Применение метода сенсорной интеграции в условиях ДОУ
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Александрова Юлия Валерьевна

Применение метода сенсорной интеграции в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сенсорная интеграция1.39 МБ
Файл metod_sensornoy_integratsii_v_dou.docx0 байтов

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОД СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ЦРДО «Лучик» Энгельсского муниципального района Саратовской области 413113, Саратовская область, город Энгельс, Восточный переулок, зд . 12в тел 8(8453)51-21-18 E-mail: madoy-25@yandex.ru Подготовили: учитель-логопед Александрова Юлия Валерьевна учитель-дефектолог Харисова Юлия Александровна Энгельс, 2023

Слайд 2

Сенсорная интеграция (от лат. « sensus » - ощущение, « integratio » - восстановление) – это определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности.

Слайд 3

Сенсорная интеграция: что за методика? Сенсорная интеграция - это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов. От такого, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Потому ее важно развивать при помощи специальных занятий по сенсорной интеграции. Итогом таких занятий становятся правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешние раздражители. Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на неё) быстрее, соответственно, процессы воспроизведения различных функций ускоряются. Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский эрготерапевт , психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году в Университете Южной Калифорнии в рамках своей диссертации по педагогической психологии. Сегодня этот метод применяется во всех странах мира и помогает детям побороть моторную неловкость и восстановить баланс «рецептор-рефлекс».

Слайд 4

Кто проводит такие занятия? Сенсорная интеграция – это, прежде всего, работа с мозговыми функциями, поэтому чаще всего занятия с использованием сенсорно-интегративных методик проводят нейропсихологи и дефектологи, прошедшие дополнительное образование по данному направлению. Программа по восстановлению и/или развитию сенсомоторных функций подбирается индивидуально; для каждого ребенка это разные игры и занятия, направленные непосредственно на ту область, которая ему дается сложнее. Важно, что использование сенсорной интеграции не принуждает ребенка к труднореализуемым действиям, напротив, использование игровой механики увлекает и заинтересовывает, просто влияет на те же области головного мозга, которые отвечают и за трудные для конкретного ребенка действия.

Слайд 5

Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и Какого характера проблемы у детей с дисфункцией сенсорной интеграции? Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля. Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция.

Слайд 6

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах . Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику . Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком . Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность . Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам . При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции . На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

Слайд 7

Сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержки речевого развития), именно поэтому деткам, у которых набаются речевые трудности, рекомендованы занятия с использованием сенсорно-интегративных методик. Так, для запуска речи используются игры, направленные на развитие мелкой моторики: бизиборды , «сухие» бассейны, игры с крупами, песком и т.д. В залах для занятий сенсорной интеграцией создаются все условия для максимального погружения ребенка в увлекательную игровую среду. Считается, что сенсорная интеграция – один из самых эффективных способов для скорейшего запуска речи. Сенсорная интеграция для ребенка, который никак не заговорит Сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержки речевого развития), именно поэтому деткам, у которых наблюдаются речевые трудности, рекомендованы занятия с использованием сенсорно-интегративных методик. Так , для запуска речи используются игры, направленные на развитие мелкой моторики: бизиборды , «сухие» бассейны, игры с крупами, песком и т.д. В залах для занятий сенсорной интеграцией создаются все условия для максимального погружения ребенка в увлекательную игровую среду. Считается , что сенсорная интеграция – один из самых эффективных способов для скорейшего запуска речи.

