"Роль проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников"
консультация по развитию речи

Балашова Ольга Сергеевна

 «Роль проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи.

Речь – одно из наиболее совершенных проявлений деятельности человеческого мозга. Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения рядом языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Это составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

 

Педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.

Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины этих явлений?»

 

Причин этому много. Это и разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, вытеснение содержательных живых способов общения (разговор, беседа, рассказывание) просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей.

 

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с взрослыми, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. А ведь уже давно доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении с взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

 

В этой связи необходимо обратить внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения и совместной деятельности, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

 

Известно, что одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе общего развития детей, является потребность в новых впечатлениях и новых знаниях, которые выступают базой для развития личности ребенка.

В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда активен и успешен. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. Ребенка дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы, делать умозаключения, что становится универсальным средством получения от взрослого знаний об окружающей действительности, а также основой развития коммуникативной компетентности дошкольников. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними познавательные, творческие и другие задачи.

 

В соответствии с перспективным планом каждую неделю с детьми разбирается новая лексическая тема, поэтому по продолжительности проекты могут и краткосрочные - неделя. Однако есть темы, которые можно объединить в один общий проект, например одежда и обувь; фрукты и овощи; зима и зимние развлечения и др. и тогда проект может быть среднесрочным и долгосрочным.

 

Проект, начатый в организованной деятельности, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину, дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения.

 

Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников:

На первом, мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество задач:

- коммуникативных (умение договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения),

- речевых (развитие диалогической и полилогической речи: умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения),

- познавательных.

На втором, проблемно-деятельностном этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности. Содержание данного этапа проекта позволяет решить следующие задачи:

- обогащение и активизация словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество;

- развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы);

- развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационных, регуляционных и аффективных).

На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Педагог продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной самопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.

 

Я также стараюсь применять проектный метод в своей педагогической деятельности. В этом учебном году мною были проведены такие проекты, как:

1) Проект «Осенний урожай». Цель: формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.

2) Проект «Хлеб – всему голова». Цель: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе, способствовать творческому и речевому развитию детей.

 

В данный момент реализуется проект «Мастерская Деда Мороза». Цель: приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников.

 

 В дальнейшем намечено реализовать следующие проекты:

1)  «Здоровье – это здорово!»

2) «Загляните в семейный альбом»

3) «Огород на окне»

4) «Здравствуй, школа»

 

В результате работы по реализации проектов обогащается и пополняется словарный запас детей, речь становится более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети проявляют инициативу в общении, делятся впечатлениями со сверстниками, с интересом относятся к аргументации, доказательству и широко ими пользуются.

 

У детей формируется потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчезает страх перед публичными выступлениями, обогащается и расширяется личный опыт детей, повышается уровень самостоятельности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Роль проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи.

Речь – одно из наиболее совершенных проявлений деятельности человеческого мозга. Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения рядом языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Это составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.

Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины этих явлений?»

Причин этому много. Это и разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, вытеснение содержательных живых способов общения (разговор, беседа, рассказывание) просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с взрослыми, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. А ведь уже давно доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении с взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи необходимо обратить внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения и совместной деятельности, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Известно, что одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе общего развития детей, является потребность в новых впечатлениях и новых знаниях, которые выступают базой для развития личности ребенка.

В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда активен и успешен. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. Ребенка дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы, делать умозаключения, что становится универсальным средством получения от взрослого знаний об окружающей действительности, а также основой развития коммуникативной компетентности дошкольников. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними познавательные, творческие и другие задачи.

В соответствии с перспективным планом каждую неделю с детьми разбирается новая лексическая тема, поэтому по продолжительности проекты могут и краткосрочные - неделя. Однако есть темы, которые можно объединить в один общий проект, например одежда и обувь; фрукты и овощи; зима и зимние развлечения и др. и тогда проект может быть среднесрочным и долгосрочным.

Проект, начатый в организованной деятельности, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину, дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения.

Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников:

На первом, мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество задач:

- коммуникативных (умение договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения),

- речевых (развитие диалогической и полилогической речи: умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения),

- познавательных.

На втором, проблемно-деятельностном этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности. Содержание данного этапа проекта позволяет решить следующие задачи:

- обогащение и активизация словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество;

- развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы);

- развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационных, регуляционных и аффективных).

На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Педагог продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной самопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.

Я также стараюсь применять проектный метод в своей педагогической деятельности. В этом учебном году мною были проведены такие проекты, как:

1) Проект «Осенний урожай». Цель: формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.

2) Проект «Хлеб – всему голова». Цель: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе, способствовать творческому и речевому развитию детей.

В данный момент реализуется проект «Мастерская Деда Мороза». Цель: приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников.

 В дальнейшем намечено реализовать следующие проекты:

1)  «Здоровье – это здорово!»

2) «Загляните в семейный альбом»

3) «Огород на окне»

4) «Здравствуй, школа»

В результате работы по реализации проектов обогащается и пополняется словарный запас детей, речь становится более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети проявляют инициативу в общении, делятся впечатлениями со сверстниками, с интересом относятся к аргументации, доказательству и широко ими пользуются.

У детей формируется потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчезает страх перед публичными выступлениями, обогащается и расширяется личный опыт детей, повышается уровень самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в организации работы с дошкольниками"

Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в организации работы с дошкольниками"...

Буклет "Роль проектной деятельности в формировании гражданской позиции дошкольников"

   Гражданская позиция зависит от воспитания и определяет отношение человека к Родине, развитию экономики в стране, повышение культурного уровня, труду на благо Родины и отношени...

Доклад «Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»

laquo;Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»...

Доклад «Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»

laquo;Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плох...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плох...

Тема: «Применение метода проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников с ЗПР»

Тема: «Применение метода проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников с ЗПР»...