Система коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР
презентация по логопедии
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
asabina.pptx | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Обусловлена тем, что проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОНР входит в число важнейших задач логопедической работы И без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением
«Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко -слоговое строение слова.» К.Д.Ушинский
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Показать возможности определения коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР ЗАДАЧИ РАБОТЫ: Проанализировать логопедическую, психолого-педагогическую литературу по теме Провести обследования , направленное на изучение проблемы. Подобрать методики, изучающие состояние фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза у детей. Определить эффективные методы и приемы коррекционной работы по развитию языкового анализа и синтеза
По Л.С. Волковой фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью вычленять в целостно речевом потоке речевые звуки. Фонематическое восприятие – это мыслительная деятельность по выделению и дифференциации звуков, по установлению звукового состава слова. Речевой слух – общая работа фонематического и фонетического слуха, выполняет восприятие и анализ чужой речи, а также проверка собственной речи. Речевой слух является стимулом формирования правильного произношения.
М етод диагностики Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной
Обследование состояния фонематического восприятия: Выполнение трёх заданий: в ыделение звука в ряду других; подбор картинок на заданный звук; самостоятельное придумывание слов с заданным звуком Предлагаемая система оценок: 3 балла - правильно выполняются все задания; 2 балла – задание выполняется с помощью логопеда; 1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда; 0 баллов - задание не выполняется.
Сводная диаграмма по результатам обследования фонематического восприятия в начале года у детей с ОНР
Обследования навыков звукового анализа и синтеза. Выполнение трёх заданий: Выделение первого звука в слове ; О пределение количества звуков в слове; О пределение места звука в слове. Предлагаемая система оценок: 3 балла - правильно выполняются все задания; 2 балла – задание выполняется с помощью логопеда; 1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда; 0 баллов - задание не выполняется.
Обследование навыков звукового анализа и синтеза в начале года, до коррекции навыка . «Выделить первый звук в слове» - средний балл - 33% «Определение количества звука в слове» - средний балл– 20% «Определение места звука в слове» - средний балл за это - 20 %
Для развития звукового анализа и синтеза у детей с ОНР, овладение чтением, использовались традиционными методиками, авторами которых являются: Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры у детей. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях спец. детского сада . Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
Содержание коррекционной работы I ЭТАП – узнавание и различение неречевых звуков. Задачи: Ф ормирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений .
«Угадай, что делают» Необходимы : стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек, бумага, карандаш. Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.
II ЭТАП - различение высоты, силы, тембра голоса. Задача: Д ошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр .
«Далеко – близко » Используются 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее. На третьей изображена станция, вдали. Педагог произносит звук у с разной силой голоса, а дети указывают соответствующую картинку. «Большой – средний – маленький» Подобрать картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михаила Ивановича, Анастасии Петровны и Мишутки). Педагог произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, а дети поднимают соответствующие картинки .
III ЭТАП - Р азличение слов, близких по звуковому составу. Задача: На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу .
«Красный – зелёный» Педагог показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит правильные и неправильные варианты слова «БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ». Если дети услышали правильное название того, что изображено на картинке, то должны поднять зелёный флажок, а если нет – красный.
I V ЭТАП - Д ифференциация слогов Задача : Учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры. Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па
V ЭТАП Игры на дифференциацию фонем. Задача: На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. С гласных звуков. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: « Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а ; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.
« ДЕВОЧКИ – ГЛАСНЫЕ » Перед ребенком лежат картинки с изображением девочек, губы каждой девочки имеют определённую артикуляцию. Педагог произносит гласные звуки, а ребенок показывает соответствующую девочку «МАЛЬЧИКИ – СОГЛАСНЫЕ » Твердые звуки носят одежду синего цвета, мягкие – одежду зелёного цвета. Звонкие звуки «носят» на голове колокольчик , глухие носят наушники. Педагог произносит согласные звуки, а ребенок показывает соответствующего мальчика.
VI ЭТАП - Развитие навыков элементарного звукового анализа. Задачи : Определение количества слогов в словах разной сложности; Выделение первого и последнего звука в слове; Определение места, количества, последовательности звуков в слове ; Анализ обратных слогов; Анализ прямого слога, слов.
Игры на определение количества слогов: «ПАРАВОЗИК И ВАГОНЧИК» Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов. Игры на выделение первого и последнего звука в слове : «РЫБАЛКА» С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки из аквариума. По заданию педагога нужно выделить из слова первый, последний звук. Картинки: лук, танк, паук, жук, веник, кот, кит, крот, плот, суп. Игры на определение места звука в слове : « СИНИЧКИ» Педагог показывает синичку и просит положить фишку на голову, туловище или хвост, в зависимости, где слышится заданный звук.
Коррекционная работа по развитию звукового анализа и синтеза имеет четыре ступени Обучение детей выделять начальный гласный звук из слов: у-утка....Анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аи, аиу ). А нализ и синтез обратных слогов типа ап, ут , ок . В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак) Выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк ). Анализ и синтез прямого слога типа са , а затем – умением выделять первый согласный из слов.
Последовательность коррекционной работы по развитию звукового анализа и синтеза
Результаты обследования фонетического восприятия в конце года «Выделение звука в ряду других звуков» с 30% до 80% «Подбор картинок на заданный звук» с 26% до 73%. «Придумывание слов с заданным звуком» с 20% до 90%
Результаты обследования навыков звукового анализа и синтеза в конце года «Выделение первого/последнего звука в слове» с 33% до 86% «Определение количества звуков в слове» с 20% до 80%. «Определение места звука в слове» с 40% до 90%
В ывод Своевременная организация логопедической работы по формированию и развитию фонематической системы в целом, и навыков звукового анализа и синтеза в частности, позволит избежать появления дисграфических и дислексических ошибок при обучении грамоте в школе
Список литературы 1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры у детей.- Спб ., 2000 2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985. 3. Логопедия: Учебник для студ. дефектол . фак. пед . высш . учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб . и доп. —— М.: Гуманитар . изд. центр ВЛАДОС, 2009. 4. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового внимания, восприятия и памяти.). – СПб.: “Паритет”, 2003 5. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М. 1961г. 6. Методы обследования речи детей: Чиркина Г.В. Пособие по диагностике речевых нарушений/ - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. 7. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина // Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак- тов пед . ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб . – М.: «Просвещение», 2007. 8. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997. 9. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999. 10. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4 – 5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ с ОНР.
В статье раскрывается понятие звуковой анализ, трудности формирования звукового анализа у детей с ОНР. Значимость логопедических занятий по формированию звукового анализа у де...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ с ОНР.
В статье раскрывается понятие звуковой анализ, трудности формирования звукового анализа у детей с ОНР. Значимость логопедических занятий по формированию звукового анализа у де...
Мастер-класс для воспитателей на тему:"Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру"
В статье раскрываются такие понятия как фонематический слух, фонематическое восприятие. Раскрывается роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте. Даны и...
Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...
Игры для формирования навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с нарушениями речи
Актуальность проблемы формирования навыков анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем слу...
Консультация для воспитателей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру»
У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению вн...
Статья. Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.
Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников....