Проект «Мой Смоленск» для детей 6-7 лет с ТНР
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Якене Ирина Николаевна

Важной частью модернизации общего образования становится духовно-нравственное и патриотическое воспитание юных россиян. Данная разработка рассчитана на решение задач по воспитанию у детей любви к родному городу, родному краю. В дошкольном возрасте у детей закладываются основы познания своего родного края, формируется чувство любви к малой Родине и развивается творческое воображение через различные виды продуктивной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Звёздочка»

Проект «Мой Смоленск»

для детей 6-7 лет с ТНР

                                                 

Разработали и реализовали:                                                                          Учитель-логопед  Якене Ирина Николаевна

Музыкальный руководитель Шишковская Раиса Михайловна

Пояснительная записка

Важной частью модернизации общего образования становится духовно-нравственное и патриотическое воспитание юных россиян. Данная разработка рассчитана на решение задач по воспитанию у детей любви к родному городу, родному краю. В дошкольном возрасте у детей закладываются основы познания своего родного края, формируется чувство любви к малой Родине и развивается творческое воображение через различные виды продуктивной деятельности.

Взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом. Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к истории и культуре своего родного города; пополнение знаний детей о городе, в котором мы живём, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира, путем изучения культурного наследия родного края при участии родителей как участников образовательных отношений.

 «Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Смоленском  в дошкольном возрасте. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города – надо его знать. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

 Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения  в современном обществе, формируют образ мира на основе воспитания  разносторонне развитой личности, определяют и развивают навык жизни в коллективе, где каждый самоценен и гармонизирован с коллективом.

Целевая аудитория проекта:  дети 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи при  сохранном слухе и первично сохранном интеллекте.  К этой категории детей относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дизартрии, ринолалии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии, и др., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Содержание проекта:

  • Тип проекта по доминирующей деятельности – нравственно-патриотический.
  • Тип проекта по характеру содержания – ребёнок и педагог.
  • Тип проекта по количеству участников – групповой.
  • Тип проекта по продолжительности – среднесрочный (5 недель).
  • Образовательные области – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель проекта: 

Создание условий для развития познавательного интереса к истории малой родины и воспитания чувства любви к ней  у детей с ОВЗ. Содействие  формированию у ребенка «патриотизма наследника», «патриотизма защитника», «патриотизма созидателя и творца».

Обучающие задачи: 

  • Расширить знания детей  о родном городе, формировать интерес к малой родине, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего Смоленского края;
  • формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении;
  • содействовать усвоению  у детей основ нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм  региона;
  • учить отражать полученные знания в различных видах деятельности (игровой, умственной, изобразительной и т.д.);
  • обогатить активный словарь и автоматизировать правильное произношение поставленных звуков.

Развивающие задачи:

  •      развивать связную, грамматически правильную речь, планирующую функцию речи и общие речевые навыки;
  •      способствовать развитию чувство ритма, музыкального слуха, координации речи, движения и музыки.

Воспитательные задачи: 

  • воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к Родине, чувство служения и верности интересам  страны;
  •  воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества, чувство доброты и отзывчивости;
  • поддерживать уверенность в себе, обогащать эмоциональный опыт ребёнка.

Принципы и подходы:

  • принцип  государственной политики  РФ в области образования;
  • принцип поддержки разнообразия детства;
  • принцип  учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей детей;
  • принцип коррекционной направленности;
  • принцип развивающей направленности образовательного процесса, расширяющий  «зону ближайшего развития» личности ребенка с учетом возрастных и особых образовательных потребностей;
  • принцип интеграции  отдельных образовательных областей: познавательной, речевой, социально-коммуникативной и художественно-эстетической;
  • принцип  использования полученных знаний в область жизнедеятельности.

Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства делает неправомерными  требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты представлены в виде целевых ориентиров:

  • ребенок обладает элементарными представлениями  о родном городе, о его достопримечательностях,  знаменитых людях;
  • ребенок проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности;
  • у ребенка развивается связная речь (увеличивается количество и объём высказываний) и общие речевые навыки.

Три этапа реализации проекта

I этап    Поисково– аналитический

  1. Подбор программно – методического обеспечения:
  • Подбор исторического и демонстрационного материла;
  • Подбор музыкального сопровождения (песни о Смоленске, фрагменты музыкальных произведений М.И. Глинки);
  • Подбор логоритмических упражнений и игр;
  • Подбор стихов о Смоленске, смоленских  пословиц и  поговорок;
  • Создание презентаций, конспектов бесед и НОД.

  1. Разработка стратегии реализации проекта.

II этап     Практический

  1. Реализация программы по развитию нравственно-патриотического воспитания посредством познания своего родного города, согласно выработанной стратегии.
  2. Пополнение и модернизация педагогической копилки.

