Психолого- педагогическая работа по повышению родительской компетенции.
статья (старшая группа) на тему
Чтобы быть хорошими родителями, нужно не просто учиться, этому нужно учиться всю жизнь, причем не теоретически, а практически – вместе со своими детьми, с их непосредственной помощью, в частности благодаря их непослушанию, капризам, недовольству, которые ярко и точно свидетельствуют о том, что мы что-то делаем не так.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.kultura.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение педагогической культуры родителей
Сколько написано в мире статей,
И сколько прочитано лекций умных.
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных…
Семья является той важной средой, в которой ребенок начинает познавать особенности общественных отношений, усваивает первые понятия о добре и зле, получает первые представления о труде и отдыхе, интересах, выражении чувств. Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений имеют неоценимое значение для воспитания ребенка.
Педагогическая культура родителей служит основой их воспитательной деятельности. От ее уровня зависит успешность и результативность домашнего воспитания ребенка. Педагогическая культура – это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.
Она включает несколько компонентов:
- понимание и осознание ответственности за воспитание детей;
- знания о развитии, воспитании, обучении детей;
- практические умения организации жизни и деятельности детей в семье;
- продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).
Педагогическая подготовленность родителей включает в себя определенный объем знаний, прежде всего педагогических и психологических, а также медицинских, правовых и др., на основе которых в ходе практики воспитания детей вырабатываются воспитательские умения и навыки, развиваются педагогические способности и мастерство, осуществляется процесс самообразования и самовоспитания.
Современная система образования располагает специально подготовленными кадрами квалифицированных педагогов, в то время как большинство родителей не имеют педагогической подготовки. Недаром еще П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит педагогам. Не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. В одностороннем порядке школе трудно наладить диалог с семьей ребенка, так как семья к нему не готова. Только систематическая и последовательная работа с семьей ведет к возникновению союза родителей и педагогов.
Чем лучше будет налажен диалог между образовательным учреждением и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. Успех в воспитании детей зависит не только от воспитательного потенциала детского сада, но и от воспитательного потенциала семьи.
Необходимо работу образовательного учреждения строить таким образом, чтобы в получении позитивных результатов были заинтересованы не только педагоги, но и сами родители. Это возможно посредством организуемой систематической социально-педагогической работой с семьей.
При этом очень важно, для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в школе, представлять коллектив школы как единое целое.
Современная педагогическая практика взаимодействия с семьей предлагает следующие формы организации работы с родителями :
- дискуссии, в основе которых – конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями;
- анализ педагогического опыта (обсуждение содержания методических пособий по проблемам семейной жизни и семейного воспитания);
- психологические тренинги, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений;
- индивидуальное консультирование родителей– индивидуальная работа с отдельной семьей или представителем семьи, позволяющая разобраться в конкретной ситуации и найти оптимальное решение;
- тематическое консультирование– работа с семьями, дети которых переживают одну и ту же проблему;
- деловые игры, направленные на формирование навыков быстрого принятия педагогически верных решений, умения вовремя увидеть и исправить педагогическую ошибку.
Основными формами повышения педагогической культуры родителей обучающихся можно назвать:
Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций.
Открытые занятия: цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Индивидуальные консультации: обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах (особенности здоровья ребенка, увлечения и интересы детей, поведенческие реакции, особенности характера, учебная мотивация, моральные ценности семьи и т.д.).
Посещение семьи: индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.
Родительское собрание: форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Общешкольные тематические родительские собрания проводятся ежеквартально. Цель: просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания детей;
Классные родительские собрания проводятся ежеквартально. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Родительские вечера: форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга.
Родительский труд – очень тяжёлый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. И пусть у вас никогда не опускаются руки, всегда верьте в вашего ребёнка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями. «Диалог как форма работы с семьей. Педагогические идеи по повышению родительской активности»
В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьей позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...
«Диалог как форма работы с семьёй. Педагогические идеи по повышению родительской активности»
В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...
Консультация для повышения родительской компетенции в вопросах экологического воспитания детей в семье
Консультация для родителей о ценности экологического воспитания в семье....
Диалог как форма работы с семьёй. Педагогические идеи по повышению родительской активности.
Взаимодействие с семьями воспитанников является органичной составляющей деятельности ДОУ, его трудно выделить в отдельный блок. Поэтому любой вопрос, понятие, тематический блок осваивается детьми в ра...
Консультация для педагогов "Педагогическая поддержка семьи и повышение родительской компетенции в вопросах развития детской инициативы"
В консультации даны определения понятий "педагогическая поддержка", "Компетенции родителей", "инициатива", представлены формы работы педагогов по вопросу обеспечени...
«Психологическая помощь и повышение родительской компетенции в области развития детей с ТМНР»
Цель психологической помощи родителям детей-инвалидов заключается в содействии адекватной социальной адаптации в условиях изменившихся микросоциальных факторов....