Главные вкладки
«Психологическая помощь и повышение родительской компетенции в области развития детей с ТМНР»
проект по коррекционной педагогике
Цель психологической помощи родителям детей-инвалидов заключается в содействии адекватной социальной адаптации в условиях изменившихся микросоциальных факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Азбука заботы» - это проект, который реализуется в РЦ «Сказка» при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Этот проект имеет несколько направлений. Одно, из которых психологическая помощь и повышение родительских компетенций в области развития детей с ТМНР.
Согласно традиции, сложившейся в нашей стране, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются в большинстве случаев исключительно через призму проблем самого ребенка. Считается достаточным ограничиться методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и некоторыми советами, касающимися воспитания ребенка. Однако, как свидетельствует практика, такое воздействие, несмотря на старания и усилия со стороны специалистов, оказывается недостаточным, так как из поля зрения исключается один из аспектов, требующих особого внимания, а именно: родители ребенка с отклонениями в развитии.
Обычно родители, узнавшие об инвалидности ребёнка, находятся в состоянии стресса. На родителей таких детей ложатся большие нагрузки в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственность за его жизнь.
Родители данной категории детей испытывают сильнейшее эмоциональное напряжение.
Данные психологических исследований А.И. Тащевой (1998) свидетельствуют о том, что у близких ребенка-инвалида, за редким исключением, наблюдается:
- хронический стресс;
- озабоченность;
- высокий уровень тревожности;
- консервативность мышления;
- слабость, хрупкость эмоциональных структур;
- интроверсия;
- социальная робость, подозрительность;
- заниженная самооценка.
Практически все обследованные матери и отцы в исследованиях А.И. Тащёвой, постоянно ухаживающие за детьми, испытывают:
- выраженные чувства вины и стыда перед больными, перед членами семьи, часто разрушившейся, а также перед собственными родителями;
- непреходящую месяцами невротическую усталость;
- опустошенность;
- раздражительность и пр.
Всё это влияет на отношение родителей к своим детям (которое, как правило, ухудшается). Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Цель психологической помощи родителям детей-инвалидов заключается в содействии адекватной социальной адаптации в условиях изменившихся микросоциальных факторов.
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.
Для решения данных проблем была разработана программа психологической помощи и повышения родительских компетенций в области развития детей с ТМНР, которая является частью программы комплексной реабилитации детей с ТМНР «Азбука заботы».
Организация работы по сохранению психического здоровья взрослых, окружающих ребенка с ограниченными возможностями, является одной из наиболее актуальных задач современной психологии, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем.
Данная программа направлена на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия.
Основные задачи программы:
- оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах воспитания, развития и реабилитации детей;
- формирование взаимного доверия в системе отношений « специалисты - семья»;
- коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ТМНР;
- вовлечение родителей в коррекционно-развивающую реабилитационную работу с детьми;
- обучение родителей основным приемам и методам психологической коррекции детей с ТМНР;
- снижение психоэмоционального напряжения. Обучение приемам релаксации. Коррекция эмоционального состояния.
- развитие целеустремленности и мотивированности взрослых, окружающих детей и подростков с ТМНР.
- снижение депрессивности, раздражения, агрессивности взрослых, окружающих детей и подростков с ТМНР.
- снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом.
- гармонизация эмоционального состояния взрослых, окружающих детей и подростков ТМНР.
- формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия.
Программа включает 2 блока:
Название | «Доверие» | «Монтессори своими руками» |
Цель | Психологическое сопровождение родителей | Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей |
Методы работы, используемые в работе: интерактивные мини-лекции, тренинги развития навыков взаимодействия родителей с ребенком, тренинги по эмоциональному благополучию и личностному росту, педагогические практикумы, дискуссии, групповые релаксационные медитации и т.д.
Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.
Многим родителям индивидуальная консультация помогает раскрыться. Родители, прислушиваясь к педагогу, начинают понимать проблемную ситуацию так, как она выглядит на самом деле, а не так как они видят ее со своей стороны.
В группе психологического тренинга для родителей создаётся уникальная возможность в атмосфере доверия и принятия взглянуть со стороны на свой стиль воспитания; проанализировать, как отражаются на формировании личности ребёнка и семейных отношений привычные паттерны родительского поведения; получить конкретные навыки и практические методы решения проблемных ситуаций; узнать, как обыденный стиль отношений, привычные слова и действия формируют жизненный сценарий детей.
В практике работы с детьми с ТМНР можно выделить практикум. Это одна из эффективных приемов по работе над проблемами семейного воспитания и развития ребенка. Устная информация иногда плохо воспринимается или быстро стирается из памяти, а также учитывая особенности восприятия взрослыми людьми педагогической информации, следует подчеркнуть, что именно на практикуме словесную информацию так легко дополнить практическими упражнениями, например, схематическими рисунками. Этот метод предполагает, как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические решение конкретной ситуации.
Также проводятся медитации, польза от которых огромна и оказывают колоссальный эффект на организм человека:
Уменьшение общего уровня стресса.
Избавление от депрессивных состояний.
Улучшение общего тонуса и качества жизни.
Раскрытие творческого потенциала.
Улучшение сна.
Увеличение жизненной энергии как на физическом, так и на психическом уровне.
Разработанная система психолого-педагогической помощи способствует повышению педагогической компетенции родителей, помогает семьям в более эффективной адаптации и интеграции детей в общество, помогает в решении проблемы социальной адаптации семей. Занятия с психологом дают возможность снизить уровень стресса, гармонизировать психоэмоциональное состояние, сформировать положительные установки в сознании родителей детей с ТМНР.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/02/01/img_20250201_165905_319.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-621584-1445440214.jpg)
Психолого- педагогическая работа по повышению родительской компетенции.
Чтобы быть хорошими родителями, нужно не просто учиться, этому нужно учиться всю жизнь, причем не теоретически, а практически – вместе со своими детьми, с их непосредственной помощью, в частности благ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-402897-1393743422.jpg)
Консультация для повышения родительской компетенции в вопросах экологического воспитания детей в семье
Консультация для родителей о ценности экологического воспитания в семье....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1083510-1549782828.jpg)
Семинар - практикум для родителей по теме: «Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания детей посредством использования приемов установление границ, игнорирования и тайм-аут»
Одним из направлений работы педагога-психолога является работа с родителями. Только в тесном сотрудничестве с родителями можно добиться высоких результатов, решить возникающие проблемы. Несм...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/11/picture-1288469-1605104486.jpg)
Консультация для педагогов "Педагогическая поддержка семьи и повышение родительской компетенции в вопросах развития детской инициативы"
В консультации даны определения понятий "педагогическая поддержка", "Компетенции родителей", "инициатива", представлены формы работы педагогов по вопросу обеспечени...
Педагогический проект «Повышение педагогической компетенции родителей в развитии креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии Кроссенс»
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/25/picture-1489003-1700930937.jpg)
Педагогическая мастерская «Арт – лаборатория как средство повышения уровня родительской компетенции в вопросах развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Данная тема в нынешнем обществе приобретает актуальность в связи с тем, что быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и новых идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижнос...
Мастер-класс «Повышение педагогической компетенции родителей в развитии креативного мышления у детей дошкольного возраста с помощью технологии «Кроссенс»
Как сделать родителей активными участниками педагогического процесса? Организация взаимодействия педагога с родителями — это наиболее сложная проблема в настоящее время. Ведь современные родител...