III этап    Заключительный

По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  1. реализация данного проекта формирует:
  •  интерес у детей к родному городу,  к его истории и достопримечательностям, имеющих истинную ценность для духовного развития;
  • расширяет представления детей о родном городе;
  • учит детей ориентироваться в своем микрорайоне.
  1. повышает «краеведческую компетенцию» педагогов и расширяет педагогическую копилку материалами по краеведению.

План внедрении

Времен-ной период

Содержание работы

Ответст-

венные

2 недели

1-ая неделя.

2-ая неделя

I блок «Памятные места Смоленска»:

1.Ознакомление с достопримечательностями города (беседа с презентацией «Достопримечательности Смоленска»)

2.Ознакомление с памятниками города (беседа с презентацией «Памятники Смоленска»)

Учитель-

Логопед

Уч.-логопед,

музыкал.

руковод.

Предварительная работа с детьми к итоговой НОД (изготовление поделки с помощью техники оригами «Кораблик», заучивание стихов)

НОД «Памятные места»

3-я неделя

II блок «Крепостная стена»

Беседа с презентацией «Ожерелье всея Руси»

Уч.-логопед

Предварительная работа с детьми к итоговой НОД (заучивание смоленских пословиц и поговорок, разучивание песни; выполнение рисунков «Мой Смоленск»)

Уч.-логопед,

музыкал.

руковод.

4-ая неделя

III блок «Ближайшее окружение»

Беседа с презентацией «Улицы Николаева и Гагарина»

Уч.-логопед

Экскурсия к бюсту Николаева,  к скверу Гагарина, к мемориальному комплексу «Солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга», к кинотеатру «Современник», к торговому центру «Центрум»

Уч.-логопед,

музыкал.

руковод.

Экскурсия к камерному театру, к СШ №26.

Предварительная работа к итоговой НОД

5-ая неделя

Интегрированная (итоговая)   НОД

«Наш город»

Уч.-логопед,

музыкал.

руковод

Продукт проектной деятельности:

1).  Презентации:

  • «Достопримечательности Смоленска»
  • «Памятники Смоленска»
  • «Ожерелье всея Руси»
  • «Улицы Николаева и Гагарина»
  •  «Наш город»

2). Материал к беседам-презентациям:

  • «Достопримечательности Смоленска»
  • «Памятники Смоленска»
  • «Ожерелье всея Руси»
  • «Улицы Николаева и Гагарина»

3). Конспекты НОД:

  • «Памятные места города Смоленска»
  • «Наш город»

4). Подборка стихов о Смоленске, смоленских пословиц и поговорок.

5). Подборка музыкального сопровождения проекта:

  • фрагменты музыкальных произведений М.И. Глинки: «Жаворонок», «Полька», Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»
  • песни о Смоленске
  • Гимн города Смоленска

Источники

1.Программа МДОУ д/с №10 «Звездочка» «Край мой Смоленский»2000 г.

2.Лапикова А.В. Прогулки по Смоленску. – Смоленск, Русич,2006 г.

2.ГоловкинаА.В.  Край мой Смоленский.  - Смоленск 1995 г.

3.Баевский В.С.  Поэты земли Смоленской. – Смоленск 2001 г.

4.Модестов Ф.Э.  Смоленская крепость.  – Смоленск 2003г.

6.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. – С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.

5.Картушина М.Ю.  Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.

-М.,  ТЦ Сфера, 2008г.

6.Картушина М.Ю.  Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.

-М.,  ТЦ Сфера, 2007г.

7.Сухин И.Г.  Весёлые скороговорки для «Непослушных» звуков.- Ярославль, Академия развития 2006г.

8.Макарова Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2009г.

9.Журнал «Музыкальная палитра» СПб. «Атол»

10. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие любознательности у детей старшей группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Волшебница Осень»

Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.ссылка на презента...

Летний экологический проект для ДОУ Проект «Любители природы» для детей средней группы

Познавательно - исследовательский проект,  с целью развивития  познавательного  интереса к живой природе, воспитания  любовви к природе, уважительного и заботливого отношения ...

ПРОЕКТ «Семеновская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.

https://cloud.mail.ru/public/5t8y/Z8XSQQsMcТип проекта:По продолжительности – краткосрочный;По составу участников проекта – индивидуальный;По направленности деятельности участников проекта :познавател...

Инновационный проект по развитию речи детей через ознакомление с родным городом "Мой Смоленск"

      Авторы проекта учителя - логопеды Власенкова Валентина Ивановна, Конусевич Мария Леонидовна.Тип проекта: открытый, межгрупповой, исследовательский.Вид проекта: познавательн...

Приказ об утверждении проекта "Мой Смоленск"

Приказ об утверждении проекта "Мой Смоленск"...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «РОДНОЙ СМОЛЕНСК - ЛЮБЛЮ И ЗНАЮ!»

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребёнок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города. Но есть ещё и историческая памя...

Проект «Памятники Смоленска»

Проект «Памятники Смоленска»...