Инклюзивная практика «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
статья по коррекционной педагогике
Дети с особыми потребностями в МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска» сопровождаются согласно разработанной учреждением модели инклюзивного образования, целью которой является создание специальных условий для получения качественного образования детей с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и включенности в социум. В рамках реализации модели инклюзивного образования ДОУ разработана инклюзивная практика «Вместе весело шагать» с целью создания условий для развития социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования толерантного отношения нормотипичных детей к сверстникам с особенностями в развитии в процессе совместной детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnaya_praktika_vmeste_veselo_shagat.docx | 81.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивная практика «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
Дорогова Марина Владимировна учитель-дефектолог
МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка» г. Лесосибирск
Зверева Ирина Валерьевна педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка» г. Лесосибирск
Дети с особыми потребностями в МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска» сопровождаются согласно разработанной учреждением модели инклюзивного образования, целью которой является создание специальных условий для получения качественного образования детей с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и включенности в социум.
Инклюзивное образование предполагает совместное обучение детей с ОВЗ с нормотипичными сверстниками. В нашем дошкольном учреждении организованы группы компенсирующей направленности, где все дети имеют статус «Ребенок с ОВЗ», и группы общеобразовательной направленности. Дети с ОВЗ и нормой развития в недостаточной мере включены в совместный процесс обучения и воспитания, что приводит к следующим результатам:
- у воспитанников с ОВЗ слабо развиты навыки совместной деятельности и коммуникации с нормотипичными сверстниками, в связи с чем, снижена возможность присвоения практического опыта детей с нормой развития, и переноса его на различные виды своей деятельности;
- при этом, у нормотипичных детей, посещающих общеобразовательные группы нашего детского сада, недостаточно сформировано толерантное отношение к сверстникам с особенностями в развитии из-за ограниченной возможности их контактов.
В рамках реализации модели инклюзивного образования ДОУ разработана инклюзивная практика «Вместе весело шагать» с целью создания условий для развития социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования толерантного отношения нормотипичных детей к сверстникам с особенностями в развитии в процессе совместной детской деятельности.
Для реализации данной цели нами были определены задачи:
- развивать социальную адаптацию детей с ОВЗ в процессе совместной детской деятельности с нормотипичными сверстниками;
- формировать толерантное отношение у дошкольников к сверстникам с особенностями в развитии, через включение их в совместную деятельность;
- развивать коммуникативные качества детей разных возрастов и уровней развития в процессе их взаимодействия.
В рамках практики выделены следующие направления деятельности:
- игровая деятельность (предполагает разучивание детьми игр и передачу игрового опыта);
- волонтерство (оказание детьми различной добровольной помощи на благо всего детского сада);
- творческое (детские мастер-классы, концерты, проведение выставок и другие творческие мероприятия);
- спортивное (проведение утренней или коррегирующей зарядки, соревнования, спортивные игры);
- театрализация (совместное разучивание спектаклей и театральных постановок, других видов театра);
- экспериментирование (проведение опытов, исследовательская деятельность);
- интерактивные (презентация игр, показ видеофрагментов театральных постановок, мастер-классов).
Организаторами практики выступают педагог-психолог и учитель-дефектолог, а участники практики педагоги, воспитанники и родители, задействованных в мероприятиях практики общеобразовательных и инклюзивных групп.
Нами были выделены этапы реализации практики:
- На первом этапе было проведено наблюдение и мониторинг…… в инклюзивных и общеобразовательных группах для выявления детей с недостаточной социальной адаптацией и низким уровнем принятия сверстников с нарушениями развития. По результатам наблюдения и мониторинга было принято решение о выборе групп для включения их в реализацию практики «Вместе весело шагать» (это группы старшего возраста: 2 общеобразовательные и 1 группа компенсирующей направленности. Так же к мероприятиям практики привлекаются группы раннего возраста с целью передачи полученного от нормотипичных сверстников опыта воспитанниками с ОВЗ детям раннего возраста). Определено содержание мероприятий по направлениям и сроки их проведения.
- На втором этапе мероприятия практики реализовывались по различным направлениям, ориентируясь на календарные события, годовой план работы детского сада, учитывая интересы детей. В каждом последующем месяце происходила смена ведущего направления деятельности для удовлетворения интересов всех детей.
Октябрь | Игровое направление Тема месяца: «Сами сделаем игрушки для Катюшки и Ванюшки» |
Ноябрь | Творческое направление Тема месяца: «Подарочки для мамочки» |
Декабрь | Волонтерство Тема месяца: «Возле нашей ёлочки» |
Январь | Спортивное направление Тема месяца: «На зарядку становись!» |
Февраль | Экспериментирование Тема месяца: «Лаборатория чудес» |
Март | Театрализация Тема месяца: «Путешествие в сказку» |
Апрель | Квест-игра Тема месяца: «Папа. Мама, я – дружная семья» |
Структура ежемесячных мероприятий имеет определенный алгоритм:
- Работа начинается в старшей группе детей с нормой развития, создается проблемная ситуация по теме месяца для мотивации воспитанников к деятельности в группе сверстников с особенностями в развитии.
- Организаторы практики помогают определиться группе детей с нормой развития в выборе детской деятельности по запланированному направлению. Детям предоставляется возможность обсудить с родителями предстоящие события, родители включаются в процесс по инициативе детей и помогают им найти информацию, подготовить игру, мастер-класс, и т.д.
- Дети с нормой развития готовятся совместно с организаторами практики к предстоящему походу в группу детей с ОВЗ и проводят подготовленные ими виды деятельности.
- Дети с ОВЗ по примеру своих нормотипичных сверстников организуют по той же теме, исходя из их возможностей, деятельность, отвечающую интересам детей раннего возраста.
- После посещения малышей дети с ОВЗ делятся впечатлениями со сверстниками.
Методические разработки мероприятий практики представлены в Приложении 1.
3. На 3 этапе было осуществлено повторное наблюдение за воспитанниками, задействованными в данной практике. Подведены итоги с учетом ожидаемых результатов.
Результаты практики:
- дети с ОВЗ усовершенствовали качество взаимодействия с другими людьми, что свидетельствует о возможности их успешной социальной адаптации;
- участники практики стремятся помогать другим детям в быту, игре, творческой деятельности;
- дети с ОВЗ используют практический опыт нормотипичных сверстников и переносят его на различные виды своей деятельности;
- воспитанники с ОВЗ не испытывают трудности при вступлении в коммуникацию со сверстниками, свободно используют речевые формулы, выражают свои просьбы, рассказывают о событиях, озвучивают роли, отстаивают свои интересы;
- дошкольники с нормой развития относятся толерантно к сверстникам с особенностями в развитии, что формирует их нравственные качества, принятые в современном обществе.
Приложение 1
Методические разработки мероприятий инклюзивной практики «Вместе весело шагать»
Октябрь ИГРОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Тема: «Сами сделаем игрушки для Катюшки и Ванюшки»
Цель: формирования толерантного отношения и предпосылок социализации детей в процессе создания дидактических игр и в совместной игровой деятельности детей с нормой развития и детей с ОВЗ.
Задачи:
- развивать социальную адаптацию детей с ОВЗ в процессе совместной игровой деятельности с нормотипичными сверстниками;
- формировать толерантное отношение у дошкольников к сверстникам с особенностями в развитии, через совместную игровую деятельность;
- развивать коммуникативные качества дошкольников посредством трансляции игровых правил и игровых диалогов в совместной игровой деятельности.
Материалы: половинки муляжей фруктов и овощей, корзина и ведро, 4 картонных кубика, клей, цветные карандаши, изображение овощей и фруктов, цветной пластилин, правила для дидактических игр, костюм «Пугало» для взрослого.
Подготовительная работа: педагоги обсуждают тему и возможные варианты дидактических игр, которые отвечают интересам детей старшего дошкольного возраста, детей с ОВЗ и детей раннего возраста, а так же возможностям их изготовления детьми самостоятельно и совместно с родителями.
Ход деятельности
Деятельность педагогов | Деятельность детей | Методы и приёмы |
Локация «Лесовичок» старшая группа детей с нормой развития | ||
Педагог: здравствуйте, дети, почему сегодня вы не идёте гулять? (на улице дождь). Посмотрим в окно, что вы видите? (листья падают, идет дождь). Какое сейчас время года? (осень) А что ещё бывает осенью? | Отвечают на вопросы. | Педагог задаёт детям наводящие вопросы о признаках осени, подводит детей к обсуждению сбора урожая овощей и фруктов. |
В дверь стучат. В группе появляется Пугало. Пугало: Здравствуйте ребята! Я Пугало огородное, на улице стало холодно, дождь идёт, я замёрзло на огороде, решило собрать мой последний урожай и пойти к вам в гости. Только вот беда все овощи и фрукты в моём мешке перепутались. Помогите мне разобраться, где овощи, а где фрукты. | Здороваются с гостем. Проявляют желание помочь. Дети принимают участие в дидактической игре, собирают из половинок модели овощей и фруктов и раскладывают их по категориям в корзину и ведро. | Сюрпризный момент Персонаж мотивирует детей на познавательную деятельность, через решение познавательной задачи. |
Педагог: Уважаемое Пугало, ребята знают различные игры про овощи и фрукты. Хочешь с нами поиграть? Пугало: Я тоже люблю играть, у меня на огороде много овощей и фруктов, вы меня научите и мне не будет скучно летом сторожить урожай. | Дидактические игры: каким цветом бывают овощи и фрукты? Что готовят из овощей и фруктов? Какой бывает сок? Какой формы овощи и фрукты? | Включение в познавательную деятельность. Дети участвуют в дидактических играх, которые им знакомы. |
Педагог: А ещё ребята, я принесла вам игру «Разрезные картинки». Пока шла к вам, картинки упали и все кусочки перемешались, но мне сказали, что вы легко можете собрать мои картинки. | Дети складывают разрезные картинки и называют изображенные на них овощи и фрукты. | Педагог мотивирует детей на познавательную деятельность, через решение познавательной задачи. |
Пугало: Мне вороны рассказали, что в вашем детском саду есть ещё и другие группы и есть такая группа, в которой дети не умеют собирать разрезные картинки, потому что у них нет такой замечательной игры. Что же делать? | Дети предлагают варианты решения поставленной задачи. | Постановка проблемной задачи. Рассуждение, высказывание мнений, выводы. |
Педагог: У меня есть раскраски овощей и фруктов, если ребята помогут их разукрасить, то мы сможем приготовить разрезные картинки и научить ребят из другой группы их складывать. | Дети выбирают предложенные раскраски овощей и фруктов. Проявляют желание помочь сверстникам. | Дети принимают поставленную задачу. |
Пугало: А я предлагаю раскрасить картинки дома вместе с родителями, чтобы они то же могли поучаствовать в изготовлении игры. А теперь мне пора прощаться. | Дети выбранную раскраску оставляют для совместного с родителями разукрашивания. | Отсрочка выполнения деятельности для проявления коммуникативной самостоятельности детей в подключении к изготовлению игры своих родителей. |
Локация «Лесовичок» старшая группа детей с нормой развития | ||
Педагоги приходят в группу «Лесовичок». - Здравствуйте, дети! Мы пришли, чтобы посмотреть, как вы вместе с родителями выполнили просьбу Пугало, и приготовили раскраски овощей и фруктов для изготовления игры «Разрезные картинки». | Дети демонстрируют изготовленные раскраски, делятся впечатлениями о совместной с родителями деятельности. | Проявление детьми инициативы в оказании помощи сверстникам посредством совместной с родителями деятельности. |
Педагог: По жребию надо выбрать четыре помощника, чтобы из ваших раскрасок изготовить разрезные картинки. | Дети предлагают выбрать помощников при помощи считалочки. | Используя метод считалочки, дети самостоятельно определяют помощников. |
Локация кабинет психолога (дети с нормой развития старшей группы «Лесовичок») | ||
Педагог: Необходимо разрезать картинки на 2-е, 3-и, 4-е и 5-ть частей. | Дети-помощники разрезают картинки, самостоятельно определяя количество частей. | Изготовление игры «Разрезные картинки» |
Педагог: чтобы пойти играть с детьми другой группы, надо повторить правила игр с овощами и фруктами, а так же повторить правило игры с разрезными картинками. | Дети вспоминают игры с овощами и фруктами, повторяют правила, что бы объяснить их сверстникам. Дидактические игры: Собери из половинок модели овощей и фруктов и разложи их по категориям в корзину и ведро. Каким цветом бывают овощи и фрукты? Что готовят из овощей и фруктов? Какой бывает сок? Какой формы овощи и фрукты? | Разучивание коммуникативных приёмов объяснения правил дидактических игр. Речевых формул общения (приветствия, прощания, оказания помощи в играх). |
Локация старшая группа «Теремок» компенсирующей направленности (дети с ОВЗ) | ||
Педагоги и дети-помощники из группы «Лесовичок» общеразвивающей направленности заходят в группу, здороваются. Педагог: Ребята, мы пришли к вам с помощниками, они хотят с вами поиграть и подарить игру, которую сами изготовили с помощью родителей. | Дети-помощники здороваются, с направляющей помощью педагогов проводят игры. В конце предлагают собрать разрезные картинки. Дети с ОВЗ компенсирующей группы общаются со сверстниками, принимают участие в играх, выполняют правила, принимают помощь. | Самостоятельное проведение игр, объяснение правил, проверка правильности выполнения игровых действий, оказание помощи в игре. Дети-помощники выступают в роли учителей, обмен опытом со сверстниками. |
Педагоги прощаются, благодарят детей-помощников за участие в оказании помощи сверстникам, за проведение игр. | Дети-помощники дарят игру «Разрезные картинки» и прощаются. Дети с ОВЗ компенсирующей группы принимают подарки, благодарят и прощаются. По возвращению в группу дети-помощники делятся впечатлениями со сверстниками и педагогами. | Воспитание чувства ответственности, толерантности, оценка умений. Обсуждение, обмен впечатлениями. |
Локация старшая группа «Теремок» компенсирующей направленности (дети с ОВЗ) | ||
Педагоги предлагают детям группы компенсирующей направленности на примере посетивших их накануне сверстников, изготовить игру для детей младшей возрастной группы. | Дети обсуждают вместе с педагогами, какую игру они могли бы изготовить для малышей. | Рассуждения, принятие совместного решения, желание оказать помощь младшим детям. |
Педагоги: Малышам понравиться собирать разрезные картинки из двух частей, а размещение их на картонных кубиках сделает игру интереснее. | Дети с помощью педагогов разрезают предложенные готовые картинки овощей и фруктов и приклеивают их на грани картонных кубиков. | Практическая деятельность, мотивированная предназначением её результатов младшим детям. |
Педагог: По жребию надо выбрать четыре помощника, чтобы пойти к малышам. | Дети предлагают выбрать помощников при помощи считалочки. | Используя метод считалочки, дети самостоятельно определяют помощников. |
Педагоги: Для того, чтобы пойти в группу к малышам, повторим как надо вести себя в гостях, в какие игры мы предложим поиграть. | Дети повторяют речевые формулы, повторяют правила игр с половинками муляжей фруктов и овощей, с приготовленной игрой в разрезные картинки на кубиках, а так же игру с мягким пластилином по заполнению пустых точек на цветных картинках овощей и фруктов. | Разучивание коммуникативных приёмов объяснения правил дидактических игр. Речевых формул общения (приветствия, прощания, оказания помощи в играх). |
Локация первая младшая группа «Мишутка» общеразвивающей направленности | ||
Педагоги и дети-помощники из группы «Теремок» компенсирующей направленности заходят в группу «Мишутка», здороваются. Педагог: Ребята, мы пришли к вам с помощниками, они хотят с вами поиграть и подарить игру, которую сами изготовили. | Дети-помощники здороваются, с направляющей помощью педагогов проводят игры с половинками муляжей овощей и фруктов, предлагают собрать разрезные картинки, расположенные на кубиках, заполнить белые точки на картинках пластилином. Малыши общаются с детьми с ОВЗ, принимают участие в играх, выполняют правила, принимают помощь. | Проведение игр с направляющей помощью педагогов, объяснение правил, проверка правильности выполнения игровых действий, оказание помощи в игре. Дети-помощники выступают в роли учителей, обмен опытом между детьми разных возрастов. |
Педагоги и дети-помощники прощаются с малышами. | По возвращению в группу дети-помощники делятся впечатлениями со сверстниками и педагогами. | Обсуждение, обмен впечатлениями. |
Ноябрь ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Тема: «Подарочки для мамочки»
Цель: формирования толерантного отношения и предпосылок социализации детей в процессе совместной творческой деятельности детей с нормой развития и детей с ОВЗ.
Задачи:
- развивать социальную адаптацию детей с ОВЗ в процессе совместной творческой деятельности с нормотипичными сверстниками;
- формировать толерантное отношение у дошкольников к сверстникам с особенностями в развитии, через совместную творческую деятельность;
- развивать коммуникативные качества дошкольников в процессе оказания помощи в совместной продуктивной творческой деятельности.
Материалы: белая ткань 25/25см., штампы, гуашь, раскраски бюстов женщин, клей, раскраски платьев, аппаратура для съемок и трансляции видеоролика.
Подготовительная работа: педагоги обсуждают тему и возможные варианты творческой деятельности, которая отвечают теме, интересам детей старшего дошкольного возраста, детей с ОВЗ и детей раннего возраста, а так же возможностям изготовления поделки детьми самостоятельно.
Ход деятельности
Деятельность педагогов | Деятельность детей | Методы и приёмы |
Локация «Утята» старшая группа детей с нормой развития | ||
Педагог: здравствуйте, дети! На свете добрых слов Живет немало, Но всех нежнее И добрей одно- Из двух слогов Простое слово «мама», Нет в мире слов Роднее, чем оно! Скоро будет праздник - День матери. Все будут для мам готовить подарки, дети группы «Теремок» тоже хотят поздравить своих мам, мы предлагаем вам провести мастер-класс для ребят соседней группы по изготовлению сюрпризов для мам. | Дети придумывают темы мастер-классов по своим интересам и способностям. Обсуждают с педагогами, возможности их проведения Выражают желание провести мастер-класс. | Орг. момент Мотивация детей к предстоящей творческой деятельности. Рассуждения, высказывание мнений, отстаивание своих интересов в предложенных вариантах мастер-классов. Проявление детьми инициативы в оказании помощи сверстникам. |
Педагог: Среди тех, кто предложил свои варианты мастер-классов, надо провести жеребьёвку. Тот, кому выпала возможность провести мастер-класс в соседней группе, может выбрать себе по желанию помощников. Остальные дети, выразившие желание провести мастер-классы, проведут их у себя в группе в течение следующей недели. | Дети по считалке проводят жеребьёвку: На золотом Крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты Будешь такой? Выбранный по жребию ребёнок определяет помощников. | Используя метод считалочки, дети самостоятельно определяют ведущего мастер-класса. Ведущий по собственной симпатии, самостоятельно определяет помощника. |
Для мастер-класса подготавливается материал (разукрашивают с детьми бюсты женщин), родители проводят репетицию мастер-класса с ребёнком в домашних условиях. | ||
Локация кабинет учителя-дефектолога (дети с нормой развития старшей группы ««Утята» | ||
Педагог: Необходимо записать видео для проведения мастер-класса. Проводится репетиция. | Дошкольник проводит мастер-класс для записи видеосюжета. | Запись сюжета для демонстрации на мастер-классе. |
Совместно с родителями подготавливаются материалы к предстоящей творческой деятельности. | ||
Локация старшая группа «Теремок» компенсирующей направленности (дети с ОВЗ) | ||
Педагоги и дети из группы «Утята» общеразвивающей направленности заходят в группу, здороваются. Педагог: Ребята, мы пришли, чтобы помочь вам приготовить мамам подарки на праздник. | Дети здороваются, предлагают ребятам занять места за столами, раздают материалы для творческой деятельности (платочки из белой ткани, штампы и специально приготовленный раствор гуашевых красок разных цветов. Заготовки разукрашенных бюстов женщин, клей). Дети демонстрируют видеосюжет мастер-класса, затем оказывают помощь сверстникам в изготовлении поделок. С помощью штампов на платочки наносятся рисунки, затем один уголок немного подворачивается и к нему приклеивается заготовка разукрашенного бюста. Получается мама в красивом платье. | Самостоятельное проведение мастер-класса, объяснение правил выполнения творческой деятельности. Оказание помощи сверстникам в выполнении поделок. Дети выступают в роли учителей, обмениваясь опытом творческой деятельности со сверстниками. |
Педагоги прощаются, благодарят детей за участие в оказании помощи сверстникам, за проведение мастер-класса. | Дети группы «Теремок» компенсирующей направленности благодарят за мастер-класс, прощаются. Дети группы «Утята» делятся впечатлениями по возвращению в свою группу. | Воспитание чувства ответственности, толерантности, оценка собственных умений. Обсуждение, обмен впечатлениями. |
Локация старшая группа «Теремок» компенсирующей направленности (дети с ОВЗ) | ||
Педагоги предлагают детям группы компенсирующей направленности на примере посетивших их накануне сверстников, помочь детям младшей возрастной группы изготовить подарки для мам. Предлагаем вам провести мастер-класс для ребят соседней группы по изготовлению сюрпризов для мам. Проведём жеребьёвку среди тех, кто захочет провести мастер-класс. | Дети обсуждают вместе с педагогами, какие подарки они могли бы помочь изготовить малышам. Дети с помощью педагогов по считалке проводят жеребьёвку. Выбранный по жребию ребёнок определяет помощников. | Рассуждения, принятие совместного решения, желание оказать помощь младшим детям. Используя метод считалочки, дети с помощью педагога определяют ведущего мастер-класса. Ведущий по собственной симпатии, самостоятельно определяет помощников. |
Совместно с родителями дети подбирают раскраски платьев для мам, которые дети младшей группы будут украшать при помощи штампов и гуашевой краски. Родители проводят репетицию мастер-класса с ребёнком в домашних условиях. | ||
Локация кабинет педагога-психолога (дети старшей группы группа «Теремок» компенсирующей направленности (дети с ОВЗ) | ||
Педагог: Необходимо записать видео для проведения мастер-класса. Проводится репетиция. | Дошкольник проводит мастер-класс для записи видеосюжета. | Запись сюжета для демонстрации на мастер-классе. |
Совместно с родителями подготавливаются материалы к предстоящей творческой деятельности. | ||
Локация первая младшая группа «Мишутка» общеразвивающей направленности | ||
Педагоги и дети-помощники из группы «Теремок» компенсирующей направленности заходят в группу «Мишутки», здороваются. Педагог: Ребята, мы пришли к вам с помощниками, они хотят предложить вам помощь в изготовлении подарков к Дню матери. | Дети здороваются, предлагают ребятам занять места за столами, раздают материалы для творческой деятельности (раскраски платьев, штампы и специально приготовленный раствор гуашевых красок разных цветов). Дети демонстрируют видеосюжет мастер-класса, затем оказывают помощь сверстникам в изготовлении поделок. С помощью штампов на раскраски, наносится рисунок на раскраску платья для мамы. Малыши общаются с детьми с ОВЗ, принимают помощь. | Объяснение правил, украшения платьев, выполнения, оказание помощи в творческой деятельности. Дети-помощники выступают в роли учителей, обмен опытом между детьми разных возрастов. |
Педагоги и дети-помощники прощаются с малышами. | По возвращению в группу дети-помощники делятся впечатлениями со сверстниками и педагогами. | Обсуждение, обмен впечатлениями. |
Декабрь ВОЛОНТЁРСТВО
Тема: «Я помогаю»
Цель: формирования толерантного отношения и предпосылок социализации детей в процессе творческой деятельности и волонтёрства нормотипичных детей и детей с ОВЗ.
Задачи:
- развивать социальную адаптацию детей с ОВЗ в процессе совместной творческой и волонтёрской деятельности с нормотипичными сверстниками;
- формировать толерантное отношение у дошкольников к сверстникам с особенностями в развитии, через совместную творческую и волонтёрскую деятельность;
- развивать коммуникативные качества дошкольников посредством общения в процессе творческой и волонтёрской деятельности.
Материалы: Макет деревянной ёлки, санки, лошадка-качалка, заготовки для изготовления новогодних игрушек, тесьма, клей ПВА, детали для украшения, цветная бумага, ножницы, воздушный пластилин.
Подготовительная работа: педагоги обсуждают тему и возможные варианты творческого оформления ёлки и фотозоны, которые отвечают интересам детей старшего дошкольного возраста, детей с ОВЗ и детей раннего возраста, а так же возможностям их изготовления детьми самостоятельно и совместно с родителями.
Ход деятельности
Деятельность педагогов | Деятельность детей | Методы и приёмы |
Локация «Лесовичок» старшая группа детей с нормой развития | ||
Педагог: здравствуйте, дети, почему у вас в группе стало так красиво? Для чего вы нарядили группу? Какой праздник приближается? Для чего люди помогают друг другу? Что нужно сделать, чтобы у всех было праздничное настроение? | Отвечают на вопросы, рассуждают. | Педагог задаёт детям наводящие вопросы о наступающем празднике, подводит детей к обсуждению создания праздничной фотозоны возле детского сада для других детей, родителей, для детского сада. |
Педагог: Что бы вы предложили разместить в фотозоне, чтобы это соответствовало праздничному настроению в преддверии Нового года. | Обсуждения и предложения от детей как оформить фотозону. Дети договариваются нарядить возле детского сада ёлку, игрушками, которые они сделают самостоятельно. | Постановка проблемной задачи. Рассуждение, высказывание мнений, выводы. |
Педагог: Ребята, предлагаю вместе с родителями подумать, какие можно изготовить ёлочные игрушки из бросового материала для оформления ёлки в фотозоне возле детского сада. | Дети выбранную раскраску оставляют для совместного с родителями разукрашивания. | Отсрочка выполнения творческой деятельности для проявления коммуникативной самостоятельности детей в подключении к обсуждению родителей. |
Локация «Лесовичок» старшая группа детей с нормой развития | ||
Педагоги приходят в группу «Лесовичок». - Здравствуйте, дети! Мы пришли, чтобы узнать у вас, какие игрушки вы изготовите для нашей ёлочки. | Дети рассказывают, делятся впечатлениями о совместном с родителями обсуждении поделок. | Проявление детьми инициативы в изготовлении совместной с родителями игрушек на елку. |
Педагог: По жребию надо выбрать три помощника, чтобы изготовить игрушки на ёлку с ребятами соседней группы. | Дети предлагают выбрать помощников при помощи считалочки. | Используя метод считалочки, дети самостоятельно определяют помощников. |
Локация кабинет психолога (дети с нормой развития старшей группы «Лесовичок») | ||
Педагог: Для изготовления игрушек на ёлку нам понадобятся старые пластиковые шарики и колечки от старой пирамидки, тесьма, клей и различные детали для украшения. Цветная и белая бумага, фигурный дырокол. Воздушный пластилин. | Дети-помощники из бросового материала изготавливают и украшают ёлочные игрушки. Это шарики и колечки из бросового материала, флажки и шарики из воздушного пластилина для изготовления бус на ёлку. | Творческая деятельность. |
Педагог: ребята, вы научились делать игрушки на ёлочку, и теперь мы пойдём в другую группу и вы поможете детям изготовить такие же игрушки. | Дети повторяют последовательность изготовления игрушек, а так же правила этикета. | Разучивание коммуникативных приёмов, объяснения правил изготовления поделок. Речевых формул общения. |
Локация старшая группа «Теремок» компенсирующей направленности (дети с ОВЗ) | ||
Педагоги и дети-помощники из группы «Лесовичок» общеразвивающей направленности заходят в группу, здороваются. Педагог: Ребята, мы пришли к вам с помощниками, они хотят предложить вам сделать сюрприз для ребят, родителей и всего детского сада. | Дети-помощники здороваются, рассказывают о том, что готовят фото зону возле детского сада и предлагают тоже поучаствовать и изготовить ёлочные игрушки. Дети с ОВЗ компенсирующей группы общаются со сверстниками, принимают участие в творческой деятельности, принимают помощь. | Самостоятельное объяснение правил изготовления ёлочных игрушек из бросового материала, объяснение правил, проверка правильности выполнения действий, оказание помощи. Дети-помощники выступают в роли учителей, обмен опытом со сверстниками. |
Педагоги прощаются, благодарят детей-помощников за участие в оказании помощи сверстникам в творческой деятельности | Дети-помощники прощаются. Дети с ОВЗ компенсирующей группы благодарят за помощь и прощаются. По возвращению в группу дети-помощники делятся впечатлениями со сверстниками и педагогами. | Воспитание чувства ответственности, толерантности, оценка умений. Обсуждение, обмен впечатлениями. |
Локация старшая группа «Теремок» компенсирующей направленности (дети с ОВЗ) | ||
Педагоги предлагают детям группы компенсирующей направленности на примере посетивших их накануне сверстников, изготовить на ёлку для фотозоны шарики для елочных бус вместе с детьми младшей группы. | Дети обсуждают вместе с педагогами, как они будут объяснять правил изготовления шариков для малышей. | Рассуждения, принятие совместного решения, желание оказать помощь младшим детям. |
Педагог: По жребию надо выбрать четыре помощника, чтобы пойти к малышам. | Дети предлагают выбрать помощников при помощи считалочки. | Используя метод считалочки, дети самостоятельно определяют помощников. |
Педагоги: Для того, чтобы пойти в группу к малышам, повторим как надо вести себя в гостях, и последовательность изготовления бус для ёлки. | Дети повторяют речевые формулы, повторяют правила изготовления поделки. | Разучивание коммуникативных приёмов объяснения последовательности действии при изготовлении игрушки на ёлку. Речевых формул общения (приветствия, прощания, оказания помощи в творческой деятельности). |
Локация вторая младшая группа «Солнышко» общеразвивающей направленности | ||
Педагоги и дети-помощники из группы «Теремок» компенсирующей направленности заходят в группу «Солнышко», здороваются. Педагог: Ребята, мы пришли к вам с помощниками, предлагаем вам принять участие в приготовлении сюрприза для ребят их родителей и всего детского сада. Для это мы приготовим вместе с вами бусы из воздушного пластилина для ёлочки, которая будет стоять во дворе детского сада в фотозоне. | Дети-помощники здороваются, с направляющей помощью педагогов проводят обучение малышей по изготовлению бус из воздушного пластилина. Малыши общаются с детьми с ОВЗ в процессе творческой деятельности, выполняют правила, принимают помощь. | С направляющей помощью педагогов объяснение правил, проверка правильности выполнения деятельности, оказание помощи в изготовлении бус. Дети-помощники выступают в роли учителей, обмен опытом между детьми разных возрастов. |
Педагоги и дети-помощники прощаются с малышами. | По возвращению в группу дети-помощники делятся впечатлениями со сверстниками и педагогами. | Обсуждение, обмен впечатлениями. |
Локация во дворе детского сада (дети с нормой развития старшей группы «Лесовичок»; старшая группа «Теремок» компенсирующей направленности (дети с ОВЗ); вторая младшая группа «Солнышко» общеразвивающей направленности) | ||
Педагоги: заранее организуют фотозону, размещают деревянную ёлку на саночках, которую везёт деревянная лошадка. | Дети всех групп, принимающих участие в деятельности по изготовлению игрушек на ёлку в фотозоне, выходят на прогулку и наряжают ёлочку. Фотографируются. | Дети рекламируют фотозону родителям, принимают участие в конкурсе «Лучшее фото возле нашей ёлочки» |
Подведение итогов конкурса и вручение призов на утренниках в детском саду. |
Январь СПОРТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Тема: «На зарядку становись!»
