Диагностика нарушений речевого развития у детей.
методическая разработка по логопедии по теме
Изучение состояния детской речи имеет огромное значение в системе всей коррекционно - развивающей работы, от его организации зависит результат логопедического воздействия.
Предлагаю вашему вниманию экспресс - диагностику. Такая диагностика дает возможност, в кароткий срок ,получить первичную картину речевого развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.docx | 423.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика нарушений речевого развития у детей.
Изучение состояния детской речи имеет огромное значение в системе всей коррекционно - развивающей работы, от его организации зависит результат логопедического воздействия. Важную роль в результативности обследования играет правильный выбор методики обследования, соответствующей возрасту и психо - физическому развитию ребенка.
Логопед дошкольного учреждения должен обследовать речевое развитие всех детей во всех возрастных группах в начале и конце учебного года. При большой численности детей в дошкольном учреждении логопед сталкивается с проблемой дефицита времени. Как следует из практики образовательных учреждений, логопеды либо не укладываются в отведенные для обследования сроки, либо не проводят диагностику речевого развития у детей младшего возраста, что противоречит принципу ранней диагностики нарушений.
В сложившейся ситуации логопед вынужден искать новые методы и приемы, которые были бы более компактны и в тоже время высокоинформативные. Одним из таких методов является экспресс - диагностика. Конечно, она не исключает полного индивидуального и комплексного обследования, но оно проводится позже – при зачислении детей в группу компенсирующего вида или в сложных случаях, когда затруднена постановка диагноза. Такая диагностика дает первичную картину речевого развития ребенка.
Для выявления нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста мной был разработан диагностический инструментарий:
- схема обследования речи
- цветная иллюстрация
Экспресс-диагностика проводится индивидуально и включает разделы
-Лексика
-Грамматика
-Связная речь
Подобранный речевой и иллюстрационный материал для экспресс-диагностики компактен и удобен. Его можно использовать во всех возрастных группах, меняя степень сложности или сам характер заданий. При выполнении одного задания можно диагностировать ребенка сразу по нескольким речевым параметрам (лексика, грамматика, самостоятельная речь)
Исследуя речевое развитие, задания необходимо давать в интересной, игровой, интонационно выразительной форме с учетом возрастных особенностей детей младшего и среднего возраста.
При проведении экспресс-диагностики у детей отмечается положительный настрой, стойкий интерес к заданиям.
Использование данного метода в практике дает возможность своевременно выявлять нарушения речи у детей дошкольного возраста и рационально использовать рабочее время логопеда.
Приложение:
1 схема обследования речи
№ | Раздел | Вопрос | Предполагаемый ответ | Примечание |
Лексика | ||||
1 | Предметный словарь | Всюду лежит снег. Когда это бывает? | Зимой | |
Какие еще времена года ты знаешь? | Весна, лето, осень | |||
Что бывает после весны (Осени)? | Лето (зима) | |||
Кто пришел на поляну? | Медведь, медвежонок, курочка, цыплёнок, девочка | |||
Покажи и назови зверей. | Медведь ,заяц, белка | |||
Какие это животные? (Дикие или домашние) | Дикие животные | |||
Каких диких животных ты еще знаешь? | Лиса, волк, еж, рысь…. | |||
С кем пришел медведь на полянку?(белка) | С медвежонком (с бельчонком) | |||
Каких домашних животных ты знаешь? | Кошка, собака, корова, коза…. | |||
Почему они домашние? | Они живут дома. За ними ухаживает человек. | |||
Каких птиц ты видишь на картинке. Покажи и назови. | Курицу, ласточку, синичку, снегиря | |||
Курица, гусь, утка-это какие птицы? | Домашние птицы | |||
С кем пришла курица? | С цыпленком | |||
Кто детеныш у утки?(гуся) | Утенок (гусенок) | |||
Как называются птицы, которые прилетают весной и улетают осенью? | Перелетные птицы | |||
Назови перелетных птиц. | Скворец, ласточка, |
№ | Раздел | Вопрос | Предполагаемый ответ | Примечание |
Как называются птицы, которые остаются на зиму? | Зимующие птицы | |||
Покажи и назови зимующую птицу. Каких зимующих птиц ты еще знаешь. | Синичка. Воробей, голубь, сорока… | |||
Посмотри, какое необычное дерево. Что на нем растет? Покажи и назови. | Помидоры, огурцы, клубника | |||
Огурцы, помидоры- это что такое? (Скажи одним словом.) | Овощи | |||
Где растут овощи? | В огороде ,на земле | |||
