Проект «Развитие любознательности у детей старшей группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Волшебница Осень»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Копотилова Елена Ивановна

Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

ссылка на презентацию проекта  "Волшебница Осень"

https://docs.google.com/presentation/d/1kpwc6Lg9tarW4MmeFIgwKQ8jR7xUY2x6jSAZUnvdreQ/edit#slide=id.p3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_osen.docx450.8 КБ

Предварительный просмотр:

МАУ ДО Ильинский детский сад «Елочка»

                        Актуальность                                                                                                       Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться".

Учитывая, что представления детей шестого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности "Волшебница Осень ". Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн, психологические этюды и задания творческого характера.

Проблема: Что такое осень? Как сформировать у детей представление о целостной картине мира?

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Развитие интереса к изучению природы у детей старшей группы посредством экологического проекта «Волшебница Осень».
2. Авторы проекта: Копотилова Е.И.

3. Район, город, представивший проект: с.Ильинка Казанского района Тюменской области  

4.  Адрес организации: 627432 с.Ильинка  ул.Ленина д.30, Казанского района Тюменской области                                               

5. Телефон: 8(34553)-48371

 6. Вид, тип проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско - творческий.

7. Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

 8.  Задачи:

 Образовательные:

  • формирование основ экологической культуры  дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
  • осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;
  • формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
  • показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Воспитательные:

- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

 Развивающие: 

- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;                                                                                                               - охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

9. Краткое содержание проекта:  

- накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;

- систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;

- анализ поведения человека в природе осенью;  

-  отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

10.  Место проведения: МАУДО Ильинский детский сад «Ёлочка»

11. Сроки проведения: сентябрь 2013- ноябрь 2013 г.  

12. Исполнители проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы «Клубничка» МАУДО Ильинский детский сад «Ёлочка».

13. Возраст детей: 5-6 лет.                                                                                              14. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни).

15. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

  • осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
  • развитие исследовательской деятельности детей в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
  • совершенствование экологической среды группы;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
  • оформление картотеки наблюдений;
  • конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
  • создание панно «Лес» и «Осеннее  дерево»;
  • праздник Осени;
  • выставка поделок "Что нам Осень принесла?";
  • сделать коллекцию семян разных культур;
  • выставки детских рисунков "Золотая осень",
  • участие в конкурсе «Осень пришла с idigo» на сайте  IDIGO..

16. Формы реализации проекта:

  • Занятия;
  • дидактические, с\р  игры;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, картин;
  • использование мультимедийных презентаций;
  • работа с родителями;
  • экскурсии;
  • наблюдения.                     

17. Интеграция с областями:

Проект состоит из трех основных этапов:

  1. Мотивационно – диагностический  (этап разработки творческого проекта ) : для развития экологического сознания - понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, была разработана системная "паутинка": что происходит осенью в живой и неживой природе.

 Постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами, родителями  и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов;

План - схема работы с детьми по осуществлению проекта

 «Волшебница Осень»                                                                                               (старший дошкольный возраст)

Образовательные области.

Виды детской деятельности.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семена», «Магазин цветов», «Уборка урожая с полей».

Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Что растёт на грядке?». «Что растёт на ветке?», «Найди листочек как у меня»; подвижные игры «У медведя во бору», «Листопад», «Солнышко и дождик»; игры – ситуации. Игра – драматизация по произведению «Репка».

 Труд

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Сбор природного материала на прогулке.

Уборка территории детского сада от опавших листьев.

Познание

  • Д\и «Мамы и детеныши», «Когда это бывает»,
  • Задания на сравнения .(Приложение 2)                                 Описание природы в сентябре – октябре – ноябре.
  • Упражнения ФЭМП «Пересчитай листья», п\и «Тучи дождевые».  
  • Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
  • Ознакомление с природой:

беседы «Золотая осень» (Приложение 1), «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью»,  «Ягоды», «Грибы», «Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;

  • - занятия «Жизнь природы осенью», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;
  • - экскурсия на зерносклад, пекарню.
  • - цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью».(Приложение 3) : «Где же солнышко?», «Ветер подул», «Наступила осень – листья пожелтели», «От воды туман», «Дождь и снег»,  «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они - цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов»,  «Украсим группу красивыми цветами», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»  
  • Просмотр презентаций: «Овощи», «Фрукты», «Что такое осень?», «Осенние зарисовки».

Коммуникация

Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в лесу?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.                                          Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. Игра лабиринт «Куда упали листья». (Приложение 4) Беседа по вопросам о времени года – осень. Игры «Найди ошибку», «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно».

Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

 Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов  «Листопадничек». Просмотр м\ф: «Муха Цикатуха», «Вершки и корешки», «Мешок яблок».

Художественное творчество

Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Идет дождь», натюрморт из фруктов.

Лепка:  «Фрукты», «За грибами в лес осенний», «Осенний ковер»,  «Овощи».

Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов», изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.

Конструирование: «Овощехранилище» , «Грибок» (из бумаги), «Осенний ковер» (природный материал), «Осеннее дерево», панно «Лес».

 Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей из пластилина.

Музыка

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени.

Исследовательская деятельность

Собирание с детьми на прогулках разноцветных листьев, сбор семян разных культур,  рассматривание их, сравнение по форме и величине.

Культурно - досуговая деятельность: «Праздник осени».  Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени. Осенняя викторина.

Мероприятия по работе с родителями: 

- изготовление печатных консультаций по темам: «Осень», «Фрукты», «Овощи»;

- организация выставок детских работ:  рисунков, поделок из природного материала, пластилина.

- проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек из природных даров.

- совместные экскурсии с детьми.

- участие в празднике «Золотая Осень».

     

2. Практический этап  (собственно - исследовательский) - реализация комплексного проекта "Волшебница Осень " с участниками проекта, поиск ответов на поставленные вопросы;

    В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

    Проект «Волшебница Осень» групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени. К сожалению, наши дети имеют весьма ограниченные возможности для широкого общения с природой, поэтому экологический проект мы начали с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.

     Знания, полученные детьми на занятиях, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.      

        С детьми были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света), характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.

    Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений – прикреплённость их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Детям интересно было заниматься трудом в природе, так как накануне мы беседовали с детьми о том, что, падая, листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев, кустов и цветов от морозов, что земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что опавшие листья на земле - это не мусор, они очень нужны почве, растениям, которые на ней растут.  Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть- это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. Детям интересно было узнать, что такое «поздняя осень»- это осень «с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе».

         Собирая семена однолетних цветов, дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда взялся цветок?» и поразмышляли над вопросом «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»  

           Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.    

     Гуляя по участку дети заметили, что птичьих голосов стало слышно все меньше и меньше. Почему? Детям интересно было узнать, что некоторые птицы улетают в теплые края, эти птицы- насекомоядные. Зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма. (В ходе проекта наблюдали за перелетными птицами).

Скоро белые метели снег поднимут от земли.

Улетают, улетели,  улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел.

Аист крыльями полощет - улетает, улетел!

Лист качается узорный в  синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной в  огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,  улетели и грачи.

     Провели ряд экскурсий за пределы участка детского сада с разными целями. Смотрели, что происходит на зерноскладе во время уборки урожая, на пекарню, за соседними домами. Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами: «Раз, два, три к дереву беги!», «С какого дерева листок?», «Назови листочек», «Найди такой же», «Мы - осенние листочки».                                                                                                                                                             В ходе проекта дети посетили зерносклад, где увидели разнообразие зерновых культур: пшеницу, овес, ячмень. Результатом экскурсии у детей возникла сожетно- ролевая игра «Уборка урожая с полей».

    Вместе с детьми в уголке природы мы поместили дары осени: овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли. Использовалось художественное слово:

   ПОМИДОР-ЗАЗНАЙКА                                                                                     «Огурец и помидор как-то раз вступили в спор:
Кто полезнее из них, кто вкуснее из двоих?                                                                               Помидор был очень гордым, называл огурчик твёрдым
И безвкусным, как вода. Говорил: “А я всегда
Очень сочный, мягкий, красный!” “Разошёлся ты напрасно, -
Огурец ему сказал, - Зелен ты пока и мал.
Окончательно созреешь, только если покраснеешь.                                                                              А меня уже едят, мной вовсю давно хрустят.
Даже самый маленький я всегда удаленький!»
 
