Занятие по логоритмике для детей старшей группы с общем недоразвитием речи Тема: «Гуси-лебеди» (по мотивам русской народной сказки)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Занятие способствует преодолению речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании слова и музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по логоритмике для детей старшей группы
с общем недоразвитием речи
Тема: «Гуси-лебеди» (по мотивам русской народной сказки)
Цель: преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Воспитывать любовь к сказкам.
Задачи:
• Развивать тонкую, общую и артикуляционную моторику, речевое дыхание, речевой слух, внимание, мелодико – интонационную сторону речи, чувство ритма, музыкальный слух, слухо – двигательную координацию.
• Воспитывать выразительность движений, способность переключаться с одного поля деятельности на другое, умение согласовывать музыку с движением.
• Создавать у детей положительную установку на занятия.
Оборудование: музыкальный центр, мячики Су-джок, деревянные палочки, настольный театр «Гуси-лебеди», дидактическая игра «С чем пирожок?», дидактическая игра «Рыбалка», фонарик, игра на развитие дыхания «Яблоки».
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети входят в зал под звучание русской народной мелодии.
Цель: развитие музыкальности и чувства ритма.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Здравствуйте, дети. А давайте с вами поздороваемся друг с другом под музыку. (Проводится коммуникативная игра «1,2,3 – здравствуй говори».)
Игра «1, 2, 3 - здравствуй говори» (муз. руководитель).
1.
Зашагали ножки – шагают по кругу, поднимая коленки в рассыпную
Весело по кругу.
Приведут нас ножки
По дороге к другу. – останавливаются
Припев:
1, 2, 3 - «Здравствуй» – говори, – кивают головкой вправо, затем влево
1, 2, 3, - руку мне пожми! - пожимают друг другу руку
2.
Побежали ножки – бегут по кругу
Весело по кругу,
Приведут нас ножки
По дорожке к другу. – останавливаются
Припев:
1, 2, 3 – головкой поклонись, – кивают головкой вправо, затем влево
1, 2, 3 – мило улыбнись! - улыбаются друг другу
3.
Поскакали ножки – скачут по кругу
Весело по кругу,
Приведут нас ножки
По дорожке к другу. – останавливаются
Припев:
1, 2, 3 – хлопай веселей! - хлопают в ладоши
1, 2, 3 – обними скорей! - обнимаются
МР: Встанем дружно мы рядком
Да поговорим ладком
Про сказки русские, известные
И до сих пор нам интересные.
Основная часть.
ЛОГОПЕД: В одной деревне жили маменька и папенька. И были у них дочка Аленушка да сынок Ванюшка. Отправились маменька с папенькой в город за покупками. А Аленушке родители наказали дома прибраться да за Ванюшкой малышом присмотреть. (Показ настольного театра «Гуси-лебеди».)
Л: Аленушка дома прибирается, хлопочет. Все умеет делать девочка, умелые у нее руки. Покажите и вы ваши руки.
УПРАЖНЕНИЕ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ
«УМЕЛЫЕ РУКИ» (учитель-логопед)
Наши руки умелые такие, руки вперед, поворачивают ладони то вверх,
Наши руки - руки золотые то вниз
Они умеют вышивать, выполняют движения в соответствии
шить и шарф вязать. с текстом
Подметать и стирать.
Суп варить, пыль вытирать.
Тарелки чисто мыть.
За порядком следить протягивают руки вперед поворачивают
Вот они какие — руки золотые. ладони то вверх, то вниз
Л: Все по дому Аленушка сделала. Услыхала девчушка голоса подружек на улице, посадила братца на крылечко, а сама побежала играть да хороводы водить с подружками. А Ванюшка сидит на полянке скучает.
М.Р.: Бежал мимо Ежик. Увидел Ванюшку и предложил ему поиграть в веселую игру.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА И ДИНАМИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ «ЕЖИК» (муз. руководитель)
Ход игры: дети отстукивают ритм палочками по тексту стихотворения (бум-бум-бум) одной палочкой.
С барабаном ходит ежик бум, бум, бум!
Целый день играет ежик бум, бум, бум!
С барабаном за плечами бум, бум, бум!
Ежик в сад забрел случайно бум, бум, бум!
Очень яблоки любил он бум, бум, бум!
Барабан в саду забыл он бум, бум, бум!
Ночью яблоки срывались бум, бум, бум!
И удары раздавались бум, бум, бум!
Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум!
Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум!
Л: Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли его в темный лес к Бабе-Яге. Ничего не оставалось Аленушке, отправилась в лес искать братца. И мы следом пойдем. Слушайте внимательно, если слышите марш – шагаете высоко поднимая ноги, если слышите быструю музыку – бежим на носочках.
Л: Дошла Аленушка до печки. Просит печка девочку открыть заслонку, вынуть пироги, пока не сгорели. Некогда Аленушке, но пожалела она печку, вынула пироги. Печка в благодарность угостила Аленушку румяными пирожками. Давайте и мы с вами угостимся пирогами.
ДИДАКТИЧЕСАЯ ИГРА «С ЧЕМ ПИРОЖОК?» (учитель-логопед)
Цель игры: употребление существительных в творительном падеже, ед. число, муж и женский род.
Л: Идет Аленушка дальше. Видит Аленушка, у дороги яблоня стоит.
