Месяц Лексическая тема | Развитие речевого восприятия | ФЭМП | Развитие мелкой моторики рук | Формирование мышления | Сенсорное развитие |
Сентябрь «Осень» | Д/И «Реагировать на свое имя» Учебная цель: узнавать собственное имя Задание: смотреть на то лицо, которое зовет ребенка по имени Материал: отсутствует Несколько раз в день называйте имя ребенка громким, но спо- койным голосом. Если он посмотрит на вас, похвалите его. | Д/И «Помоги Кате» Цель. Учить детей выделять отдельные предметы из группы по образцу;. Материал. Кукла, коробка, машины (4 шт.), мячики (4 шт.), кубики 4-х цветов (по 2 шт.), матрешки 4-х цветов (по 4 шт.). | Д/И «Бросай шарики» Цель. Учить детей выполнять задания по показу взрослого: брать в руки шарики и бросать их целенаправленно (в корзину). Оборудование. Коробка с шариками разного размера и цвета, сделанными из различного материала (пластмассовые, резиновые, деревянные, железные и др.).
| Д/И «Лови шарик!» Оборудование: две коробочки, воздушный шарик, ленточка. | Д/И «Поймай игрушку» Цель. Учить практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках; заранее готовить руку в соответствии с формой предмета. Оборудование. К веревке подвешиваются игрушки или сеточки с игрушками.
|
«Деревья» | Д/И «Прийти по речевому вызову» Учебная цель: понимать речевой вызов Задание: прийти по речевому вызову Материал: отсутствует | Д/И «Найди такой же» Цель. составлять группы из одинаковых предметов на основе образца. Материал. Кукла, коробка, машины (4 шт.), мячики (4 шт.), кубики 4-х цветов (по 2 шт.), матрешки 4-х цветов (по 4 шт.). | Д/И «Поймай мяч» Цель. Учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками. Оборудование. Надувной мяч яркого цвета, веревка, леска для подвешивания мяча.
| Д/И «Поймай листочек!» Оборудование: две коробочки, листья, ленточка. | Д/И «Спрячь игрушку (картинку)» Цель. Учить соотносить форму предметов с помощью проб. Оборудование. Коробки с крышками разных форм (круглые, квадратные, многоугольные); мелкие игрушки или картинки.
|
«Овощи» | Садиться по речевому требованию Учебная цель: понимать речевые требования Задание: садиться по речевому требованию Материал: 3 стула (1 из них детский стульчик)
| Д/И «Шарик и кубик» Цель. Учить детей различать куб и шар; употреблять слова кубик и шарик; формировать зрительные и осязательно-двигательные способы обследования формы. Материал.4 кубика и 4 шарика одинакового цвета и размера, желоб, поднос, коробка, мешочек из непрозрачной ткани.
| Д/И «Прокати шарики» Цель. Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.
| Д/И «ПОКОРМИ МИШКУ!» Оборудование: набор детской посуды, набор детской мебели, мишка. | Д/И «Чей домик?» Цель. Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами; учить пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
● «Магазин овощей» Задачи: — учить понимать названия овощей, использовать их в речи; — знакомить с понятиями «большой», «маленький», «круг- лый», «красный», «вкусный» и др. Словарь: помидор, огурец, лук. |
«Овощи» | Д/И «Принести предмет» Учебная цель: улучшать визуальное внимание и способность от- личать предметы друг от друга 32 Глава 2. Формирование речевой коммуникации у детей с расстройствами... Задание: обыскать помещение в поисках определенного пред- мета и принести этот предмет, не задерживаясь благодаря другим стимулам Материал: коробки средней величины, три пары предметов обихода (например, ботинки, чашки, яблоки) | Д/И «Чудесный мешочек» Цель. Продолжать учить выделять и группировать предметы по заданному признаку на основе образца; учить детей выбирать предметы по образцу на ощупь. Материал.4 кубика и 4 шарика одинакового цвета и размера, желоб, поднос, коробка, мешочек из непрозрачной ткани.
| Д/И «Разложи шарики» Цель. Продолжать учить детей действовать целенаправленно: соотносить каждый шарик с отверстием. Оборудование. Разноцветные пластмассовые шарики; деревянная доска с прорезями, расположенными в горизонтальные ряды (6) и вертикальные (4), размер прорези чуть меньше размера пластмассового шарика. | Д/И «Покатаем зайчиков!» Оборудование : два зайчика; две тележки - одна с веревкой, другая без веревки. | Д/И «Найди окошко» Цель. Та же. Оборудование. Коробки из плотного материала, в каждой из которых по две прорези разной формы (например, круглая и квадратная, квадратная и треугольная, круглая и овальная и т. д.); объемные геометрические формы.
