Инклюзивная практика «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ» 2023-2024гг
методическая разработка по коррекционной педагогике
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность практики: практико-ориентированная.
Постановка проблемы:
Начало обучения в школе – сложный и ответственный момент в жизни каждого первоклассника. Вся жизнь ребёнка начинает подчиняться учебе, школе, школьным делам и заботам, появляются новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Впервые перешагнув порог школы, дети сталкиваются с совершенно незнакомым для себя миром: новыми людьми, непривычным режимом, нагрузками и ответственностью. Все это оказывает большое влияние на их психическое и физическое состояние.
Большинство первоклассников быстро приспосабливаются к новым условиям, без труда устанавливают контакт с одноклассниками и хорошо усваивают материал, с легкостью сходятся с людьми.
Как отмечают педагоги начальной школы, большинство детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. Это проявляется в частом нежелании ходить в школу, ребята хитрят, чтобы остаться дома. Наблюдается повышенная тревожность, ребёнок в школе плачет, ведет себя пассивно, невнимателен, неохотно общается с другими детьми.
Снижение адаптивных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья связано с характером нарушения, психофизиологическими особенностями, маломобильностью, ограниченностью контактов с незнакомыми взрослыми и детьми. Особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ зачастую не способствуют формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозят развитие личности ребенка, так как родители и общество стремятся уберечь детей от участия в сложных жизненных ситуациях. Недостаточная самостоятельность детей с ОВЗ в игровой, трудовой, коммуникативной, учебной деятельности снижает возможности социальной адаптации.
Трудно переоценить значение в освоении разнообразных социальных ролей от ребёнка, владеющего стратегией поведения в различных социальных ситуациях в школе, к ребенку, не обладающему данным опытом. Взаимодействие с другими детьми является благоприятным условием для детей с ОВЗ в успешном усвоении и присвоении общественного опыта, главного фактора социализации. Нормотипичные школьники передают общественный опыт детям с особенностями в развитии, транслируя правила игры и общения в новых условиях. Воспитанники проявляют желание подражать их поступкам и принимать способы коммуникаций в новых условиях.
Преемственность между детским садом и школой обеспечивает полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребёнка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребёнка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Инклюзивная практика «Вместе весело шагать по дороге в школу» позволит в ДОУ создать условия, способствующие преемственности детского сада и начальной школы в условиях инклюзивного образования.
Цель практики: Создание условий для успешной адаптации дошкольников с особыми образовательными потребностями к обучению в школе посредством передачи им опыта первоклассниками-наставниками.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- познакомить дошкольников с укладом школьной жизни (правила, ритуалы, роли учителя и ученика);
- осваивать новые способы коммуникации дошкольниками в роли ученика и одноклассника;
- реализовывать социальную роль ученика первоклассником через наставничество детей дошкольного возраста;
- раскрыть педагогам потенциал инклюзивной практики «Вместе весело шагать по дороге в школу», позволяющей реализовать принцип преемственности между детским садом и школой.
- способствовать снижению тревожности родителей воспитанников с ОВЗ к будущей адаптации детей к школьной жизни.
Во время проведения мероприятий практики предполагается выбор форм, позволяющих создать условия (игровая ситуация - урок, перемена, домашнее задание, оценки и др.) в детском саду приближенных к школьной жизни.
Формы и методы работы:
- игровая деятельность;
- творческие мастерские
- спортивные формы работы;
- экспериментирование;
- экскурсии;
- мастер-классы;
- импровизированный урок;
- трудовые акции;
- ситуативные задачи.
Ожидаемый результат дошкольников:
- дети готовы знакомиться со сверстниками, выстраивать взаимоотношения с ровесниками и другими людьми;
- дети способны выполнять задания у доски, отвечать на вопрос перед группой сверстников, отстоять свои интересы;
- дети принимают и соблюдают правила школьной жизни:
- дети слушают товарищей и учителя, не перебивая;
- не покидают рабочее место и класс о время занятия без звонка и разрешения учителя;
- отвечают на вопросы с разрешения учителя, поднимая руку для ответа;
- выполняют требования учителя;
- дети способны адекватно принимать оценку учителя;
- дети способны обращаться за помощью к педагогу;
- дети соблюдают порядок на рабочем столе, содержат в порядке свои личные вещи, узнают свои личные вещи среди чужих вещей.
- дети ответственно относятся к выполнению домашнего задания.
Ожидаемый результат школьников:
- у первоклассников сформирована адекватная возрасту самооценка;
- освоены способы коммуникации в роли наставника;
- повысился интерес к познавательной деятельности, что отразилось на школьной успеваемости.
Ожидаемый результат педагогов:
- педагогам школы раскрыта перспектива метода наставничества первоклассниками дошкольников как способа, создания преемственности между детским садом и школой;
- воспитатели оценили эффективность инклюзивной практики «Вместе весело шагать по дороге в школу» для подготовки детей с ОВЗ к будущей адаптации к школьной жизни.
Ожидаемый результат родителей:
- родители уверены в успешной адаптации их ребёнка к школьной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инклюзивная практика «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ» | 30.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивная практика
«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ»
2023-2024 учебный год
Разработали: педагог-психолог Дорогова М.В.
педагог-психолог Зверева И.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность практики: практико-ориентированная.
Постановка проблемы:
Начало обучения в школе – сложный и ответственный момент в жизни каждого первоклассника. Вся жизнь ребёнка начинает подчиняться учебе, школе, школьным делам и заботам, появляются новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Впервые перешагнув порог школы, дети сталкиваются с совершенно незнакомым для себя миром: новыми людьми, непривычным режимом, нагрузками и ответственностью. Все это оказывает большое влияние на их психическое и физическое состояние.
Большинство первоклассников быстро приспосабливаются к новым условиям, без труда устанавливают контакт с одноклассниками и хорошо усваивают материал, с легкостью сходятся с людьми.
Как отмечают педагоги начальной школы, большинство детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. Это проявляется в частом нежелании ходить в школу, ребята хитрят, чтобы остаться дома. Наблюдается повышенная тревожность, ребёнок в школе плачет, ведет себя пассивно, невнимателен, неохотно общается с другими детьми.
Снижение адаптивных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья связано с характером нарушения, психофизиологическими особенностями, маломобильностью, ограниченностью контактов с незнакомыми взрослыми и детьми. Особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ зачастую не способствуют формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозят развитие личности ребенка, так как родители и общество стремятся уберечь детей от участия в сложных жизненных ситуациях. Недостаточная самостоятельность детей с ОВЗ в игровой, трудовой, коммуникативной, учебной деятельности снижает возможности социальной адаптации.
Трудно переоценить значение в освоении разнообразных социальных ролей от ребёнка, владеющего стратегией поведения в различных социальных ситуациях в школе, к ребенку, не обладающему данным опытом. Взаимодействие с другими детьми является благоприятным условием для детей с ОВЗ в успешном усвоении и присвоении общественного опыта, главного фактора социализации. Нормотипичные школьники передают общественный опыт детям с особенностями в развитии, транслируя правила игры и общения в новых условиях. Воспитанники проявляют желание подражать их поступкам и принимать способы коммуникаций в новых условиях.
Преемственность между детским садом и школой обеспечивает полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребёнка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребёнка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Инклюзивная практика «Вместе весело шагать по дороге в школу» позволит в ДОУ создать условия, способствующие преемственности детского сада и начальной школы в условиях инклюзивного образования.
Цель практики: Создание условий для успешной адаптации дошкольников с особыми образовательными потребностями к обучению в школе посредством передачи им опыта первоклассниками-наставниками.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- познакомить дошкольников с укладом школьной жизни (правила, ритуалы, роли учителя и ученика);
- осваивать новые способы коммуникации дошкольниками в роли ученика и одноклассника;
- реализовывать социальную роль ученика первоклассником через наставничество детей дошкольного возраста;
- раскрыть педагогам потенциал инклюзивной практики «Вместе весело шагать по дороге в школу», позволяющей реализовать принцип преемственности между детским садом и школой.
- способствовать снижению тревожности родителей воспитанников с ОВЗ к будущей адаптации детей к школьной жизни.
Во время проведения мероприятий практики предполагается выбор форм, позволяющих создать условия (игровая ситуация - урок, перемена, домашнее задание, оценки и др.) в детском саду приближенных к школьной жизни.
Формы и методы работы:
- игровая деятельность;
- творческие мастерские
- спортивные формы работы;
- экспериментирование;
- экскурсии;
- мастер-классы;
- импровизированный урок;
- трудовые акции;
- ситуативные задачи.
Ожидаемый результат дошкольников:
- дети готовы знакомиться со сверстниками, выстраивать взаимоотношения с ровесниками и другими людьми;
- дети способны выполнять задания у доски, отвечать на вопрос перед группой сверстников, отстоять свои интересы;
- дети принимают и соблюдают правила школьной жизни:
- дети слушают товарищей и учителя, не перебивая;
- не покидают рабочее место и класс о время занятия без звонка и разрешения учителя;
- отвечают на вопросы с разрешения учителя, поднимая руку для ответа;
- выполняют требования учителя;
- дети способны адекватно принимать оценку учителя;
- дети способны обращаться за помощью к педагогу;
- дети соблюдают порядок на рабочем столе, содержат в порядке свои личные вещи, узнают свои личные вещи среди чужих вещей.
- дети ответственно относятся к выполнению домашнего задания.
Ожидаемый результат школьников:
- у первоклассников сформирована адекватная возрасту самооценка;
- освоены способы коммуникации в роли наставника;
- повысился интерес к познавательной деятельности, что отразилось на школьной успеваемости.
Ожидаемый результат педагогов:
- педагогам школы раскрыта перспектива метода наставничества первоклассниками дошкольников как способа, создания преемственности между детским садом и школой;
- воспитатели оценили эффективность инклюзивной практики «Вместе весело шагать по дороге в школу» для подготовки детей с ОВЗ к будущей адаптации к школьной жизни.
Ожидаемый результат родителей:
- родители уверены в успешной адаптации их ребёнка к школьной жизни.
Этапы практики
I этап Подготовительный | дата |
Ознакомление участников с проектом практики «Вместе весело шагать по дороге в школу» | |
| сентябрь-октябрь |
| |
| |
| |
II этап Содержательный Содержательный этап проекта «Вместе весело шагать по дороге в школу» организован по определенному алгоритму, повторяющемуся периодически. | |
III этап Заключительный | |
| май |
|
Алгоритм организации мероприятий практики:
I Подготовительный
1. Учитель по жеребьёвке выбирает участников очередного мероприятия из детей, проявивших желание участвовать в практике.
2. Школьник выбирает тему из предложенных ему тем педагогами, и форму, по которой будет представлена выбранная тема.
3. Подготовка школьника педагогами и родителями.
II Первое посещение школьником группы в детском саду
1.Знакомство и (или) закрепление школьных правил.
2.Представление темы.
3.Домашнее задание по теме.
III Второе посещение школьником группы в детском саду вместе с другим школьником, который выступает в качестве помощника и будет представлять свою тему в следующее посещение.
1.Проверка домашнего задания и его оценивание школьником.
2.Практическая деятельность по теме в выбранной форме.
3. Оценивание результатов практической деятельности учеником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный праздник «Вместе весело шагать по волшебной дороге здоровья»
Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами.Мероприятие направленное на пропаганду здорового образа жизни среди педагогов....
Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только работу с одаре...
Инклюзивная практика «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
Дети с особыми потребностями в МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска» сопровождаются согласно разработанной учреждением модели инк...
Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только работу с одаре...
Рабочая программа "От рождения до школы", 2 младшая группа, 2023-2024гг.
Рабочая программа разрботана для детей второй младшей группы....
Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2022-2023гг
Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» Дорогова Марина Владимировна педагог-психологЗверева Ирина Валерьев...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг
Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском са...