Дополнительная общеобразовательная программа "Учимся играя"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Программа социально-педагогической направленности может быть использована в работе с детьми с ОВЗ с 5 до 8 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_igraya.docx | 42.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
ДЕТСКИЙ САД №87
Утверждаю
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87
_____________Некрасова К. Е.
Приказ №____от _____ 201_ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Учимся играя»
Социально – педагогической направленности
Автор программы:
Учитель – дефектолог
Третьякова Е.С.
Рассмотрена и рекомендована к реализации
на педагогическом совете
протокол № ___ от«___»________20___г.
2021г.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Актуальность.
3. Педагогическая целесообразность.
4. направленность.
5. Новизна.
6. Цели и задачи.
7. Основная форма реализации.
8. Ожидаемые результаты.
9. Условия реализации.
10. Учебно – тематический план.
11. Календарно – тематическое планирование.
12. Методическое обеспечение программы:
12.1. Основная литература
12. 2. Дополнительная литература
13. Средства обеспечения для освоения программы:
1. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа кружка «Учимся играя» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155) ;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г.;
- Указом Президента РФ №276 от 01.06.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013№1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
- Иными законодательными и нормативными правовыми актами РФ и Калининградской области, муниципальными правовыми актами города Калининграда, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями и приказами Учредителя и соответствующего государственного органа, осуществляющего управление в сфере образования.
Основной базой рабочей программы являются:
- АОП МАДОУ ЦРР д/с № 87;
- Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.;
- Программа коррекционно – развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР /под ред. Шевченко С.Г.
2. Актуальность.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования познавательной деятельности, имеющей первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения детей с ОВЗ. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов и .д., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития познавательных способностей.
3. Педагогическая целесообразность.
Система работы рассчитана на игровую деятельность с детьми 5 – 7 лет и представлена следующими разделами:
- ознакомление с цветом предметов ;
- ознакомление с формой предмета;
- ознакомление с величиной предмета;
- формирование способности выполнять задание по образцу.
При работе с детьми развиваются познавательные процессы, формируются положительные личностные качества; полученные знания дети применяют в практической деятельности.
4. Направленность. Социально – педагогическая.
5. Новизна.
Программный материал составлен с учетом возможности участия в занятиях детей с ОВЗ.
6. Цели и задачи.
Цель:
Коррекция и максимальное развитие познавательных способностей детей на основе воспитания сенсорной культуры.
Задачи:
- Развивать представлений о цвете предметов .
- Формирование понятий о величине и форме предметов.
- Развивать познавательные процессы ( восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение).
- Формировать личностные качества -самоконтроль, самооценка, инициативность, самостоятельность.
- Воспитывать культуру общения друг с другом.
7. Основная форма реализации.
Непосредственная образовательная деятельность, построенная в форме организованной предметно-практической игры с обязательными динамическими паузами.
Возрастной диапазон – 5 - 7 лет обучения – 1 год. Количество часов – 72 (2 раза в неделю) Продолжительность занятия – 15 -20 минут.
8. Ожидаемые результаты.
Дети должны уметь:
- различать и правильно называть цвета: красный, желтый, синий , зеленый, белый, черный, оранжевый, коричневый.
- узнавать и правильно называть геометрические формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки
-указывать размер предметов(большой – маленький, большой – больше – самый большой, маленький – меньше – самый маленький).
- сравнивать две группы предметов по цвету, форме, величине на основе практических упражнений
- уметь выполнять задание по образцу с опорой на зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
9. Условия реализации.
- Систематическое посещение занятий детьми.
- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (учебно-методическое обеспечение).
