Презентация "Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи"
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Костикова Надежда Владиславовна

Для успешного обучения в школе детям необходимо овладеть  навыками простого анализа и синтеза.Для этого необходимосформировать у дошкольников фонематическое восприятие.

Вся система логопедической работы по формированию и развитию фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР ориентируемся на  два   основных момента:

-сложность и многоплановость функций фонематического анализа и синтеза;

-особенности психофизиологического развития детей.

Необходимо разделить  эту систему на два этапа. Строгой градации, естественно быть не может. В содержании работы на каждом из этапов должна быть взаимосвязь с другими.

I  этап – формирование фонематического анализа и синтеза.

II этап – развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

И обучение проходит в игровой форме, что более доступно детям.

Игры и упражнения на развитие звукового анализа и синтеза.

«Найди новый звук».

 2. «Подари картинки». Дети получают картинки-«подарки» и распределяют их между домами в зависимости от того, какой звук есть в слове.

3. Игра «Звуки-звуки по домам»». У учителя- логопеда картинный материал. Дети называют картинки и помещают их в нужный домик.

 4.«Нарисуй подарки». Дети выбирают, к какому звуку они пойдут в гости, и рисую тому подарок.

5. Игра «Позови звук домой». Вариант без буквы в окошке: дети зовут

звук домой, ориентируясь на модель артикуляции. Вариант, когда в окошке видна буква: дети помогают звуку найти свой домик: «Пп», «Ааас» и т.д.

6. Игра «Где живёт звук?». Логопед называет звук, дети ищут его домик и объясняют, почему звук живёт в этом домике.

7. Игра «Подели картинки». У детей «домики звуков» и предметные

картинки. Логопед рассказывает историю о том, что к звукам пришли

гости, но никак не могут найти нужный домик. Дети называют картинки

и помещают их в нужный домик.

8. «Нарисуем портрет знакомых звуков (букв) и разложим их в домики».

9. «Кто больше слов придумает для своего звукового домик».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи Учитель-логопед Костикова Н.В. МБДОУ № 83

Слайд 2

Дисграфия – [ дис- + греч. graphia писать, изображать] – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замена букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в в предложении, аграмматизмы на письме.

Слайд 3

Дисграфия на почве нарушения языкового анализ и синтеза требует работы по следующим напрвлениям: Звуковой анализ и синтез Слоговой анализ и синтез Анализ и синтез на уровне предложений АНАЛИЗ – это разделение целого на части. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ – разделение целого(слово) на составные части(звуки). СИНТЕЗ – это соединение частей в целое. ЗВУКОВОЙ СИНТЕЗ – соединение звуков в слова. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слова.

Слайд 4

Вся система логопедической работы по формированию и развитию фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР ориентируемся на два основных момента: • сложность и многоплановость функций фонематического анализа и синтеза; • особенности психофизиологического развития детей. Делим эту систему на два этапа. Строгой градации, естественно быть не может. В содержании работы на каждом из этапов должна быть взаимосвязь с другими. I этап – формирование фонематического анализа и синтеза. II этап – развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов. развития детей. развития детей.

Слайд 5

I этап Фонематическое восприятие – это первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой

Слайд 6

Зрительные символы (методика Ткаченко Т.А.) Гласные звуки А У Ы И О

Слайд 8

II Этап развития навыков звукового анализа и синтеза Фонематический анализ– это вторая ступень к овладению грамотой определение количества слогов в слове определение порядка звуков в слове; выделение отдельных звуков; различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий). .

Слайд 9

Под фонематическим анализом слова понимается – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчёт их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом понимаются умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова .

Слайд 10

Обучение с помощью игровых приёмов 1. «Найди новый звук». 2. «Подари картинки». Дети получают картинки-«подарки» и распределяют их между домами в зависимости от того, какой звук есть в слове. 3. Игра «Звуки-звуки по домам»». У учителя- логопеда картинный материал. Дети называют картинки и помещают их в нужный домик. 4.«Нарисуй подарки». Дети выбирают, к какому звуку они пойдут в гости, и рисую тому подарок. 5. Игра «Позови звук домой». Вариант без буквы в окошке: дети зовут звук домой, ориентируясь на модель артикуляции. Вариант, когда в окошке видна буква: дети помогают звуку найти свой домик: «Пп», «Ааас» и т.д. 6. Игра «Где живёт звук?». Логопед называет звук, дети ищут его домик и объясняют, почему звук живёт в этом домике. 7. Игра «Подели картинки». У детей «домики звуков» и предметные картинки. Логопед рассказывает историю о том, что к звукам пришли гости, но никак не могут найти нужный домик. Дети называют картинки и помещают их в нужный домик. 8. «Нарисуем портрет знакомых звуков (букв) и разложим их в домики». 9. «Кто больше слов придумает для своего звукового домик».

