Годовой план работы тьютора
рабочая программа по коррекционной педагогике

Баринова Любовь Владимировна

Данный материал будет полезен тьюторам, работающим в дошкольных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Годовой план работы тьютора28.55 КБ

Предварительный просмотр:

ГОДОВОЙ ПЛАН

тьютора

на 2023 – 2024 учебный год

Цель: индивидуальное сопровождение воспитанников с ОВЗ в инклюзивном обучении и успешное их включение в среду образовательного дошкольного учреждения.

Задачи:

  1. Создание комфортных условий для нахождения в группе ДОУ: организация рабочего места, места для игр, уголка уединения, отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ.

  1. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы, ДО учреждения, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

  1. Помощь в усвоении адаптированной образовательной программы, преодоление затруднений в образовательной деятельности. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности ребёнка.

  1. Организация сопровождения другими специалистами: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинские работники. Обеспечение преемственности и последовательности специалистов в работе с ребенком.

  1. Осуществление взаимодействия с родителями ребёнка с ОВЗ:
  • включение родителей в процесс обучения и воспитания;
  • формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку;
  • содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, путях его дальнейшего развития.

  1. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в развитии ребенка с ОВЗ.

Функции тьютора:

  1. Диагностическая:
  • сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении;
  • отслеживание положительной динамики в развитии ребёнка с ОВЗ.

  1. Прогностическая:
  • выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у ребёнка психолого-педагогических проблем;
  • разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе;
  • разработка и реализация адаптированной образовательной программы для ребёнка с ОВЗ.

  1. Регулятивная:
  • оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство ДОУ ребёнка с ОВЗ и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем;
  • проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с ребёнком с ОВЗ;
  • включение в образовательный процесс (инклюзивное обучение) специалистов дошкольного образовательного учреждения;
  • консультирование родителей.

  1. Аналитическая:
  • отслеживание динамики развития ребенка с ОВЗ;
  • оценивание успешности воспитанницы с ОВЗ в освоении АОП, в случае необходимости внесение необходимых коррективов.

Организация деятельности тьютора

Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений ребёнка с социумом ДОУ.

Тьютор и воспитанник с ОВЗ.

Тьютор:

  • формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с ребёнком, становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
  • следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из группы в другую комнату, уголок уединения; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
  • координирует образовательную деятельность ребёнка, дозирует учебную нагрузку.

Тьютор и воспитатель группы

Тьютор:

обсуждает с воспитателем:

  • цели и задачи образовательной работы;
  • возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и воспитанницы), уходы с занятий и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
  • каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – воспитатель – тьютор

Тьютор и другие дети

Тьютор:

  • следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;
  • объясняет детям, как общаться с ребёнком с ОВЗ;
  • если тема разговора касается особенностей воспитанника – отвечает на вопросы.

Тьютор и родители

Тьютор:

  • рассказывает родителям ребёнка о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;
  • отвечает на вопросы родителей;
  • даёт методические и практические рекомендации, советы по вопросам образования и воспитания ребёнка.

Тьютор и другие специалисты

(педагог-психолог, музыкальный работник, медицинские работники, и др.).

    Тьютор                                                                     

  •  вносит предложения по оптимизации работы с воспитанником;
  • участвует в составлении индивидуальных программ;
  • осуществляет помощь при проведении занятий, праздника (адаптация задания для ребёнка, помощь в ориентировании в задании, помещении и др.)

Ребенок с ОВЗ и воспитатель

Ребенок слушает воспитателя и выполняет его инструкции, задания

Для этого тьютор:

  • привлекает внимание ребенка к воспитателю, заданию: «Смотри на … (имя воспитателя), слушай…»;
  • «смотри на доску»;
  • «возьми карандаш …»;
  • «положи удобно лист для рисования»;
  • «посмотри на образец»
  • «начнём с …» и т.д.

Ребенок с ОВЗ и тьютор

Ребенок выполняет рекомендации тьютора (простую инструкцию)

Для этого тьютор:

  • следит за организацией рабочего места ребёнка;
  • соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка;
  • если ребенок не успевает полностью выполнить задание –
  • определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;
  • если общее задание для всех детей сложно для понимания, то продолжает с ребёнком работу по предыдущему (недовыполненному заданию).

Ребенок с ОВЗ и другие дети

Ребенок по своей инициативе (инициативе тьютора) общается с другими детьми, отвечает сам (или с помощью тьютора) на обращение других детей к нему.

Для этого тьютор:

  • наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключается к их общению.
  • например, сосед по столу просит у ребенка карандаш нужного цвета, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог детей: «Дай, пожалуйста, карандаш синий» – «Спасибо»
  • «Возьми обратно», «Спасибо».

Ребенок с ОВЗ и родители

Ребенок, придя в ДОУ, прощается с родителями.

По окончании пребывания в ДОУ – встречает родителей и прощается с тьютором и воспитателем.

Для этого тьютор:

  • помогает ребёнку в общении со своими родителями в условиях ДОУ:
  • помогает рассказать, что было в ДОУ, чем он занимался, познакомить с результатами его творчества, демонстрация творческих работ и т.п.

Основные виды деятельности тьютора:

  1. Информационное обеспечение
  2. Организационная деятельность
  3. Учебно-методическая деятельность
  4. Диагностико – аналитическая деятельность.

№ п/п

 Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Информационно-правовая

Пополнение нормативно-правовой и методической базы

по инклюзивному обучению,

организации качественного и доступного образования в ДОУ воспитанников с ОВЗ.

В течение года

Тьютор

Консультации для педагогов

В течение года по запросу

Тьютор

Формирование банка данных современных образовательных технологий (тьюторского сопровождения): игровые, здоровьесберегающие,

личностно-ориентированные (технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения), информационно-коммуникативные и другие.

 

В течение года

Тьютор

Оформление наглядного демонстрационного и печатного материала:

-изготовление методического и практического материала для ООД с ребёнком с особыми образовательными потребностями, для родителей по развитию и воспитанию ребёнка с ОВЗ;

- оказание помощи специалистам при подготовке творческих работ для участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях, праздниках и др., проводимых в ДОУ;

- участие ребёнка с ОВЗ в выставках творческих работ, соревнованиях, праздниках и пр., проводимых в ДОУ.

В течение года

Тьютор, специалисты, воспитатели

Организационная деятельность

  1. 1

     1.

Создание условий для индивидуализации процесса обучения

Ежедневно

Тьютор, воспитатели, специалисты

    2.

Участие ребёнка с ОВЗ в выставках творческих работ, соревнованиях, праздниках и пр., проводимых в ДОУ с учетом возможностей и интересов ребёнка

В течение года

Тьютор, специалисты, воспитатели

3.

Разработка документов

В течение года

Тьютор

Учебно-методическая деятельность

1.

Работа по самообразованию. Тема: «Повышение профессиональной компетентности в области Инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

В течение года

Тьютор

2.

Оформление и ведение дневника ежедневных наблюдений за ребёнком с ОВЗ.

Ежедневно

Тьютор

3.

Участие в педагогических советах ДОУ, на совещаниях специалистов инклюзивного обучения, на  заседаниях ПМПК

(при необходимости).

По плану

работы ДОУ, в течение года

Тьютор

4.

Развлечение «День толерантности в детском саду»

ноябрь

Тьютор, воспитатели, специалисты.

5

Спортивное развлечение, посвященное декаде инвалидов (для формирования толерантности).

декабрь

Тьютор, специалисты, воспитатели, родители детей

6

Квест игра по речевому развитию дошкольников.

март-апрель

Тьютор, специалисты,

Диагностико-аналитическая деятельность

1.

Непрерывная следящая диагностика

В течение года

Тьютор

2.

Анализ работы тьютора в 2023-2024 учебном году, задачи на новый учебный год.

Май

Тьютор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перспективный и годовой план работы социального педагога

Предлагаю вариант перспективного и годового плана работы социального педагога в ДОУ...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»

Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...

Участие в работе рабочей группы по разработке годовых планов работы ДОУ на каждый год

Приказы об участии в работе рабочей группы по разработке годовых планов работы ДОУ на каждый учебный год...

План работы тьютора

План работы тьютора...

План работы тьютора в ДОУ

План работы тьютора в ДОУ...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...