Дополнительная общеобразовательная программа "Растем играя" ( занятия СИРС)
рабочая программа ( группа) на тему
Очень важно, чтобы творческий потенциал заложен был в ребенке с рождения, развивался и раскрывался по мере взросления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sirs_rastem_igraja.doc | 535.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 | Наименование программы | «Растем играя» |
2 | Основание для разработки программы | Развитие индивидуально-психических способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. |
3 | Основные разработчики программы | Кочкина Мария Викторовна, воспитатель |
4 | Основная цель программы | Повысить уровень индивидуально – психических способностей воспитанников |
5 | Задачи программы |
|
6 | Условия достижения цели и задач программы | Использование компьютерной технологии СИРС и занимательного дидактического материала через организацию игровой деятельности. |
7 | Основные направления программы | Интеллектуальное развитие детей проходит через:
|
8 | Сроки реализации программы | 1 год |
9 | Пользователи основных мероприятий программы | Воспитанники ДОУ, педагоги, родители |
10 | Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка
Актуальность данной программы обусловлена потребностью в максимальном приближении дошкольного учреждения к современным информационным коммуникационным технологиям, в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребенка. Очень важно, чтобы творческий потенциал заложен был в ребенке с рождения, развивался и раскрывался по мере взросления. Поэтому одной из актуальных тем в вопросах воспитания и развития в условиях детского сада является развитие индивидуально-психических способностей. Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное развитие интеллекта.
Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое каждый может у себя выработать.
Интеллектуальные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Развитие индивидуально-психических способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.
Программа «Растем, играя» предназначена для повышения уровня подготовки ребенка к школе, на развитие памяти, внимания, мышления и пространственных представлений, способностей к анализу, обобщению, аналогиям, что способствует росту возможностей интеллекта, самореализации.
В процессе занятий развиваются коммуникативные качества: ребенок учится общаться, высказывать свое мнение.
Данная программа модифицированная, в качестве отправного источника используется – информационная технологию СИРС (Система интенсивного развития способностей), разработанная под руководством автора Новосибирского центра интенсивных технологий в образовании и медицины А.Н. Буровым. В основе программы лежат исследования ведущих современных ученых в области психологии Ю.Д.Бабаевой, Д.Б.Богоявленской, Д.Б. Брушлинского, В.Н. Дружинина и др.
Основные методические особенности курса
1.В программе представлено три раздела:
- Развитие памяти.
- Развитие мышления.
- Развитие внимания и восприятия.
2.Реализация программы осуществляется по следующим принципам:
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип воспитывающего обучения.
- Принцип систематичности и последовательности обучения.
- Принцип доступности.
- Принцип индивидуализации.
Формы организации учебных занятий
Материал программы распределён на весь учебный год по месяцам и неделям. По содержанию знаний все занятия – интегрированные. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В каждом разделе программе приведена позиция «отношение», которая обеспечивает эффективную обратную связь, позволяющую воспитателю понять насколько дети приняли и усвоили новые знания.
Организация учебных занятий
- группы формируются из воспитанников;
-продолжительность составляет один год;
Курс «Растем играя»-64 часа.
Расписание занятий.
Еженедельно по 2 раза в неделю Длительность занятий 6-8 лет - 30 минут определена в соответствии с нормами СанПиН, во второй половине дня.
Педагогические требования к проведению занятий.
- Учёт возрастных и физиологических особенностей воспитанников.
- Чередование видов деятельности.
- Наличие физминуток и динамических пауз.
- Выполнение гигиенических требований к помещению и материалам.
- Обеспечение временного режима.
Работа с родителями.
- Консультации с родителями по вопросам интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
- Проведение родительских собраний.
- Проведение совместных мероприятий, где родители являются активными участниками.
Тематическое планирование занятий
Месяц | № | Тема | Цель |
Октябрь | 1 | История компьютера | Познакомить детей с компьютером (история развития, что такое "информация"). Напомнить детям о технике безопасности и правилах поведения при работе за компьютером. |
2 | Что входит в состав компьютера | Продолжать знакомить детей с составляющими компьютера (системный блок, монитор, мышь, клавиатура и др) Учить выполнять задания по инструкции | |
3 | Знакомство с клавиатурой и работа с мышью (игры и задания) | Продолжать знакомить детей с клавиатурой и мышью. Учить выполнять задания по инструкции. | |
4 | Что мы знаем о компьютере. (закрепление пройденного материала). | Закрепление знаний детей об устройстве компьютера. | |
5 | Развиваем интеллект. Работа на тренажере "Картинки в клетках" - "Клетки воды". Диагностика "Выявление уровня развития образной памяти" | Развивать представление о признаках предметов. Развивать внимание, произвольность. Развивать умение работать совместно | |
6 | Логический ряд. Работа на тренажере "Картинки в клетках" - "Клетки воды". Тренинг. | Развивать память, мышление. Учить детей работать в парах. | |
7 | Развиваем память. Работа на тренажере "Картинки в клетках" - "Клетки воды". Тренинг. | Развивать наблюдательность, память, внимание. | |
8 | Развиваем память. Работа на тренажере "Картинки в клетках" - "Клетки воды".Тренинг. | Развивать память, опираясь на символы. | |
Ноябрь | 1 | Запоминаем картинки. Работа на тренажере "Картинки в клетках" - "Клетки воды". Диагностика | Проведение диагностики .Выявление уровня развития образной памяти. |
2 | Классификация предметов по форме и по цвету. Работа на тренажере "Танграмм". Диагностика. | Учить детей объединять группировать предметы по признакам. Развивать у детей наглядно-образного и творческого мышления. | |
3 | Четвертый лишний. Работа на тренажере "Танграмм". Тренинг | Развивать умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать. Развивать у детей наглядно-образного и творческого мышления. | |
4 | Кроссворды. Работа на тренажере "Танграмм". Тренинг | Учить детей решать кроссворды. Развивать у детей наглядно-образного и творческого мышления. | |
5 | Игры с блоками Дьенеша. Работа на тренажере "Танграмм". Тренинг | Учить детей классифицировать блоки по цвету, форме, величине, толщине. Развивать у детей наглядно-образного и творческого мышления. | |
6 | Сложи узор. Работа на тренажере "Танграмм". Диагностика | Развивать способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей. Проведение диагностики | |
7 | Игры с блоками Дьенеша. Работа на тренажере "Лабиринт". Диагностика | Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания. Развивать у детей пространственного мышления. | |
8 | Корректурные пробы. Работа на тренажере "Лабиринт". Тренинг | Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания. Развивать у детей пространственного мышления. | |
Декабрь | 1 | Графический диктант. Работа на тренажере "Лабиринт". Тренинг | Развитие слухового внимания, увеличение объема внимания. Развивать у детей пространственного мышления. |
2 | Найди отличия. Работа на тренажере "Лабиринт". Тренинг | Развитие концентрации внимания. Развивать у детей пространственного мышления. | |
3 | Дорисуй фигурки. Работа на тренажере "Лабиринт". Диагностика | Развитие целостности восприятия. Проведение диагностики | |
4 | Посмотри, запомни, нарисуй. Работа на тренажере "Картинки в клетках» - «Трехмерные фигуры". Диагностика | Развитие внимания, зрительной памяти, образной памяти, увеличение объема запоминаемой информации. | |
5 | Заучивание стихотворения наизусть. Работа на тренажере "Картинки в клетках» - «Трехмерные фигуры". Тренинг | Тренировка памяти. Развитие образной памяти, увеличение объема запоминаемой информации. | |
6 | В гостях у сказки. Работа на тренажере "Картинки в клетках» - «Трехмерные фигуры". Тренинг | Оценка долговременной памяти ребенка. .Развитие образной памяти, увеличение объема запоминаемой информации. | |
7 | Перескажи историю. Работа на тренажере "Картинки в клетках» - «Трехмерные фигуры". Тренинг. | Развитие смысловой памяти, образной памяти, увеличение объема запоминаемой информации. | |