- Взаимодействие с родителями (повторение учебного материала дома).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для детей 5-6 лет
Номер занятия | Тема | Цель |
Занятие 1 | Воздушные шары | Познакомить детей с названиями основных цветов путем подбора по образцу. Словарь: название основных цветов спектра – «красный», «желтый»«Воздушные шары» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 82 |
Занятие 2 | Разноцветные шары | Познакомить детей с названиями основных цветов путем подбора по образцу. Словарь: название основных цветов спектра – «зеленый», «синий» |
Занятие 3 | Спрячь мышку | Закреплять у детей представление об основных цветах. Словарь«красный», «желтый», «зеленый», «синий» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 83 |
Занятие 4 | На что похоже | Познакомить с геометрическими формами: круг и квадрат. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальчиком контуры, называя их правильно). Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 88 |
Занятие 5,6 | Какие бывают фигуры. Выложи картинку. | Познакомить с кругом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 89 |
Занятие 7 | Башни большие и маленькие Построй такую же башню | Закреплять представление об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между объемными формами. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 94 |
Занятие 8 | Три медведя | Учить детей сравнивать и различать предметы по величине. |
Занятие 9 | Уборка урожая | Закрепить представление о фруктах. Учить называть цвет и форму предметов. |
Занятие 10 | Сбор фруктов | Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 99 |
Занятие 11 | Каждый шарик на свое место | Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать фигуры по цвету. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 88 |
Занятие 12 | Что лежит в мешочке | Закреплять знание детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же образцом. Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», стр. 54 |
Занятие 13 | Геометрическое лото | Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу. Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», стр. 55 |
Занятие 14 | Волшебный ящик | Дать детям представление о том, что цвет– признак разнообразных предметов может быть использован для их обозначения. Закреплять название основных цветов спектра.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 85 |
Занятие 15 | Подбери по цвету | Учить детей ориентироваться в основных цветах по их названию без опоры на наглядный материал. |
Занятие 16 |
Мишутка принёс чудесный мешочек «Что лежит в мешочке» | Закреплять знание детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же образцом. Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», стр. 54 |
Занятие 17 | Рамки, вкладыши Монтессори | Учить определять и различать форму плоскостных фигур Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» |
Занятие 18 | Что звучит | Развивать слуховое восприятие.Учить определять на слух источник звука. |
Занятие 19 | Закрой окошко | Учить рассматривать, сравнивать и различать геометрические фигуры. |
Занятие 20 |
У кого какой цвет | Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 88 |
Занятие 21 | Матрешки трехсоставные | Учить детей сравнивать и различать предметы по величине. |
Занятие 22 | Найди такое же колечко | Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 98 |
Занятие 23 | Окраска воды | Формировать у детей представление о разных оттенках цвета . Словарь: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 86 |
Занятие 24 |
Кто как голос подает | Развивать слуховое восприятие, учить различать животных по голосам. |
Занятие 25,26 | Помоги украсить коврик Чей коврик лучше. | Развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» |
Занятие 27 | Мебель для трех медведей | Учить детей сравнивать и различать предметы по величине. |
Занятие 28 | «Разноцветные ленточки», «Подбери по цвету» | Знакомить с оттенками цвета. Учить различать путем сравнения друг с другом. Совершенствовать зрительное восприятие. |
Занятие 29.30 | Подбери по цвету. Укрась елку | Учить детей ориентироваться в цветовых тонах и геометрических формах по их названию без опоры на наглядный материал. |
Занятие 31 | Цветовое лото | Учить детей сравнивать цвет изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по образцу. Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», стр. 55 |
