Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ОНР на основе технологии составления текстов сказочного содержания.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Дети с ОНР испытывают трудности в усвоении навыков звукового анализа и синтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Кодикова Наталья Анатольевна, воспитатель
МАДОУ № 9 ст.Михайловской
Методическая разработка на тему: «Формирование навыков звукового
анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ОНР на основе технологии
составления текстов сказочного содержания».
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) ставят задачу формирования у детей предпосылок учебной деятельности, в том числе формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают трудности в усвоении навыков звукового анализа и синтеза, дифференциации понятий: гласный, согласный звуки (твёрдый, мягкий, звонкий, глухой). В практике разработаны результативные методики и система занятий по формированию у детей навыков звукового анализа и синтеза у таких авторов, как Т.А.Ткаченко, Л.Е.Журова, Н.В.Дурова. Организация занятий такого вида, в основном, сводится к классно-урочной форме, что ведёт к быстрой утомляемости детей и их низкой мотивации к данному виду занятий.
Из всего вышеперечисленного мы сделали вывод о том, что возникает необходимость поиска новых актуальных путей и подходов к организации занятий по формированию навыков звукового анализ и синтеза у дошкольников с ОНР.
Мы провели анализ коррекционных методик и технологий. Автор коррекционной методики Т.А.Ткаченко предлагает множество различных упражнений и заданий для решения задач по формированию у детей фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза. Педагогами Н.В. Дуровой, Л.Е. Журовой разработана система занятий по обучению детей грамоте, в которой расписана методика и последовательность преподнесения детям материала, в том числе и по формированию навыков звукового анализа и синтеза. Логопеды-практики Санкт-Петербурга Г.А.Быстрова, Э.А.Сизова, Т.А.Шуйская активно используют в своей работе логосказки, направленные на решение задач, как освоения лексико-грамматических категорий, так и на формирование элементарных навыков письма и чтения у детей. Сказки близки детям и их применение на занятии повышает интерес и мотивацию к данному виду деятельности. Автором общей теории сильного мышления – теории решения изобретательских задач (ОТСМ-ТРИЗ) Т.А.Сидорчук разработан алгоритм составления текстов и сказок, который широко применятся педагогами в формировании связной речи.
Нами был сделан вывод о том, что использование в работе всех предложенных методик, методов и приёмов способствует повышению мотивации детей к деятельности, снижению их утомляемости, и как следствие – повышению результативности работы педагога.
После анализа коррекционных и инновационных методик и технологий у нас возникла идея - формировать навыки звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ОНР на основе алгоритма составления текстов сказочного содержания, предложенной Т.А.Сидорчук.
Цель нашей работы - овладение детьми 6-7 лет с ОНР навыками звукового анализа и синтеза на основе составления текстов сказочного содержания. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить технологию составления текстов сказочного содержания и возможности использования её в непосредственной образовательной деятельности (НОД) по подготовке к обучению элементарным навыкам письма и чтения.
- Разработать алгоритм создания текста сказочного содержания.
- Внедрить алгоритм создания текста в процесс формирования у детей 6-7 лет с ОНР навыков звукового анализа и синтеза.
Основному этапу нашей работы предшествовал подготовительный этап, состоящий из нескольких шагов:
1 шаг - Знакомство детей с алгоритмом создания текстов сказочного содержания, схематизация этапов (герои, превращения, место, ситуация, текст и название).
2 шаг - Создание и сбор копилок совместно с детьми:
- копилка героев (символы звуков по Ткаченко Т.А.);
- копилка «волшебных» домов (с характеристиками звуков);
- копилка мест;
- копилка ситуаций (игр - тренингов со звуками).
Ситуации (игры-тренинги на формирование навыков звукового анализа и синтеза) представлены в таблице. Каждая игра направлена на решение конкретной задачи.