Д/И «Магазин овощей» Задачи: — учить понимать названия овощей, использовать их в речи; — знакомить с понятиями «большой», «маленький», «круг- лый», «красный», «вкусный» и др. Словарь: помидор, огурец, лук. |
«Фрукты» | Д/И «Магазин фруктов» Задачи: — учить понимать названия фруктов; Библиотека Логопеда 49 — формировать умение использовать глагол «дай». Словарь: фрукты, яблоко, банан, апельсин. | Д/И «Большой — маленький» Цель. Учить детей различать предметы по величине: большой — маленький; учить ориентироваться на величину пред- метов, соотносить действия рук с величиной предметов, употреблять слова большой — маленький. Материал. Кукла, мячики одного цвета, но контрастных размеров (большой и маленький), поднос, 4 больших и 4 маленьких кубика, карточки 4-х цветов (желтая, красная, синяя, зеленая) и цветные матрешки (по 3 шт.), мешочек, большая и маленькая матрешки.
| Д/И «Посадим елочки [1]» Цель. Учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстия; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой. Оборудование. Столик (или коробка) с отверстиями; елочки (диаметр ножки елочки соответствует диаметру отверстия).
| Д/И «испечем пироги!» Оборудование: формочки для песка, совочки. | Д/И «Что катится, что не катится» Цель. Сделать форму предмета значимой для ребенка; учить опираться на нее в деятельности. Оборудование. Воротца, шарик и кубик из одного материала и одного цвета.
|
Октябрь «Фрукты» | Д/И «Принести предмет Учебная цель: улучшать визуальное внимание и способность от- личать предметы друг от друга Задание: обыскать помещение в поисках определенного пред- мета и принести этот предмет, не задерживаясь благодаря другим стимулам Материал: коробки средней величины, три пары предметов обихода (например, ботинки, чашки, яблоки) | Д/И «Чудесный мешочек» Цель. Продолжать учить выделять и группировать предметы по заданному признаку на основе образца; учить детей выбирать предметы по образцу на ощупь. Материал. Кукла, мячики одного цвета, но контрастных размеров (большой и маленький), поднос, 4 больших и 4 маленьких кубика, карточки 4-х цветов (желтая, красная, синяя, зеленая) и цветные матрешки (по 3 шт.), мешочек, большая и маленькая матрешки.
| Д/И «Посадим елочки [1] Д/И « Цель. Учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстия; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой. Оборудование. Столик (или коробка) с отверстиями; елочки (диаметр ножки елочки соответствует диаметру отверстия).
| Д/И «Полей цветок!» Оборудование: набор предметов: лейка, банка, чашка; комнатное растение. | Д/И «Сделай картинку (занятие) Д/И « Цель. Учить видеть форму в предмете; соотносить форму прорези и вкладки; составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.
|
«Овощи — фрукты». | Д/И «Стой /иди дальше» Учебная цель: понимать речевые указания Задание: останавливаться и двигаться по речевому требованию Материал: отсутствует | Д/И «Один, много, ни одного» Цель. Учить детей выделять один и много предметов из группы по подражанию и образцу; составлять группу из отдельных предметов; употреблять слова один, много, ни одного; согласовывать числительное один с существительными разного рода. Материал. 6—7 кубиков, 11 матрешек и 12 елочек (все предметы одинакового цвета и размера), коробка, экран, 3 подноса.
| Д/И «Пирамидки (занятие)» Цель. Учить соотносить отверстия колец со стержнем, развивая зрительно-двигательную координацию при действии двумя руками; формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания.
| Д/И «ПОЙМАЙ РЫБКУ!» Оборудование : бассейн (или пластмассовый таз), пластмассовые рыбки, сачок. | Д/И «Сделай картинку (занятие) « Цель. Учить видеть форму в предмете; соотносить форму прорези и вкладки; составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.
|
Ноябрь «Игрушки»
| Д/И « «Попроси игрушку» Задача: формировать умение составлять простые предложе- ния, отвечать на вопросы. Оборудование: машина, лошадь, мяч. Речевой материал: и-го-го, би-би, оп, бух. | Д/И «Один, много, ни одного» Цель. Продолжать учить группировать предметы на основе образца. Материал. 6—7 кубиков, 11 матрешек и 12 елочек (все предметы одинакового цвета и размера), коробка, экран, 3 подноса.
| Д/И «Покатай матрешек» Цель. Упражнять в соотносящих действиях; продолжать развивать совместные движения обеих рук; формировать внимание и целенаправленные действия; создавать положительное отношение к сюжетным игрушкам. Оборудование. Грузовая машина, матрешки (двухместные) на каждого ребенка.
| Д/И «ПЕРЕВЕЗЕМ ИГРУШКИ!» Оборудование : машинка, веревка, кирпичики, котята. | Д/И «Почтовый ящик» Цель. Та же. Оборудование. Почтовый ящик – пластмассовая или деревянная коробка с шестью прорезями разной формы; десять объемных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки.
