Семинар - практикум для родителей по теме: «Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания детей посредством использования приемов установление границ, игнорирования и тайм-аут»
материал

Канева Ольга Александровна
Одним из направлений работы педагога-психолога является работа с родителями. Только в тесном сотрудничестве с родителями можно добиться высоких результатов, решить возникающие проблемы. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому мероприятие адресовано родителям, которые ответственно относятся к воспитанию своего ребенка.
Данный семинар-практикум направлен на повышение психологической компетентности и повышение педагогической культуры участников мероприятия. Он заложит умение родителей самокритично оценивать собственные   воспитательные   воздействия, познакомит с продуктивными приемами общения со своим ребенком.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kaneva_o.a._seminar-praktikum.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для родителей по теме: «Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания детей посредством использования приемов установление границ, игнорирования и тайм-аут»

Выполнила: Канева Ольга Александровна,

педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

г. Югорск ХМАО-Югра

Пояснительная записка

        Одним из направлений работы педагога-психолога является работа с родителями. Только в тесном сотрудничестве с родителями можно добиться высоких результатов, решить возникающие проблемы. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому мероприятие адресовано родителям, которые ответственно относятся к воспитанию своего ребенка.

         Данный семинар-практикум направлен на повышение психологической компетентности и повышение педагогической культуры участников мероприятия. Он заложит умение родителей самокритично оценивать собственные   воспитательные   воздействия, познакомит с продуктивными приемами общения со своим ребенком.

        Постановка   проблемной   задачи   и   ее   решение   осуществлялось   в 2 этапа: теоретические основы приемов установление границ, игнорирования и тайм-аут, и закрепление полученных навыков через проигрывание психологических упражнений.

Провела: Канева Ольга Александровна – педагог-психолог.

Участники: родители обучающихся 5-7 лет.

Место проведения: музыкальный зал МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки».

        

Цель: формирование позитивных семейных установок

        Задачи:

  1. актуализировать значимость умения устанавливать границы и правила семейного воспитания;          
  2. отработать новые навыки взаимодействия в рамках установления границ;
  3. познакомить родителей с приемом «игнорирование»;
  4. апробировать метод игнорирования через моделирование игровых ситуаций;
  5. познакомить родителей с применением техники «тайм-аут»;
  6. апробировать метод тайм-аут через обсуждение ситуаций;
  7. поддерживать в группе позитивный эмоциональный настрой и доброжелательные отношения.

        Оборудование:

        - компьютер, медиа-проектор, медиа-экран;

        - презентация по теме семинара-практикума;

        - перышко;

        - мяч;

        - листы для записей;

        - ручки по количеству участников;

        - несколько пластиковых тарелок.

План проведения семинара-практикума:

        Часть I. Вводная часть. Приветствие. Настройка на внутреннюю психологическую работу.

        Часть II. Практическая часть. Передача теоретического опыта родителям, знакомство с современными методами и формами работы через проигрывание упражнений.

        Часть III. Рефлексия. Анкета обратной связи.

Ход мероприятия

        Часть I. Вводная часть.

        Педагог-психолог:

        Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре-практикуме.

        Для того чтобы нам познакомится, мы будем с вами передавать перышко. Тот, у кого оказывается перышко, называет свое имя и что-то значимое о себе.

        Все участники практикума выполняют первое задание – знакомство.

        А теперь предлагаю вам сказать друг другу пожелания на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким – желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

        Педагог-психолог предлагает участникам прослушать первую часть семинара-практикума и выполнить упражнение на закрепление темы.

        Часть II. Практическая часть.

        Беседа «Четкое соблюдение границ».        

        Педагог-психолог:

        Все дети, особенно в возрасте 5-7 лет, проверяют на прочность родительские границы дозволенного. Это связано с тем, что эти границы постоянно изменяются с возрастом ребенка (например, 6-летний малыш может ложиться спать позже, чем 4-х летний). Если родители постоянно меняют свои требования или не выполняют свои обещания, ребенок начинает игнорировать любые родительские границы и запреты. Согласились ли вы играть в игру, в которой постоянно меняются правила, и от вас это не зависит? Родители должны четко формулировать, какого именно действия они хотят добиться от ребенка. Нужно дать ребенку время для того, чтобы он подготовился завершить свое дело и выполнить требование родителей. Нужно избегать критиковать при этом ребенка («Какой же ты медлительный!»). Если ребенок выполнил требование родителей – его нужно похвалить за послушание. Теперь озвучим несколько правил, которые позволят правильно устанавливать границы.

