Проект «Мой Смоленск» для детей 6-7 лет с ТНР
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Важной частью модернизации общего образования становится духовно-нравственное и патриотическое воспитание юных россиян. Данная разработка рассчитана на решение задач по воспитанию у детей любви к родному городу, родному краю. В дошкольном возрасте у детей закладываются основы познания своего родного края, формируется чувство любви к малой Родине и развивается творческое воображение через различные виды продуктивной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Мой Смоленск» для детей 6-7 лет с ТНР | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Звёздочка»
Проект «Мой Смоленск»
для детей 6-7 лет с ТНР
Разработали и реализовали: Учитель-логопед Якене Ирина Николаевна
Музыкальный руководитель Шишковская Раиса Михайловна
Пояснительная записка
Важной частью модернизации общего образования становится духовно-нравственное и патриотическое воспитание юных россиян. Данная разработка рассчитана на решение задач по воспитанию у детей любви к родному городу, родному краю. В дошкольном возрасте у детей закладываются основы познания своего родного края, формируется чувство любви к малой Родине и развивается творческое воображение через различные виды продуктивной деятельности.
Взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом. Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к истории и культуре своего родного города; пополнение знаний детей о городе, в котором мы живём, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира, путем изучения культурного наследия родного края при участии родителей как участников образовательных отношений.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Смоленском в дошкольном возрасте. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города – надо его знать. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, формируют образ мира на основе воспитания разносторонне развитой личности, определяют и развивают навык жизни в коллективе, где каждый самоценен и гармонизирован с коллективом.
Целевая аудитория проекта: дети 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К этой категории детей относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дизартрии, ринолалии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии, и др., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
Содержание проекта:
- Тип проекта по доминирующей деятельности – нравственно-патриотический.
- Тип проекта по характеру содержания – ребёнок и педагог.
- Тип проекта по количеству участников – групповой.
- Тип проекта по продолжительности – среднесрочный (5 недель).
- Образовательные области – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель проекта:
Создание условий для развития познавательного интереса к истории малой родины и воспитания чувства любви к ней у детей с ОВЗ. Содействие формированию у ребенка «патриотизма наследника», «патриотизма защитника», «патриотизма созидателя и творца».
Обучающие задачи:
- Расширить знания детей о родном городе, формировать интерес к малой родине, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего Смоленского края;
- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении;
- содействовать усвоению у детей основ нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм региона;
- учить отражать полученные знания в различных видах деятельности (игровой, умственной, изобразительной и т.д.);
- обогатить активный словарь и автоматизировать правильное произношение поставленных звуков.
Развивающие задачи:
- развивать связную, грамматически правильную речь, планирующую функцию речи и общие речевые навыки;
- способствовать развитию чувство ритма, музыкального слуха, координации речи, движения и музыки.
Воспитательные задачи:
- воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к Родине, чувство служения и верности интересам страны;
- воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества, чувство доброты и отзывчивости;
- поддерживать уверенность в себе, обогащать эмоциональный опыт ребёнка.
Принципы и подходы:
- принцип государственной политики РФ в области образования;
- принцип поддержки разнообразия детства;
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей детей;
- принцип коррекционной направленности;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, расширяющий «зону ближайшего развития» личности ребенка с учетом возрастных и особых образовательных потребностей;
- принцип интеграции отдельных образовательных областей: познавательной, речевой, социально-коммуникативной и художественно-эстетической;
- принцип использования полученных знаний в область жизнедеятельности.
Планируемые результаты
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства делает неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты представлены в виде целевых ориентиров:
- ребенок обладает элементарными представлениями о родном городе, о его достопримечательностях, знаменитых людях;
- ребенок проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности;
- у ребенка развивается связная речь (увеличивается количество и объём высказываний) и общие речевые навыки.
Три этапа реализации проекта
I этап Поисково– аналитический
- Подбор программно – методического обеспечения:
- Подбор исторического и демонстрационного материла;
- Подбор музыкального сопровождения (песни о Смоленске, фрагменты музыкальных произведений М.И. Глинки);
- Подбор логоритмических упражнений и игр;
- Подбор стихов о Смоленске, смоленских пословиц и поговорок;
- Создание презентаций, конспектов бесед и НОД.
- Разработка стратегии реализации проекта.
II этап Практический
- Реализация программы по развитию нравственно-патриотического воспитания посредством познания своего родного города, согласно выработанной стратегии.
- Пополнение и модернизация педагогической копилки.
III этап Заключительный
По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
- реализация данного проекта формирует:
- интерес у детей к родному городу, к его истории и достопримечательностям, имеющих истинную ценность для духовного развития;
- расширяет представления детей о родном городе;
- учит детей ориентироваться в своем микрорайоне.