Игры | Задачи |
«1, 2, 3 – слово на звук назови» | придумывание слов, начинающихся на заданный звук |
«Дружба звуков» | объединение звуков в слоги, анализ слогов |
«Перевёртыши» | преобразование и анализ слогов |
«Придумай слово на слог» | придумывание слов, начинающихся на полученный слог |
«Объединялка» | объединение звуков в слово, анализ слова |
«Поменяйся местами» | преобразование слов через перемену места звуков |
«Добавлялка» «Убавлялка» | преобразование слов с добавлением или удалением звука из слова |
Основной этап работы заключается в реализации алгоритма создания текста сказочного содержания. Он состоит из 6 шагов:
1 шаг. Предложение педагогом или выбор детьми героев истории (согласных, гласных звуков) из копилки звуков.
2 шаг. Преобразование звуков через прохождение «волшебных» домиков с характеристиками звуков.
3 шаг. Определение места истории.
4 шаг. Определение ситуации (выбор игр-тренингов со звуками).
5 шаг. Составление истории - текста сказочного содержания.
6 шаг. Придумывание названия текста - истории.
Видоизменение алгоритма создания текстов сказочного содержания, предложенного Т.А.Сидорчук, и использование его в работе позволяет нам решить следующие задачи по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ОНР:
- Закрепление понятий «звук», «слог», «слово».
- Закрепление понятий, характеризующих согласные звуки: глухой, звонкий, твердый, мягкий.
- Умение определять место звука в слове.
- Проведение звукового анализа и синтеза прямых и обратных слогов, а также слов.
- Придумывание слов на заданный звук, слог.
- Преобразование слогов, слов с помощью перемены места, удаления или добавления звука.
Данную работу по формированию навыков звукового анализа и синтеза на основе составления текстов сказочного содержания планируем продолжать, так как видим её результативность.
Приведём пример текста сказочного содержания о звуках, составленного детьми 6-7 лет с ОНР на НОД по подготовке к обучению элементарным навыкам письма и чтения.
История о приключениях звуков Г, И и Т.
Жили-были звуки Г, И, Т. Звук Г был звонким твёрдым согласным, звук И – гласным, а звук Т - глухим твёрдым согласным. Попал звук Г на волшебную улицу и превратился в одном доме в звук Гь, потом в звук Кь, затем в звук К. Звук И пошёл по другой волшебной улице и превращался по очереди: сначала в А, потом в Э, и стал звуком О.
Звуки К и О подружились и побежали играть на лесную полянку в игру «Перевёртыши». Сначала 1 встал звук К, 2 – О получилось КО. Потом они поменялись местами 1 стал О, 2 звук К и получилось ОК. Им было весело и они решили придумать слова, которые начинаются на слог КО: кот, ком, корка, корпус, кожица.
Вдруг из дупла дерева они услышали стук молотка.
- Кто ты? – спросили звуки.
- Я – звук Т.
- Давай дружить! – предложили звуки К и О звуку Т.
Они стали играть втроём. Сначала 1 встал звук К, 2 - О, 3 – Т, получилось КОТ. А потом 1 и 3 звуки поменялись местами и получилось ТОК. А ещё звук К встал опять на первое место и получилось КТО.
Наступил вечер, звук Т попрощался с новыми друзьями и ушёл в своё дупло. А звуки К и О отправились назад домой, прошли по волшебным улицам, превратились в звуки Г и И, пошли спать.
Вот такое интересное приключение получилось!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по обучению детей старшей группе составлению текстов сказочного содержания с использованием приёмов технологии ОТСМ – ТРИЗ.
Тема совместной деятельности:Составление текста сказочного содержания.Совместная деятельность осуществляет интеграцию образовательных областей: Речевое развитие и Социально - коммуникативное развитие....
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему"Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания"
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, соз...
Методическая разработка на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ТНР на основе технологии составления текстов сказочного содержания».
В данной разработке описывается опыт работы учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы на занятиях по обучению дошкольников элементам грамоты с применением технологии ТРИЗ автора ...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...
«Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план развития профессиональной компетенции...
Выступление из опыта работы на съезде деффектологов "Освоение детьми способов анализа текстов сказочного содержания как путь к социальной адаптации детей с ОВЗ"
В докладе рассматриваются возможности ТРИЗ - педагогики в интеграции с инклюзивным образованием детей с особыми возможностями. Включение технологии ТРИЗ в коррекционную р...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...