Цель: формирования толерантного отношения и предпосылок социализации детей в процессе совместной физической активности детей с нормой развития и детей с ОВЗ.
Задачи:
- развивать социальную адаптацию детей с ОВЗ в процессе совместной физической активности с нормотипичными сверстниками;
- формировать толерантное отношение у дошкольников к сверстникам с особенностями в развитии, через совместное выполнение физических упражнений в процессе выполнения зарядки;
- развивать коммуникативные качества дошкольников посредством общения в процессе совместного выполнения зарядки.
Материалы: костюм мартышки для взрослого, кубик из мягкого модуля с картинками персонажей из мультфильма «38 попугаев», музыка для сопровождения зарядки, музыкальная колонка, маски животных.
Подготовительная работа: Педагоги обсуждают тему и возможные варианты упражнений для зарядки, которые отвечают физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста, детей с ОВЗ и детей раннего возраста, а так же возможностям их самостоятельного показа детьми для сверстников и детей раннего возраста.
Ход деятельности
Деятельность педагогов | Деятельность детей | Методы и приёмы |
Локация «Утята» старшая группа детей с нормой развития | ||
Педагог в костюме Мартышки из мультфильма «38 попугаев» заходит в группу в период подъёма после сна. Мартышка: здравствуйте, дети, я Мартышка и предлагаю вам сделать со мной зарядку! У меня есть кубик, на котором изображены мои друзья: попугай, слонёнок, удав, его бабушка, я и мы все вместе. Вы будете кидать кубик, и какое изображение будет сверху, такое мы с вами упражнение и будем выполнять. Я кину первая! | Дети кидают кубик по очереди и выполняют зарядку под руководством Мартышки с музыкальным сопровождением. Упражнение для Попугая – «Разминка для крыльев». Упражнение для Мартышки – «Разминка для лап». Упражнение для Слона – «Разминка для ушей». Упражнение для удава – «Разминка для хвоста». Упражнение для бабушки Удава – «Разминка». Упражнения для всех вместе. | Персонаж мультфильма организует деятельность детей в режимный момент. Исходное положение: ноги на ширине плеч, одна рук вверх, другая вниз. Упражнение «Мельница». Исходное положение: ноги на ширине, руки на поясе. Упражнение «со сменой ног». Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки в замке на затылке. Упражнение «Повороты вправо и влево с одновременным смыканием и размыкание локтей». Исходное положение: Лежа на спине, руки вытянуты вверх над головой. Упражнение «Попеременное поднимание ног и рук». Исходное положение: Лежа на животе, руки вытянуты вперёд над головой. Упражнение «Одновременно руки вправо, ноги влево и наоборот». Исходное положение: Стойка смирно. Упражнение «Бег на месте» |
Педагог: Ребята, сегодня Мартышка провела с вами зарядку. Я предлагаю в следующий раз вам провести зарядку в группе сверстников. Для этого надо придумать ещё по одному упражнению для героев мультфильма «38 попугаев», а ваши родители могут вам помочь. Встретимся с вами в следующий раз, и вы расскажите, что у вас получилось. | Дети придумывают упражнения зарядки по своим интересам и способностям. Обсуждают с педагогами, возможности их проведения Выражают желание провести зарядку в группе сверстников. | Отсрочка выполнения деятельности для проявления коммуникативной самостоятельности детей в подключении к обсуждению зарядки родителей. |
Локация «Утята» старшая группа детей с нормой развития | ||
Педагоги приходят в группу «Утята». - Здравствуйте, дети! Мы пришли, чтобы узнать у вас, какие упражнения для героев мультфильма вы подготовили с родителями. | Дети рассказывают, делятся впечатлениями о совместном с родителями обсуждении упражнений. | Проявление детьми инициативы в совместной с родителями деятельности. |
Педагог: По жребию надо выбрать пять помощников, которые в масках будут представлять персонажей мультфильма «38 попугаев» и показывать ребятам другой группы упражнения для зарядки после сна. | Дети предлагают выбрать помощников при помощи считалочки. Так же по жеребьёвке определяют кто будет показывать упражнения персонажей. | Используя метод считалочки, дети самостоятельно определяют помощников. |
Локация кабинет психолога (дети с нормой развития старшей группы «Утята») | ||
Педагог: Для проведения зарядки после сна в группе сверстников надо провести репетицию и повторить те упражнения, которые вы будете показывать ребятам, когда кубик покажет изображения вашего персонажа. | Дети-помощники повторяют упражнения, которые показывала Мартышка и разучивают новые, чтобы у каждого героя было по два упражнения. Новые упражнения: Упражнение для Попугая – «Разминка для головы». Упражнение для Мартышки – «Разминка для лапок». Упражнение для Слона – «Разминка для хобота». Упражнение для удава – «Разминка для хвоста». Упражнение для бабушки Удава – «Разминка». Упражнения для всех вместе. | Разучивание упражнений. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе Упражнение «Повороты головы к левому и правому плечу попеременно». Исходное положение: ноги на ширине, руки вытянуты горизонтально полу. Упражнение «касаемся правой и левой ногой попеременно правой и левой руки». Исходное положение: ноги на ширине, руки в замке, туловище наклонено. Упражнение «повороты сомкнутых в замок рук вправо и влево». Исходное положение: Лежа на спине, руки вытянуты вверх над головой. Упражнение «поджимаем ноги к груди, руки обхватывают колени, затем исходное положение». Исходное положение: Стойка ноги вместе, руки выпрямлены над головой. Упражнение «опускаем руки, касаясь пола». Исходное положение: Стойка смирно. Упражнение «Шагаем на месте» |
Педагог: ребята, вы разучили упражнения, и теперь мы пойдём в другую группу, и вы проведёте зарядку после сна. | Дети повторяют упражнения, а так же правила этикета. | Разучивание коммуникативных приёмов, объяснения выполнения упражнений. Речевых формул общения (приветствия, прощания, оказания помощи в выполнении упражнений). |
Локация старшая группа «Теремок» компенсирующей направленности (дети с ОВЗ) | ||
Педагоги и дети-помощники из группы «Утята» общеразвивающей направленности заходят в группу, где дети просыпаются после дневного сна, здороваются. Педагог: Ребята, мы пришли к вам с помощниками, они хотят предложить вам сделать весёлую зарядку после сна. | Дети-помощники здороваются, рассказывают о том, что они будут проводить зарядку, для этого надо встать в круг и кидать по очереди кубик. Тот персонаж, который выпадет на кубике и будет показывать упражнение, а все должны повторять под музыкальное сопровождение. Дети с ОВЗ компенсирующей группы кидают кубик и выполняют вместе с персонажами различные упражнения гимнастики после сна. | Самостоятельное объяснение правил выполнения спортивных упражнений, показ упражнений, проверка правильности выполнения действий, оказание помощи. Дети-помощники выступают в роли учителей, обмен опытом со сверстниками. |
Педагоги прощаются, благодарят детей-помощников за участие в оказании помощи сверстникам в выполнении гимнастики после сна. | Дети-помощники прощаются. Дети с ОВЗ компенсирующей группы благодарят за помощь и прощаются. По возвращению в группу дети-помощники делятся впечатлениями со сверстниками и педагогами. | Воспитание чувства ответственности, толерантности, оценка умений. Обсуждение, обмен впечатлениями. |
Локация старшая группа «Теремок» компенсирующей направленности (дети с ОВЗ) | ||
Педагог: Здравствуйте, ребята как вы думаете, могли бы вы тоже провести зарядку, например, для малышей, как показывали ребята другой группы для вас? Для этого надо придумать по одному упражнению для персонажей, маски которых у нас есть, а ваши родители могут вам помочь. Встретимся с вами в следующий раз, и вы расскажите, какие упражнения вы подготовили. | Дети придумывают упражнения зарядки по своим интересам и способностям. Обсуждают с педагогами, возможности их проведения Выражают желание провести зарядку в группе малышей. | Отсрочка выполнения деятельности для проявления коммуникативной самостоятельности детей в подключении к обсуждению зарядки родителей. |
На следующий день Педагог: По жребию надо выбрать четыре помощника, чтобы пойти к малышам. | Дети предлагают выбрать помощников при помощи считалочки. | Используя метод считалочки, дети самостоятельно определяют помощников. |