8 | Загадки. Работа на тренажере "Картинки в клетках» - «Трехмерные фигуры". Диагностика. | Развитие слуховой памяти. Проведение диагностики. | |
Январь | 1 | Противоположности. Работа на тренажер " Тест Равена". Диагностика. | Развитие сообразительности и расширение кругозора, приемов умственной деятельности, системного, наглядно-образного мышления. |
2 | Отгадываем ребусы. Работа на тренажер " Тест Равена". Тренинг. Уровень "А". | Развитие умения выделять существенные признаки предметов и обобщать. | |
3 | Закончи предложение. Работа на тренажер " Тест Равена". Тренинг. Уровень "А". | Развитие понятийного мышления, скорости мышления. | |
4 | Последовательные картинки. Работа на тренажер " Тест Равена". Тренинг. Уровень "В". | Развитие логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи. | |
5 | Сравнение предметов.. Работа на тренажер " Тест Равена". Диагностика | Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций . Проведение диагностики. | |
6 | Что забыл нарисовать художник. Работа на тренажере "Пазлы". Диагностика | Развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания | |
7 | Классификация предметов. Работа на тренажере "Пазлы". Тренинг | Развитие мышления. | |
8 | Сложи узор. Работа на тренажере "Пазлы". Тренинг | Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей. | |
Февраль | 1 | Рассказ о животных. Работа на тренажере "Пазлы". Тренинг | Развитие структурности восприятия |
2 | Отгадываем ребусы. . Работа на тренажере «Пазлы» . Диагностика | Развитие логического мышления Проведение диагностики. | |
3 | Воспроизведение рассказа. Работа на тренажере «Запоминание цветов». Диагностика | Развитие смысловой памяти, образной памяти, увеличение объема зрительной оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации. | |
4 | Рисование по памяти узоров. Работа на тренажере «Запоминание цветов». Тренинг. | Развитие зрительной памяти, мелкой моторики рук. | |
5 | Игры с боками Дьенеша. Работа на тренажере «Запоминание цветов» Тренинг | Учить детей подбирать предметы по схеме. Развитие памяти. | |
6 | Найди отличия. Работа на тренажере «Запоминание цветов» Тренинг | Развитие целостности восприятия. | |
7 | Поиск девятого. Работа на тренажере «Кубики». Диагностика. | Развивать аналитические способности детей с помощью многообразных геометрических изображений, формировать пространственное воображение, развивать зрительную память детей. | |
8 | Разное - одинаковое. Работа на тренажере «Кубики». Тренинг. | Учить детей поиску одинаковых и разных предметов (изображений) среди нескольких других. Развивать пространственное мышление. | |
Март | 1 | Игра «Просвет». Работа на тренажере «Кубики» Тренинг. | Способствовать развитию у детей пространственного и аналитического мышления. |
2 | Задачи в стихах. Работа на тренажере «Кубики» Тренинг. | Развитие познавательной активности, слухового внимания, логического мышления. | |
3 | Ребусы. Работа на тренажере «Кубики». Диагностика | Развитие внимания, памяти, мышления. | |
4 | Корректурные пробы. Работа на тренажере «Таблицы». Диагностика | Обучение способности концентрации , объема, переключения устойчивости внимания. Проведение диагностики. | |
5 | Узнай предмет. Работа на тренажере «Таблицы». Тренинг. | Развитие восприятия, внимания. | |
6 | Пиктограмма. Работа на тренажере «Таблицы». Тренинг | Развитие умений выделять существенные признаки предметов. | |
7 | Пришиваем заплатку к коврику. Работа на тренажере «Таблицы». Тренинг | Развитие восприятия, внимания. | |
8 | Цвета. Работа на тренажере «Таблицы». Диагностика | Развитие восприятия, внимания. | |
Апрель | 1 | Перевертыши. Работа на тренажере «Цифры и буквы». Диагностика | Учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов. |
2 | Составление рассказа по серии картинок. Работа на тренажере «Цифры и буквы».Тренинг | Развитие логического мышления, активизировать речь детей. | |
3 | Объединение предметов на группы по признакам. Работа на тренажере «Цифры и буквы». Тренинг | Развивать умения находить предметы по существенным признакам и обобщать. | |