Бусы для куклы Цель. Та же. Оборудование. Крупные бусы, цветная проволока, леска.
|
«Посуда»
| Д/И «Узнать себя в зеркале» Учебная цель: узнать свое отражение в зеркале и понимать соб- ственное имя Задание: на вопрос «Где...?» указать на собственное отражение в зеркале Материал: большое зеркало размером в рост человека | Д/И «Один, много, ни одного» Цель. Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию. Продолжать учить выделять один предмет из множества, разъединять и составлять множества, отвечать на вопрос сколько? словами один, много, ни одного. Учить детей находить один и много предметов в специально подготовленной обстановке. Материал. Медвежонок, большая машина с открытым кузовом, большая и маленькая коробки, набор больших и маленьких кубиков, тарелочки по количеству детей, коробка с разноцветными шариками, б матрешек. Игрушки, расставленные на стульях (машина, кукла, зайчик, 5 пирамидок, 5 кубиков, 5 матрешек).
| Д/И «Закрой коробки» Цель. Учить выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук; формировать целенаправленное внимание; учить действовать путем проб; обращать внимание на свойства предметов (форму, величину), объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения действий.
| Д/И «КУКЛЫ ПРИШЛИ В ГОСТИ» Оборудование: детская мебель, детская посуда, конфеты, две куклы. | Д/И «Магазин» Цель. Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета. Оборудование. Игрушки разной формы (мяч, воздушный шар, юла, неваляшка, дом из двух прямоугольников, часы, телевизор, зеркало, пирамидки, кубики-вкладки и круглые вкладки и др.); карточки с изображением геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал и др.).
|
«Мебель» | Д/И «Соотнеси одинаковые предметы — 1» Учебная цель: соотносить одинаковое друг с другом; тренировка визуального внимания Задание: найти среди 4 предметов тот, который взрослый пока- зывает ребенку Материал: 4 пары одинаковых предметов (например, носки, прищепки, кубики, ложки, карандаши и т.д.), маленькие коробки | Д/И «Один, много, ни одного» Цель. Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию. Продолжать учить выделять один предмет из множества, разъединять и составлять множества, отвечать на вопрос сколько? словами один, много, ни одного. Учить детей находить один и много предметов в специально подготовленной обстановке. Материал. Медвежонок, большая машина с открытым кузовом, большая и маленькая коробки, набор больших и маленьких кубиков, тарелочки по количеству детей, коробка с разноцветными шариками, б матрешек. Игрушки, расставленные на стульях (машина, кукла, зайчик, 5 пирамидок, 5 кубиков, 5 матрешек).
| Д/И «Каждому пальчику – колечко» Цель. Учить детей выделять отдельно каждый палец. Оборудование. Красивые коробочки, в каждой из которых находится 5 цветных колечек.
| Д/И «НА ЧЕМ МЫ СИДИМ?» Оборудование : подносы, мелкие игрушки: грибы, елочки.
| Д/И «Найди форму в предмете» Цель. Та же. Оборудование. Крупные рисунки с контурным изображением разных предметов (Чебурашка, елка с игрушками, дом и т. п.); конверты с разными геометрическими формами по количеству детей.
|
«Домашние птицы»
| Д/И «Соотнеси одинаковые предметы — 2» Учебная цель: соотносить одинаковые предметы; тренировка визуального внимания Задание: выбрать из многих предметов эквивалент указанного предмета Материал: 4 пары одинаковых предметов, большая коробка
Д/И « «Курочка и цыплята» Задача: — учить произносить слоги ко, пи, имитировать движения; — формировать умение произносить слова. Оборудование: игрушка курочка, три цыпленка. Речевой материал: ко-ко-ко, пи-пи-пи, ду-ду, бам, ля-ля, цыплята, курочка. | Д/И «Много - мало» Цель. Учить детей различать дискретные и непрерывные множества по количеству: много — тало; употреблять слова много — мало. Материал. Мишка, грибочки (20 шт.), елочки (13 шт.), ведерки и формочки контрастных размеров, песок (влажный), два маленьких и один большой поднос.
| Д/И «Будь внимательным!» Цель. Продолжать учить детей выполнять действия руками по подражанию взрослому; развивать внимание.
Д/И «Гуси» Цель. Продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре.
| Д/И «ДОСТАНЬ КЛЮЧИК» Оборудование : заводная игрушка, ключик. | Д/И «Найди похожую» Цель. Продолжать учить запоминать формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной; закреплять названия «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный». Оборудование. Объемные игрушки разной формы (шар, мяч, юла, неваляшка, часы настольные, телевизор и др.); плоскостные формы-образцы белого цвета (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
|
«Домашние животные»
| Д/И «Соотнеси предметы с их изображением» Учебная цель: соотносить предмет с его изображением Задание: соотносить 5 предметов с их изображением Материал: 5 предметов повседневного обихода и 5 соответ- ствующих картинок (картинки можно нарисовать или вырезать из журнала или каталога)
Д/И «Домашние животные» Задачи: — развивать пассивный словарь; — учить использовать в речи звукоподражания, слова, соот- носить картинку со звукоподражанием; — учить понимать вопросы: «Это кто?», «У кого?», «Кому?». Оборудование: картинки с изображением животных. Речевой материал: звукоподражания — му-му, гав-гав, мяу-мяу, ме-ме, и-го-го; слова — собака, кот, лошадь, корова, коза. | Д/И «Много-мало» Цель. Учить детей различать дискретные и непрерывные множества по количеству: много — тало; употреблять слова много — мало. Материал. Мишка, грибочки (20 шт.), елочки (13 шт.), ведерки и формочки контрастных размеров, песок (влажный), два маленьких и один большой поднос.