ЧИСТОГОВОРКА Т-Ть (учитель - логопед)
Та-та-та – яблочко моя мечта. сжимают и разжимают пальцы
Ато-ато-ато – витаминами богато. хлопают в ладоши
Ти-ти-ти – где же яблочко найти? поднимают и отпускают плечи
Ать-ать-ать – надо яблоню искать. приставляют к глазам то одну ладонь,
то другую
Л: Спелые яблоки наклонили ее ветви. Тяжело яблоньке. Попросила она девочку снять яблочки. Хотя и торопится Аленушка, но помогла яблоньке, собрала яблочки. Поблагодарила яблоня девочку за помощь и угостила ее яблочком. И нам с вами угостили яблонька яблочками.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПЛАВНОГО РЕЧЕВОГО ВЫДОХА «ЯБЛОЧКИ» (учитель-логопед)
Л: Пошла Аленушка дальше и вышла к речке. А она едва течет, завалили русло ее камни тяжелые. Ребята, смотрите, какие необычные камни, они похожи на массажные шарики. Кто же их заколдовал? Возьмите каждый по одному камню.
САМОМАССАЖ РУК с мячиком СУ-ДЖОК (учитель-логопед)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Л: Пожалела Аленушка речку, отодвинула камни. Опять побежала речка весело. Посмотрите рыбки обрадовались, и стали весело плескаться. Давайте с вами порыбачим. Но рыбки не простые, надо рыбку поймать и назвать картинку, которая на ней изображена ласково и отпустить ее обратно в речку.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО» (учитель-логопед)
Цель: Закрепить умение детей образовывать слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Л: Завела дорога Аленушку в дремучий лес. Заблудилась девочка. Идет она по лесной тропинке, прислушивается к лесным звукам. Давайте вместе с Аленушкой прислушаемся и отгадаем что звучит.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВУКИ ЛЕСА» (муз.рук.)
Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание.
Л: Молодцы ребята, какой у вас хороший слух. Зашла Аленушка в самую чащу. Там дом Бабы-Яги стоит. Ванюшка у нее в избушке сидит плачет. Решила Аленушка Бабу Ягу перехитрить, сказала, что хорошие хозяева гостей пельмешками угощают. Стала Баба Яга пельмешки лепить. Давайте и мы поможем бабусе постряпать пельмешки.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА
(муз. рук.)
Описание: упражнение выполняется в соответствии с текстом.
Ручки помыли,
Тесто замесили.
Станем без спешки
Стряпать пельмешки.
Слышишь баба,
Слышишь дед
Приходите на обед.
Л: Пока Баба-Яга возилась с пельмешками, Аленушка взяла братца на руки и побежала домой. А гуси-лебеди отправились в погоню. Не догнали гуси-лебеди брата с сестрой. Вернулись ребята домой целые и невредимые. А тут и родители приехали.
Итог.
Беседа по содержанию (учитель-логопед).
- Понравилась вам сказка?
- Как называлась сказка?
- Куда ушли мать и отец?
- Что родители сказали дочке?
- Что сделала девочка, когда ушли мать с отцом?
- Кто унес братца?
- Гуси-лебеди добрые или злые?
- Вспомните, когда девочка побежала искать братца, кого она встретила?
( Печку, яблоньку, речку.)
- Ребята, а вы беспокоились о девочке?
- Ребята, а правильно ли поступила девочка, ослушавшись родителей, оставив брата одного?
- Младших надо беречь и не оставлять без присмотра. Но вот так случилось: заигралась девочка, вот и унесли гуси братца к бабе-Яге. Но она не растерялась: пустилась на выручку братца.
- Ребята, какой можно сделать вывод из этой сказки.
Вывод: важно быть послушным.
- Вот и закончилось путешествие наших героев.
М.Р.: Ваня и Аленушка хотят подарить вам, ребята, картинки. Но, только они не раскрашены, вы сами раскрасите их в группе.
Л: Ребята ну и нам пора возвращаться в группу. Попрощайтесь с нашими гостями.
Дети под русскую народную мелодию выходят из зала.
Список используемой литературы
1.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Алябьева Е.А.
2.Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.
3. Логопедическая ритмика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. Рычкова Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной НОД в старшей группе по познавательному и речевому развитию по мотивам русской народной сказки «Финист – ясный сокол».
Конспект интегрированной НОД в старшей группе по познавательному и речевому развитию по мотивам русской народной сказки «Финист – ясный сокол»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/17/picture-437235-1621235631.jpg)
Занятие по логопедии «Автоматизация звука ш в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)»
Автоматизация звука /ш/ в слогах, словах и фразовой речи по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-839407-1477807462.jpg)
Конспект совместной деятельности педагога и детей. «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из соленого теста по мотивам русской народной сказки «Три медведя»
Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из соленого теста на тему: «Три медведя»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/01/picture-1071438-1609509817.png)
Занятие по организации совместной театрально - игровой деятельности для детей 2-й младшей группы (3 - 4 лет) по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Занятие по организации совместной театрально - игровой деятельности для детей 2-й младшей группы (3 - 4 лет) по мотивам русской народной сказки «Теремок»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-46979-1421579898.jpg)
Логопедическое занятие в старшей группе с ИКТ Тема: «Звук «Л» по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Занятие в игровой форме помогает автоматизировать звук "Л" в словах....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-850269-1480679851.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты»).
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты&ra...