Логоритмика
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Марчук Людмила Николаевна

Логоритмика 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад  № 80»

660052, Красноярский край, г. Красноярск, улица Алёши Тимошенкова, 199,тел. (391)222-98-89, факс (391)220-99-85,  

E-mail dou80@mailkrsk.ru , ИНН  2461023123, КПП 246101001, ОКАТО 04401365000,

ОКПО 55127555,  ОГРН  1022401945554

   

Программа студии логоритмики

«Раз словечко, два словечко…»

Срок реализации 1 год

 

                 Составители:

Учитель-логопед: Марчук Л.Н.

Музыкальный руководитель : Красовская И.И

Красноярск, 2022-2023

Пояснительная записка 

Программа кружковой деятельности социально – педагогической направленности  «Логоритмика. Раз - словечко, два – словечко»  ориентирована  на формирование речевых навыков детей дошкольного возраста. Программа составлена в соответствии с требованиями федерального  государственного образовательного  стандарта (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно:

  • п.1.6. ФГОС ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей";
  • п.2.6. "Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.  Ее основой являются речь, музыка и движение.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность.  Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому, считаем целесообразным проводить  в детском саду образовательную деятельность по логоритмике.

Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе детям с ОВЗ (алалия, дизартрия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства). Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Раз - словечко, два – словечко», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направлена на  коррекцию и профилактику имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка младшего дошкольного возраста посредством сочетания слова и движения.

Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13);

Актуальность. В настоящее время отмечается рост количества детей с задержкой речевого развития. В дошкольном образовании возникает необходимость применения комплексных логопедических методик, направленных на формирование речи детей дошкольного возраста. Одной из таких методик является логопедическая ритмика. Логоритмика  направлена на всестороннее развитие ребёнка,  совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятия вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии. Такая работа с дошкольниками является профилактикой нарушений речевого развития и позволяет предотвратить тяжелые речевые нарушения  детей в более старшем возрасте.

Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции:

  • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. 2008 год
  • Программа коррекционно – развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи, Нищева Н. В.; СПБ, 2007.
  • Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
  • Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
  •  Косинова Е. М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи», М., 2011.
  • Архипова Е. Ф.  Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии, М.,2008.

Адресат программы – дети в возрасте 5-6 лет, в т.ч. с ОВЗ (ТНР).

В этом возрасте в норме происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми ребенок часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает нормы словоизменения и словообразования), начинает Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка.  

Однако, речь многих детей не соответствует норме развития. По нашим наблюдениям, с каждым годом становится все больше детей, которые не говорят до 3-4 лет. Активная речь детей формируется гораздо позже, говорить начинают эти дети неразборчиво, для их речи характерны полиморфные нарушения звукопроизношения, нарушение слогового строя речи, несформинрованость грамматического строя и связной речи.

Особенности речевого развития детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.    У детей с ТНР первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам, их речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Детям с ОВЗ ТНР   присуще  некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе.

Режим занятий - количество занятий в старшей -2 раза в неделю, периодичность - с сентября по май включительно; продолжительность – 30 минут.

  1. Цель и задачи программы.

Цель программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка, в т.ч и детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) посредством сочетания слова и движения.

Задачи программы:

  1. Активизировать высшую психическую деятельность ребенка через     развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
  2. Развивать и увеличивать объём слуховой, зрительной и двигательной памяти;
  3. Развивать и совершенствовать артикуляционную моторику детей, формировать произносительные навыки;
  4. Развивать и совершенствовать мелкую и общую моторику;
  5. Вырабатывать у детей четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
  6. Развивать мелодико – интонационные и просодические компоненты речи, творческую фантазию и воображение.

Создание специальных  педагогических условий для детей с ОВЗ (ТНР)

Программа  предусматривает учет особенностей психофизического развития детей  с ОВЗ:

  • замедленность темпа работы; упрощение речевого материала  в соответствии с возможностями ребенка;
  • рациональная дозировка содержания дидактического материала;
  •  поэтапное разъяснение правил игры;
  •  максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
  • максимальная опора на практическую деятельность и опыт ребенка;
  • опора на более развитые способности ребенка;
  • использование дополнительных вспомогательных приемов и средств: невербальные средства общения,  образцы выполнения заданий, использования упражнений с  приемом «доскажи словечко», ведение подготовленного диалога с однословными ответами ребенка, прием «послушай и повтори».