| Д/И «Зайчики» Цель. Развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положительное эмоциональное отношение к игре.
| Д/И «ДОСТАНЬ КУКЛЕ ШАРИК!» Оборудование : кукла, пластмассовый шарик, желобок. | Д/И «Ищи и находи» Цель. Учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание. Оборудование. Игрушки разной формы.
|
Декабрь «Дикие животные» | Д/И «Рассортируй» Учебная цель: сортировать предметы по речевому требованию, тренировка визуального внимания Задание: рассортировать предметы двух различных видов без помощи Материал: два блюда, 4 карандаша, 4 камешка
Д/И «Дикие животные в гостях» Задачи: — развивать пассивный словарь; — учить использовать в речи звукоподражания, слова, соот- носить игрушку (картинку) со звукоподражанием; — учить использовать существительные множественного и единственного числа. Оборудование: игрушка еж. Речевой материал: звукоподражания — ф-ф-ф-ф, скок- скок, у-у-у; слова — белка, заяц, волк, еж. | Д/И «Пустой - полный» Цель. Учить детей различать количества пустой — полный; употреблять слова пустой — полный; продолжать учить различать множества по количеству: в большом — много, в маленьком — мало.
| Д/И «Дудочка» Цель. Учить детей содружественному движению рук и пальцев, учить выполнять «раскатывающие» движения пальцами обеих рук одновременно, учить удерживать предмет всеми пальцами обеих рук. Оборудование. Простой ребристый карандаш для каждого участника занятия.
| Д/И «ДОСТАНЬ МИШКЕ МЯЧИК!» Оборудование : мишка, мяч, палка. | Д/И «Спрячь шарик в ладошках» Цель. Учить ориентироваться на величину предметов; соотносить действия рук с величиной предметов. Оборудование. Шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький); поднос.
Д/И «Сделай дорожку» Задачи: — закреплять названия форм; — учить последовательно передвигать предмет по намеченно- му пути. Оборудование: зайчики, геометрические фигуры, вырезан- ные из картона (трафареты), большой лист с контурным изоб- ражением геометрических фигур. Словарь: заяц, дорожка, круг, квадрат. |
«Дикие и домашние животные»
| Д/И «Покажи» Учебная цель: понимать обозначения предметов повседневного обихода, искать предметы Задание: осмотреть комнату сидя за столом и указать без помо- щи на предмет после вопроса «Где...?». Материал: рабочий стол, 2 стула, 4 предмета домашнего оби- хода ● «У медведя дом большой» Задача: развивать движения, формировать простое предло- жение. Словарь: дом, мишка, заинька, зайка. | Д/И «Пустой - полный» Цель. Учить детей различать количества пустой — полный; употреблять слова пустой — полный; продолжать учить различать множества по количеству: в большом — много, в маленьком — мало.
| Д/И «Теневой театр» При складывании пальцев рук определенным образом на стене можно получить изображения разных животных – зайчика, гуся и т. д. Оборудование. Экран, настольная лампа (источник света).
| Д/И «ДОСТАНЬ ИГРУШКУ!» Оборудование: заводная игрушка, ключик. | Д/И «Спрячь игрушки» Цель. Та же: пользоваться пробами при выполнении задания. Оборудование. Зайчики, мишки (игрушки большие и маленькие); коробки двух размеров по количеству детей.
● «Поиграем вместе» Задачи: — учить называть «большой», «маленький»; — формировать умение составлять простые предложения. Оборудование: игрушки зайка, мишка. Словарь: зайка, мишка, поиграй, постучи, пока. |
«Новый год» | Д/И «Игры с мячиком Учебная цель: понимать речевые указания Задание: выучить значение слов, обозначающих действия Материал: мяч | Д/И «Один, много, мало, ни одного» Цель. Закреплять навыки детей в определении количества предметов (один, много, мало, ни одного); продолжать учить находить один и много предметов в специально подготовленной обстановке, рассказывать, сколько и каких предметов. Материал. Большой мишка, ведерки по количеству детей, 1 гриб, 3 желудя, 15 шишек, 4 коробочки, 1 матрешка, 3 елочки, 10 уточек. Игрушки, расставленные на стульях и полочках (матрешки, кубики, машины, куклы, мячики).
| Д/И «Гирлянды для елки» Цель. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Оборудование. Цветная проволока; катушки (пластмассовые), окрашенные в яркие цвета.
| Д/И «УКРАСИМ КОМНАТУ!» Оборудование: пластмассовые снежинки с ниточками (или фонарики с ниточками). | Д/И «Опусти шарик в коробку» Цель. Продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком; учить детей пробовать закреплять знание слов «большой», «маленький». Оборудование. Коробка с маленькой круглой прорезью, шарики (большой и маленький) одного цвета.