По таинственным законам, непонятным до сих пор,
 Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
 Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
 А земля – черным – черна, а земля для всех одна.
              В ходе работы по проекту «Волшебница Осень» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

    В ходе работы дети постоянно задавали вопросы. К детским вопросам, мы- взрослые, относились внимательно, отвечали на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавали встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало  ребенка к самостоятельным размышлениям. Отвечая на детские вопросы, обращались к мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

     Работая над проектом, мы ставили задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.

    В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, экологические игры - путешествия, эксперименты , экологические задачи.                                                                            С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку семейных работ из природного материала под названием "Что нам Осень принесла?", конкурс рисунков «Золотая Осень». Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей.

3. Аналитический этап (заключительный): анализ эффективности работы по проекту,  обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Поспособствовало накапливанию у детей конкрето-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети ближе познакомились с растительным и животным миром Тюменской области, особенностями наступления осени в данной местности. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось. 

  •  изготовление цифрового фото альбома «Что нам Осень принесла?»;
  •  подведение итога конкурса среди семей, вручение памятных дипломов;
  •  оформление выставки рисунков «Золотая Осень»;
  •  оформление выставки семейных поделок из даров осени (показ детям сада);
  •  изготовление  коллекции семян разных культур;
  • Работа с социумом: статья о выставке в районной газете «Наша жизнь», фотоальбом на сайте ДОУ, участие в конкурсе «Осень пришла с idigo» на сайте  IDIGO.

Ожидаемый результат:

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован  весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют:

- большое количество овощей, фруктов и осенних даров;

- Расширились знания детей об осени, ее признаках, осенних приметах и явлениях:

- Пополнился словарный запас;

- Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы. 

               В октябре в детском саду был объявлен конкурс рисунков «Золотая Осень». Любой желающий при входе в группу мог проголосовать за понравившуюся ему работу. В голосовании принимали участие дети и родители нашей группы, некоторые родители соседних групп и педагоги. Поздравляем победителей!

  •  1 место - рисунок семьи Худяковых
  • 2 место поделили рисунки  семей Плесовских и Жолобовых
  • На 3 месте – семья Сайчик

Благодарим всех родителей за участие!!!

4. Презентация продукта деятельности   (Приложение 6)

Литература :

  1. -Занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет\ В.Гербова. – М.:Просвещение, 1987.
  2. «Конспекты занятий по познавательному развитию» старшая группа В.Н.Волчкова
  3. «Конспекты интегрированных занятий  по обучению грамоте, познавательному развитию, развитию речи» подготовительная группа А.В.Аджи
  4. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»  Г.Я.Затулина
  5. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа И.А.Лыкова
  6. «Занятия по изобразительной  деятельности в детском саду» Старшая группа Г.С.Швайко 
  7. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» Т.М.Бондаренко
  8. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Т.М.Бондаренко
  9. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» Т.М.Бондаренко
  10. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Т.М.Бондаренко

Приложение 1

Беседы. Знакомство с приметами осени.

Сентябрь

  1. Чтение стихотворения 

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом,

И птицы улетают,

И детям в школу надо

  1. Знакомство с прииметами  ранней осени.

Воспитатель: Какое время года сейчас? А месяц? (Сентябрь). Сентябрь – это первый осенний месяц. Сейчас ранняя осень. На улице жарко? Солнце светит? Ветер дует? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди?

Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья начинают менят  окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Октябрь

  1. Чтение  стихотворения А. Плещеева «Осень».

Что ты рано в гости,

 Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

2.  Признаки «Золотой осени».

Дети рассматривают картинку с изображением осеннего пейзажа и отвечают на вопросы: - Какое время года изображено на картинке? Какой осенний месяц? Почему вы так думаете

Погода теплая или холодная? Почему вы так думаете? Какая одежда на людях? Где находите!

люди? Что они делают? Какого цвета листья в октябре? В октябре часто идут дожди? Какое небо? Как светит солнце? Много ли фруктов и овощей в октябре? Почему много листьев на земле!

Как называется явление природы, когда падают листья? Что делают птицы в октябре?

Ноябрь

  1. Чтение стихотворения

Скучная картина!

Тучи без конца, дождик льется,

Лужи у крыльца.

  1. Описание поздней осени

Воспитатель. Поздней осенью становится холдодно. Солнце светит редко и греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду.