Базовый тематический план

№ п/п

Название тем:

 Количество занятия

Всего минут

1

«Мы веселые ребята»

2

50 минут

2

«Мой любимый Красноярск!»

2

3.

«Во саду ли в огороде»

2

50 минут

4.

«Прогулка по осеннему лесу»

2

50 минут

5.

«До свиданья птицы»

2

50 минут

6.

«Кто как в лесу к зиме готовится»

2

50 минут

7.

«Здравствуй, гостья Зима!»

2

50 минут

8.

«Зимние забавы»

2

50 минут

9.

 «У Дедушки Мороза серьезные дела!»

2

50 минут

10.

«Путешествие в зимний лес»

2

50 минут

11.

 «Птицам жить мы помогаем, кормим и оберегаем»

2

50 минут

12.

 «Есть профессий много и каждая – важна»

2

50 минут

13.

«Широкая масленица»

2

50 минут

14.

«Весна, весна, отворяй ворота»

2

50 минут

15.

«Грачи прилетели, прогнали метели»

2

50 минут

16.

«Где-то далеко, есть волшебный космос»

2

50 минут

17.

«Рыбка плавает в водице»

2

50 минут

18.

«Во дворе расцвел тюльпан»

2

50 минут

19.

«Весна идет навстречу лету»

2

50 минут

Итого:

38

Структура занятий:

1. Вводная ходьба;

2.Приветствие.

3.Пальчиковая гимнастика с использованием кинезиоупражнений;

4.Дыхательная гимнастика.

5.Игровой массаж.

6. Игры на развитие слухового внимания чувства ритма и т.д.;

7. Развитие общей моторики и умения координировать свои движения с музыкой.

8. Прощание.

Список литературы программы

Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. Под ред. Г.А. Волковой. СПб: КАРО, 2005

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985.

Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. СПб: Образование, 1993.

Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод, пособие  М.: Айрис-пресс, 2006.

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Под редакцией Е.А.Медведевой. М.: academa, 2002.

Речедвигательная ритмика. Составители: А.Я. Мухина, Н.Ю. Михайлова. М.: Редакционно-издательский центр МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008.

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.-СПб.: Детство-Пресс, 2009.

Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. М.: academa, 2005.

Дополнительная (для родителей обучающимся)

Железнова Е.С. Игровой массаж, аннотация к диску «Рельсы - рельсы».

Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006.

Приложение 1.

Конспекты занятий.

Занятие 6. Тема: «Внимание и счет»

Цель: Преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании с речью и музыкой.

Задачи:

- систематизировать у детей знания по теме «Прямой и обратный счет 1- 10».

- развивать музыкальный слух, чувство ритма, темпа, умение слышать сильную долю такта.

- развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием чистоговорок.

-развивать межполушарное взаимодействие.

- развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую и двигательную память.

-развивать и умения координировать свои движения с музыкой

Материалы: Колокольчики, цифры,, мелкие камушки.  

1.Вводная ходьба Ходьба: шагом, на носочках, на пяточках, подскоки, боковой галоп, ходьба левым и правым боком.

        2. Приветствие 

Дети садятся вкруг. Логопед

Логопед предлагает детям взять колокольчики. Дети берут колокольчики и поют песенку - приветствие каждому ребенку по очереди:

-Здравствуйте дети! Звонкий колокольчик - динь- динь - дон

Педагог говорит:

- Колокольчик с вами поздоровался. Давайте и ему песенку споем:

Колокольчик на ладошку положи, положи.

(Дети ставят колокольчики на ладошки).

Колокольчик на ладошке покажи, покажи.

(Дети показывают колокольчики на ладошке).

А теперь его за дужку надо взять, надо взять,

(Дети берут колокольчики за дужку).

И тихонько возле ушка поиграть, поиграть.

(Дети звенят колокольчиками возле каждого уха по очереди).

Колокольчик возле ушка позвенел, позвенел.

(Дети звенят колокольчиками возле каждого уха повторно).

И тихонько на головку к нам присел, к нам присел.

(Дети ставят колокольчики на головы).

Теперь наклоняем головки, подставляем ручки и ловим колокольчики.

(Дети выполняют).

 Логопед сообщает тему занятия:

-

2. Упражнение «Мы кружок нарисовали…» (авторы Е. и С. Железновы)

Логопед включает музыкальное сопровождение.

Мы кружок нарисовали

 (дети указательными пальчиками обеих рук в воздухе «рисуют» окружности),

наши пальчики устали

(потряхивают кистями рук),

Мы немножко отдохнем –

(переплетают пальцы в «замок» и покачивают ими влево - вправо)

рисовать начнем.

(складывают кисти рук как «кисточки», все пальчики вместе и покачивают ими из стороны в сторону).

Мы черту нарисовали

 (дети указательными пальчиками обеих рук в воздухе «рисуют» черту),

наши пальчики устали

(потряхивают кистями рук),

Мы немножко отдохнем –

(переплетают пальцы в «замок» и покачивают ими влево - вправо)

рисовать начнем.

(складывают кисти рук как «кисточки», все пальчики вместе и покачивают ими из стороны в сторону).

Мы волну нарисовали

 (дети указательными пальчиками обеих рук в воздухе «рисуют» волну),

наши пальчики устали

(потряхивают кистями рук),

Мы немножко отдохнем –

(переплетают пальцы в «замок» и покачивают ими влево - вправо)

рисовать начнем.

(складывают кисти рук как «кисточки», все пальчики вместе и покачивают ими из стороны в сторону). 

3 Упражнение «Крестики, нолики»

Логопед раздает детям камушки. Дети  зажимают камушки между пальцами.

Крестики - (средний и указательный пальцы переплетаются),

Нолики (большой и указательный пальцы соединить в кольцо).

4.Игровой массаж в парах «Отрывисто гладко» 

5.Дыхательное упражнение. «ВЬЮГА».

Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у. По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у. По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга закончилась» замолкают

6.Игра на развитие слухового внимания Подвижная игра «Кто самый внимательный»

7. Развитие общей моторики и умения координировать свои движения с музыкой.

Упражнение «Мышь полезла первый раз…»

(авторы Е. и С. Железновы)

Дети встают в круг. Логопед включает музыкальное сопровождение.

Мышь полезла первый раз, посмотреть который час

(Дети маршируют по кругу)

Вдруг часы сказали: «Бом!»

(Дети останавливаются и хлопают один раз в ладоши).

Мышь скатилась кувырком.

(Дети совершают вращательные движения руками).

Мышь полезла второй раз, посмотреть который час

(Дети маршируют по кругу)

Вдруг часы сказали: «Бом! Бом!»

(Дети останавливаются и хлопают два раза в ладоши).

Мышь скатилась кувырком.

(Дети совершают вращательные движения руками).

Мышь полезла второй раз, посмотреть который час

(Дети маршируют по кругу)

Вдруг часы сказали: «Бом! Бом! Бом!»

(Дети останавливаются и хлопают три раза в ладоши).

Мышь скатилась кувырком.

(Дети совершают вращательные движения руками).

7. Подведение итогов занятия. 

8. Прощание:

Логопед поет, дети отвечают:

-До свиданья девочки, до свидания мальчики.

- Наше занятие закончено. До свидания. До следующей встречи

Занятие 14. «Весна, весна, отворяй ворота»

Цель  - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
 Задачи:
оздоровительные

-укрепление костно-мышечного аппарата, развитие речевого дыхания, моторных функций, нормализация мышечного тонуса;
- образовательные

- формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений;

развивающие - развитие слухового внимания, памяти, фантазии, творческих способностей, развитие мимической и артикуляционной моторики, интонационной выразительности речи;

активизировать словарь по данной теме
 воспитательные- воспитание и развитие чувства музыкального ритма, воспитание личностных качеств, чувства коллективизма;
- коррекционные -обусловлены поэтапностью логопедической работы по устранению различных нарушений речи, моторики и общей двигательной сферы.

Оборудование: иллюстрации — воробей на крыше, солнышко (смеется, грустит, сердится, пугается, улыбается, плачет); колокольчики, погремушки, бубны; фланелеграф и капельки-картинки.

Ход занятия:

Логопед

Доброе утро! Птицы запели!                

 Добрые люди, вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам. (А. Кондратьев)

1.Упражнение «Солнышко» (Е. Макшанцева)

Вот как солнышко встает    Медленно поднимают руки вверх

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдет         Медленно опускают руки.

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо        «Фонарики».

Солнышко смеется,

А под солнышком всем        Хлопают в ладоши.

Весело поется.

Гуляет солнышко по небу, вниз на землю поглядывает: то удивляется, то веселится, то печалится.

2.Игра на развитие мимических движений «Солнышко»

Дети передают выражение лица солнышка, изображенного на картинках (смеющегося, сердитого, грустного, испуганного, улыбающегося, плачущего и т.д.).

Логопед. Давайте, ребятки, развеселим солнышко, песенку для него споем.

3.Русская народная игра - закличка «Солнышко»

                                                 Дети встают в круг ,водящийв центре.

Солнышко, солнышко,        Поднимают руки вверх,                                                

 няя «фонарики».
Выгляни в окошечко.        Прикладывают ладони ко лбу.

Где твои детки?        Протягивают руки вперед.

Сидят на загнетке.        Складывают руки «полочкой».

Лепешки валяют,        Мягкие движения кистями, то

одна сверху, то другая.
Тебя дожидают.        Протягивают руки в стороны.

В конце «Солнце» догоняет детей, убегающих на места.

Логопед: Понравилось солнышку, как вы про него песню спели. Стало оно весенними, теплыми лучиками всех гладить. Снег погладило на крышах, появились сосульки.

4.Ритмическая игра «Сосульки»

Логопед  выкладывает на фланелеграфе капельки, располагая их  на разном расстоянии друг от друга. Дети по выложенной схеме прохлопывают ритм, приговаривая: «Кап, кап, кап-кап-кап...»

5. Логопед: Опустило солнышко свой лучик на забор. Кого же оно там увидело? Воробышка.

 Вот один воробьишка взлетел на крышу, чтобы быть поближе к солнышку.

Как на крыше напокатой                  

Воробей сидит лохматый!

Прокопченный, продымленный,

Но... весною окрыленный! (Г. Лагздынь)

Поможем воробью звонко петь, подыграем ему на инструментах.

5. Пьеса «Ну-ка, веселее!» (для шумового оркестра)

Ну-ка, колокольчик, зазвони скорее !

Зазвони скорее! Звонче, веселее!

Ну-ка, погремушки, дружно отвечайте

Дружно отвечайте, весело играйте!

Где ты, бубен-весельчак?

Без тебя нельзя никак!

На проигрыш звенят колокольчиками

На проигрыш звенят погремушками.

На проигрыш звенят вверх бубнами.

                                                                                                6.Массаж пальцев «Воробьи»                           

Пять воробьев на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели,  

 И пели, пока не сморила усталость  

Один улетел, а трое осталось.

Один улетел, а двое остались.  

 Сидели вдвоем, и снова скучали .                                                 Один улетел, и остался один.

 Один посидел, да и взял, улетел.                      

Показывают пять пальцев левой руки   Массируют большой палец.                                      Загибают большой палец.                                           Массируют указательный палец. Сидели втроем и немного скучали. Загибают указательный.                        Массируют средний палец.                                 Загибают его    Массируют мизинец.                                                    Все пальцы сжимают в кулак.

При повторении массируют пальцы правой руки.

7. Весенний хоровод «Гори гори ясно»

 Увидело солнышко, что все — и люди, и птицы, и животные — рады приходу весны, и еще ярче засияло на небе, чтобы на земле теплее стало.

 (Ю. Мярцинкявичус)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.

Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...

Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"

Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

Школа педагогического опыта. Логоритмика. Чем полезна логоритмика и как ею заниматься?

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувстви...

Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"

Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....