Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и синтеза в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Звук [Ш]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Пальчук Светлана Николаевна

Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и синтеза в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_palchuk_s.n.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Конспект занятия

по формированию навыков звукового анализа и синтеза в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Звук [Ш]

Цели занятия

  1. Закрепление у детей правильного произношения звука [Ш].
  2. Формирование умения выделять заданный звук на фоне слова и определять его местоположение.
  3. Развитие у детей пространственного гнозиса и праксиса.
  4. Развитие логического мышления.
  5. Развитие зрительной памяти и внимания.
  6. Развитие общей и мелкой моторики.
  7. Развитие ритмических способностей у детей.
  8. Развитие просодической стороны речи.
  9. Закрепление названий промежуточных цветов.

Оборудование: магнитная доска, картинно-предметный материал, мяч, карточки-символы коротких и длинных слов, «замки» гласных и согласных звуков, поезд с буквами-вагончиками.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  • Звенит звонок. Начинается наше занятие. Слушай, думай, не ленись, красиво говорить учись! Чтобы красиво говорить на нашем занятии, давайте потренируем свой голосок.

Логопед поочередно вызывает детей и каждому дает задание, выполняя его вместе с ребенком:

«Произнеси гласный  звук  ([А], [О], [У], [И]), громко и кратко, громко и длительно, тихо и длительно, тихо и кратко».

  1. Введение в тему занятия

  • Сегодня мы с вами совершим путешествие. Наш поезд отправляется с оранжевого вокзала в город звуков, в один из его замков. Чтобы узнать в какой – вам надо выполнить задание. Это задание находится в оранжевом конверте. Возьмите его, достаньте части картинки.
  • Раз, два, три – картинку собери!
  • Дети называют получившиеся предметы. Логопед просит ребенка, сказать, какой первый звук он слышит в своем слове, дать характеристику этого звука (согласный, глухой).
  • Значит, сегодня мы путешествуем в синий замок, в замок согласных звуков.

Затем каждый ребенок проговаривает свое слово, утрированно произнося звук [Ш] с движением речедвигательной ритмики.

  1. Думай, думай, не ленись, отгадай - не ошибись!»

  • Звук [Ш] приготовил вам сюрприз, он просил меня загадать вам загадки.

Растёт зелёный кустик,

Тронешь – укусит,

Ягодки сидят на палочках

В красненьких рубашечках.

Брюшко их сыто – камешками набито. (шиповник)

Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка.  (шуба)

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык,

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

На четыре ноги

Надевали сапоги,

Перед тем, как надевать,

Стали обувь надувать.  (шины)

Король с королевой и конь без копыт

Без хобота слон и ладья без вёсел,

А рядовые – не человечки.

Белые латы, чёрные латы –

Что за солдаты?  (шахматы)

За ниточку хвостик

В руке я держал,

Ты улетел,

А я побежал.  (шар)

Вместо разрезной картинки отгадавший загадку ребёнок получает целую картинку и прикрепляет её на магнитную доску. Логопед проговаривает с детьми названия всех картинок в линейной последовательности.

  1. Дидактическая игра «День - ночь»

(Развитие зрительного внимания и памяти; закрепление навыка употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.)

По команде логопеда «НОЧЬ» дети закрывают глаза. Логопед убирает и (или) меняет местами картинки. По команде «ДЕНЬ» дети открывают глаза и говорят, какой картинки не стало и (или) какие картинки поменялись местами.

  1. Пальчиковая гимнастика.

«Ладошки устали» М.С. Рузина. (Развитие мелкой моторики и координации речи с движением.)

  • Голову мы с вами потренировали, правильно отгадали все загадки, а теперь давайте потренируем руки·и пальчики.

Устали мои ладошки,

Хотят отдохнуть немножко.

Показать ладони, несколько раз расслабленно встряхнуть ими.

Они собирали игрушки,

Имитация движений сбора игрушек.

С мамой лепили плюшки,

«Полепить» из воображаемого теста.

С бабулей варили кашку,

Помешивающие движения правой рукой.

Рвали в саду ромашки,

Сорвать несколько воображаемых цветков.

Кидали хлебные крошки

Воробушкам на дорожке.

Собрать пальцы щепотью и, перебирая ими, «разбрасывать» воображаемые крошки.

Устали мои ладошки,

Пускай отдохнут немножко.

Сложить ладони одну на другую, расслабить руки.

  1. Дидактическая игра

«14-й лишний». КОРИЧНЕВАЯ ОСТАНОВКА.

(Развитие логического мышления и навыков звукового анализа и синтеза.)

  • Звук [Ш] приготовил вам еще один сюрприз. Возьмите со столов коричневый конверт, в нем лежит необычная картинка. Там нарисовано сразу несколько предметов, один из них - лишний. Найдите лишний предмет и объясните свой выбор (по наличию или отсутствию звука [Ш] в начале слова).
  1. Дидактическая игра

«Парочки». СИНЯЯ ОСТАНОВКА.

(Развитие ритмических способностей детей и развитие навыка фонематического анализа.)

Вы очень хорошо занимаетесь. Не устали? Давайте вспомним о том, какими могут быть слова по длине? (длинными и короткими). А как мы об этом узнаем? (делим слово на слоги, отхлопывая их). Возьмите со стола оставшийся синий конверт и достаньте карточки и схемы слов. Положите под каждой картинкой соответствующую схему слова.

Лексический материал:

Шар карандаШ

Шея – малыШ

Шкатулка ковШ

Шумовка камыШ

Шампунь мыШь

Шахматы дуШ

* В случае затруднения при определении местоположения звука [Ш], воспользоваться средствами речедвигательной ритмики.

  1. Игра с мячом «Подарок для звука [Ш]»

(Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, ритмических способностей, общей моторики.)

Речедвигательная ритмика.

  • Звук [Ш] для нас преподнес много-много сюрпризов для вас. Давайте и мы сделаем ему подарок - поиграем в игру «Замени звук». Мы поиграем в эту игру два раза. Сначала я буду называть вам слово, а вы замените первый звук на звук [Ш] и покажете его с помощью движений.

Лексический материал:

сутки шутки

лейка шейка

споры шпоры

валун шалун

суметь шуметь

ров шов

даль – шаль

пар – шар

мыло – шило

порох шорох

рак-шаг

Куба – шуба

мышка шишка

губы – шубы

жить – шить

тапки – шапки

кум – шум

было – шило

  • Теперь поиграем в эту же игру с мячом.
  1. Итог занятия

  • С каким звуком мы совершили путешествие? (со звуком [Ш]).
  • Давайте дадим характеристику этого звука (согласный, глухой.)
  • Где у нас прятался звук [Ш] в словах? (в начале и в конце слова)
  • Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня

Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе в...

КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».

Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

Конспект подгруппового логопедического занятия старшая группа для детей с общим недоразвитием речи Тема: «Гласные звуки» (закрепление)

Цели:Коррекционно-образовательные:1.  Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;2.  Продолжить ра...

Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие по железной дороге»

Цель:·         Закрепить навык произношения звука[ ч] в слогах, словах, фразах;·         Соверше...

Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и синтеза, дифференциация свистящих и шипящих посредством игр В.В.Воскобовича. "Малыш Гео в цирке"

Материал занятия поможет развивать внимание, память, логическое и творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве, а также направлен на закрепление навыка звукового ...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...

Статья. Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.

Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников....