Консультация для повышения родительской компетенции в вопросах экологического воспитания детей в семье
консультация по окружающему миру (старшая группа)
Консультация для родителей о ценности экологического воспитания в семье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям для ознакомления художественной и научной литературы детей природоведческого характера в соответствии психолого – возрастным особенностям 5 – 6 лет.
- Арманд - Ткаченко Г. «Начало весны»
- Ладонщиков Г. «Помощники весны»
- Бианки В. «Как звери и птицы весну встречают»; «Лесной колобок — колючий бок»; «Кладовая»; «Приключения муравьишки»; «Что увидел Жаворонок, когда вернулся на Родину»; «На дереве»; «Про двух охотников»
Большая детская энциклопедия / энциклопедия для дошкольного возраста (3-6 лет)- Махаон- 2017г.
- Высотская О. «Разговор с весной», «Мимоза»
Времена года / иллюстрированная энциклопедия для детей дошкольного возраста – Махаон – 2016г
- Лопухина И. «Помощница»
- Плавиновщиков Н. «Капель, проталины»
- Паустовский К. Г. «Похождения жука-носорога»; «Растрепанный воробей»; «Корзина с еловыми шишками»
- Пимон Мари – Рене. Жизнь леса./ Твоя первая энциклопедия.- перевод Семенова М. – Махаон.2016г.
- Пришвин М.М. «Беличья память»; «Весна в лесу», «Какого цвета весна?», «Деревья в плену»; «Лесной хозяин»; «Сухостойное дерево»; «Лесной доктор»; «Старый гриб».
- Радимов П. «Март».
- Сладков Н. «Медведь и солнце», «Весенние ручьи», «Любитель цветов»,
- Соколов-Микитов И. Ранней весной», «Лесные картинки», «Весна в лесу»
- Ушинский К. Д. «Весна»; «Ласточка»; «Спор животных»; «Гусь и журавль».
- Чарушин Е.И. «Почему Тюпа не ловит птиц"; «Кабан. Барсук»; «Белка с Бельчатами»; «Медведица и медвежата».
- Яценко Татьяна Александровна «Почему трава зеленая и еще 100 детских «почем»» – Питер - 2017г.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Актуальность её очевидна. Это и ухудшение состояния воздуха, воды, вследствие интенсивного и порой, неграмотного их использования, и нарушение природного равновесия, что приводит к деградации целых экосистем, и прямая угроза здоровью и жизни людей, особенно детей. Поток информации об экологической катастрофе, нависшей над человечеством, её анализ показывает и главную причину - низкий уровень экологической культуры, экологического сознания у большинства людей.
Что же такое экологическое сознание, экологическая культура и как их можно понимать применительно к области дошкольного воспитания и воспитания в семье? Экологическое сознание - это общественное сознание, которое может складываться двумя путями: стихийным или сознательным - посредством целенаправленного воспитания и образования в этом немалую роль играют воспитатели и родители.
Очень близко по своему содержанию к понятию "экологическое сознание" подходит понятие "экологическая культура".
Экологическая культура - это культура единения человека с природой. Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём.
Работа по экологическому воспитанию дошкольников обладает большими возможностями и перспективой. Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть. Все, кому неравнодушна судьба природы и наших детей: отворите детям окна в природу, научите ощущать её красоту и неповторимость! Помните, чем раньше познакомится с удивительным миром природы маленький человек, тем раньше у него пробудится желание ценить и беречь всё, что его окружает, тем больше будет посеяно в его душе зерен доброты, тем скорее он почувствует неразрывную связь, своё родство с этим удивительным миром.
Что значит "отворить окно" в природу?
Это, прежде всего, научить детей видеть природу, ощущать себя её частью. А для этого необходимо общение с природой сделать постоянным. Только в результате систематического непосредственного контакта с природой маленький человек может почувствовать себя ей частью. Работа с детьми должна начинаться с правильно организованных прогулок в природу. Они должны носить не потребительский и развлекательный характер, не стоит увлекаться сбором даров природы, ловлей насекомых и т.п. Существует, к сожалению, мнение, что всё это способствует изученью природы, но это далеко не так. Мне могут возразить: "Так что же теперь, ребёнку нельзя даже; сорвать цветок или веточку с дерева срезать?"