|
Январь «Обувь»
| Д/И «Найди мяч» Учебная цель: соотносить похожие предметы, распознавать, что одно понятие может представлять много предметов, которые не совсем идентичны Задание: подать соответствующую игрушку по просьбе «Дай мне (собачку)!» Материал: рисунки похожих, но неидентичных предметов (на- пример, разные мячики) | Д/И «Один, много, мало, ни одного» Цель. Закреплять навыки детей в определении количества предметов (один, много, мало, ни одного); продолжать учить находить один и много предметов в специально подготовленной обстановке, рассказывать, сколько и каких предметов. Материал. Большой мишка, ведерки по количеству детей, 1 гриб, 3 желудя, 15 шишек, 4 коробочки, 1 матрешка, 3 елочки, 10 уточек. Игрушки, расставленные на стульях и полочках (матрешки, кубики, машины, куклы, мячики).
| Д/И «Бабушкины очки» Цель. Продолжать учить детей выполнять определенные действия пальцами рук по подражанию взрослому; удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы. | Д/И «СТОЛКНИ МЯЧ!» Оборудование: корзина, палка, мяч (рис. 3). | Д/И «Помоги мишке и кукле» Цель. Та же. Оборудование. Кукла и мишка (или мишка и зайка и т. п.); разные по величине геометрические фигуры (два шара, два кубика, два параллелепипеда); коробки с прорезями, соответствующие контурам геометрических фигур.
|
«Одежда»
| Д/И «Есть» и «пить» Учебная цель: уметь отличать продукты для еды и питья; раз- граничивать предметы по категориям Задание: рассортировать рисунки продуктов питания: еда и питье Материал: картинки с различными продуктами питания и на- питками
«Покупка одежды» Задачи: — развивать движения, внимание; — расширять и активизировать словарь существительных; — учить использовать предложно-падежные конструкции. Оборудование: картинки с изображением одежды. Словарь: одежда, ботинки, туфли, шуба. | Д/И «Длинный - короткий» Цель. Учить детей различать предметы по длине: длинный — короткий; познакомить со способами сравнения двух предметов по длине путем приложения; приучать пользоваться словами длинный — короткий. Материал. Большая коробка, красные штанги Монтес-сори (50, 40, 30, 20 и 10 см), 2 брусочка (20 и 30 см), гараж, 2 машинки.
| Д/И «Бусы для куклы» Цель. Та же. Оборудование. Крупные бусы, цветная проволока, леска
| Д/И «ДОСТАНЬ МЯЧ!» Оборудование: мяч, сачок с длинной палочкой. | Д/И «Протолкни шары (кубы, бруски)» Цель. Та же: учить соотносить по величине плоскостные и объемные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фиксируя верные. Оборудование. Коробки, в каждой из которых по 4–5 отверстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные), но разной величины; геометрические формы разной величины, соответствующие величине отверстий.
|
Февраль «Зимующие птицы» | Д/И «Принеси и сядь» Учебная цель: понимать сложные предложения Задание: следовать указаниям, состоящим из нескольких слов Материал: 4 обычных предмета: ложка, чашка, банка, игрушеч- ный автомобиль | Д/И «Длинный - короткий» Цель. Учить детей различать предметы по длине: длинный — короткий; познакомить со способами сравнения двух предметов по длине путем приложения; приучать пользоваться словами длинный — короткий. Материал. Большая коробка, красные штанги Монтес-сори (50, 40, 30, 20 и 10 см), 2 брусочка (20 и 30 см), гараж, 2 машинки.
| Д/И «Мозаика» Цель. Учить хватанию щепотью, познакомить с указательным типом хватания; развивать внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец.
| Д/И «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ» Оборудование: шесть воздушных шаров с длинными ленточками. | Д/И «Спрячь матрешку» Цель. Познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею. Оборудование. Двухместные матрешки по количеству детей, большая двухместная матрешка для воспитателя, мишка.
|
«Профессии»
| Д/И «Съедобное-несъедобное» Учебная цель: понимать наименования и обозначения функций предметов повседневного обихода Задание: указать на все предметы указанной категории Материал: что-то съедобное (например, яблоко), что-то из одежды (например, ботинок), игрушка (любимая)
Кому что нужно Цель. Закрепить представления детей о некоторых профессиях (доктор, повар, воспитатель, продавец). Оборудование. Четыре больших сюжетных картинки с изображением доктора, повара, воспитателя, продавца; по четыре предметных картинки с изображением инструментов для людей вышеперечисленных профессий (всего 16).
| Д/И «Длиннее, короче, одинаковые» Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине и находить одинаковые (равные по длине); приучать пользоваться словами длиннее, короче, одинаковые. Материал. Цветные дощечки разной длины (4—5 шт.), 4 дощечки для мостика (две дощечки равные по длине — по 30 см, третья — короче на 10 см, четвертая — длиннее на 10 см), 4 кубика, широкая (20 см) длинная полоска голубой клеенки, красный карандаш (10 см). Для каждого ребенка: 3 карандаша разного цвета (один из которых равен по длине образцу (10 см), два других короче или длиннее образца (на 4—5 см).