Какие еще ты знаешь овощи? | Свекла, морковь, редиска, лук, чеснок… | |||
Что должно расти на деревьях? | Фрукты | |||
Посмотри , а здесь еще выросла и клубника. Что это такое?(овощ, фрукт , ягода) . Где она должна расти? | Это ягода. Она растет на земле, на кустике. | |||
Какие я годы ты еще знаешь? | Земляника, вишня, смородина…. | |||
2 | Редко употребляемая лексика | Назови что это? Для чего это нужно? | Бинокль (Чтобы смотреть в даль); Клумба (чтобы было красиво на улице); Фонтан… | |
3 | Прилагательные, обозначающие цвет | Какого цвета снег (небо, шляпка у гриба, солнце) | Белый (голубое, коричневая и красная, жёлтое) | |
4 | Прилагательные, обозначающие форму | Какой формы солнце? | Солнце круглое . Яблоко, часы…. | |
Какой формы крыша? | Крыша треугольная | |||
Какой формы огурец? | Огурец овальный |
№ | Раздел | Вопрос | Предполагаемый ответ | Примечание |
5 | Прилагательные, обозначающие качество предмета | Какой снег? | Белый, пушистый, мягкий…. | |
Какое солнце? | Круглое, желтое, теплое… | |||
Какая шкура у медведя7 | Коричневая, теплая, мягкая | |||
6 | Словарь антонимов | Дерево высокое, а куст…? | Низкий | |
Медведь большой, а медвежонок? | Маленький | |||
Солнце горячее, а снег ? | Холодный | |||
Девочка молодая, а дедушка ? | старый | |||
7 | Словарь синонимов | Подбери похожее слово: Здание- Приятель- Смелый- Пища- | Дом Друг Храбрый Еда | |
8 | Глагольный словарь | Что делает девочка?(белка, ласточка, сенце, кораблик…) | Идет (скачет, летает, светит, плывет… | |
Свинья хрюкает, а овца?( курица кудахчет, а петух ?...) | Блеет (кукарекает…) | |||
Грамматика | ||||
1 | Использование падежных форм существительных | Кто это? Что это? Без чего девочка? Кого встретила девочка? Чем птичка клюет зерна? О ком думает девочка? | Девочка Дом Без ботинка Медведя Клювом О медведе | |
2 | Образование множественного числа существительных | Здесь огурец, а здесь? Это гриб, а это Это цветок, а это? Это птица, а это? | Огурцы Грибы Цветы Птицы | |
3 | Образование родительного падежа сущ . во мн. и ед.ч. | Это дом. Я его закрываю. Чего не стало? (цветы, медведь, огурцы…) | Дома (цветов, медведя, огурцов…) | |
4 | Образование сущ с помощью уменьшительно -ласкательных суффиксов. | Будь ласковым. Называй все ласково. | Домик, кустик, солнышко…. |
№ | Раздел | Вопрос | Предполагаемый ответ | Примечание |
5 | Образование прилагательных от сущ. | Кораблик из бумаги, какой кораблик? | Бумажный | |
Платье из шерсти. Платье какое? | Шерстяное | |||
Ботинок из кожи Это какой ботинок? | Кожаный | |||
6 | Образование притяжательных прилагательных | Уши чьи? | Заячьи | |
Хвост чей? | Медвежий, беличий | |||
7 | Согласование сущ. с числительными | Я начну считать, а ты продолжай: один огурец, два огурца… | Три огурца, четыре огурца, пять огурцов | |
8 | Обследование навыка употребления предлогов | Откуда пришел медведь? Где растут грибы? Где сидит зайчик? Где летает птица? | Из леса | |
Под деревом | ||||
На горке | ||||
Над деревом | ||||
Связная речь | ||||
1 | Составление рассказа -описания | Опиши девочку | ||
2 | Составление рассказа по сюжетной картинке | Составь рассказ по картине «Задумчивый художник» | ||
3 | Творческое рассказывание | Придумай историю про медведя |
2. Иллюстрация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нарушение речевого развития у детей
Нарушения речевого развития у детей. Причины и виды· добавлена: 10.05.2009· Оценка: 8.9/10 (44)Если малыш в 1 год не говорит слов, или к 2-м...
Нарушения речевого развития у детей. Причины и виды
Как своевременно распознать проблему в речевом развитии малыша? Что делать? Как помочь? Ответы на эти вопросы здесь....
Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»
Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...
Диагностика проблем речевого развития у детей в раннем возрасте
Несколько несложных советов о том, как понять, если у ребенка отклонения от норм речевого развития...
Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития. Комплекс сенсомоторных упражнений для растормаживания речи у детей с задержкой речевого развития.
Комплекс сенсомоторных упражнений для растормаживания речевых процессов....
Психолого – педагогическая диагностика нарушений речевого развития
Дети с нарушениями речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, ...
Принципы логопедической диагностики нарушений речевого развития дошкольников
Под принципами понимаются исходные теоретические положения, которыми педагог руководствуется в своей диагностической и коррекционной деятельности. Правильно разработанные принципы являются основой эфф...