- повышает «краеведческую компетенцию» педагогов и расширяет педагогическую копилку материалами по краеведению.
План внедрении
Времен-ной период | Содержание работы | Ответст- венные |
2 недели 1-ая неделя. 2-ая неделя | I блок «Памятные места Смоленска»: 1.Ознакомление с достопримечательностями города (беседа с презентацией «Достопримечательности Смоленска») 2.Ознакомление с памятниками города (беседа с презентацией «Памятники Смоленска») | Учитель- Логопед |
Уч.-логопед, музыкал. руковод. | ||
Предварительная работа с детьми к итоговой НОД (изготовление поделки с помощью техники оригами «Кораблик», заучивание стихов) | ||
НОД «Памятные места» | ||
3-я неделя | II блок «Крепостная стена» Беседа с презентацией «Ожерелье всея Руси» | Уч.-логопед |
Предварительная работа с детьми к итоговой НОД (заучивание смоленских пословиц и поговорок, разучивание песни; выполнение рисунков «Мой Смоленск») | Уч.-логопед, музыкал. руковод. | |
4-ая неделя | III блок «Ближайшее окружение» Беседа с презентацией «Улицы Николаева и Гагарина» | Уч.-логопед |
Экскурсия к бюсту Николаева, к скверу Гагарина, к мемориальному комплексу «Солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга», к кинотеатру «Современник», к торговому центру «Центрум» | Уч.-логопед, музыкал. руковод. | |
Экскурсия к камерному театру, к СШ №26. | ||
Предварительная работа к итоговой НОД | ||
5-ая неделя | Интегрированная (итоговая) НОД «Наш город» | Уч.-логопед, музыкал. руковод |
Продукт проектной деятельности:
1). Презентации:
- «Достопримечательности Смоленска»
- «Памятники Смоленска»
- «Ожерелье всея Руси»
- «Улицы Николаева и Гагарина»
- «Наш город»
2). Материал к беседам-презентациям:
- «Достопримечательности Смоленска»
- «Памятники Смоленска»
- «Ожерелье всея Руси»
- «Улицы Николаева и Гагарина»
3). Конспекты НОД:
- «Памятные места города Смоленска»
- «Наш город»
4). Подборка стихов о Смоленске, смоленских пословиц и поговорок.
5). Подборка музыкального сопровождения проекта:
- фрагменты музыкальных произведений М.И. Глинки: «Жаворонок», «Полька», Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»
- песни о Смоленске
- Гимн города Смоленска
Источники
1.Программа МДОУ д/с №10 «Звездочка» «Край мой Смоленский»2000 г.
2.Лапикова А.В. Прогулки по Смоленску. – Смоленск, Русич,2006 г.
2.ГоловкинаА.В. Край мой Смоленский. - Смоленск 1995 г.
3.Баевский В.С. Поэты земли Смоленской. – Смоленск 2001 г.
4.Модестов Ф.Э. Смоленская крепость. – Смоленск 2003г.
6.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. – С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.
5.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.
-М., ТЦ Сфера, 2008г.
6.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.
-М., ТЦ Сфера, 2007г.
7.Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «Непослушных» звуков.- Ярославль, Академия развития 2006г.
8.Макарова Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2009г.
9.Журнал «Музыкальная палитра» СПб. «Атол»
10. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие любознательности у детей старшей группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Волшебница Осень»
Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.ссылка на презента...
Летний экологический проект для ДОУ Проект «Любители природы» для детей средней группы
Познавательно - исследовательский проект, с целью развивития познавательного интереса к живой природе, воспитания любовви к природе, уважительного и заботливого отношения ...
ПРОЕКТ «Семеновская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.
https://cloud.mail.ru/public/5t8y/Z8XSQQsMcТип проекта:По продолжительности – краткосрочный;По составу участников проекта – индивидуальный;По направленности деятельности участников проекта :познавател...
Инновационный проект по развитию речи детей через ознакомление с родным городом "Мой Смоленск"
Авторы проекта учителя - логопеды Власенкова Валентина Ивановна, Конусевич Мария Леонидовна.Тип проекта: открытый, межгрупповой, исследовательский.Вид проекта: познавательн...
Приказ об утверждении проекта "Мой Смоленск"
Приказ об утверждении проекта "Мой Смоленск"...
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «РОДНОЙ СМОЛЕНСК - ЛЮБЛЮ И ЗНАЮ!»
Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребёнок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города. Но есть ещё и историческая памя...
Проект «Памятники Смоленска»
Проект «Памятники Смоленска»...