Приложение 2

  1. Повторение стихотворения.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом.

 И птицы улетают,

И детям в школу надо.

2.         Беседа по вопросам.

-       Как называется первый осенний месяц? — А второй?

-        Сейчас уже третий месяц осени. Как он называется?

-         На улице тепло или холодно?

-        Солнце часто светит?

-        Дожди часто идут?

-        Дожди теплые или холодные?

-        Трава растет или засыхает?

-       Что происходит с листьями на деревьях?

-       Какую одежду носят люди?

3.         Сравнение.

Задание:

а)        Закончите предложения:

В октябре было тепло, а сейчас - ... (холодно).

В октябре листья начинают падать, а сейчас - ,.. (опали).

В октябре птицы начали улетать, а сейчас - .,. (все улетели).

В октябре солнце немного грело, а сейчас - ... (не греет).

В октябре дожди шли редко, а сейчас - ... (часто).

В октябре снега нет, а в ноябре выпадает ... (первый снег),

б)       Сравните осень с летом. Скажите наоборот:

Летом солнце яркое, а осенью... Летом небо светлое, а... Летом день длинный, а... Летом деревья зеленые, а... Летом люди одеваются легко, а... Летом колхозники растят урожай, а...

в)         Найдите ошибки:

В ноябре дети носят легкую одежду.

В ноябре набухают почки, распускаются листья.

В ноябре солнце сильно греет.

В ноябре бывают заморозки и снег.

В ноябре птицы прилетают из теплых краев.

4.          Описание поздней осени.

Воспитатель. Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет. Небе серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду,

Дети по образцу описывают осень.

5.           Заучивание стихотворения.

Скучная картина!

Тучи без конца,

 Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

Приложение 3

Цикл наблюдений, эксперименты…

«Ветер подул»
Цель:
• Уточнение представлений детей об осени по существенным признакам осени: холодный ветер.
• Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы.
• Активизация словаря детей: ветер.
Оборудование: 2 карточки из календаря природы, ветер, нет ветра; прямостоящее дерево, дерево качается, ветви наклонены.

Ход наблюдения.
- Сравните две картинки:
Чем они отличаются?
-Почему ветви у дерева наклонены?
- Как определить наличие ветра? (Дети наблюдают за движением султанчиков, вертушки).
Ветер дует-развевает флажок, шуршит султанчиками, крутит вертушку.
-А высоко на небе ветер дует? (дети наблюдают за быстрым движением туч)
- Что заставляет тучи мчаться?
- Какая погода? Ветрено?
- Покажите карточку из календаря.

Ветер подул
Хлопнул ветер дверью сильный
Ветер громкий, ветер сильный,
Он с деревьев листья рвет,
Пыль несет он в огород.
Деревце в окно стучится
Может всякое случиться.
С. Егоров
-Осенний ветер похож на летний: добрый, ласковый, теплый?
Какой осенний ветер?

Ветрено, ветрено
Вся земля проветрена!
И.Токмакова

Наступила осень – листья пожелтели»
Цель:
• Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе: изменение цвета листьев, так как наступила осень.
• Развитие внимания.
• Активизация словаря: листья желтые, красные, зеленые.
Оборудование:

Ход наблюдения.
Дети наблюдают за кленом.
- Давайте полюбуемся нашим деревом. Оно живое, растет, дышит, питается.
Воспитатель пересказывает детям отрывок из рассказа "Последний лист" П.Молчанова.
… И вдруг клен почувствовал, что ему стало прохладно. Он поежился. Зашумел листвой. А вечером ему стало холоднее. Со всех сторон волнами накатывался ветер. Деревце никак не могло уснуть. А на утро, едва забрезжил рассвет, оно почувствовало, что горит.
Пробежал мимо ежик. Остановился, удивился:
- Чудно! И кто это перекрасил деревце в желтый цвет?...
Пролетела мимо сорока, затараторила;
- Откуда здесь такое яркое деревце?
И верно ведь! Все листья за одну ночь стали ярко желтыми. Шелестят на ветру, перешептываются.
И тут молоденький клен понял:
Это наступила осень.
Полюбуйтесь осенними желтыми листьями. Они мелькают среди зеленой листвы.
Отгадайте загадку:
Висят на ветке золотые монетки.
(осенние листья)

В сентябре наступают холода. Люди одеваются в теплую одежду, у животных вырастает теплый подшерсток, а на деревьях и кустах от холода лист желтеет.
Давайте рассмотрим березку; рябину, тополь, спирею (Дети сравнивают цвет листьев разных деревьев и кустарников).