Занятие 32 | Что понравилось возьми, принеси и назови | Учить самостоятельно выбирать предмет и правильно называть его цвет. |
Занятие 33 |
Найди такое же колечко | Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 98 |
Занятие 34 | Лото «Цвет и форма» | Закрепить представление детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и основных цветах (красный, желтый, зеленый, синий); учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины). Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 100 |
Занятие 35 | Пирамидки | Упражнять детей в упорядочивании предметов по величине |
Занятие 36 |
Что лежит в мешочке | Закреплять знание детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же образцом. Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», стр. 54 |
Занятие 37 | У кого какое платье | Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 88 |
Занятие 38 | Занятие 6. Рамки, вкладыши Монтессори | Учить узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь). Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» |
Занятие 39 | Занятие 7. Что лежит в мешочке | Закреплять знание детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же образцом. Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», стр. 54 |
Занятие 40 | Занятие 8. Три квадрата | Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношение словами большой, маленький, средний, больше, меньше, самый большой, самый маленький. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 93 |
Занятие 41 | Занятие 1. Украсим чашку | Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвету. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 87 |
Занятие 42 | Занятие 2 Кто позвал | Развивать слуховое восприятие. Учить определять на слух источник звука. |
Занятие 43 | Занятие 3 Игры с палочками Кюизенера | Познакомить детей с палочками Кюизенера, учить выкладывать предметы по образцу. |
Занятие 44 | Занятие 4. Сложи узор | Учить складывать узор из кубиков по образцу. Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» |
Занятие 45 | Занятие 5 Варим компот | Закрепить понятие «Фрукты» , учить рассказывать о фруктах по образцу и по плану. |
Занятие 46 | Занятие 6 Суп из овощей | Закрепить представление об овощах. Учить рассказывать об овощах по образцу. |
Занятие 47 | Занятие 7 Бусы для кукол. | Упражнять детей в чередовании по образцу. |
Занятие 48 | Занятие 8. Лесенка | Продолжать учить детей устанавливать отношение по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 96 |
Занятие 49 | Занятие 1 Платочек для мамы | Продолжать учить детей устанавливать отношение по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины. |
Занятие 50 | Занятие 2 Составь картинку | Учить составлять картинку из 2-4(6) частей. |
Занятие 51 | Занятие 3. Игры с блоками Дьенеша | Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу. |
Занятие 52 | Занятие 4 Логический куб | Учить различать и узнавать цвет.форму и величину предмета |
Занятие 53 | Занятие 5. Три квадрата. | Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношение словами большой, маленький, средний, больше, меньше, самый большой, самый маленький. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 93 |
Занятие 54 | Занятие 6. Что лежит в мешочке | Закреплять знание детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же образцом. Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», стр. 54 |
Занятие 55 | Занятие 7. У кого какой цвет | Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 88 |
Занятие 56 | Занятие 6. Раз, два, три - ищи | Закреплять у детей умение находить предмет заданной величины и использовать его в игровых действиях. |
Занятие 57 | Занятие 1. Сложи узор | Учить выкладывать из кубиков модель по образцу. Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» |
Занятие 58 | Окраска воды | Формировать у детей представление о разных оттенках цвета . Словарь: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 86 |
Занятие 59 | Игры с палочками Кюизенера | Познакомить детей с палочками Кюизенера, учить выкладывать предметы по образцу. |
Занятие 60,61 | Игры с блоками Дьенеша. | Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу. |
Занятие 62 |
Помоги украсить коврик «Чей коврик лучше» | Развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» |
