Доклад «Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»
консультация

Савельева Ирина Владимировна

 

«Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proektnoy_deyatelnosti_v_poznavatelno.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Поныровский детский сад «Ромашка»

Доклад

«Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Подготовила воспитатель:

Савельева И.В.

п. Поныри

2022 г.

Речь – яркий показатель развития ребенка. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его обучения в школе. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями
успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной деятельности. Все достижения ребенка не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности.
Желание дошкольника познать и освоить все новое — основа формирования интегративных качеств дошкольников. С рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает.
Познавательная активность детей высокая, но самостоятельно они еще не могут найти ответы на свои вопросы. Им в этом должны помогать, мы, взрослые.

       Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ. Одной из эффективных инновационных технологий является технология проектной деятельности.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:

  • практическое применение детьми имеющих у них знаний и умений;
  •  вариативность задач, повышает самостоятельность дошкольников;
  • развитие творческого мышления;
  • обогащение и активизация словаря детей;
  • развитие связной речи;
  • активное участие родителей;
  • интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя- это обозначить и сформулировать проблему таким образом, чтобы дети захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску.

Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.

По предметно-содержательной области различают:

  • монопроекты (содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области);
  • интегрированные проекты (в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы).

По длительности реализации проекты могут быть:

  • краткосрочные;
  • средней продолжительности;
  • долгосрочные.

 Краткосрочные проекты характерны для младшей группы. Они могут включать всего две-три образовательные ситуации и длиться 2-3 дня. Для детей более  старшего возраста типичными будут проекты средней продолжительности, реализация которых составляет 1-2 недели. Длительные проекты могут продолжаться в течение всего учебного года.

Существуют различные типы проектов по их содержанию и детской деятельности:

  • творческо-игровые;
  • информационно-практические;
  • исследовательские;
  • продуктивно-творческие.

Какой бы вариант проекта мы не выбрали, работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются и в том числе задачи речевого развития:

На первом, мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество задач:

  • коммуникативных (умение договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения,
  • речевых (развитие диалогической и полилогической речи: умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения,
  • познавательных.

На втором, проблемно-деятельностном этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности. Содержание данного этапа проекта позволяет решить следующие задачи:

  • обогащение и активизация словаря детей;
  • развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы; пересказывают  произведения);
  • развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационных, регуляционных и аффективных).

На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Педагог продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной самопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.

В результате работы по реализации проектов обогащается и пополняется словарный запас детей, речь становится более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети проявляют инициативу в общении, делятся впечатлениями со сверстниками, с интересом относятся к аргументации, доказательству и широко ими пользуются.

В заключении своего выступления мне хочется отметить, что используя метод проекта у детей формируется потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчезает страх перед публичными выступлениями, обогащается и расширяется личный опыт детей, повышается уровень самостоятельности.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование технологий проектной деятельности в ДОУ» (из опыта работы)

Доклад «Использование технологий проектной деятельности в ДОУ» (из опыта работы)...

"Роль проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников"

laquo;Роль проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной ре...

Доклад «Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»

laquo;Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плох...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плох...

Тема: «Применение метода проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников с ЗПР»

Тема: «Применение метода проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников с ЗПР»...