Слайд 8

Нарушения сенсорной интеграции возникают в результате следующих причин : Генетическая предрасположенность Патологии внутриутробного развития/внутриутробные инфекции Родовые травмы- Патологии в новорожденном/грудничковом периодах Средовые факторы (экология ) Нарушения нервно-психического развития Черепно-мозговые травмы Детский церебральный паралич ( ДЦП) Расстройства аутистического спектра (РАС ) Врожденный аутизм в результате синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ ). Важно , что дисфункция сенсорной интеграции практически всегда выявляется при аутизме, РАС, ДЦП и при повреждениях головного мозга (например, черепно-мозговые травмы); часто - при СДВГ . При СДВГ, РАС, ДЦП и аутизме комплексные занятия с сенсорной интеграцией необходимы в 100% случаев, т.к. являются одним из эффективных методом для развития высших психических функций детей с нарушениями мозговой деятельности и повреждениями коры головного мозга. Для каждого ребенка программа по сенсорной интеграции разрабатывается индивидуально, учитывая способности и особенности конкретного малыша. Стоит отметить, что сенсорные нарушения встречаются у 20% среди всех детей дошкольного возраста и требуют активного внедрения в жизнь ребенка сенсорной интеграции . Использование сенсорной интеграции при СДВГ, РАС, аутизме

Слайд 9

Где и как проводятся занятия по сенсорной интеграции? Обычно занятия по сенсорной интеграции проводятся специалистами в детских коррекционно-развивающих центрах. Под данный вид занятий отводится отдельная комната. Зал оборудуют различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга.

Слайд 10

Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д .). Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном . « Сухие» бассейны, водяные матрацы и батуты . Веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы . Лотки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т.д .). Бизиборды , бизикубы , бизидомики . Утяжеленные одеяла и подушки . Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм ). Развивающие коврики и столы . Световое и звуковое оборудование и т.п. Создать подобную комнату в домашних условиях самостоятельно навряд ли получится в связи с большим количеством крупногабаритных предметов для занятий. Более того, большинство оборудования достаточно дорогое. Что включает в себя «сенсорная комната»?

Слайд 11

Как можно применить метод СИ в условиях ДОУ? Сенсорное развитие детей в ДОУ необходимо планировать при следующих условиях: работу можно осуществлять в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в свободной деятельности дошкольников; учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при подборе сенсорного материала; организовать тесное сотрудничество с родителями воспитанников и специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, спортивный инструктор ). Работа по сенсорной интеграции у детей осуществляется по нескольким направлениям, а именно: В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий. В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников. В изобразительной деятельности – рисовании, аппликации, лепке.- В конструктивной деятельности из различных материалов. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание). В индивидуальной работе по музыкальному развитию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития. В группе организовывается сенсорный центр, в котором представлены игры направленные на обогащение чувственного опыта детей, развития тактильных ощущений.

Слайд 12

чрезмерная ( гипер -) или недостаточная ( гипо -) чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша); избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности, расстройства мышечного тонуса; слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики); двигательная неуклюжесть; трудности в концентрации, импульсивность; быстрая утомляемость; отказ от социальных контактов; задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении; слабая организация поведения, отсутствие планирования. Показания к использованию метода СИ в ДОУ:

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление по теме: "Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

По данной теме я выступала на городском конкурсе "Лучший учитель-логопед" 2018 г.Белово, где стала лауреатом. Этот материал удобен тем, что в тексте уже даны сноски на необходимые слайды в п...

Статья на тему: "Применение методов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ"

Число детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья неуклонно растет с каждым годом. Все больше детей имеют сложный дефект, расстройства аутистического спектра, задержку психич...

Метод сенсорной интеграции в условиях ДОУ

Метод сенсорной интеграции в развитии дошкольниковСенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом ...

Конспект занятия для детей с ТНР с применением технологии сенсорной интеграции

Приемы сенсорной интеграции в работе с детьми с ЗРР и ТНР (ОНР 1-2 уровень)...

Совместное мероприятие с родителями "Мастер-класс «Использование методов сенсорной интеграции в работе с детьми в домашних условиях» -"Путешествие в страну Сенсорику"

Цель:  Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей  дошкольного возраста.Задачи мастер-класса: ознакомить родителей с дидактическими играми, способ...

мастер-класс "Применение методов сенсорной интеграции в условиях ДОУ"

Презентация мастер-класса на методическом объединении учителей-дефектологов. Демонстрация практического применения методов сенсорной интеграции....