Занятие 64,63 | Строим домик для зверей Домик для домашних животных | Закреплять представление об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 94 |
Занятие 65 |
Игры с блоками Дьенеша | Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу |
Занятие 66 | Найди пару | Учить детей группировать цвета, подбиратьих по словесному обозначению. |
Занятие 67 | Строители | Учить строить из кубиков модель по образцу |
Занятие 68,69 | Лото «Цвет и форма» | Закрепить представление детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и основных цветах (красный, желтый, зеленый, синий); учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины). Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 100 |
Занятие 70 | . Столбики | Формировать зрительное восприятие - выбирать предметы одинакового размера. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», стр. 98 |
Занятие 71 | Подбери по форме | Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины |
Занятие 72 |
Магазин игрушек | Учить описывать игрушку по образцу.выделяя цвет и форму предмета |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по программе «Учимся играя»
для детей 6 - 8лет
Номер занятия | Тема | Цель |
Занятие 1 | Пирамидки | Развивать зрительное восприятие и внимание. Закрепить названия основных цветов, учить устанавливать сходство и различие по цвету. |
Занятие 2 | Разноцветные ленточки. | Учить различать цвета путем сравнения их друг с друг с другом и прикладывания к образцу. |
Занятие 3 | Ищи свой дом. | Учить различать цветовые тона путем сравнения с образцом на расстоянии по словесной инструкции. |
Занятие 4 | Цветные автомобили. | Продолжать учить ориентироваться по названию цвета без опоры на наглядный материал. |
Занятие 5 | Цветовое лото. | Учить различать и правильно называть основные цвета. |
Занятие 6,7 | Подбери по цвету. | Продолжать учить детей дифференцировать цвета и оттенки, используя их в продуктивной деятельности. Определять пространственное расположение предметов. |
Занятие 8,9 | Листопад. | Продолжать учить детей использовать цвет в рисунках. Учить детей обращать внимание на цветовую гамму природных явлений и предметов, обозначать определенным цветом. |
Занятие 10, 11 | Раскрась картинку. | Учить детей передавать цветом свое эмоциональное состояние в рисунках . |
Занятие 12 | Разведчики. | Закреплять понятия, характеризующие положение предмета в пространстве. |
Занятие 13, 14 | Найди на ощупь. | Учить сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования. |
Занятие 15 | Колумбово яйцо. . | Учить разделять сложную форму на элементы, соответствующие нескольким геометрическим образцам. |
Занятие 16 | Мозаика. | Учить составлять картинку ,выбирая нужные части из предложенных образцов |
Занятие 17 | Я умею быстро составлять картинку. | Выкладывать из геометрических фигур предмет, на который указывает фишка. |
Занятие 18 | Фигурки из цветной мозаики. | Выкладывать изображение по контурному образцу без предварительного отбора частей (фигур) |
Занятие 19 | Фантазеры. | Совершенствовать творческое оперирование представлениями – умения составлять предмет из геометрических фигур по замыслу. |
Занятие 20 | Лестница с одинаковыми ступеньками. | Учить располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений. |
Занятие 21 | Широкая лестница. | Учить располагать в ряд элементы разной ширины, соблюдая постепенность изменений. |
Занятие 22 | Башни разной высоты. | Учить располагать в ряд элементы разной величины, соблюдая постепенность изменений. |
Занятие 23,24 | Палочки Кюизенера. | Учить располагать в ряд элементы разной длины, соблюдая постепенность изменений. |
Занятие 25 | Сложи дощечки. | Упражнять в упорядочивании элементов по возрастанию и убыванию в двух направлениях. |
Занятие 26 | Расставь по порядку. | Развивать слуховое восприятие. Учить упорядочивать предметы (цилиндры) по высоте, отвлекаясь от других признаков ,по словесной инструкции |
Занятие 27 | В какую коробку. | Упражнять детей в упорядочивании предметов по величине. |
Занятие 28 | Пирамидки. | Аппликация. Упражнять детей в упорядочивании предметов по величине в продуктивной деятельности. |
Занятие 29 | Кто разбудил Мишутку? | Узнавать друг друга по голосам управлять громкостью своего голоса. |
Занятие 30 | Что звучит? | Формировать способность различать звуки, издаваемые с помощью разных предметов. |