Слайд 11

Начинаем работу со следующего: выделении первого гласного, согласного звука (называют или слог, или - выделении первого гласного, согласного звука (называют или слог, или всё слово); -подбор картинок, включающих заданный звук; - самостоятельное придумывании и назывании слов с заданным звуком. и всё слово); -подбор картинок, включающих заданный звук; - самостоятельное придумывании и назывании слов с заданным звуком.

Слайд 12

Отобрать картинки на заданный звук А

Слайд 13

Определение места ударного гласного звука в односложных и двусложных словах. У у тка Л У К п у шка

Слайд 14

Выделение гласных звуков из слова . Например: арбуз, клубок, лодка, ландыш, стул Записать на схеме только гласные данного слова У о А У А О

Слайд 15

Определить наличие-отсутствие звука в слове ___ Л ___ ___ Л ___

Слайд 16

Различаем твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки

Слайд 17

Слова из двух гласных (АУ) Из двух звуков: гласного и согласного ( УМ, ДА, ) Из трех звуков (РАК, КИТ) Из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА) Слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК) Слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ) Слова из двух слогов (СУМКА) Из 3 открытых слогов (СОБАКА) Порядок анализируемых слов :

Слайд 18

Определить последовательность звуков в слове . Выделять последовательность звуков в слове нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука. МММАК МАААК МАККК

Слайд 19

К О З А Развитие сложных форм фонематического анализа. Определение последовательности, количества, позиции звука в слове. С опорой на вспомогательные средства

Слайд 20

Определить позицию звука в слове.

Слайд 21

Цепочка слов

Слайд 22

Развитие слогового анализа и синтеза Назвать только гласный звук слога. Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога. Записать только гласные буквы слогов. Придумать слог с соответствующей гласной. Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву. Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.

Слайд 23

Подбери слово: На первый звук в слове На последний звук в слове На первый слог в слове На второй слог в слове На последний слог в слове

Слайд 24

Составить слово из слогов, данных в беспорядке. та ка пус воз ро па прос ша ква то руш пет ка вар мо са Определить пропущенный слог в названии картинки. ва

Слайд 25

Зашифрованные слова С Л Н О 1 2 4 3 СЛОН

Слайд 26

ПРЕДЛОЖЕНИЕ Работа по предупреждению дисграфии предполагает умение определять: количество слов в предложении последовательность слов в предложении место слов в предложении Задания: Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём Придумать предложение с определённым количеством слов. Распространение предложений. Составить схему данного предложения. Определить количество слов в предложении.

Слайд 27

Литература 1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. [Текст]/ Агранович З.Е. - Сп-б.: Детство-пресс, 2007. - 148 с. 2.Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. [Текст]/ Под ред. Н.В. Дуровой. - М.: Просвещение, 2001. - 126 с. .Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. [Текст]/ Максаков А.И., Тумакова Г.А. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с. .Невская Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду. [Текст]/ Невская Л.Н. - М.: Просвещение, 1990. - 168 с. 5.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. [Текст]/ Ткаченко Т.А. - М.: Просвещение, 2003. - 144 с. .Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. [Текст]/ Тумакова Г.А. - М.: Мозайка-Синтез, 2006. - 144 с. .Тумакова Г.А. Формирование представлений детей о звуковой форме слова. [Текст]/ Под редакцией Подякова Н.Н., Сохина Ф.А. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста - 1984. - С. 192-202. .Фальдберг А.С. Воспитание звуковой культуры речи у детей. [Текст]/ Фальдберг А.С. Под ред. Воскресенской А.И. // Обучение грамоте в детском саду. - 1963. - С. 118-126. .Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. [Текст]/ Под редакцией Запорожца А.В., Усовой А.П. // Сенсорное воспитание . -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...

«Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Семинар-практикум учителя-логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности (старший дошкольный возраст) «Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушения...

Закрепление навыков языкового анализа и синтеза через использование интерактивных игр у старших дошкольников

В содержании разработки представлен комплект мультимедийных презентаций, развивающих игр и заданий для интерактивной доски с целью развития у детей фонематического восприятия, закрепления навыков язык...

Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников

К пяти годам дошкольники с нормальным речевым развитием усваивают звукослоговой состав даже самых сложных слов  родного языка и практически не допускают нарушений звукослоговой структуры....

Трудности усвоения навыков языкового анализа и синтеза, характерные для дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование навыков языкового анализа и синтеза должно осуществляться на уровне слова и предложения, слога, фонемы.Самой сложной формой языкового анализа и синтеза является полный фонематический анал...

Статья. Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.

Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников....

Формирование у детей старше-подготовительного возраста представлений о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по средствам использования метода моделирования (с использованием пластилина)

В данном докладе (стендовый доклад) представлен приём работы по формированию у детей старше-подготовительного возраста о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по ...