенные приборы», «Собери картинку»; Организует просмотр мультфильмов: Фиксики «Электроприборы», Уроки осторожности «Совушкины советы»; отгадывание и составление загадок по теме «Электроприборы»; чтение сказок: «Пылесос», «Как лиса и волк узнали об электричестве », «Про электрический ток», «Дядюшка Ток»; рисование на тему: «Электроприборы».
В мини – лаборатории проводятся опыты: «Статическое электричество», «Понятие об электрических зарядах», «Танцующая фольга», «Ожившие волоски», «Прыгающие хлопья»; «Электропроводимость» - в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Продуктом проектной деятельности стала выставка детских рисунков «Электроприборы», совместная с родителями викторина «В мире электричества», карта – схема «Электричество в жизни человека».
Проект «Мой любимый город».
Участники: воспитанники 5-6 лет, руководитель зоны детской активности «Географическое общество», родители воспитанников.
Тип проекта: краткосрочный, групповой, практико – ориентированный.
Цель проекта: расширить знания детей о родном городе, приобщить к его истории и культуре, воспитать любовь и уважение к своей малой Родине.
Актуальность проекта состоит в том, что любовь к Родине начинается с любви к месту, где человек родился. Для формирования у детей основ гражданской культуры, нравственного развития необходимо получение ими знаний об их родном городе. Чем больше ребенок будет знать о родных местах, тем ближе и роднее станет ему Родина.
Предполагаемый результат: воспитание патриотических чувств у детей, заинтересованность родителей в воспитании достойных граждан страны.
В основу идеи проекта легли значимые для нашего города и всей страны события: 75 лет Великой Победе и 75 лет атомной промышленности.
На первом этапе была определена проблема, поставлена цель, составлен план проекта. Далее был организован сбор информации о Десногорске, городе атомщиков: подбор иллюстративного и видеоматериала.
На втором этапе педагог проводит беседы с детьми «Мой родной город», «Помним и гордимся», побуждает детей к составлению творческих рассказов: «За что я люблю свой город», «Самое красивое место в Десногорске»; проводит цикл занятий: «История страны на улицах моего города», «Смоленская атомная станция»; организует сюжетно – ролевые и дидактические игры, совместно с родителями организует конкурс рисунков «Праздники нашего города», викторину «Знатоки города», экскурсии к памятным местам в городе.
Подведение итогов сопровождается представлением детьми продукта проектной деятельности. Они изображают Смоленскую атомную станцию на фоне водохранилища, детский городок, мемориал Воинской Славы, при этом дети используют не только бросовый, изобразительный, природный материал, но и разные виды конструкторов.
Знания, полученные в ходе реализации проекта, помогут сформировать патриотические чувства у дошкольников. Родители указали на актуальность изучения детьми истории родного города.
Проектная деятельность позволяет интегрировать различные области знаний. Интеграция помогает показать единство процессов, происходящих в окружающем мире, и позволяет детям увидеть взаимосвязь различных наук.
Проект «Космические летательные аппараты» для детей 6-7 лет не только интегрирует робототехнику, знания о Космосе, театрализованную деятельность, но и прививает дошкольникам основы коммуникации, учит их работать в команде.
На первом этапе работы над проектом педагог, исходя из потребностей и интересов детей, ставит цель: сформировать у детей знания о космических летательных аппаратах, о взаимосвязи человека, природы и Космоса средствами познавательной деятельности. Вместе с родителями воспитанников он составляет схему проведения проекта. На занятиях дети знакомятся с космическими летательными аппаратами, собирают на базе конструкторов Lego и Lego Education Wedo 2.0. роботов – разведчиков, модели космических кораблей, космической станции.
Педагог озвучивает проблему и цели проекта. Дети совместно с родителями предлагают пути решения проблемы, готовят декорации, реквизит.
На основном этапе работы над проектом педагог вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачи. Задача детей на данном этапе: войти в проблему, вжиться в игровую ситуацию, принять задачи и цели проекта. Это поможет им научиться находить и определять интересное вокруг себя.
На продуктивном этапе проектной деятельности дети входят в роль инопланетян, чей корабль потерпел крушение и разрушил земной город. Пришельцы предлагают помочь землянам отстроить город заново. Проявив навыки по конструированию и робототехнике, дети строят современный город, ремонтируют ракету, создают новые летательные аппараты и дарят их землянам на прощание. В продуктивной деятельности кроме освоения технических навыков решаются задачи социального развития, развития речи, игровой деятельности.
Проектная деятельность дает ребенку реальное представление о различных сторонах изучаемого предмета. О его взаимоотношениях с другими предметами, со средой обитания. Ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему раньше казалось, начинает изучать предмет, пытаясь понять его устройство, суть. Проект учит детей договариваться, приходить к единому мнению при решении задач, повышается уровень умения детей составлять рассказы, выполнять коллективные работы. Проектная деятельность отчетливо показывает позитивные изменения в познавательном развитии детей. Родители воспитанников становятся не только средством информации и поддержки ребенка. Но сами стали участниками проектной деятельности, обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство удовлетворенности от совместной с детьми работы.
Таким образом, проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию, раскрывает индивидуальность ребенка, реализует его интересы и потребности, что, в свою очередь, способствует его личностному развитию.
***
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Красавица осень" с применением технологии проектной деятельности, технологии игры и технологии развития художественного творчества.
Проект "Красавица осень"...
Проект "Красавица осень" с применением технологии проектной деятельности, технологии игры и технологии развития художественного творчества.
Проект "Красавица осень"...
Реализация технологии проектной деятельности в практике работы детского сада
Презентация педагогического опыта....
Проект "Поиграем с Мишкой" в 1 младшей группе с применением технологий проектной деятельности, личностно- ориентированной технологии,технологии развития художественного творчества.
Проект "Поиграем с Мишкой" в 1 младшей группе с применением технологий пректной деятельности, личностно-ориентированной технологии, Цель проекта: Систематизировать работу по сенсорному разви...
Опыт работы "Развитие познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии проектной деятельности"
В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные нав...
Применение технологии проектной деятельности дошкольников (Авторы Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса)
Применение технологии проектной деятельности дошкольников (Авторы Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса)Проектная технология. Внедрение технологии.Анализ применения проектной технологии (из опыта работы).ПР...
Применение технологии проектной деятельности дошкольников (Авторы Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса) для воспитанников 5-7лет
Развивающаяся в современной педагогике тенденция «не насилия» существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и вс...