Локация кабинет психолога (дети с нормой развития старшей группы «Утята») | ||
Педагоги: Для того, чтобы пойти в группу к малышам, повторим как надо вести себя в гостях, и упражнения для зарядки. | Дети повторяют речевые формулы, повторяют упражнения подобранные для каждого персонажа. Упражнение для Ёжика – «Поднимаем яблоко». Упражнение для Мышки – «Спрячься в норку». Упражнение для воробья – «Разминка для крыльев». Упражнение для зайца – «Разминка для лапок». Упражнение для белки – «Выглядываем из дупла». Упражнения для всех вместе. | Разучивание коммуникативных приёмов объяснения упражнений. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе Упражнение «Наклоняемся, касаясь пола». Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. Упражнение «приседаем, обхватывая руками колени». Исходное положение: ноги на ширине, руки в стороны. Упражнение «махи руками по направлению вниз-вверх». Исходное положение: Стоя, ноги вместе. Упражнение «прыжки со сменой ног». Исходное положение: Сидя на пяточках. Упражнение «выпрямляем спину стоя на коленях, смотрим в одну сторону, исходное положение, повторяем в другую сторону». Исходное положение: Стойка смирно. Упражнение «Бег на месте». |
Локация вторая младшая группа «Солнышко» общеразвивающей направленности | ||
Педагоги и дети-помощники группы «Теремок» компенсирующей направленности в масках животных заходят в группу раннего возраста «Солнышко», здороваются. Педагог: Ребята, мы пришли к вам с помощниками, они хотят предложить вам сделать зарядку. | Дети-помощники здороваются, с направляющей помощью педагогов проводят комплекс утренней гимнастики. Малыши под музыку, используя кубик с изображением зверей выполняют упражнения за детьми-помощниками. | С помощью педагогов объяснение правил, выполнения упражнений, оказание помощи в использовании кубика. Дети-помощники выступают в роли учителей, обмен опытом между детьми разных возрастов. |
Педагоги и дети-помощники прощаются с малышами. | По возвращению в группу дети-помощники делятся впечатлениями со сверстниками и педагогами. | Обсуждение, обмен впечатлениями. |
Февраль ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Тема: «Лаборатория чудес!»
Цель: формирования толерантного отношения и предпосылок социализации детей в процессе совместной исследовательской деятельности детей с нормой развития и детей с ОВЗ.
Задачи:
- развивать социальную адаптацию детей с ОВЗ в процессе совместной исследовательской деятельности с нормотипичными сверстниками;
- формировать толерантное отношение у дошкольников к сверстникам с особенностями в развитии, через экспериментирование в процессе исследовательской деятельности;
- развивать коммуникативные качества дошкольников посредством общения в процессе исследовательской деятельности.
Материалы: костюм лаборанта для взрослого, куриные яйца, соль, ёмкости с водой. Цветная бумага, простой карандаш, ножницы, салфетки, цветные маркеры, пластиковая бутылка, целлофановый пакет, бусина, ёмкость для воды, кубики, матрёшки, железные ложки, оборудование для создания видеосюжета.
Подготовительная работа: педагоги обсуждают тему и возможные варианты опытов, которые отвечают интересам детей старшего дошкольного возраста, детей с ОВЗ и детей раннего возраста, а так же возможностям их самостоятельного проведения детьми для сверстников и детей раннего возраста.
Ход деятельности
Деятельность педагогов | Деятельность детей | Методы и приёмы | |
Локация «Лесовичок» старшая группа детей с нормой развития | |||
Педагог в костюме лаборанта заходит в группу: Здравствуйте, дети, я лаборант Всезнайкина и предлагаю вашему вниманию эксперимент по превращению куриного яйца в подводную лодку! Для этого мы нарисуем маркером на яйце подводную лодку и опустим его в воду. Яйцо в виде подводной лодки не тонет, а плавает в воде. Оказалось, что напарник добавил в воду соли, и поэтому яйцо стало плавать. Предлагаю убедиться в этом опытным путём. | Дети наблюдают за превращением яйца в подводную лодку. Участвуют в проведении эксперимента с солёной водой. Сравнивают, что в воде яйцо тонет, а в солёной плавает. | Орг. момент лаборант Всезнайкина проводит эксперимент. Участие в эксперименте, обсуждение результатов, самостоятельный вывод по результатам опыта. | |
Педагог: Ребята, я предлагаю рассказать дома родителям о нашем эксперименте и вместе с родителями изучить другие опыты с водой, чтобы в следующий раз показать их ребятам соседней группы. Встретимся с вами в следующий раз, и вы расскажите, что у вас получилось. | Дети изучают опыты с водой по своим интересам и способностям. Обсуждают с педагогами, возможности их проведения в группе сверстников. Выражают желание провести опыты. | Отсрочка выполнения деятельности для проявления коммуникативной самостоятельности детей в подключении к обсуждению опытов с водой родителей. | |
Локация «Лесовичок» старшая группа детей с нормой развития | |||
Педагоги приходят в группу «Лесовичок». - Здравствуйте, дети! Мы пришли, чтобы узнать у вас, какие опыты с водой вы подготовили с родителями. | Дети рассказывают, делятся впечатлениями о совместном с родителями обсуждении опытов. | Проявление детьми инициативы в совместной с родителями деятельности. | |
Педагог: По жребию надо выбрать того, кто будет проводить эксперимент с водой и показывать его ребятам другой группы. | Дети предлагают выбрать участника и помощников при помощи считалочки. Так же по жеребьёвке определяют, кто будет показывать опыт и кто помогать. | Используя метод считалочки. | |
Локация кабинет психолога (дети с нормой развития старшей группы «Лесовичок») | |||
Педагог: Для проведения эксперимента в группе сверстников надо провести репетицию и видеосъёмку проведения опыта, для демонстрации в группе сверстников. | Дети повторяют подготовленный с родителями опыт. Вырезаем по шаблону цветок из цветной бумаги, загибаем к центру лепестки и отпускаем полученный бутон на воду. Бумага намокает и бутон распускается. | Видеосъемка эксперимента с водой. Дети проводят и демонстрируют эксперимент, делают выводы. | |
Локация старшая группа «Теремок» компенсирующей направленности (дети с ОВЗ) | |||
Педагоги и дети-помощники из группы «Лесовичок» общеразвивающей направленности заходят в группу в образе лаборантов. Педагог: Ребята, мы пришли к вам с помощниками, они хотят предложить вам поиграть в лабораторию. | Дети-помощники здороваются, задают вопросы о том, кто такие лаборанты, где они работают и чем занимаются. Затем предлагают превратиться в лаборантов, и посмотреть видеофрагмент, где они демонстрируют опыт с водой. Дети с ОВЗ одевают фартуки и шапочки, просматривают видеоролик. После просмотра дети-помощники помогают повторить эксперимент. | Самостоятельное объяснение правил выполнения опыта, показ вырезания цветка, загибание лепестков и опускания на воду, проверка правильности выполнения действий, оказание помощи. Дети-помощники выступают в роли учителей, обмен опытом со сверстниками. | |
Педагоги прощаются, благодарят детей-помощников за участие в оказании помощи сверстникам в выполнении эксперимента с водой. | Дети-помощники прощаются. Дети с ОВЗ компенсирующей группы благодарят за помощь и прощаются.По возвращению в группу дети-помощники делятся впечатлениями со сверстниками и педагогами. | Воспитание чувства ответственности, толерантности, оценка умений. Обсуждение, обмен впечатлениями. | |
Локация старшая группа «Теремок» компенсирующей направленности (дети с ОВЗ) | |||
Педагог: Здравствуйте, ребята как вы думаете, могли бы вы тоже провести эксперимент, например, для малышей, как показывали ребята другой группы для вас? Для этого надо подумать и обсудить с вашими родителями, какой опыт с водой вы могли бы показать малышам. Встретимся с вами в следующий раз, и вы расскажите, какие опыты вы подготовили. | Дети обсуждают с педагогами, опыты, выражают желание их провести в группе малышей. | Отсрочка выполнения деятельности для проявления коммуникативной самостоятельности детей в подключении к обсуждению опытов с водой родителей. | |
На следующий день Педагог: По жребию надо выбрать два помощника, чтобы записать видеоролик с показом опыта. | Дети предлагают выбрать помощников при помощи считалочки. | Используя метод считалочки, дети самостоятельно определяют помощников. | |
Локация кабинет психолога (дети с ОВЗ старшей группы «Теремок») | |||
Педагог: Для проведения эксперимента в группе малышей надо провести репетицию и видеосъёмку проведения опыта, для демонстрации. | Дети повторяют подготовленный с родителями опыт. Из целлофанового пакета делают медузу и опускают её в пластиковую бутылку, наполненную водой. Затем переворачивают бутылку, медуза всплывает. Делают вывод:медуза плавает, потому что она легче воды. | Видеосъемка эксперимента с водой. Дети проводят и демонстрируют эксперимент, делают выводы. | |
Педагоги: Для того, чтобы пойти в группу к малышам, повторим как надо вести себя в гостях, и как предложим детям провести опыт с водой. | Дети повторяют речевые формулы, повторяют действия в ходе опыта с водой. | Разучивание коммуникативных приёмов, объяснения действий во время эксперимент | |
Локация вторая младшая группа «Солнышко» общеразвивающей направленности | |||
Педагог: Ребята, мы пришли к вам поиграть в «Лабораторию чудес», наши лаборанты хотят предложить вам поучаствовать в эксперименте. | Педагоги и дети-помощники группы «Теремок» компенсирующей направленности в костюмах лаборантов заходят в группу раннего возраста «Солнышко», здороваются. Дети предлагают малышам поучаствовать в эксперименте самим и убедиться, какие предметы плавают, а какие тонут в воде. Просматривают видеосюжет с экспериментом с водой. Предлагают детям самим убедиться, что медуза плавает. Помогают переворачивать бутылку и наблюдать. | Исследовательская деятельность. Объяснение Эксперимента, вывод. Помощь малышам в проведении опыта. Анализ опыта, формулирование вывода. Демонстрация видеосюжета опыта с водой. Оказывают помощь, во время действий малышей с изготовленной во время опыта игрушкой. Вручение игрушек, изготовленных в ходе опыта. | |
Дети группы компенсирующей направленности прощаются с малышами. | По возвращению в группу дети-помощники делятся впечатлениями со сверстниками и педагогами. | Обсуждение, обмен впечатлениями. |
Март ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
Тема: «Путешествие в сказку»
Цель: формирования толерантного отношения и предпосылок социализации детей в процессе совместной театрализации детей с нормой развития и детей с ОВЗ.
Задачи:
- развивать социальную адаптацию детей с ОВЗ в процессе совместной театрализации с нормотипичными сверстниками;
- формировать толерантное отношение у дошкольников к сверстникам с особенностями в развитии, через драматизацию сказки в процессе театрализации;
- развивать коммуникативные качества дошкольников посредством общения в процессе театрализации.
Материалы: костюм Петрушки для взрослого, ширма, перчаточные куклы, платочный театр, сценарии постановок сказок, оборудование для создания видеосюжета.
Подготовительная работа: педагоги обсуждают тему и возможные варианты постановок сказок, которые отвечают интересам детей старшего дошкольного возраста, детей с ОВЗ и детей раннего возраста, а так же возможностям их самостоятельной драматизации детьми для сверстников и детей раннего возраста.
Ход деятельности
Деятельность педагогов | Деятельность детей | Методы и приёмы | |
Локация «Лесовичок» старшая группа детей с нормой развития | |||
Педагог в костюме Петрушки заходит в группу: Здравствуйте, дети, давайте знакомиться! Я Петрушка и у меня в чемодане куклы. Они называются Петрушечными, и я прошу вас помочь их оживить. Для этого надо сказать волшебные слова: Превращается рука И в котёнка, и в щенка! Чтоб рука артисткой стала Надо очень-очень мало, Специальные перчатки, Ум, талант и всё в порядке! | Дети учатся одевать кукол на руку и производить простые действия с куклами. | Орг. момент Персонаж Петрушка учит как управлять перчаточной куклой. | |
Педагог: Ребята, я предлагаю рассказать дома родителям о куклах, с которыми вы сегодня познакомились. И спросите у пап и мам о каких видах театра они знают. Встретимся с вами в следующий раз, и вы расскажите, что узнали у родителей. | Дети обсуждают с педагогом, какие они знают виды театра. Рассуждают о предстоящем Дне театра. | Отсрочка выполнения деятельности для проявления коммуникативной самостоятельности детей в подключении родителей к обсуждению видов театра. | |
Локация «Лесовичок» старшая группа детей с нормой развития | |||
Педагоги приходят в группу «Лесовичок». - Здравствуйте, дети! Расскажите, что вы узнали от родителей о театре? Какие виды театров вам известны? Какие театральные постановки вы видели? | Дети рассказывают, делятся впечатлениями о совместном с родителями обсуждении театров. | Проявление детьми инициативы в совместной с родителями деятельности. | |
Педагог: Ребята, предлагаем к «Дню театра» подготовить театральную постановку для ребят другой группы. Из желающих по жребию надо выбрать того, кто будет участвовать в кукольном театре. | Дети предлагают выбрать участников постановки при помощи считалочки. Так же по жеребьёвке определяют, кто какую роль будет исполнять. | Используя метод считалочки. | |
Локация кабинет психолога (дети с нормой развития старшей группы «Лесовичок») | |||
Педагог: Для постановки кукольного спектакля надо провести репетицию сказки для демонстрации в группе сверстников. | Дети разучивают роли, репетируют спектакль. | Родители и дети в домашних условиях учат роль, готовят атрибуты к спектаклю. | |
Локация старшая группа «Теремок» компенсирующей направленности (дети с ОВЗ) | |||
Педагоги и дети, участвующие в постановке кукольного театра из группы «Лесовичок» общеразвивающей направленности, подготавливают зал для показа спектакля. Педагог: Ребята, дети группы «Лесовичок» приглашают вас посмотреть спектакль «Лесная история». | Дети группы «Теремок» компенсирующей направленности проходят в зал, занимают места, смотрят сказку. | Театральная постановка. | |
Педагоги прощаются, благодарят детей за постановку спектакля. | Дети группы «Лесовичок» прощаются. Дети с ОВЗ компенсирующей группы благодарят за спектакль. По возвращению в группу «Лесовичок» дети предлагают сверстникам посмотреть спектакль и демонстрируют постановку. | Обсуждение, обмен впечатлениями. | |
Локация старшая группа «Теремок» компенсирующей направленности (дети с ОВЗ) | |||
Педагог: Здравствуйте, ребята как вы думаете, могли бы вы тоже разыграть сказку, например, для малышей, как показывали ребята другой группы для вас? Для этого надо подумать и обсудить с вашими родителями, какую сказку вы хорошо знаете, и она была бы интересной для малышей. Встретимся с вами в следующий раз, и вы расскажите, что предложили ваши родители. | Дети обсуждают с педагогами различные сказки, выражают желание их драматизировать в группе малышей. | Отсрочка выполнения деятельности для проявления коммуникативной самостоятельности детей в подключении к обсуждению предстоящего спектакля с родителями. | |
На следующий день Педагог: По жребию выбирают из предложенных сказок драматизировать сказку «Репка». | Дети предлагают выбрать роли по желанию, а если на одну роль много желающих, то решить вопрос жеребьевкой. | Используя метод считалочки, дети самостоятельно определяют роли. | |
Локация кабинет психолога (дети с ОВЗ старшей группы «Теремок») | |||
Педагог: Для постановки кукольного спектакля надо провести репетицию сказки для демонстрации в группе малышей. | Дети разучивают роли, репетируют спектакль. | Родители и дети в домашних условиях учат роль, готовят атрибуты к спектаклю. | |
Педагоги: Для того, чтобы пригласить детей на спектакль, предлагаю поиграть с ними в театр и предложить им купить билет на постановку сказки «Репка» | Дети не занятые в спектакли готовят билеты. | Разучивание коммуникативных приёмов, объяснения действий во время спектакля. | |
Локация первая младшая группа «Мишутка» общеразвивающей направленности | |||
Педагог: Ребята, мы пришли с билетёрами предложить вам купить билет на театральную постановку сказки «Репка». | Дети группы «Теремок» компенсирующей направленности продают малышам билеты, провожают их в зрительный зал, рассаживают по местам. | Игра в театр. Постановка сказки «Репка» | |
Педагоги прощаются, благодарят детей за постановку спектакля. | Дети группы «Теремок» прощаются. Малыши благодарят за спектакль. | Обсуждение, обмен впечатлениями. |
Апрель КВЕСТ-ИГРА
Тема: «Папа. Мама, я – дружная семья»
Цель: формирования толерантного отношения и предпосылок социализации детей в процессе совместного решения игровых задач детей с нормой развития и детей с ОВЗ.