Занятие 31 | Встречайте гостей. | Учить детей по характеру звучания определять, кто из зверей пришел в гости. |
Занятие 32 | Звуковые загадки. | Учить с помощью речи или голоса передавать характер услышанного звука. |
Занятие 33,34 | У кого такая же игрушка? | Формировать тактильное восприятие. Обследовать предмет с помощью осязания , давать словесное описание обследованного предмета. |
Занятие 35 | Умелые пальчики. | Учить находить нужный предмет по отдельным признакам с помощью осязания. |
Занятие 36 | Угадай, что в мешочке. | Учить узнавать предмет, обозначать его форму. |
Занятие 37,38 | Снеговик . | Учить сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования. Учить детей передавать в лепке величину предметов и их частей после зрительно-тактильного обследования Учить детей дифференцировать предметы по величине. |
Занятие 39 | Каждую фигуру на свое место. | Формировать представления об изменениях геометрических фигур. Познакомить с разновидностями округлых форм. |
Занятие 40 | Найди такой же узор. | Учить последовательно обследовать фигуры в орнаменте, запоминать местоположение, правильно называть. |
Занятие 41, 42 |
Найди по описанию. | Учить самостоятельно определять расположение фигур на листе , выкладывать орнамент по словесной инструкции. |
Занятие 43 | Какая игрушка. | Учить последовательно обследовать предмет, выделяя и словесно обозначая формы предмета и пространственного расположения его частей ; узнавать предмет по словесному описанию. |
Занятие 44 | Кто больше увидит? . | Учить при последовательном обследовании и описании форм предметов выделять общую форму предмета, основных частей, указывать пространственное расположение мелких частей. |
Занятие 45 | Цветочный магазин | Продолжать учить самостоятельно зрительно обследовать предмет и давать словесное описание. |
Занятие 46 | Отгадай, что на моей картинке. .
| Закрепить умение правильного визуального обследования предмета и навыки словесного описания формы предмета. |
Занятие 47 | Красивый коврик. | Учить применять навыки пространственного восприятия в практической продуктивной деятельности. Давать словесное описание составленного орнамента. |
Занятие 48,49 | Подбери правильно. | Учить детей группировать продукты по вкусовым признакам (сладкий, горький, кислый, соленый) .При раскрашивании картинки правильно подбирать цвет. |
Занятие 50 | Угостим куклу Катю. | Учить правильно называть продукты и словом обозначать их вкус (по представлениям). |
Занятие 51, 52 | Дорисуй и раскрась картинку. | Упражнять детей в дорисовывании недостающих частей и обозначении словом вкусовых качеств -шоколад сладкий, лимон кислый, перец горький, огурец в банке соленый) |
Занятие 53 | Наводим порядок. | Учить детей использовать условный символ для сортировки продуктов по двум заданным вкусовым характеристикам «Положите зеленые кружки на все продукты с кислым вкусом». |
Занятие 54,55 | Лото «Цвет и форма» | Закрепить представление детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и шести спектральных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму). |
Занятие 56 | Игры с кубиками Никитина. | Учить складывать узор из кубиков по образцу. Обозначать словами цвет и форму (квадрат, треугольник) |
Занятие 57 | Окраска воды. | Закрепить у детей представление о разных оттенках цвета Словарь: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». |
Занятие 58 | Лесенка. | . Продолжать учить детей устанавливать отношение по величине между плоскостными и объемными формами, располагать предметы в порядке убывания величины. |
Занятие 59,60 | Игры с блоками Дьенеша. | Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по геометрическому образцу. |
Занятие 61 | Чей коврик лучше. | Развивать зрительное восприятие формы плосткостных фигур – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. |
Занятие 62 | Мебель для матрешек. | Продолжать учить строить из кубиков модель по образцу. |
Занятие 63 | Игры с блоками Дьенеша. | Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по словесной инструкции. |
Занятие 64 | Что выбрал Петрушка? | Развивать зрительное восприятие . Закрепить представление детей о спектральных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый ,черный, коричневый). |
Занятие 65 | Что звучит? | Развивать слуховое восприятие. Закрепить умение определять на слух источник звука. |
