Комплект учебно-методических материалов по разработке индивидуальной адаптированной образовательной программы на ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
В комплект учебно-методических материалов входит: психолого-педагогическая характеристика дошкольника с РАС, подбор методик для педагогической оценки особенностей развития ребенка с РАС, индивидуальная адаптированная образовательная программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 969.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплект учебно-методических материалов по разработке индивидуальной адаптированной образовательной программы на ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Кудашкина
Наталья Александровна,
педагог-психолог
2022г
1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с РАС.
2. Подбор методик для педагогической оценки особенностей развития конкретного ребенка с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста.
3. Индивидуальная адаптированная образовательная программа на ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста с РАС:
1. Анкетные данные: Ф.И.О., дата рождения, место жительства, год обучения. Тимур Витальевич Г., 21.04.2016 года рождения, Самарская область, г.Кинель, 1-й год обучения.
2. Факторы развития и жизненные условия.
Состав семьи: семья полная, 1 ребенок в семье. Наблюдается сверхзависимость от мамы. Посещает структурное подразделение детский сад «Лучик» ГБОУ СОШ №10 г.о.Кинель с 16.07.2021г. В настоящее время в старшей группе комбинированной направленности. Поступил из дома.
3. Физическое состояние ребенка (в т.ч. особенности крупной и мелкой моторики). Сформированность моторного подражания.
Напряжён, скован в движениях, может проявлять двигательное беспокойство. Недостаточно развита моторика мелких мышц рук; движение рук неточное; неправильно держит карандаш, выполняет однообразные движения (чертит горизонтальные линии), ведущая рука - правая. Неправильно собрал пирамидку из 7 колец.
4. Особенности социально-коммуникативной сферы:
- особенности речевого развития (импрессивной и экспрессивной речи) и коммуникативных навыков,
Речь невнятная. Не различает неречевые и речевые звуки. Пассивный и активный словарь не сформирован. Грамматический строй речи: не сформирован. Связная речь: неконтролируемом автоматическом повторении фраз, предложений услышанных в речи педагога. Имеются отдельные звуковые комплексы в виде крика. В основном ребенок молчит.
- сформированность представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении;
Несформированы первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, размере, материале).
- сформированность и особенности социального взаимодействия с педагогами, детьми.
В контакт вступает с трудом, требуется значительная активизация, побуждение. Окружающим не легко контактировать с ним. Избегает контакта «глаза в глаза». Не откликается на обращение и зов, но в то же время может реагировать на неречевые звуки, особенно на музыкальные. Взрослый выступает как инструмент для достижения предмета. Часто действует рукой взрослого.
5. Особенности познавательной сферы:
- познавательные интересы.
Познавательное развитие неравномерно и не соответствует возрасту. Ребенок не принимает режимных моментов, безучастен во всех видах совместной деятельности, к учебной деятельности интереса не проявляет, отвлекается из-за звуковых или зрительных раздражителей.
- особенности внимания, восприятия.
Внимание неустойчивое (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объект). Неспособен устанавливать тождества, находить отличия. Низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность). Знает основные цвета, указывает правильно, но не называет. Восприятие формы (коробка форм): пользуется зрительным соотнесением. Собирает матрешку путем примеривания. Не воссоздает целостный образ. Не узнает по частям изображенный предмет.
- сформированность элементарных математических представлений,
Элементарные математические представления не сформированы. Сформировано понятие величины. Понимает понятие «самая большая/маленькая». Счет не ведет.
- особенности игровой деятельности;
Игровая деятельность представляет долгое «зависание» на отдельных манипуляциях больше похожа на перебирание предметов, выстраивание предметов рядами, отсутствует какая-либо игровая символизация. От коллективной игры отказывается, часто «уходит в себя». Предметы и игрушки
I. Общие сведения.
Ф.И.О. ребенка: Тимур Витальевич Г.
Возраст ребенка: 5 лет
Ф.И.О. родителей: Виталий Александрович Г., Ольга Андреевна Г.
Ф.И.О. специалистов сопровождения:
Педагог-психолог Кудашкина Наталья Александровна
Заключение и рекомендации ПМПК №38 от 01.10.2019г. Предоставление специальных условий образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательная программа: Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с учетом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР.
Направление коррекционной работы:
Педагог-психолог: формирование продуктивного взаимодействия со взрослыми, формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков, развитие эмоциональной сферы, доступных игровых действий.
Цель ИАОП: создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Срок реализации ИАОП: 1 год
Используемые диагностические методики для ребенка с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста: Экспресс - диагностика в детском саду/ Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.; тест Векслера.
II. Содержание ИАОП.
2.1. Коррекционная работа.
№ п/п | Направления работы | Задачи по реализации программы | Форма реализации: - группа - подгруппа - индивидуально - режим | Ответственные спец-ты | Результат 0- не выполняет и не понимает 1- выполняет со значительной помощью взрослого и изредка 2- выполняет с незначительной помощью взрослого и часто 3- выполняет самостоятельно и постоянно | |||||
Гр | П/г | Инд | Р | Октябрь | Январь | Май | ||||
2.1 | Коррекционная работа | |||||||||
2.1.1 | Формирование базовых навыков коммуникации | -Установление эмоционального контакта; - Отработка навыка произвольного подражания; - Использование конвенциональных форм общения; - Обучение принятым формам инициации контакта. | + | + + + | ||||||
2.1.2 | Формирование стереотипа учебного поведения | - Формирование умение следовать простым указаниям педагога, выполнять просьбы. | + | |||||||
2.1.3 | Коррекция нежелательного поведения | - Подкрепление поведения несовместимого с проблемным или отсутствия проблемного поведения; - Использование мотивационных ситуаций для предъявления требований | + + | |||||||
2.1.4 | Коррекция и развитие эмоциональной сферы | - Формирование способности выделять и адекватно оценивать внешние признаки эмоционального состояния других людей; - Развитие способности к использованию в качестве эмоционального значимой оценки собственного поведения и поведения других людей социально принятых критериев | + | + | ||||||
2.1.5 | Формирование предпосылок интеллектуальной деятельности |
-соотнесение количества (один – много; один – два – много; и т.д.). | + + + + + + + | |||||||
2.1.6 | Коррекция нарушений речевого развития | - Обучение выполнения инструкций на выполнение простых движений. - Формирование основ речевой коммуникации | + + |
2.2. Содержание образовательных областей.
№ п/п | Направления работы | Задачи по реализации программы | Форма реализации: - группа - подгруппа - индивидуально - режим | Ответственные спец-ты | Результат 0- не выполняет и не понимает 1- выполняет со значительной помощью взрослого и изредка 2- выполняет с незначительной помощью взрослого и часто 3- выполняет самостоятельно и постоянно | |||||
Гр | П/г | Инд | Р | Октябрь | Январь | Май | ||||
2.2.1 | Социально-коммуникативное развитие | |||||||||
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, | - способность выделять себя как физический объект, называть и/или показывать части тела, лица, отмечая их принадлежность («мой нос», «моя рука»); | + | ||||||||
Формирование потребности к общению, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками | - формирование потребности в общении через обучение: адекватно просить о желаемом (словом или невербально); - выполнение простых инструкций, элементарное произвольное подражание; - использование конвенциональных формы общения, начиная с простейших форм («Пока!», «Привет!») и переходя постепенно к более развитым («Здравствуйте!», «До свидания!») и использованию обращения и по возможности взгляда в глаза человеку, к которому обращаешься. | + | + + | |||||||
| -формирование толерантного (в дальнейшем дифференцированного, доброжелательного) отношения к другим детям; | + | ||||||||
Развитие социального и эмоционального интеллекта | - умение воспринимать знаки эмоциональной жизни других людей, различать эти знаки, правильно оценивать их и адекватно на них реагировать; | + | ||||||||
2.2.2 | Речевое развитие | |||||||||
Формирование импрессивной и экспрессивной речи, основ речевой коммуникации | - увеличение числа спонтанных высказываний; - развитие навыков диалога, | + | ||||||||
2.2.3. | Познавательное развитие | |||||||||
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира | - обучение невербальным предпосылкам интеллекта с использованием соотнесения и различения одинаковых предметов, предметов и их изображений, по признакам формы, цвета, размера с целью формирования первичных представлений о форме, цвете, размере (как подготовка к восприятию целостного зрительного образа); - создание предпосылок для формирования представлений о причинно-следственных связях; | + | ||||||||
Развитие воображения и творческой активности | - наработка гибкости, позволяющей в той или иной степени отойти от стереотипа. | + | ||||||||
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий | - формирование и расширение спектра интересов на основе мотивации, адекватных уровню развития ребёнка с РАС. | + | ||||||||
2.2.4 | Художественно-эстетическое развитие | |||||||||
Реализация самостоятельной творческой деятельности | -использование изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. | + | ||||||||
2.2.5 | Физическое развитие | |||||||||
Развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. | - использование упражнений по подражанию движениям взрослого и словесной инструкции. | + | ||||||||
III. Определение специальных условий реализации программы.
Описание специальных условий коррекционного и образовательного процесса | |
Временной режим | Адаптационный период: сентябрь-декабрь. Пребывание в группе по 2 часа. Постепенное увеличение времени присутствия ребенка в ДОУ до 4-х часов. |
Организация пространства группы и рабочего места | Кабинет психолога находится на 1 этаже, оснащен необходимым оборудованием для занятий с детьми с РАС. Программно-методические материалы соответствуют возрасту, учитывают индивидуальные особенности детей, планируются с учетом ФГОС ДО. Рабочая зона: письменный стол, стул, ноутбук, шкафы для хранения методических материалов, дидактических игр и игрушек. Зона развивающих занятий: детский стол и стульчики. Ковер напольный. Песочница с кинетическим песком. Зона уединения «сухой дождь». |
Специальные методы работы | ⮚ индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, сюжетно-ролевые игры; ⮚ сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком; ⮚ куклотерапия: проигрывание историй; ⮚ арттерапия: работа с красками, песком, пастелью, пластилином; ⮚ психогимнастика; ⮚релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.
|
Технические средства обучения | ∙ Компьютерные программы и презентации ∙ Дидактические игры и упражнения: - по развитию математических представлений; - по развитию восприятию и внимания; - по развитию речи; - по ознакомлению с окружающим; ∙ Развивающие игры ∙ Песочные часы |
IV. Расписание занятий.
Расписание занятий с Тимуром Г. на 2021 – 2022 учебный год
Форма проведения занятия | День недели | Кол-во в неделю | Продолжительность 1 занятия в минутах | Итого в неделю в минутах/часах | Итого в год (36 недель) | |||
В часах | Кол-во | |||||||
Психолого-педагогическая помощь | ||||||||
Индивидуальная деятельность | Четверг Пятница | 2 | 20 | 40мин/0,33ч | 24ч | 72 |
Дата составления индивидуальной адаптированной образовательной программы (ИАОП): 31.08.2021г.
Родитель (законный представитель): ________________
Специалисты психолого-педагогического сопровождения:
Педагог-психолог Кудашкина Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройство аутистического спектра в условиях ППМС ЦДК "Шанс"
По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе спец...
АООП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Данная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования( далее - АООП) детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) – это образовательная программа,...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории дете...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра) Вылковского детского сада «Колосок» структурного п...
Рабочая образовательная программа педагога-психолога для дошкольников с расстройствами аутистического спектра
В программе представлена пояснительная записка. с указанием необходимости использования подобной программы в дошкольных организациях. Указаны законодательные документы. использованные при составлении ...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...
Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и, прежде всего, это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной,...