4 | Рисование по памяти узоров. Работа на тренажере «Цифры и буквы». Тренинг | Развитие зрительной памяти, мелкой моторики рук. | |
5 | Мячики. Работа на тренажере «Цифры и буквы». Тренинг | Развитие произвольного внимания, активизация оперативной памяти. | |
6 | Рыбы, птицы, звери. Работа на тренажере «Плоские буквы». Диагностика | Тренировка быстроты распределения и переключения внимания, а также скорости реакции. | |
7 | Корректурные пробы. Работа на тренажере «Плоские буквы». Диагностика | Выявление скорости распределения и переключения внимания, его устойчивости, работоспособности ребенка | |
8 | Сравни и назови отличия. Работа на тренажере «Плоские буквы». Диагностика | Развитие концентрации внимания. | |
Май | 1 | Учим стихотворение. Работа на тренажере «Плоские буквы». Диагностика | Тренировка слуховой долговременной памяти. Развитие пространственного мышления. |
2 | Знакомые цифры. Работа на тренажере «Плоские буквы» Диагностика | Развитие образной памяти. Закрепить знания о цифрах в игровой форме. | |
3 | Прогулка по лесу. Развивающие компьютерные игры «Баба-яга учится читать» | Развитие образного двигательного представления, координации, кооперации, сотрудничества между участниками группы, умения совершать воображаемые действия. | |
4 | Забавные кляксы. Развивающие компьютерные игры | Развитие воображения, мышления и речи. | |
5 | Поиск девятого. Развивающие компьютерные игры | Развивать аналитические способности детей с помощью многообразных геометрических изображений, формировать пространственное воображение, развивать зрительную память детей. | |
6 | Логические задачки. Развивающие компьютерные игры | Развитие мышления, речи. | |
7 | Графический диктант. Развивающие компьютерные игры | Развитие слухового внимания, увеличение объема внимания. Развивать у детей пространственного мышления. | |
8 | Викторина | Закрепление знаний, умений у детей. Подведение итогов пройденного материала. | |
Всего 64 занятия |
Список используемой литературы.
1. Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС Быстрое чтение и память Методическое пособие. - Новосибирск, Прайс-курьер, 2007 - 64с.
2. Буров А.Н., Типичные методические ошибки преподавателей при проведения курсов "Быстрое чтение, память, мышление". Методическое пособие. - Новосибирск, РИЦ "Эмари", 2007. - 24с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. - М., 1956
4. Завьялова Н.А. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе - 2-е изд. стерео-тип. - Волгоград: Учитель, 2009. - 190 с.
5. Зак А.З. Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей - М: АРКТИ, 2003-104 с.
6. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П Игровые занятия по развитию памяти, внимания , мышления и воображения у дошкольников .
7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.: Рабочая тетрадь дошкольника. 30 занятий для успешной подготовки к школе. Серия «Мои первые тетрадки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Игра в театр»
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим было связано стремление дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способности ч...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Развиваемся играя» занятия для малышей, с использованием элементов методики М.Монтессори» для детей от 3 до 4 лет срок реализации 1
Представлен опыт работы по программе "Развиваемся играя" с детьми раннего возраста...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занятия с логопедом"
quot;Занятия с логопедом"...
Дополнительная общеобразовательная программа «Игры с песком и тестопластика»
Занимаясь творчеством, ребёнок не только помогает взрослому понять свои проблемы, но и таким образом решает их сам. Детям бывает трудно поделиться своими переживаниями. А посредствам творчества ребёно...
Дополнительная общеобразовательная программа «Играем в шашки» для подготовительной группы
Игра в шашки развивает логическое мышление дошкольников....
Дополнительная общеобразовательная программа «Играем в шашки» для старшей группы
Игра в шашки развивает у детей логическое мышление....