        Правило 1. «Установление границ дозволенного процесс недемократичный».

        Детям необходимо многократно напоминать об одних и тех же правилах доброжелательно и авторитетно. Правила могут обсуждаться в зависимости от возраста ребенка, но никогда не должны приниматься путем голосования.

        Правило 2. «Четкие рамки допустимого поведения ребенка должны базироваться на фундаменте сердечной близости».

        Недостаточно просто установить нормы и правила желаемого поведения. В этом случае ребенок будет сопротивляться установленным правилам, и прибегать к мстительному поведению. Только взаимопонимание между родителями дает возможность установить эффективные границы дозволенного.

        Правило 3. «Установленные границы должны соответствовать возрасту и не должны вступать в противоречие с потребностями ребенка».

        Границы дозволенного не являются жестко закрепленными «раз и навсегда». Они меняются в зависимости от возраста ребенка и показывают, насколько чутко родитель реагирует на все перемены, происходящие с его ребенком

        Правило 4. «Устанавливайте границы, которые дают возможность маленьких побед».

        Реалистичные цели – ключ к сотрудничеству и самомотивации. Маленький успех, которого можно добиться, рождает веру в себя, настойчивость и дружелюбное отношение к дисциплине.

        Правило 5. «Все правила, требования, ограничения и запреты должны быть согласованны между родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребенка».

        Правило 6. «Последствия (санкции) должны вытекать непосредственно из плохого поведения».

        Отсроченное наказание часто выглядит как месть родителя ребенку. Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.

        Главное, о чем должны заботиться родители при назначении тех или иных санкций, - это воспитывать в ребенке сознательность и ответственность, а не создавать эмоциональный дискомфорт, причем не только ребенку, но и себе самому!

Упражнение «Семейные правила».

Примеры семейных правил:

  • Последний – моет посуду.
  • Если взял вещь общего пользования – верни ее на место.
  • Каждую субботу семейный ужин: все члены семьи должны быть, поэтому стараться не назначать встречи на это время.

Сейчас вам предстоит заполнить таблицу «Семейные правила».

Семейные правила

Кто установил это правило

Кого касается это правило

Как выполняется это правило

Давайте рассмотрим содержание этой таблицы.

В первую колонку «Семейные правила» вам необходимо будет внести некоторые существующие в вашей семье правила. Поскольку эта таблица предназначена для индивидуальной работы, то формулировка правил может быть очень краткой.

Во вторую колонку «Кто установил это правило» необходимо внести имя того члена семьи, кто первым заявил об этом правиле (кто постоянно говорит о соблюдении этого правила).

В следующую колонку «Кого касается это правило» вносятся имена всех членов семьи, кто должен соблюдать это правило.

В четвертой колонке «Как выполняется это правило» делаются отметки о том, как часто правило выполняется или нарушается, кем соблюдается или нарушается.

Есть ли вопросы по заполнению таблицы? На работу вам отводится 7-10 минут. Вы можете начинать…

Участники выполняют задание.

Психолог оценивает ситуацию и дает дополнительное время или сокращает время индивидуальной работы, а затем приглашает всех участников к обсуждению.

Я вижу, что вы хорошо поработали. Было ли вам интересно?

Следуют высказывания участников.

        Теперь перейдем к следующей части нашей темы.

        «Игнорирование».

        Этот способ помогает избавиться от многих негативных проявлений в поведении ребенка. Любым своим действием ребенок требует внимания, и, чем больше внимания, тем больше вероятности, что это действие повторится. Ребенок очень изобретателен в придумывании способов, как заставить родителей сказать «Да» вместо «Нет». Игнорирование заключается в том, что родитель обсуждает с ребенком вопрос и принимает решение один раз, а не все последующие попытки ребенка добиться своего не обращает внимания. Как правило, это вызывает первоначальное ухудшение поведения ребенка, но родитель должен быть твердым в своем решении, иначе это увеличивает власть над родителем, делает родителя беспомощным. Сообразив, что истерикой можно добиться своего, ребенок повторит такой способ воздействия и в следующий раз.

        Упражнение «Просто скажи «нет»».

