ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
проект по коррекционной педагогике

Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют. С детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

  Особенности  такого ребёнка определяют специфику работы специалистов по речевому и сенсорному развитию, декларируют эффективность во взаимодействии этих направлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

     Актуальность проекта.

     Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют, они обнаруживают тенденцию к замене названий цветов.

     С детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

     Особенности  такого ребёнка определяют специфику работы специалистов по речевому и сенсорному развитию, декларируют эффективность во взаимодействии этих направлений.

     Процесс формирования представлений о цвете даёт возможность включения в работу всех анализаторов и предметной деятельности.

Цель проекта. Формирование сенсорных эталонов цвета, обогащенное речевой технологией Тимофеевой Е.Ю.

Задачи проекта.

1.Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.

2.Задействовать  различные сенсорные стимуляторы для развития зрительного восприятия как части всей сенсорной системы.

3.Обогатить жизненный опыт детей знанием  и умением видеть «разноцветность» окружающего мира и сформировать связь реальных цветов с реальными объектами.

4.Совершенствование импрессивной и экспрессивной речи: уточнение, обогащение, активизация тематической лексики (в особенности прилагательных сенсорных эталонов.)                                                        

5.Работать над пониманием речевых инструкций к предметным действиям, в дидактических играх и упражнениях.                                        

6.Развитие навыков подражательности артикуляторным движениям, общим движениям и мелким пальчиковым, звуковым проявлениям и словам, простым «ритмическим» рисункам.            

7.Улучшение произносительной стороны речи, интонациионной выразительности, темпо-ритмической организации речи.

8.Подбирать и передавать в рисунке цвета реально существующих предметов действительности.

9.Формирование интереса к работе с цветом.

10. Показать возможность отобразить  через рисунок свой внутренний мир.

11. Развитие родительской компетенции в обогащении сенсорной среды ребёнка.

Ресурсы и условия реализации проекта:                                                  

Тип: информационный (познавательно - развивающий)

По продолжительности: среднесрочный(4 месяца).                                                        

По числу участников проекта: групповой.

По профилю знаний: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Основное содержание проекта:

     Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.

     Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.

     Овладение речью как средством общения и культуры, развитие взаимодействий ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам деятельности и творчества -наиболее актуальные направления работы в развитии детей с  тяжелыми нарушениями речи. А повышение компетентности родителей в вопросах развития таких детей -одна из главных задач при осуществлении взаимосвязи педагогов группы компенсирующей направленности с семьями воспитанников. Реализовать данные направления мы решили через проектную деятельность, которая опирается на изучение 4 основных цветов (красного, желтого, синего, зеленого).

     Основные  этапы реализации проекта

     Подготовительный этап: 

     Диагностико - аналитическая деятельность

     Составление календарно-тематического планирования по проекту, разработка конспектов НОД, ДОД, консультаций, практикумов, мастер-класса.          

     Изучение методической  литературы,  подбор наглядно - иллюстрационного, видео-материалов, оснащения для продуктивной деятельности, выбор художественной литературы по теме, отбор и изготовление дидактических, настольно-печатных игр.      

     Подбор и оформление информационного материала для родительского уголка.  

     Практический этап:

     Ноябрь – декабрь

     Исследовательская деятельность детей. Дидактические игры «Разноцветные капельки», «Льдинки», «Цветной песочек».

     Интегрированное занятие.  Тема: «Краски осени»                                        

     Консультация «Темпы и ритмы» (темпо-ритмическая организация предметной и речевой деятельности)  

     Открытое занятие для родителей  с показом приёмов ритмизации деятельности с использованием изученных цветов (Тема: «Осенняя прогулка»)

     Оформление уголка для родителей. Тема: «Игры с разноцветными пуговицами», «День цвета», «О чем может  рассказать любимый цвет ребенка»      

     Мастер-класс «Цветные игры своими руками»

     Консультация «Мелодии в стихах» (знакомство родителей с различными  ритмическими «рисунками» стихов).        

     Обобщающее интегрированное занятие «Радуга цветов и стихов».  

     Проведение  диагностического обследования  в соответствии с задачами проекта.