Задачи:
- развивать социальную адаптацию детей с ОВЗ в процессе совместного решения игровых задач с нормотипичными сверстниками;
- формировать толерантное отношение у дошкольников к сверстникам с особенностями в развитии, в процессе игровых действий.
- развивать коммуникативные качества дошкольников посредством общения в процессе игр.
Материалы: костюмы членов семьи для детей, игровое оборудование и атрибуты к играм, сюрприз.
Подготовительная работа: педагоги обсуждают тему и возможные варианты игровых заданий квеста.
Ход деятельности
Деятельность педагогов | Деятельность детей | Методы и приёмы | |
Локация «Лесовичок» старшая группа детей с нормой развития | |||
Педагоги заходит в группу. здравствуйте, дети, приближается праздник «День семьи». Что такое семья? Расскажите о вашей семье.
| Дети рассказывают о своих семьях, как зовут членов семьи, чем они любят заниматься, где работают взрослые, есть ли у них братья и сестры. | Орг. момент Беседа. | |
Педагоги спрашивают детей, какие в их семье есть традиции. Предлагают спросить о семейных традициях у своих родителей. | Дети рассказывают о традициях своей семьи. | Отсрочка деятельности. Дети обсуждают с родителями традиции своей семьи. | |
Локация «Лесовичок» старшая группа детей с нормой развития | |||
Педагоги приходят в группу «Лесовичок». - Здравствуйте, дети! Расскажите, что вы узнали от родителей о ваших семейных традициях? Какие увлечения есть у членов вашей семьи? | Дети рассказывают, делятся впечатлениями о совместном с родителями обсуждении семейных традиций. | Проявление детьми инициативы в совместной с родителями деятельности. | |
Педагог: Ребята, предлагаем к «Дню семьи» подготовить квест для ребят другой группы. Из желающих по жребию надо выбрать того, кто будет участвовать в проведении квеста. | Дети предлагают выбрать участников квеста при помощи считалочки. Так же по жеребьёвке определяют, кто какую роль будет исполнять. | Используя метод считалочки. | |
Локация кабинет психолога (дети с нормой развития старшей группы «Лесовичок») | |||
Педагог: Для проведения квеста надо провести репетицию заданий на каждом участке. | Дети разучивают игровые задания, репетируют. | Родители и дети в домашних условиях учат роль, готовят атрибуты к квесту. | |
Локация старшая группа «Теремок» компенсирующей направленности (дети с ОВЗ)на прогулочном участке детского сада | |||
Педагоги и дети, участвующие в проведении квеста из группы «Лесовичок» общеразвивающей направленности, подготавливают участки для заданий прохождения квеста. Педагог: Ребята, дети группы «Лесовичок» приглашают вас поучаствовать в квесте, а чему он будет посвящен, вы узнаете, отгадав загадку. | Дети группы «Теремок» компенсирующей направленности здороваются, загадывают загадку: «Вот ведь дело-то какое… Нас не семеро, а трое: Папа, Мамочка и я, А все вместе мы — …(семья)». | С помощью загадки вызывание интереса к предстоящей деятельности. | |
Педагоги и детей проходят на участок, подготовленный для проведения квеста. | Дети группы «Лесовичок» проводят квест. Ребёнок, выполняющий роль дедушки загадывает загадку: «Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед Мой родной, любимый ...(дед)». Дети с ОВЗ компенсирующей группы отгадывают загадку. «Дедушка» объясняет первое задание квеста: - Я люблю рыбачить, и у меня к вам просьбы, помогите мне наловить рыбы для всей семьи. Дети в двух командах участвуют в эстафете, ловят рыбок удочкой с магнитом. Следующий персонаж «бабушка», загадывает загадку: «Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки У любимой ... (бабушки)». Дети в двух командах участвуют в эстафете, помогая бабушке развесить бельё. Следующий персонаж «папа» загадывает загадку: «Кто не в шутку, а всерьёз Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть, И коленку расцарапав, Не реветь? Конечно, …(папа)» Дети в двух командах участвуют в эстафете, отвозят на машинках детали конструктора и строят дом. Следующий персонаж «мама» загадывает загадку: «Кто вас, дети, больше любит, Кто вас нежно так голyбит И заботится о вас, Hе смыкая ночью глаз? (Мама)» Дети рисуют для мамы на асфальте мелом ромашки. Следующий персонаж «дети» загадывает загадки: «Я у мамы не один, У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он — старший …(брат)». «Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? Очень модная девчонка — Моя старшая... (сестренка)». Дети помогают «брату» и «сестре» сортировать игрушки. Собирают полученные за задания кусочки пазла и обменивают пазл на торт из конфет. Дети группы «Теремок» компенсирующей направленности благодарят детей за проведенный квест. | Загадывание загадок, проведение эстафетных и соревновательных игр и заданий. Для стимулирования детей к прохождению испытаний, после выполненного задания детям вручается кусочек пазла, который надо собрать в заключении квеста и обменять его на сюрприз. | |
Педагоги прощаются, благодарят детей группы «Лесовичок». Вручают подарки, за проведение квеста. | Дети группы «Теремок» рассказывают сверстникам, как проводили квест, делятся впечатлениями. | Обсуждение, обмен впечатлениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Вместе весело шагать, вместе весело играть!»
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре совместно с родителями в средней возрастной группе....
Сценарий спортивного развлечения «Вместе весело шагать, вместе весело играть»
Формировать у детей основы здорового образа жизни, приобщение к спорту, совершенствовать двигательные умения и навыки, содействовать укреплению здоровья....
Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только работу с одаре...
Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только работу с одаре...
Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2022-2023гг
Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» Дорогова Марина Владимировна педагог-психологЗверева Ирина Валерьев...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг
Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском са...
Инклюзивная практика «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ» 2023-2024гг
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленность практики: практико-ориентированная.Постановка проблемы:Начало обучения в школе – сложный и ответственный момент в жизни каждого первоклассника. Вся жизнь ребё...