        Педагог-психолог:

        Участники делятся на две равные подгруппы (при их нечетном количестве в упражнении участвует также ведущий). Члены одной подгруппы становятся в круг лицом наружу, члены второй подгруппы — в круг большего диаметра лицом к центру, таким образом, чтобы каждый из них оказался напротив участника из внутреннего круга. Потом каждый из участников, стоящих во внешнем круге, обращается к тому, кто находится напротив него, с какой-либо просьбой, а тот ему отказывает. При этом он не должен начинать оправдываться объяснять причины своего отказа, извиняться, объяснять неуместность просьбы или невозможность ее выполнения. Следует отказаться, сказав просто: «Нет», «К сожалению, не смогу», «Нет, я не буду это делать», — или употребив другие подобные фразы.

        После этого внешний круг сдвигается на одного человека относительно внутреннего (то есть меняется состав пар), и теперь те, кто стоит во внутреннем круге, обращаются с очередной просьбой к внешним, а те отказывают. Круг сдвигается еще на одного человека, внешние обращаются с просьбой к внутренним, и так повторяется 6 - 8 раз.

        Смысл упражнения: демонстрация того, что мы можем отказаться от выполнения просьбы без оправданий и объяснений каких-либо причин.

        Обсуждение: Какие эмоции возникали тогда, когда приходилось просить и когда приходилось отказываться? Что было сложнее — обращаться с просьбами и получать отказ на них или самому отказывать, с чем это связано?

        А сейчас поговорим о следующем педагогическом приеме «Последствия поведения: тайм-аут».

        Этот прием позволяет ребенку учиться на своих ошибках, принимать собственные решения и нести за них ответственность. Тайм-аут должен быть последним средством спасения и вам следует использовать его только тогда, когда другие способы не работают. Тайм-ауты работают, когда поведение, которое вы пытаетесь наказать, безусловно установлено, и Вы знаете, когда оно произошло. Тайм-ауты могут быть полезны, если Вам нужен перерыв, чтобы успокоиться. Метод тайм-аута можно использовать даже с годовалым ребенком. При использовании тайм-аута следуйте следующим правилам. Заранее выберете место тайм-аута. Это должно быть скучное место, где ничто не отвлекает внимания, например, стул. Запомните, главная цель – изолировать ребенка от деятельности и людей, связанных с его плохим поведением. Это позволит ребенку остановиться и успокоиться (При этом помните, что ванная комната может быть опасной, а спальня – превратиться в место игры). Решите, какие 2 или 3 проступка будут наказываться тайм-аутом, и объясните это Вашему ребенку. Когда ваш ребенок делает что-то, за что, как он знает, его накажут тайм-аутом, вы можете предупредить его один раз (за исключением случаев агрессии – тогда тайм-аут объявляется сразу). Если поступок повторяется снова, отправьте ребенка на место тайм-аута немедленно. Объясните ему, что он сделал неправильно, используя как можно меньше слов. Время паузы определяется по правилу – 1 минута наказания на каждый год возраста вашего ребенка (Например, четырехлетний ребенок получит четырехминутный тайм-аут). Даже 15 секунд будет достаточно. Если ребенок сам не пойдет на условленное место, возьмите и отнесите его туда. Если он не остается на месте, станьте за ним и держите его спокойно, но крепко за плечи или удерживайте его на коленях. При этом скажите ребенку: «Я держу тебя здесь, потому что тебе нужен тайм-аут».         Не вдавайтесь в разговоры и обсуждения. Пройдет всего лишь несколько недель и ребенок примет Ваши условия и предпочтет посидеть тихонько тому, чтобы его удерживали во время тайм-аута.

        Как только ребенок сможет сидеть спокойно, заведите таймер, чтобы ребенок знал, когда тайм-аут закончится. Если ребенок начинает крутиться опять, перезаведите таймер. Дождитесь, пока ребенок не перестанет протестовать, перед тем, как включить таймер. Когда время закончится, помогите ребенку вернуться к позитивной деятельности. Ваш ребенок «отсидел» за свой проступок. Не отчитывайте и не требуйте извинений. Если вам нужно обсудить его поведение, подождите некоторое время.

        Упражнение «Тайм-аут».

        Педагог-психолог: участники

        Вам необходимо найти выход из создавшейся проблемной ситуации.

Проблемное поведение

Что делать

Четырехлетний малыш в ярости выкрикивает: «Я тебя ненавижу, я тебя ненавижу» и бьет кулаками по ногам матери.

Перестаньте обращать на ребенка внимание и начините заниматься своими делами. Когда ярость сменяется сопением и потерянным видом, снова обратите свое внимание на ребенка, обнимите, прижмите к себе, смените тему разговора.

Старшая сестра ударила младшую. Младшая плачет. Старшая отказывается извиняться.

Дайте старшей дочери задание: отправиться в соседнюю комнату. Успокоиться. Вернуться назад тогда, когда она будет готова принести извинения своей сестре. После этого подождите несколько минут.

Ребенок капризничает, отказывается слушаться родителя.

Родитель: «Я не буду с тобой разговаривать, играть и общаться, пока ты так себя ведешь». Час, два забастовки, и ребенок, ворча тихо, шел и переодевался, убирал и т.д. Главное, он понимал - родитель не сворачивает с пути.

        Обсуждение: Что получилось, что нет и почему?

        Упражнение «Тарелка».

        Педагог-психолог: Участники образуют два круга, все стоят лицом к центру круга. Участники, оказавшиеся во внутреннем круге, с закрытыми глазами передают тарелку с водой, участники из внешнего круга без комментариев и эмоциональных реакций, запрещается помогать и корректировать.

        Обсуждение: участники описывают свои впечатления, самочувствие, состояние. Каждый описывает то, что он чувствовал при приеме и передаче тарелки, пытается объяснить свои ощущения присутствия «третьей руки» того, кто мысленно помогал на расстоянии. У участников внешнего круга спрашивают:

        - Хотели ли они помочь?

        - Трудно ли было удержаться от поддержки?

        Подведения итогов.

        Часть III. Рефлексия.

        Педагог-психолог:

        Уважаемые родители предлагаю вам выполнить заключительное упражнение.

        Упражнение «Раскрасить любовью».

        Звучит спокойная музыка.

        Педагог-психолог:

        Предлагаю вам разделится на пары. Теперь вытяните руки вперед и представьте себе, что они покрыты чудесным цветом любви. Какой цвет вы для себя выберете? Я хочу, чтобы сейчас мы с вами попробовали подарить любовь своим напарникам. Для этого вы «раскрасите» друг друга цветами любви, нежности, добра, ласки. Я покажу, как это можно сделать (психолог подходит по очереди к нескольким участникам и начинает их «раскрашивать»: легкими круговыми движениями рук скользит сверху вниз по голове, плечам, рукам, спине, растапливает льдинки недоверия. Говорит каждому, какой цвет он для него выбрал. Затем такие же действия выполняют родители).

        Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Приготовьте ладошки для раскрашивания. Потрите друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладошки становятся теплее и теплее. Пока трете ладошки, подумайте, как много любви живет в вашем сердце (15 секунд).

        Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они… Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть она по рукам перетечет в ладони и наполнит их (15 секунд). Ощутите эту любовь и почувствуйте, как ладони окрашиваются цветом добра, любви, нежности.

        Откройте глаза. Тот из вас, кто старше, будет первым раскрашивать младшего. Делайте это под музыку. Положите руки сверху на голову партнера. Если вы действительно окрашиваете его любовью, пошлите ему ласковые и нежные мысли.

        Представьте, что вы полностью покрываете его выбранным вами цветом любви и добра. Начинайте с головы. Окрашивайте уши, щеки, затылок. Через плечи спускайтесь по рукам к ладоням. От бедер по ногам переходите к коленям и ступням (2–3 минуты).

        Поменяйтесь ролями. Поблагодарите друг друга.

        Обсуждение:

• Что вы чувствовали, когда «окрашивали» вас?

• Что чувствовали, когда окрашивали сами?

• Видели ли вы тот цвет, в который вас окрашивали?

• Испытывали ли вы какие-нибудь ощущения, когда окрашивали?

• Что для вас было трудно в этой игре?

• Понравилось дарить любовь? А что приятнее — отдавать любовь или получать?

        Благодарю вас за активное участие в прошедшем семинаре-практикуме. В результате у вас родители появилась возможность самостоятельно решать проблемные ситуации, доверяя своей родительской компетенции.

        Ваше мнение о прошедшем мероприятии очень важно для нас. Ваши отзывы позволят сделать нашу совместную работу еще более эффективной и будут учтены при проведении бедующих мероприятий (приложение 1).

Список литературы.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 2003;

2. Интенсивная семейная терапия на дому. Практическое руководство / Под ред. Ю.В.Сомовой, Т.Баллдина. – М., 2007;

3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – Спб.: ООО Издательство «Речь», 2002;

4.  Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. - М.: Инст-т социальной работы, 1997.

Приложение 1

Анкета обратной связи.

Уважаемые родители!

        Ваше мнение о прошедшем мероприятии очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной.