| Д/И «Заборчик» Цель. Продолжать учить правильно брать отдельные предметы и группы мелких предметов; развивать координацию обеих рук; формировать целенаправленность действий, эмоциональное отношение к игре, подражание действиям взрослого.
| Д/И «ДОСТАНЬ КАМЕШКИ!» Оборудование : аквариум, банка с камешками, деревянная ложка с длинной палочкой. | Д/И «Матрешки» Цель. Та же. Оборудование. Матрешки 3-6-местные по количеству детей.
|
«День защитника Отечества»
| Д/И «Животные» Учебная цель: понимать названия животных Задание: подать соответствующую игрушку по просьбе «Дай мне (собачку)!» Материал: картинки с изображением животных или игрушки | Д/И «Делай, как я». Цель. Продолжать учить детей группировать предметы по двум признакам (величине и цвету) на основе образца.
| Игра на детском пианино (рояле) Цель. Развивать мелкие движения пальцев каждой руки; учить действовать по подражанию взрослому; продолжать вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушкам и желание сотрудничать со взрослым. Оборудование. Детское пианино (рояль), нарядная кукла.
|
Д/И «САМОЛЕТЫ ЛЕТЯТ!» Оборудование : самолет из пластмассового конструктора, гаечный ключ, молоток, отвертка. | Д/И «Построй башню» Цель. Та же. Оборудование. Круглые формочки-песочницы (вкладки) по количеству детей.
|
Март «Транспорт»
| Д/И «Сделай башню» Учебная цель: понимать речевые инструкции, развивать подра- жание и взаимодействие Задание: по образцу, предложенному взрослым, построить из кубиков башню Материал: разноцветные кубики
«Едем путешествовать» Задача: учить понимать названия транспорта: поезд, паро- ход, машина, самолет; использовать звукоподражания, слова. Оборудование: картинки с изображением транспорта. Речевой материал: у-у-у (гудит самолет), би-би (едет маши- на), ту-ту (поезд стучит колесами). | Д/И «Большой-маленький» Цель. Продолжать учить детей сравнивать предметы по величине (большой — маленький); чередовать предметы по величине по подражанию. | Д/И «Поезд» Цель. Действовать по подражанию; развивать движения кистей рук; учить произвольно регулировать скорость движений.
| Д/И «ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ» Оборудование : тележка с кольцом, тесьма (рис. 5). | Д/И «Уложи куклу спать» Цель. Учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»); учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату. Оборудование. Две куклы (большая и маленькая); два набора постельных принадлежностей в соответствии с размерами кукол; строительный материал разного размера.
Поезд Цель. Продолжать развивать движения пальцев, хватание щепотью и указательный тип хватания; развивать координацию при выполнении одновременных одинаковых действий обеими руками; формировать целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре; учить подражать действиям педагога.
«Улица» Задачи: — учить зрительно выбирать и соотносить величины; — развивать внимание; — вызывать интерес и положительное отношение к совмест- ной деятельности. Оборудование: большой лист бумаги с нанесенным на него контурным изображением улицы (предметы разной величины: дома, транспорт), вырезанные из цветной бумаги изображения предметов, точно совпадающих с контурами на рисунке. Словарь: дом, дома, улица, транспорт, автобус, машина; вы- сокий, низкий, длинный. |
«Зима»
| Д/И «Что подходит?» Учебная цель: сочетать предметы по их функциональной при- надлежности Задание: составить пары предметов, выполняющих одинако- вую функцию Материал: средняя по величине коробка, пара предметов (на- пример, ложка и вилка, носок и ботинок, зубная щетка и паста) | Д/И «Построй лесенку» Цель. Учить детей составлять упорядоченный ряд предметов по степени выраженности в них признака длины.
| Д/И «Помоги Незнайке» Цель. Учить детей застегивать пуговицы; продолжать развивать мелкие движения рук; формировать положительное эмоциональное отношение к игре и целенаправленность действий с предметами.
| Д/И « «ДОСТАНЬ КАМЕШКИ!» Оборудование: банка с водой, камешки, разные палочки: с крючком, сачком, колечком, вилкой (рис. 4). | Д/И «Оденем кукол» Цель. Та же. Оборудование. Четыре куклы разного размера; два комплекта одежды для них (платье с чепчиком и пальто с шапкой).
Д/И «Гирлянды для елки» Цель. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Оборудование. Цветная проволока; катушки (пластмассовые), окрашенные в яркие цвета.
|
«Мамин день»
| Д/И «Для чего нужен предмет?» Учебная цель: сортировать по категориям Задание: сортировать картинки простых предметов по их функ- циям Материал: картинки предметов быта, которые группируются по функциям | Д/И «Один и много». Цель: учить находить один и много одинаковых предметов, расположенных в определенных участках комнаты.
| Д/И «Коврик для мамы (занятие)» Цел ь. Продолжать развивать мелкие движения пальцев, целенаправленность действий в работе с бумагой; учить ценить результаты своего труда, понимать, что своей работой можно принести радость близким людям.
| Д/И «ПОКАТАЙ МАТРЕШЕК!» Оборудование : тележка со стержнем; две двухместные матрешки; палочка с колечком, палочка с крючком, лопатка (рис. 7). | Д/И «Кто скорее свернет ленту?» Цель. Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку; обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».
|
«Весна»
| Д/И «Разложи по коробкам» Учебная цель: сочетать предметы с одинаковыми функциями Задание: сортировать предметы по их предназначению Материал: две или три коробки средней величины, две или три группы предметов одинакового предназначения (например, груп- па 1: ложка, вилка, тарелка; группа 2: носок, рубашка, штаны) | Д/И «Построй башенку» Цель. Продолжать учить детей составлять упорядоченный ряд предметов по степени выраженности у них признака величины; | Д/И «Капает дождик» Задача: развивать мелкую моторику, подражания движе- ниям рук. Оборудование: разноцветные декоративные камешки, поднос. * * * Логопед и ребенок выполняют движения по тексту. Дождик капнул понемножку. Логопед стучит паль- цем по столу. Протянули мы ладошку. Показывает ладонь ре- бенку. Дождик пошел сильнее: кап-кап-кап. Стучит по ладони пальцем. Затем логопед вместе с ребенком выкладывает разноцветные камешки на подносе. | Д/И «ПОКОРМИ КРОЛИКА!» Оборудование: клетка с кроликом (или игрушка-зайка); предметы: вилка, ложка, палочка с колечком, палочка с крючком (рис. 8). | Д/И «Нарядные зверюшки» Цель. Та же. Оборудование. Игрушки зверей (мишки, зайки, собачки, кошки); ленты длинные и короткие по числу игрушек; длинные ленты по сравнению с короткими должны быть такими, чтобы их можно было обернуть вокруг шеи мишки (собачки и др.) и завязать красивый бант.
|
Перелетные птицы» | Д/И «Кубики» Учебная цель: различать цвета, познакомить с названиями ос- новных цветов Задание: подать кубик названного цвета Материал: цветные кубики, бусы, бумага | Д/И «Найди такой же» Цель. группировать предметы по двум признакам (форме и цвету).
| Д/И « ПОКОРМИМ ПТИЧЕК» В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек - это могут быть воробушки, или курочки, уточки. "Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!" | Д/И «НАПОИ ПТИЧКУ!» Оборудование: игрушка-птичка, тарелочка, тесьма (рис. 6). | Д/И «Построй ворота» Цель. Обратить внимание на высоту и ширину предметов; учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними; закреплять знание слов «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».
|
Апрель «Весенние цветы»
| Д/И «Найди» Учебная цель: понимать основные и соотносительные слова, следовать речевым указаниям Задание: следовать речевым указаниям, которые содержат ос- новные (наименования знакомых предметов) и соотносительные слова (например, в, под, за) Материал: несколько обычных предметов | Д/И «День рождения медвежонка» Цель. Упражнять детей в составлении сериационного ряда; развивать ориентировку на величину; Материал. Медвежонок, 5 грузовых машин, 4 матрешки разной величины, 4 красные штанги Монтессори, 14 зайчиков. Игрушки в игровом уголке: куклы, машины, кубики.
| Д/И «Флажок» Цвынтарный | Д/И «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!» Оборудование : комнатное растение, лейка, тряпочка,
| Д/И «Лото (определение предмета по величине)» Цель. Учить определять зрительно предметы резко различной величины; соединять зрительный образ со словом.
|
«Насекомые»
| Д/И «Что не подходит?» Учебная цель: распознавать общие понятия Задание: найти предмет, который не подходит к остальным трем, которые со своей стороны создают четко различимую группу Материал: 2 коробки средней величины, 4 малых предмета, из которых 3 имеют одинаковую функцию или свойства (например, яблоко, банан, лимон и игрушечный автомобиль) | Д/И «Сколько зайчиков» Цель. Упражнять детей в составлении сериационного ряда; развивать ориентировку на величину; продолжать учить детей определять и называть количества предметов. Материал. Медвежонок, 5 грузовых машин, 4 матрешки разной величины, 4 красные штанги Монтессори, 14 зайчиков. Игрушки в игровом уголке: куклы, машины, кубики.
| П/И «Жук» | Д/И «ПОЧЕМУ СКАТИЛСЯ МЯЧИК?» Оборудование : два маленьких мяча: красный и синий; желобок, дощечка. | Д/И «Пирамидки» 1-й вариант. Сложи и закрой
Цель. Знакомить с пирамидкой, упражнять в нанизывании колец (1-й вариант); учитывать величину в действиях с предметами, соблюдать принцип складывания пирамидки (брать каждый раз самое большое кольцо), проверять свой выбор путем накладывания колец (2-й вариант); складывать пирамидку, опираясь на зрительное соотнесение величин, в качестве способа проверки не применять способ наложения (3-й вариант).
