Педагогический проект "Скоро в школу"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Долгосрочный педагогический проект «Скоро в школу» реализован с воспитанниками с нарушением интеллекта подготовительной к школе группы. Цель проекта: формирование у старших дошкольников с ОВЗ представлений о школе, повышение интереса и мотивации к предстоящему обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_skoro_v_shkolu_avtor_shek_e.v._2019-2020.docx | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Скоро в школу»
Автор проекта: Шек Е.В.,
учитель-дефектолог МБДОУ № 9, г. Канск
Паспорт проекта
Актуальность проекта
Специальные исследования и практика показывают, что умственно отсталые дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста при поступлении в школу затрудняются управлять своим поведением, выполнять действия по указанию учителя, участвовать в деятельности, лежащей вне пределов их интересов. У них не воспитаны те социальные мотивы, которые побуждают ребенка к учению и являются предпосылками успешного овладения знаниями. В дошкольном возрасте это, прежде всего, отношение к предстоящему учению как к важному и ответственному делу.
В условиях специального ДОУ подготовка умственно отсталых детей к обучению в школе осуществляется в течение всех лет их воспитания и обучения, но особенно значение ей придается в предшкольный период. Наряду с воспитанием положительного отношения к учению в процессе игровой и практической деятельности решаются задачи общего и речевого развития, умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребенка к будущей школьной жизни. Основная причина − недостаточный уровень педагогической компетентности родителей. Так, анализ анкет свидетельствует, что, по мнению родителей на готовность ребенка к школьному обучению указывают многие показатели. При этом, организуя занятия с детьми дома, ограничиваются заданиями на счет, изучением букв, работой в печатных прописях.
Реализация долгосрочного проекта «Скоро в школу» посредством использования разнообразных форм и методов работы, эффективно способствует воспитанию у детей положительного отношения к школе, повышению их социальной и познавательной активности, формированию у них качеств, необходимых для успешного включения в школьную жизнь. А также позволяет оказывать разностороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении мероприятий при переходе детей из детского сада в школу.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2019 г. – март 2020 г.
Участники проекта:
учитель-дефектолог, дети подготовительной к школе группы, родители.
Тип проекта:
По содержанию: познавательный.
По числу участников проекта: групповой.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: педагог и дети, ребенок и семья, педагог и родители.
По профилю знаний: многопредметный.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель проекта:
Формирование представлений о школе, повышение интереса и воспитание положительного отношения к предстоящему обучению у старших дошкольников.
Задачи проекта:
- формировать представления детей о школе как социально значимом учреждении и деятельности детей в ней;
- формировать мотивационную готовность к школе и интерес к процессу обучения;
- развивать речевые умения и коммуникативные навыки, воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми;
- развивать познавательный интерес и школьнозначимые интеллектуальные качества с учетом потребностей и возможностей детей;
- воспитывать культуру поведения в общественных местах и содействовать пониманию необходимости соблюдать правила школьной жизни;
- повышать компетентность родителей по вопросам подготовки детей к обучению в школе;
- обогатить образовательную среду дидактическими, методическими и консультативными материалами по теме проекта.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
Выявление проблемы и определение темы проекта.
Формулирование цели и задач проекта.
Определение плана основного этапа проекта.
Подготовка необходимого методического и дидактического материала для организации познавательной, игровой и продуктивной деятельности детей и консультативных материалов для родителей.
Основной этап:
Организация работы по реализации проекта в различных формах, методах и приемах:
- совместной взросло-детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей и потребностей детей;
- взаимодействия с родителями воспитанников по трансляции им психолого-педагогических знаний.
Заключительный этап:
Подведение итогов реализации и составление презентации проекта.
План реализации проекта
Образовательная область | Виды детской деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы: «День Знаний», «Мы будущие школьники», «Правила поведения в школе», «Правила общения со сверстниками», «Что возьмем с собой в школу?», «Режим дня школьника» и т.д. Беседы на тему безопасного поведения: «Телефоны помощи», «По дороге в школу», «Один дома», «Волшебные слова» и т.д. Обсуждение проблемных ситуаций: «Что делать, если ты порвал книгу?» «Что делать, если ты забыл дома пенал с ручками?» и т.п. Экскурсии: Экскурсия к зданию школы для знакомства с внешним видом школы, школьным двором Знакомство со школой (виртуальная экскурсия по школе) Магазин: отдел канцелярских товаров Экскурсии к перекрестку и автобусной остановке (изучение ПДД) Развлечение «Встреча с первоклассником» Сюжетно-ролевые игры: «Книжный магазин» «В магазин за школьными принадлежностями» «Школа» Фотовыставка «Школьные годы чудесные» (фотоматериалы из семейных архивов) |
Познавательное развитие | НОД: «Школа», «Школьные принадлежности», «Профессия –учитель» Рассматривание предметных и сюжетных картин, отражающих школьную жизнь и беседы по их содержанию Дидактические игры школьной тематики: «Для чего нужен предмет», «Найди отличия», «Что лишнее?», «Собери портфель», «Что нужно для работы?» Лото «Школьные принадлежности» Создание коллекций: «Ручки», «Ластики» Отгадывание загадок о школе и школьных принадлежностях Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа об учении, знаниях и книгах (работа над пониманием смысла) |
Речевое развитие | Чтение произведений художественной литературы о школьной жизни и учебе в школе (папка с подборкой произведений: Л.Толстой «Филипок», В. Осеева «Волшебное слово», Л. Воронкова «Подружки идут в школу», А. Алексин «Первый день», В. Голявкин «Путешественник», Е. Шварц «Первоклассница» и др.) Рассказы педагога с показом иллюстраций о школе, учителях и школьных правилах Составление описательных рассказов, рассказов по картине и серии сюжетных картин («Описание предмета», «В школу», «На уроке», др.) Ситуативные беседы: «Почему нужно учиться?», «Вспомним, что мы видели на школьном дворе» и т.п. Словесные игр: «Можно-нельзя», «Хорошо-плохо», «Продолжи…», «Бывает-не бывает» и др. |
Художественно-эстетическое развитие | Изготовление «книжки-малышки» по теме «Школьные принадлежности» Раскрашивание и штриховка предметных и сюжетных изображений школьной тематики |
Физическое развитие | Гимнастика для глаз (профилактика утомления органов зрения) Пальчиковая гимнастика для укрепления и расслабления мышц руки Упражнения на развитие ручной и мелкой моторики («Завязывание узелков», «Нанизывание бус», «Игрушки-застегушки», «Шнуровки» и др.) |
Работа с родителями | Анкетирование родителей «На пороге школы» Групповое родительское собрание «Задачи обучения и воспитания детей на 2019-2020 учебный год» Родительское собрание – круглый стол «Готовность ребенка к школе» (с участием учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя) Практические занятия для обучения родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях Индивидуальные беседы с родителями по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми Индивидуальные консультации рекомендательного характера: ориентация родителей на соответствующий уровню развития ребенка вид дальнейшего обучения, информирование о вариативных формах обучения Тематические консультации: «Роль семьи в расширении представлений детей об окружающем» «Формирование количественных представлений у дошкольников» «Развитие навыков пространственной ориентировки» «Подготовка руки к письму» «Обучение детей составлению рассказов» «Мотивационная готовность к школе» и т.д. Выставка познавательно-развивающей литературы для занятий с детьми Электронная копилка заданий и упражнений для подготовки руки к письму Наглядно-информационные материалы для родителей по подготовке ребенка к школе (консультации, рекомендации, советы): «Советы родителям будущих первоклассников» «Психологическая готовность детей к обучению в школе» «Какие игры использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе» «Собираем портфель первоклассника» «Рекомендации по сохранению здоровья младших школьников» «Советы родителям по выбору школы для ребенка» и др. Памятки для родителей: «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу» «Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе» «Вопросы для беседы родителей с детьми «Что ребенок знает о себе и своей семье. Элементы самозащиты» «Учим ребенка рассказывать о себе и своей семье» «Тест для дошкольников «Что я знаю о школе»» |
Результаты реализации проекта:
Расширились представления о школе и деятельности детей в ней, о профессии учителя.
Повысились интерес к процессу обучения и осознание детьми важности поступления в школу (в своих высказываниях и действиях демонстрируют желание учиться и стремление стать школьниками).
Дети закрепили правила поведения в общественных местах, правила общения и познакомились с основными правилами школьной жизни, демонстрируют понимание необходимости их соблюдения.
Обогатился и расширился словарь в рамках данной темы, улучшились коммуникативные навыки и навыки связной речи.
Отмечается индивидуальная положительная динамика в познавательном развитии, в формировании школьнозначимых функций, в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности у каждого воспитанника.
Возросла компетентность и активная позиция большинства родителей в отношении воспитания и предшкольной подготовки собственного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование психолого-педагогической готовности к школе у детей подготовительной группы
Данная разработка применяется с целью подготовки детей к поступлению и успешному обучению в школе и оказания помощи родителям в вопросах формирования готовности детей к школьному обучению, может ...
Педагогическая мастерская "В школу с улыбкой"
Представленный материал позволит успешно сформировать у дошкольников подготовительных групп позитивную мотивацию и психологическую готовность к обучению в школе...
Педагогический проект "В школу с радостью"
Педагогический проект, направленный на расширение знаний детей и родителей об обучении в школе, развитие волевых качеств личности будущих школьников, что поможет детям понять и принять условные п...
Педагогические идеи научной школы Тамары Семёновны Комаровой
Цель исследования:изучить педагогические идеи научной школы Т.С.Комаровой и определить её местов теории и практике современного дошкольного образованияОбъект исследования: педагогические...
Родительское собрание на тему :"Психолого -Педагогическая готовность к школе. Кризис 7 лет."
Цель: формирование у родителей знаний о психолого-педагогическихособенностях детей семилетнего возраста.Задачи:- ознакомить родителей с возрастными особенностями детей 7-ми летнеговозраста в кризисный...
Педагогический проект "Театральная школа пешеходных наук"
Работа над проектом проводилась в рамках работы над темой самообразования....
Сценарий психолого - педагогической гостиной "В школу - вместе!"
Сценарий психолого-педагогической гостиной для родителей и детей подготовительной к школе группы предлагается вниманию педагогов - психологов ДОУ...