        Пожалуйста, оцените семинар-практикум, отвечая на предложенные Вам вопросы, по 5 бальной шкале, где 1 – соответствует минимальной оценке, а 5 – максимальной. Будем рады получить ваши комментарии к вопросам.

 

Общая оценка мероприятия:                                         1          2          3          4          5

Насколько материал мероприятия обладает для вас:

практической ценностью                                              1          2          3          4          5

Насколько комфортно вы чувствовали себя на мероприятии:                                                                                                                              1          2          3          4          5

 

Ваше общеё впечатление о мероприятии (представьте, что Вам нужно в нескольких словах описать его другу или знакомому):__________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая информация была наиболее интересной и полезной для  Вас?__________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Опишите основной результат мероприятия лично для Вас: ____________________

______________________________________________________________________

Какие темы мероприятий могут быть еще Вам интересны?___________________

_____________________________________________________________________

Ваши пожелания по организации и проведению мероприятий в будущем:

______________________________________________________________________

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Самоанализ семинара - практикума для родителей по теме: «Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания детей посредством использования приемов установление границ, игнорирования и тайм-аут»

        При проведении семинара - практикума поставленная цель была полностью достигнута. В ходе реализации мероприятия удалось решить все задачи, благодаря соблюдению следующих условий:

        1.  Направленность мероприятия на совершенствование семейного воспитания и повышение педагогической культуры родителей. 

        2. Цель семинара-практикума – формирование позитивных семейных установок.

        3. Содержание семинара-практикума подробно представлено в разработанном сценарии. Семинар – практикум состоит из III частей: первая вводная часть (приветствие. Настройка на внутреннюю психологическую работу); вторая практическая часть (передача теоретического опыта родителям, проигрывание психологических упражнений); третья часть рефлексия (анкета обратной связи). Все части семинара - практикума построены методически грамотно. Время выдержано. Активность родителей все время поддерживалась сменой видов деятельности.

        4. Выбор формы мероприятия (семинар-практикум) обусловлен тем, что это современная форма взаимодействия с родителями. Она строится на одновременном показе и комментировании опыта педагога-психолога, который передается родителям. Все это позволяет повысить мотивацию родителей на взаимодействие.

        5. В результате у родителей, как у полноправных участников образовательных отношений, появилась возможность самостоятельно решать проблемные ситуации, доверяя своей родительской компетенции и с другой стороны не оставаться наедине со своими проблемами.

        6. Все части семинара взаимосвязаны между собой. Сначала я поставила перед родителями проблемную ситуацию, мотивировала их на предстоящую совместную деятельность, настроила на психологическую        работу.

        Затем подробно рассказала о таких психологических приемах как установление границ, игнорирования и тайм-аут. Полученные знания и навыки закрепила через совместные игры и упражнения.

        На заключительном этапе родители совместно с педагогом-психологом подвели итоги работы семинара - практикума, уточнили и обобщили полученные знания, дали оценку своей удовлетворенности результатами взаимодействия.

        7. Форма семинара-практикума полностью соответствует психолого-педагогическим основам коммуникации с взрослыми людьми: передача опыта, сотрудничество, партнерство, взаимоуважение.

        8. После семинара-практикума родители задавали уточняющие вопросы, благодарили за интересную передачу опыта. Анкеты обратной связи показали то, что прошедшее мероприятие оставило положительное впечатление, родители получили новые знания и позитивный эмоциональный настрой, их пожелания в дальнейшем чаще встречаться на подобных семинарах, которые способствуют повышению уровня их педагогической компетенции, ещё раз подтвердили это.

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей на тему: "Регулирование темпо-ритма речи в коррекции заикания детей"

Уважаемые родители! Коррекция заикания осуществляется комплексным методом: медикоментозное лечение, психотерапия, речевые занятия.  В этой работе поговорим об одном из  речевых  методов...

Семинар-практикум для родителей ДОУ «Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания детей»

Повышение компетентности родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края. ...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Повышение профессионализма педагогов в области патриотического воспитания детей»

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное сотрудничество между педагогами сада. Задачи: • Выявить имеющи...

Педагогическая мастерская «Арт – лаборатория как средство повышения уровня родительской компетенции в вопросах развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Данная тема в нынешнем обществе приобретает актуальность в связи с тем, что быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и новых идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижнос...

Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Цель: преодоления  трудностей в развитии духовно-нравственной культуры расширение и  уточнение представлений родителей о сказках посредствам практикума. Задачи: Привлечь родителей к уча...

Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар – практикум для родителей:«Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....

Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар – практикум для родителей:«Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....