«От воды туман»
Цель:
• Знакомство детей с осенним явлением: туман.
• Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению.
• Активизация словаря детей: осень, холодно, туман.
Оборудование: игрушка – ворон, таз с горячей, теплой водой.

Ход наблюдения.
Воспитатель предлагает детям полюбоваться туманом:
- Это туман.
- Какой он?
- Потрогайте туман рукой, помашите руками перед собой, его не развеять, руками не поймать. Посмотрите на дома, на деревья. Расскажите, что вы видите, а что не видите.

Потемнели ветви,
Из воды туман
Гонит тучи ветер
Из холодных стран.
В. Степанов

- На ветвях березы сидит мудрая птица – ворон. Пойдемте к нему, и он расскажет нам про туман.
Дети идут к березе. Птица просит детей рассказать о погоде: тепло или холодно, есть ли ветер, какое сейчас время года.
Рассказ ворона о тумане:
Осень. Солнце светит мало, холодно. Ночью заморозило траву, листву. Холоден воздух. А в реке, ручейках, болотах, оврагах вода, она теплее, чем воздух. Поднимается от воды пар – это туман. Он тяжелый, стелется по земле, ползет. Туман белый, густой. Наступило утро, глянь, все бело.
- Ребята, по туману можно узнать какой будет день – пасмурный или ясный.
Если туман утром поднимется к небу – будет пасмурно.
Если туман прижмется к земле – жди солнца.
Ворон: Сегодня будет ясно.
(Дети наблюдают за растворением тумана).
Осень

Осень в белые туманы
Сад хоронит по утрам.
Ни дорожек, ни поляны –
Ничего не видно нам.
Понапрасну, где-то с крыши
Кукарекает петух:
Осень будто и не слышит
И туман как-будто глух!
Понапрасну лает в будке
Рассердившийся Буян
И не дует осень в дудки,
И туман, как есть туман!
Но лишь солнце острым, светлым
Первым выстрелит лучом –
Осень к речке, старым ветлам
Подбирается бочком.
И туман снимает белый –
Полотно за полотном:
Сад умытый, свежий, целый
Вновь мы видим за окном!

Е. Городецкий

Эксперимент: Ворон рассказал нам, что туман поднимается от воды в холодный день. Давайте сами сделаем туман. (Выставляется таз с горячей водой. Дети наблюдают, как от воды поднимается пар).
- Что мы получили? Туман! Он клубится, поднимается над водой и расползается, стелется по сторонам.

 «Дождь и снег»
Цель:
• Формирование представлений детей об осени по существенным признакам сезона: основные осенние явления (в октябре снег и дождь, хмурое небо).
• Воспитание интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы.
• Активизация словаря детей: снег, дождь, осень, пасмурно.
• Обогащение словаря: октябрь.
Оборудование: модель конструктор (кружочки маленьких размеров из картона холодных тонов, часть кружков с прорисовкой снежинок).

Ход наблюдения.
- Что у нас над головой?
- Какое сегодня небо: ясное или пасмурное?
- Видно ли на небе солнце?
- Дует ли ветер?
- Холодная или теплая погода?
- Почему вы одеты тепло, рукавицы на руках?
- Расскажите про пасмурную осеннюю погоду. (Дети слушают рассказ 1-2 детей).
Осенью небо низкое, темное, синее, фиолетовое, серое. Тучи большие, медленно плывут по небу.
- На что похожи тучи?
Я смотрю на небо и представляю грозное, холодное, бушующее море, по нему плывет пароход, из трубы валит серый дым клубами.
-У-у-у – воет ветер, гудит пароход.
- А вы, что представляете?
- Что несут тучи?
- Какой дождь осенью: крупный или мелкий, моросящий?
- Дождь теплый или холодный?
Сегодня холодный, моросящий, колючий дождь.
Дети наблюдают за дождем со снегом, выкладывают модель дождя со снегом: сначала вверху стола выкладывается туча из маленьких кружков. На сигнал «дождь», дети передвигают отдельные капельки – кружки вниз; на слова «снег» - передвигают кружочки со снежинкой; на слова «дождь и снег» - выбирают 2 вида карточек.
Дождик
Дождик, дождик моросит осенний. Кружочки - капельки
Сеет дождик через сито дым серый.