Конечно, можно, если цель оправдывает действия. Если же ребёнку нужен цветок только лишь для того, чтобы вдохнуть его аромат или рассмотреть его поближе, то гораздо разумнее будет предложить ему наклониться над цветком или опуститься на землю рядом с ним - ведь в этом случае и увидеть, и почувствовать можно гораздо больше. Детей нужно учить выносить с прогулки не букетики цветов и сломанные веточки, а впечатления, мысли, чувства, открытия. Только тогда они могут прийти к пониманию самоценности жизни, кому бы она ни принадлежала.
«Любая прогулка, имеющая целью приобщение ребёнка к природе, включает в себя наблюдение за объектами и явлениями окружающего мира. Наблюдение - вот основной способ познания природы. Среди множества ощущений у человека преобладает зрение. Для него самое главное это - увидеть. Здесь уместно будет вспомнить старинную русскую пословицу -«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Но в наблюдении оказывается, и без слуха не обойтись. Всем известно, что смотреть и видеть не одно и то же. Человек видит лишь тогда, когда осознаёт. Поэтому, чтобы во время наблюдения ребёнок осознал, ему надо не только показать объект, но и рассказать о нём.
Словесное описание помогает подчеркнуть особенности наблюдаемого объекта, выделить характерные и существенные признаки. Образное и выразительное, оно способствует воспитанию чувств, формирует отношение к окружающему.
Но и самого яркого и эмоционального описания не достаточно, чтобы научить ребёнка видеть в природе источник мысли и творчества. Существует давняя педагогическая истина: "Когда я слышу - я забываю, когда я вижу - я запоминаю, когда я делаю - я понимаю." Поэтому наблюдения должны включать в себя активную эмоциональную и интеллектуальную деятельность самих детей. Этому помогает использование упражнений типа: "На что похоже", "Кто больше назовет", "Найди такой же». Впечатления, получаемые детьми во время наблюдений, должны подкрепляться, усиливаться с помощью разнообразных методов и приёмов.
Во время прогулок с детьми можно встретить муравейник, выпавшего из гнезда птенца. Не старайтесь пройти мимо, не заметив этого. Объясните ребёнку, почему нельзя разрушать муравейники и брать в руки птенцов. Выучите с детьми основные правила поведения в природе:
в лесу надо ходить по тропинкам, т.к. можно нечаянно наступить на насекомых; на утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои ходы и почва не рыхлится, а корни растений "задыхаются" без воздуха и постепенно отмирают; нельзя разжигать костры, ломать ветви, рвать много цветов.
Выучите с детьми пословицы о лесе:
«Лес-богатство и краса, береги свои леса!»
«Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу!"
«Враг природы тот, кто лес не бережёт!"
«Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!"
Особое внимания советуют обратить на сочинение с детьми загадок, песенок, коротеньких рассказов и сказок об удивительном мире природы, о том, что особенно поразило на прогулке. Этот приём способствует сближению ребёнка с природой, делает её ближе, доступнее и понятнее для него. Благодаря сказкам и забавам, песенкам, дети познают
окружающий мир не только умом, но и сердцем, что особо важно для детей дошкольного возраста, ведь чувства у них часто превалируют над разумом.
Не следует забывать и об опыте В.А. Сухомлинского, который большое внимание уделял знакомству детей с "музыкой природы", полагая, что она является ключом к пониманию детьми классической музыки. А это значит, делает его духовно богаче.
Можно после знакомства детей со звучанием музыкальных инструментов предложить им во время наблюдения определить, какой музыкальный инструмент мог бы изобразить полёт бабочки, гудение шмеля, песню птицы и т.д., и так среди природы ребёнку нужно дать возможность посмотреть, послушать, почувствовать, подумать.
Для того чтобы организовать такую разнообразную деятельность детей, следует подумать и о содержательной стороне наблюдений. С какими природными объектами лучше всего знакомить детей на территории детского сада и за его пределами. На какие особенности этих объектов обратить внимание детей? О чём рассказать, что показать им, о чём дать возможность догадаться самим, используя различные способы обследования?
Прежде всего, откройте перед детьми удивительный мир растений. Растение благодатный объект для познания, для развития системного мышления и наблюдательности. Они всегда доступны взору, их можно потрогать, спрятаться под их кроной. Неподвижны и молчаливы они лишь на первый взгляд, а присмотритесь, прислушайтесь и с вами заговорят стебли, листья, цветки и плоды, ветви и почки. Нужно, чтобы дети выбрали в ближайшем окружении растение, которое им кажется самым привлекательным, и наблюдали за его жизнью: весенним пробуждением, летним цветением, осенним увяданием, зимним сном. Пусть они относятся к любому растению как к другу - навещают его, замечают изменения, которые с ним произошли, заботятся о нём! Забота о нём превратится в настоящий урок доброты, рождающий глубокое чувство причастности ко всему, что нас окружает. Скольких детей это чувство впоследствии убережёт от плохих поступков, скольким поможет стать настоящими, думающими защитниками нашего общего дома
Эмоциональность, увлечённость детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и даёт хорошие результаты. Эта работа поможет воспитать у детей любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Составитель воспитатель: Жирук Оксана Николаевна
Предварительный просмотр:
Рекомендации по изучению литературы для повышения родительской компетенции в вопросах экологического воспитания детей в семье:
- Аксенова П. В заповедном лесу : экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 7. - С. 62-65.
- Детский сад - эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. – 2004. - N 2. - С. 4.
- Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2. - С. 19-24.
- Максимова М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. - 2010. - N 2. - С. 79-83.
- Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 8. - С. 17-19.
- Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. - N 5. - С. 22-27.
- Николаева С. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1998. - N 5. - С. 33-39.
- Новикова Г. Дошкольный возраст : этико-экологическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 7. - С. 87-89.
- Потапова Т. Знать, любить, охранять. Экологическое образование : с первых лет : опыт дет. сада // Семья и школа. – 2002. - N 3. - С. 6-9.
- . Смирнова М. К. Мир вокруг нас : программа экологического воспитания для дошкольников и учащихся 1-4 классов // Молодые в библиотечном деле. – 2005. - N 5 / 6. - С. 68-73.
- Шинкарева Л. Земля - кормилица наша. формируем экологическую культуру // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 6. - С. 31-34.
- Яриго Л. А. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2010. - N 4. - С. 32-37.
- http://sch2121.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie_1/obrazovanie/methodical_cabinet/ispol_zovanie_hudozhestvennoj_literatury_v_e_kologicheskom_vospitanii_doshkol_nikov_v_sem_e/
- http://dou9.caduk.ru/DswMedia/stat-yaamosova.pdf
- https://podrastu.ru/vospitanie/ekologicheskoe/formirovanie-ekologicheskikh-predstavlenii.html
- http://53.mdout.ru/ekologicheskoe-vospitanie-detej-v-seme
- http://открытыйурок.рф/статьи/515792/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей в семье"
Скоро лето. А ведь и на отдыхе на природе мы всегда остаёмся родителями как первыми педагогами своих детей!...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСУЛЬТАЦИИ "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ"
Круглый стол...
Доклад "Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей."
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положи...
Консультация для педагогов и родителей на тему: "Экологическое воспитание детей в семье"
Экологическое воспитание детей...
Консультация для педагогов "Педагогическая поддержка семьи и повышение родительской компетенции в вопросах развития детской инициативы"
В консультации даны определения понятий "педагогическая поддержка", "Компетенции родителей", "инициатива", представлены формы работы педагогов по вопросу обеспечени...