     Заключительный этап:

1.Обобщающее интегрированное занятие «Радуга цветов и стихов».                                        

2. Повторное обследование детей по критериям диагностики на начало обучения и выявление у родителей уровня знаний по выбранной тематике.

3. Подготовка отчета о проделанной по проекту работе.    

4.Создание презентации по проекту «Разноцветная копилка» и знакомство с ней родителей.                    

5. Организация рефлексии (самоанализ, сравнение результата с целями).

6.Представление опыта работы педагогов по проектной деятельности на сайте дошкольного учреждения.

     Достигнутые образовательные  результаты  и эффекты:                                  

В ходе проекта были разработаны и применены :                                                        

а)Цикл дидактических игр, стихотворных упражнений с ритмическими    «рисунками» .                                    

б) Конспекты индивидуальных, подгрупповых  занятий по сенсорному, рече

вому, художественно-эстетическому развитию.                                    

в)Перспективное планирование работы участвовавших специалистов, с учё том  поставленных задач .                                                                                                

г)Обучающие формы работы с родителями(практикумы, мастер-классы, кон

сультации) .                                                                                                        

д)Пакет рекомендаций для родителей (буклеты, папки-передвижки, памятки)  

Внедрена инновационная технология по сенсомоторному развитию Елаги ной Ф.Р. Писковенко О.Н. Левинской.Е.В., речевая технология Тимофеевой Е.Ю.                                                                                                                   Перспективы дальнейшего развития проекта отразятся в продолжении работы и расширении  поставленных задач:                                                

а) По формированию представлений о следующих цветах (белый, чёрный,

оттеночные) по апробированным технологиям  сенсомоторного развития Елагиной Ф.Р.,  Писковенко О.Н, Левинской Е.В., речевой технологии Тимофеевой Е.Ю.                                                                            

б) По пополнению цикла дидактических игр, ритмических упражнений и обогащению  предметно-развивающей среды.                            

в) По разработке и внедрению новых методов и приёмов, для достижения поставленных задач с дошкольниками,  имеющих интеллектуальную недостаточность.                                                                                                      

г)По продолжению работы, направленной на повышение заинтересованности и компетентности родителей в освещенной проектной теме.                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Библиографический список                                                                                  

  1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М., Просвещение, 1988.
  2. ИвановаО.Е.,ВасильеваИ.Д. Выразительные возможности цвета. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.
  3. Киселева Л.С. Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения – М.: Аркти, 2003.
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Нищева  Н.В. Разноцветные сказки . - СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  6. Глушанок Т.Г. , Волкова Л.Н. Тайны здоровья детей.- СПб., 1994.
  7. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М., Просвещение, 1981.
  8.  Швайко Г.С.Игры и игровые упражнения на развитие речи.-М., Просвещение, 1983.
  9.  Шевчук И. Изучаем цвета.-М., Эксмо, 2007.                                          
  10. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста /Сост.Н.В.Нищева.

СПб.:Детство-Пресс,2011.                                                                                

12. ТимофееваЕ.Ю. Пальчиковые шаги.-СПб.: Корона Век, 2011.              

13. Пилюгина.Э.Г.Занятия по сенсорному воспитанию с детьми дошкольного возраста.-М.,1983.                                

14. Казакова.Т.Г.Изобразительная деятельность младших дошкольников.

-М.,1980.                                                                                                  

15. Янушко.Е.А.Это может ваш малыш.Учимся рисовать.-М.,2006.                    

16. Янушко.Е.А.Это может ваш малыш.Рисуем красками.-М.,2006.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников"

laquo;Роль проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной ре...

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ с применением метода проектной деятельности"

Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ с применением метода проектной деятельности"-это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических усло...

Опыт применения технологии проектной деятельности в практике дополнительного образования дошкольников

Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками на сегодняшний день – это  инновационный и перспективный метод, который занимает достойное место в дополнительном образовании дошк...

Доклад «Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»

laquo;Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»...

Доклад «Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»

laquo;Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плох...

Тема: «Применение метода проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников с ЗПР»

Тема: «Применение метода проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников с ЗПР»...