«Найдите цветок для бабочки» Задача: учить различать цвета (обозначать результат слова- ми «такой», «не такой»). Оборудование: цветы и бабочки, вырезанные из разноцвет- ного картона. Словарь: бабочка, цветок, смотри, слушай, такой, не такой. |
Май «День Победы»
| Д/И «Сладкий и кислый» Учебная цель: понимать слова, обозначающие свойства (каче- ства), распознавать противоположности Задание: сортировать различные продукты питания на «слад- кие» и «кислые» Материал: различные сладкие (конфеты, лимонад) и кислые (лимон, сок грейпфрута, кислые огурцы) продукты, бумага, фло- мастер | Д/И «Столько — сколько» Цель. Познакомить детей с приемом наложения предметов на рисунки карточек-образцов; учить их понимать выражение «столько — сколько»; раскладывать предметы слева направо; отражать в речи равенство множеств («Я положил столько зеленых яблок, сколько красных»).
| П/И «Замок» | Д/И «УГАДАЙ, ЧТО В КОРОБОЧКЕ!» Оборудование : коробка (типа готовальни), закрывающаяся при помощи выдвижного штифта; две разные предметные картинки (рис. 10). | Д/И «Пирамидки» 2-й вариант. Красивая пирамидка (занятие)
Цель. Знакомить с пирамидкой, упражнять в нанизывании колец (1-й вариант); учитывать величину в действиях с предметами, соблюдать принцип складывания пирамидки (брать каждый раз самое большое кольцо), проверять свой выбор путем накладывания колец (2-й вариант); складывать пирамидку, опираясь на зрительное соотнесение величин, в качестве способа проверки не применять способ наложения (3-й вариант).
|
«Дом, улица, город»
| Д/И «Ку-ку» Учебная цель: совершенствовать способность взаимодействия и зрительного контакта Задание: сохранять зрительный контакт минимум в течение 3 секунд и получать радость во время простой контактной игры Материал: большой платок | Д/И «Столько — сколько» Цель. Познакомить детей с приемом наложения предметов на рисунки карточек-образцов; учить их понимать выражение «столько — сколько»; раскладывать предметы слева направо; отражать в речи равенство множеств («Я положил столько зеленых яблок, сколько красных»).
| П/И «Домик» | Д/И « «УГОСТИ КУКЛУ ЧАЕМ!» Оборудование : кукла; кукольный деревянный стол; кукольная посуда | 3-й вариант. Сложи пирамидку Д/И «Пирамидки» Цель. Знакомить с пирамидкой, упражнять в нанизывании колец (1-й вариант); учитывать величину в действиях с предметами, соблюдать принцип складывания пирамидки (брать каждый раз самое большое кольцо), проверять свой выбор путем накладывания колец (2-й вариант); складывать пирамидку, опираясь на зрительное соотнесение величин, в качестве способа проверки не применять способ наложения (3-й вариант).
|
«Правила дорожного движения»
| Д/И «Кто? Что? Где?» Учебная цель: реагировать на ряд вопросов Задание: показывать соответствующие картинки, отвечая на вопросы «Кто? Что? Где?» Материал: рисунки предметов (мяч, автомобиль, стул, кро- вать), животных (собака, лошадь, корова, кошка) и людей (мать, отец, ребенок, пожарник) | Д/И «Столько — сколько» Цель. Продолжать учить детей накладывать на карточку столько картинок или игрушек, сколько их нарисовано, помещать предметы точно на картинки правой рукой слева направо; упражнять в сравнении предметов контрастных и одинаковых по длине. | Д/И «Кто ловкий?» Цель. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
| Д/И «ПОСТРОЙ ЗАЙКЕ ДОМИК!» Оборудование : грузовая машина, зайка, строительный набор, гаечный ключ (пластмассовый).
|
|
«Аквариумные рыбки»
| Д/И «Помоги» Учебная цель: понять, что хочет сделать другой человек Задание: бросить в мусорное ведро клочок бумаги по просьбе другого человека Материал: салфетки, мусорная корзина | Д/И «Столько — сколько» Цель. Продолжать учить детей накладывать на карточку столько картинок или игрушек, сколько их нарисовано, помещать предметы точно на картинки правой рукой слева направо; упражнять в сравнении предметов контрастных и одинаковых по длине. | Д/И «Поймай рыбку» Цель. Та же: развивать положительное отношение к игре. Оборудование. Материалы из игры «Поймай рыбку»: пластмассовые рыбки, аквариум, сачки.
| Д/И «ПОСТРОЙ ЗАБОР!» Оборудование : домик, кирпичики с отверствиями (или кубики), палочки- колышки (пластмассовые); набор предметов: молоток, гаечный ключ, отвертка | Д/И «Где такие? « Цель. Продолжать учить детей соотносить предметы по величине, зрительно проверяя правильность выбора, при необходимости использовать наложение и обведение по контуру; закреплять слова «большой», «маленький», «больше», «меньше», «одинаковые».
|