Дождь художник: он рисует лужи, Выкладывают лужи из
И на трубах он играет не хуже дождинок

Вот и серый снег пошел, лег густо. Кружочки - снег
До чего же хорошо и грустно. Сугробы
Р.Сэф

В народе есть примета – если снег упал днем – он растает.

«Где же солнышко?»
Цель:
• Формирование представлений детей об осенних изменениях в неживой природе (солнце светит не ярко, тусклое, мало греет, холодное).
• Развитие внимания, речи.
• Активизация словаря детей: солнце, холодно.
Оборудование: игрушка – заяц.

Ход наблюдения.
К детям в гости приходит заяц, он давно не гулял с ними, поэтому просит рассказать, что изменилось.
Воспитатель: Я буду рассказывать, а вы, ребята, покажите зайчонку осенние изменения.
Осенью
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет
Дождик моросит.
А. Плещеев

- Какая погода осенью: холодная или теплая?
- Когда бывает тепло?
- Посмотрите на небо? Есть ли солнце?
- Протяните ладони: тепло ли вам?
Солнце не блестит, не яркое.
Давайте посмотрим на тень от березы – она бледная, серая, нечеткие линии, размытые очертания. Это от того, что солнце далекое, не яркое, мало светит.
- Узнаем, теплое ли солнце?
На участок выносят резиновые мячи, мокрые от воды. Если солнце греет, то оно высушит лучами мячи. (Дети через определенный промежуток времени отмечают, что солнце не нагрело поверхность мячей, они мокрые).
Оглянитесь вокруг, на дорожках лужи, земля мокрая, много грязи. Это осеннее солнце не греет, не сушит дорожки и почву.
ОКТЯБРЬ – грязник.
Почему его так называют?
Отметим в календаре природы солнце (дети выбирают карточку с малым количеством лучей).

        

Приложение 4

Игра-лабиринт «Куда упали листья?».

Дети  на картинке-лабиринте определяют, куда упали лист клена, дуба, рябины.

Презентация изготовления поделки «Сезонное дерево».             Приложение 5

Это дерево, сделанное с помощью бумажных салфеток, клея и надувного шарика, осенних листьев.

Надуваем шарик и обклеиваем его бумажными салфетками

Ждем пока наш шарик высохнет.

 Теперь берем засушенные листья и наклеиваем их на шар.

Затем берем ватман скручиваем и делаем ствол для нашей  кроны.

Поместили его в уголке природы и украсили осенними листочками (по времени года, природными и вырезанными из цветной бумаги. С наступлением нового сезона (зимы) поменяем украшение на снежинки. Весной украсим шар маленькими зелеными листиками. А летом - цветами. «Сезонное» дерево стало настоящим украшением группы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста : Путешествие в страну «Эмоции».

Занятие направленно на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников: умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике, развитие саморегуляции через прослушивание музыкальных пр...

конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы дошкольного возраста

Данное занятие поможет сформировать представление о характерных особенностях образа петуха и цыплят на основе изобразительно-выразительных средств, поэтического слова, музыки, изобразительного искусст...

Доклад на педсовете.Развитие связной речи детей старшей группы дошкольного возраста средствами художественной литературы.

Как ведётся работа по этому вопросу в нащей группе.Какая проводится работа с детьми,с родителями,что планируем в перспективе....

Развитие творческих способностей детей старшей группы дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.

Важность развития творческих способностей для дошкольников средствами декоративно-прикладного исксства подверждена тем, что во ФГОСТ дошкольного образования оно входит в две образовательные области: "...

Проект «Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Осень»

Цель проекта: познавательно- исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.Задачи проекта:Формировать систему знаний о природе, включая знания об е...

План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей старшей группы дошкольного возраста»

Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу....

Проект по художественно-эстетическому воспитанию детей старшая группа дошкольного возраста «Зимняя сказка»

Проект по художественно-эстетическому воспитанию детей старшая группа дошкольного возраста «Зимняя сказка»Тип проекта: творческий, групповой. Продолжительность проекта: краткосрочный...