Занятие 66 | Волшебный ящик. | Формировать тактильное восприятие. Закрепить умение обследовать предмет с помощью осязания , находить аналогичную игрушку, учиться давать словесное описание обследованного предмета |
Занятие 67 | Муха. | Закрепить умение ориентироваться на листе по образцу. |
Занятие 68, 69 | Найди клад. | Закрепить умение ориентироваться в пространстве по словесной инструкции. |
Занятие 70 | Геометрическое лото. | Обобщить и закрепить представление детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) |
Занятие 71 | Цвет и форма | Обобщить представление детей об основных цветах и их оттенках ; учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму) |
Занятие 72 | Матрешки | Обобщить и закрепить представление детей о величине предметов. |
12.1. Основная литература
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, изда-тельство, год издания, кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. | Программа «От рождения до школы» | Москва | Программа | 1 |
2. | Шевченко С.Г. | «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (в 2 книгах) | Москва Школьная пресса. 2004 год | Методи- ческое пособие | 1 |
3. | Стаховская В.П., Белова Л.С. | «Коррекция и реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» | Калининград, 2008 год | Методи-ческие реко- менда- ции | 1 |
12.2. Дополнительная литература
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издательство, год издания, кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. | Воспитание сенсорной культуры ребенка | М., Просвещение, 2001 | Пособие | 1 |
2. | Венгер Л.А., Дьяченко О.М. | Угадай, как нас зовут | Москва, Просвещение, 2001 | Пособие | 1 |
3. | Пилюгина Э.Г. | Сенсорные способности ма-лыша | М., Просвещение, 2001 | Пособие | 1 |
4. | Афанасьева И.П. | Маленькими шагами в большой мир знаний | СПб., 2005 | Пособие | 1 |
5. | Нищева Н.В. | Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста | СПб., 2011 | Пособие | 1 |
6. | Петрова И.В. | Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста | М., Сфера, 2012 | Пособие | 1 |
13. Средства обеспечения для освоения программы
13.1. Наглядный материал
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ И РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
№ п/п | Наименование | Автор, год издания | Количество | Примечания |
1. | «Палочки Кьюзинера» | Корвет, 2004 | 2 | |
3. | Д/игра «Сложи узор» | Корвет, 2005 | 4 | + альбомы со схемами |
4. | «Танграм» | Самоизготовление | 6 | |
5. | «Завтрак космонавтов» | Самоизготовление | 6 | |
6. | Кубики «Хамелеон» | Корвет, 2003 | 1 | |
7. | Мозаика | Корвет, 2004 | 2 | |
8. | «Спрячь мышку» | «Весна-дизайн»,2006 | 1 | |
9. | Лото «Цвет и форма» | Самоизготовление | 1 | |
10. | «Волшебные фигуры» | Радуга, 2006 | 1 | «4 в 1» |
11. | Геометрический конструктор | Самоизготовление | 1 | |
12. | Геометрические формы | Самоизготовление | 1 | |
13. | Геометрическое лото | «Весна-дизайн», | 1 | |
14. | Разноцветные домики | «Весна-дизайн», | 1 | |
15. | «Паровозик» | Игрушка | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа " Английский играя"
Данная программа обучения представляет собой игровую форму занятий. Обучение проводится с опорой на родной язык, но постепенно переходит на иностранный. Направлена программа на быстрое и качественное ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Растем играя" ( занятия СИРС)
Очень важно, чтобы творческий потенциал заложен был в ребенке с рождения, развивался и раскрывался по мере взросления....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Танцуем играя!»
Данная программа является описанием процесса развития чувственно-эмоциональной сферы ребенка в движении и танце во взаимосвязи со сферой нравственной и интеллектуальной посредством игр с танцева...
Дополнительная общеобразовательная программа «Игра в театр»
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим было связано стремление дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способности ч...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная программа «Игры с песком и тестопластика»
Занимаясь творчеством, ребёнок не только помогает взрослому понять свои проблемы, но и таким образом решает их сам. Детям бывает трудно поделиться своими переживаниями. А посредствам творчества ребёно...
Дополнительная общеобразовательная программа «Играем в шашки» для подготовительной группы
Игра в шашки развивает логическое мышление дошкольников....