Статья. Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Светлана Борисовна Кутенко

Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья. Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

Развитие анализа структуры предложения.

  • Определить границы предложения в тексте.
  • Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.
  • Придумать предложение с определенным количеством слов.
  • Увеличить количество слов в предложении.
  • Составить предложение по некоторым картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях.
  • Придумать предложение с определенным словом.
  • Составить графическую схему предложения.
  • По графической схеме составить предложение.
  • Определить место слова в предложении.
  • Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.

Развитие слогового анализа и синтеза.

В процессе развития слогового анализа в речевом потоке важным является умение выделять гласные звуки из слова. Дети должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

  1. выделение гласного звука из слога.[40]

Приложение №1. Методические рекомендации по выделению гласного звука из слога.

  1. выделение гласных звуков из слова.

Приложение №2. Методические рекомендации по выделению гласных звуков из слова.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ – это выделение звука на фоне слова. Он проявляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Но если этого не произошло, нужно формировать это умение у детей.

Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (В. К. Орфинская).

Логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

  1. Выделение звука на фоне слова.
  2. Вычленение звука в начале слова. Определить и первый,  и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец). При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук, определить место звука в слове.

III. Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ТНР на основе технологии составления текстов сказочного содержания».

В данной разработке описывается  опыт работы учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы на занятиях по обучению дошкольников элементам грамоты с применением технологии ТРИЗ автора ...

Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.

Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией....

Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...

Презентация "Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи"

Для успешного обучения в школе детям необходимо овладеть  навыками простого анализа и синтеза.Для этого необходимосформировать у дошкольников фонематическое восприятие.Вся система логопедической ...

Система коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:—Показать возможности определения коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНРЗАДАЧИ РАБОТЫ:—Проанализировать логопедическую, психо...

Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и синтеза в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Звук [Ш]

Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и синтеза в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи....